УДК 343
DOI 10.23672/e2635-6807-5131 -b
Исакова Наталья Талибджановна
магистрант, Тихоокеанский
государственный университет talibdganovna@mail.ru
Олейникова Альбина Яковлевна
кандидат юридический наук, Тихоокеанский
государственный университет talibdganovna@mail.ru
Natalia T. Isakova
Master Student, Pacific State University talibdganovna@mail.ru
Albina Ya. Oleinikova
Candidate of Legal Sciences, Pacific
State University talibdganovna@mail.ru
Проблемы взаимодействия
государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля
Problems of interaction
between state housing supervision and municipal housing control
Аннотация. В результате реформирования жилищного законодательства появилась необходимость осуществления контроля за их деятельностью несущих ответственность за содержание принадлежащего им имущества, т.е., контроля за надлежащим содержанием общего имущества, предоставлением коммунальных услуг и сохранностью жилого фонда. Законодательство в сфере осуществления муниципального жилищного контроля и жилищного надзора постоянно претерпевает изменения, которые далеко не всегда юридически корректны и эффективны. Реформирование жилищного законодательства сфере осуществления муниципального жилищного надзора и жилищного контроля происходят и в настоящее время, в связи с этим исследование законодательства о жилищном надзоре и жилищном контроле в данное время достаточно актуально.
Ключевые слова: жилищное законодательство, реформирование, муниципальный жилищный контроль, Конституция РФ.
Annotation. As a result of the reform of the housing legislation, it became necessary to control their activities of those responsible for the maintenance of their property, i.e. control over the proper maintenance of common property, the provision of utilities and the safety of the housing stock. The legislation in the sphere of implementation of municipal housing control and housing supervision is constantly undergoing changes, which are far from always legally correct and effective. Reforms of housing legislation in the area of municipal housing supervision and housing control are still taking place, in this regard, the study of legislation on housing supervision and housing control is currently quite relevant.
Keywords: housing legislation, reform, municipal housing control, Constitution of the Russian Federation.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Зачастую гарантированность прав граждан, в частности жилищных напрямую зависит от сохранности федерального, либо муниципального имущества.
В соответствии с часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью (Конституция РФ).
Таким образом, бремя содержания государственного имущества ложится на плечи государства,
бремя содержания муниципального имущества -на плечи муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Зачастую, гарантированность прав граждан, в частности жилищных напрямую зависит от сохранности федерального, либо муниципального имущества.
В соответствии с часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью.
Действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время защищает права граждан на безопасное и комфортное проживание в жилых помещениях, независимо от их права собственности.
В целях защиты жилищных прав введены такие понятия, как «государственный жилищный надзор» и «муниципальный жилищный контроль» [1].
Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных лиц по пресечению, выявлению и предупреждению нарушений в сфере жилищного законодательства, в том числе, законодательство о энергосбережении, сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, нарушений порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги [3]. Лицами, осуществляющими государственный жилищный надзор, являются лица уполномоченные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения действующего жилищного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Таким образом, деятельность государственных жилищных инспекторов и муниципальных жилищных инспекторов во многом тождественна, но и во многом отличается.
Уполномоченные лица, наделенные правами осуществлять государственный жилищный надзор, обладают боле широкими полномочиями, чем лица, наделенные полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, например, осуществление деятельности по пресечению, выявлению и предупреждению порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги. Также, государственный жилищный надзор осуществляется в отношении жилищного фонда вне
Литература:
1. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре».
4. Истомин В.Г. Муниципалитет экономика и управление. Государственный жилищный надзор и муниицпальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия. С. 2-3.
зависимости от его формы права собственности, в то время как муниципальный жилищный контроль осуществляется только в отношении муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, следует отметить, что действующее законодательство не позволяет провести достаточно четкого разграничения между этими двумя понятиями. Детальность муниципальных жилищных инспекторов дублирует часть полномочий государственного жилищного инспектора [2].
Но, несмотря на то, что полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением жилищного законодательства индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и физическими лицами наделены и органы местного самоуправления, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в настоящее время предпринимательскую деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов организации осуществляют недобросовестно, износ жилищного фонда увеличивается, жилые дома приходят в непригодное для проживания состояние, из чего следует сделать вывод о том, что механизм осуществления муниципального жилищного контроля и государственного жилищного надзора малоэффективен.
Необходимо наделить боле широкими полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля органы местного самоуправления позволив на местах контролировать предпринимательскую детальность организаций по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов независимо от его формы собственности. Также, упростить процедуру осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, т.к. в сельских поселениях органы, наделенные полномочиями по осуществлению жилищного контроля не реализовывают свои полномочия, по причине боязни привлечения к ответственности за несоблюдение тонкостей административной процедуры осуществления муниципального жилищного контроля.
Literature:
1. Federal Law of July 18, 2011 № 242-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Requests for State Control (Supervision) and Municipal Control»).
2. Federal Law of 31.07.2020 № 248-FZ «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation».
3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 11.06.2013 № 493 (ed. From 13.09.2018) «On State Housing Supervision» (together with the "Regulation on State Housing Supervision».
4. Istomin V.G. Municipality economy and management. State housing supervision and municipal housing control: theory, practice and problems of interaction. P. 2-3.