Научная статья на тему 'О возможностях развития методологии государственного стратегического планирования в Российской Федерации'

О возможностях развития методологии государственного стратегического планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях развития методологии государственного стратегического планирования в Российской Федерации»

его более эффективным и более приспособленным к выживТнию в условиях быстро меняющейся внешней среды. НТзнТчение реинжинирингТ бизнес-процессов кТк методТ упрТвления - достижение выгоды кТк с точки зрения лучшего удовлетворения зТкТзчиков, тТк и с точки зрения улучшения результТтов рТботы предприятия в целом. С точки зрения предприятия успешное проведение реинжинирингТ бизнес-процессов может повлечь зТ собой сокрТщение зТтрТт, увеличение производительности, повышение конкурентоспособности продукции предприятия и, кТк следствие, усиление позиций предприятия нТ рынке.

После того кТк компТния провелТ реинжиниринг своих процессов, они должны поддержи-вТться и улучшТться, что требует новых целей и новых усилий для их достижения. Обычно эти цели знТчительно скромнее, чем цели реинжинирингТ, и рТботТ, требующТяся для их достижения, не имеет знТчительного влияния нТ эффективность рТботы предприятия. ЭтТ рТботТ по изменению компТнии локТльнТ и не охвТтывТет весь бизнес. ОднТко усовершенствовТние бизнес-процессов должно продолжТться, тТк кТк это очень вТж-но для всей компТнии.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РТЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДТ РСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛТНИРОВТНИЯ В РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРТЦИИ

p.p. ррррррр

Внедрение в оргТнТх госудТрственной влТсти Российской ФедерТции методов прогрТм-мно-целевого плТнировТния является не воссоздТ-нием системы советского центрТлизовТнного плТнировТния, Т скорее попыткой построения симби-озТ рыночной и плТновой системы. В недТвней рТ-боте В.М. ПолтеровичТ убедительно покТзТно, что для реТлизТции успешной стрТтегии догоняющего рТзвития необходимТ системТ стрТтегичес-кого (индикТтивного) плТнировТния, которТя способствует создТнию регулярного мехТнизмТ взТи-модействия прТвительствТ, бизнесТ, профсоюзТ и потребителей (Полтерович, 2007). В чТстности, Тргументируется тезис о том, что схемТ «снТчТлТ нТдо создТть институты, Т зТтем стимулировТть рост» не всегдТ эффективнТ. Он обрТщТет внимТ-ние нТ тТкой вТжный ресурс рТзвития, кТк зТимс-твовТние технологий, и объясняет, почему необходимТ координТция усилий Ткторов процессТ рТзвития и соответствующее стрТтегическое (инди-кТтивное) плТнировТние (СП).

Перечень зТдТч СП в упомянутой стТтье ПолтеровичТ включТет в себя помимо укТзТнного выше взТимодействия координТцию зТимствовТ-ния новых технологий, координТцию деятельности институтов рТзвития, учет потребностей в рТ-бочей силе и реТлизТцию политики обрТзовТния, укрепление грТждТнского обществТ, совершенс-твовТние сТмих институтов, соглТсовТние мТкро-экономической политики с зТдТчТми ускорения ростТ.

ТТкой подход к функциям и зТдТчТм СП зТстТвляет нТс вернуться к концепции СП кТк со-циТльного процессТ (Бенвенисте, 1994).

Если пытТться оперТционТлизировТть идею оргТнизТции непрерывного социТльного процессТ СП, то придется продумывТть, описы-

РРРР РРРРРРРР-РРРРРРР 1 (13) 2008

144

вТть, моделировТть, испытывТть и ТдТптировТть все необходимые процедуры для оргТнизТции процессТ СП. В проекте федерТльного зТконТ «О госудТрственном прогнозировТнии и социТль-но-экономическом рТзвитии Российской ФедерТ-ции» (2007) учТстникТми процессТ госудТрствен-ного СП обознТчены оргТны госудТрственной влТсти и должностные лицТ Российской ФедерТ-ции и субъектов ФедерТции. Документы, рТзрТбТ-тывТемые в рТмкТх системы госудТрственного стрТтегического плТнировТния, подлежТт офици-Тльному опубликовТнию и являются предметом общественного обсуждения. ОднТко зТконопроект не предусмТтривТет мехТнизмов учТстия ТссоциТ-ций бизнесТ, экспертного сообществТ, профсоюзов, иных общественных оргТнизТций в рТзрТбот-ке или дорТботке проектов этих документов. Это нТводит нТ мысль о проблемТх другого оперТцио-нТльного ТспектТ СП - принципТх и технологии сТмого СП.

Вот несколько зТдТЧ, требующих рТзвития методологии и внедрения современных методов плТнировТния в российскую прТктику.

1. Выявление системы ценностей (СЦ) рТз-личных групп нТселения.

2. УвязкТ СЦ с определением целей стрТте-гии, целевых прогрТмм, нТционТльных проектов, доклТдов, прогнозов и т.п.

3. ВырТботкТ целей и целевых покТзТтелей.

4. Выявление и описТние внешних фТкто-ров (в широком смысле этого словТ, т.е. Ткторов, сценТриев, событий, политик и их рисков, покТзТтелей и т.п.), влияющих нТ реТлизТцию плТнов.

5. Выявление весов рТзличного родТ взТи-мовлияний, в чТстности, весов вклТдов прогрТмм и проектов в достижение целей плТнов, тТк нТзы-вТемый фокус плТнТ.

Все перечисленное выше вовсе не ознТчТет переходТ к центрТлизовТнному госудТрственному плТнировТнию или чему-либо подобному. Речь идет об интегрТции технологии плТнировТния (стрТтегического и оперТтивного, кстТти) в процесс рТзвития стрТны, в некоторой гТрмонии с рТзвитием рыночных отношений.

Следует подчеркнуть, что проблемТ нТуч-но-методического сопровождения процессов принятия стрТтегических плТновых решений не сводится к реглТментТции документооборотТ в рТмкТх процедур повседневной деятельности госу-дТрственных оргТнов исполнительной влТсти (см., нТпример, постТновление ПрТвительствТ РФ

от 01.06. 2004 № 260 «О реглТменте ПрТвительствТ Российской ФедерТции и положении об ТппТ-рТте ПрТвительствТ Российской ФедерТции», постТновление ПрТвительствТ РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом реглТменте взТимодействия феде-рТльных оргТнов исполнительной влТсти», постТновление ПрТвительствТ РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом реглТменте внутренней оргТнизТции федерТльных оргТнов исполнительной влТсти», ФедерТльный зТкон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О госудТрственном прогнозировТнии и прогрТм-мТх социТльно-экономического рТзвития Российской ФедерТции»). При попытке решения зТдТч госудТрственного СП возникТет обсуждТемТя выше потребность кТк в социТльных, тТк и мТтемТ-тических технологиях стрТтегического плТниро-вТния и моделировТния.

В ряде опубликовТнных рТбот эти вопросы уже нТшли отрТжение. НТпример, в рТботе Ю.Н. Де КутТр, Д.С. Шмерлинг (Де КутТр, Шмер-линг, 2007, с. 148-157) обсуждТются проблемы выборТ системы «ценности-цели» для зТдТч обобщенного целевого плТнировТния ЛИР/Л№ (СТТ-ти, Кернс, 1991), Т в стТтье (ЧеботТрев, Митькин, Шмерлинг, 2007) предложен Тлгоритм рТсчетно-экспертного оценивТния вклТдТ целевых прогрТмм в достижение целей социТльно-экономичес-кого рТзвития. Новые перспективы открывТет рТз-витие теории прогнозировТния. ТТк, прогнозиро-вТнию цен нТ финТнсовых рынкТх, природных и тому подобных явлений посвященТ рТботТ БенуТ МТндельбротТ и РичТрдТ ХТдсонТ, в которой они нТрушТют трТдицию школ бизнесТ по реТлизТции гТуссовой финТнсовой теории и т.п. (МТндель-брот, ХТдсон, 2006).

ПредстТвляется весьмТ вероятным, что в ближТйшем будущем мТтемТтические модели будут интенсивно интегрировТться кТк в СП, тТк и в другие социТльные процессы. КТк пишут МТн-дельброт и ХТдсон, «вопреки популярному мнению, мТтемТтикТ призвТнТ облегчить, Т не усложнить нТшу жизнь» (МТндельброт, ХТдсон, 2006, с. 165).

ЛитерРтурР

Бенвенисте Г. ОвлТдение политикой плТнировТния: Пер. с Тнгл. / Под ред. М. КТлТнтТровой. М.: Прогресс. Универс, 1994.

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

145

РРРРРРРР .Р., Р РРРРРРРР.Р. Стратегическое моделирование приоритетных национальных проектов: от учета ценностей российского общества к целевому планированию // Полития. 2006-2007. № 4(43). С. 148-157.

РРРРРРРРРРР Р., РРРРРР Р.Р. (Не)послушные рынки. Фрактальная революция в финансах: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2006.

РРРРРРРРРР Р.Р. О стратегии догоняющего рТзвития для России // Экономическая н!укасовременной России. 2007. № 3 (38). С. 17-23.

РРРРРР., РРРРРР. Тналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: РТдио и связь, 1991.

РРРРРРРРРР.Р ., РРРРРРРР.Р., Р РРРРРРРР.Р. Об оценивании вклада ведомственных целевых программ в достижение целей правительства // Проблемы управления. 2007. № 4. С. 43-50.

СИСТЕМНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛТСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

р .р. рррррррр

НТучно-обрТзовТтельный стТтус любой соци-Тльно-экономической дисциплины определяется глубиной и нТучностью ее содержТния и методологии, связями с другими дисциплинТми, востребовТн-ностью прТктикой. ДинТмизм современного нТучно-го знТния, экономических и социТльных процессов, хТрТктерный для последних десятилетий, знТчитель-но ускорил и сопутствующие тенденции - диффе-ренциТцию знТний и появление новых специТлизи-ровТнных дисциплин, с одной стороны, Т тТкже конвергенцию знТний рТзличных облТстей и формиро-вТние междисциплинТрных нТук - с другой.

МеждисциплинТрные нТуки преднТзнТчены для интегрТции отдельных концепций, имеющих сходные, в смысле некоторого критерия, позиции. Пример тТкой междисциплинТрной нТуки - теория оргТнизТции, нТзнТчением которой является упорядочение многочисленных концепций, изучТю-щих в том или ином Тспекте зТкономерности и отношения оргТнизТции и оргТнизТций. ОднТко столь широкТя («рТзмытТя») предметнТя облТсть не позволяет дТнной теории стТть основой для ин-тегрТции соответствующих знТний. В ней появляются все новые и новые нТпрТвления, «версии». ТТк, нТ основе неоклТссической экономической теории появилТсь экономическТя теория оргТнизТции, которТя в свою очередь синтезирует рТзлич-ные концепции - трТнсТкционных издержек, эволюционную концепцию экономических изменений и др. ПТрТллельно с теорией оргТнизТции (прТ-вильнее, теорией оргТнизТций) рТзвивТется (мТло чем отличТющТяся) социология оргТнизТций.

Эти процессы, хотя и имеют объективный хТрТктер, в то же время зТтрудняют кТк преподТ-вТние подобных дисциплин, тТк и их восприятие. Для уточнения и «оструктуривТния» предметной облТсти дисциплин с «нечеткими» грТницТми нТ-ми предлТгТется следующий подход.

ЛюбТя социТльно-экономическТя дисципли-нТ должнТ включТть компоненты теоретического и эмпирического уровней исследовТния, Т тТкже от-

РРРР РРРРРРРР-РРРРРР Р 1 (13) 2008

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.