А.В. Колязина,
соискатель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии
A.W. Kolyazina,
aspirant of the Department of Administrative and Municipal Law Saratov State Law Academy aleksandra [email protected]
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере
Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей применения органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Актуальность статьи обусловлена важностью применения мер обеспечения производства органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере для эффективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также активным использованием данного правового института в настоящее время. Автор рассматривает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как системное понятие, дает определение применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере и их должностными лицами, выявляет основные и специфические признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере и их должностными лицами.
Ключевые слова: меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, государственный контроль, государственный надзор, жилищно-коммунальная сфера, административное правонарушение, меры административного принуждения.
Measures of maintenance of manufacture on affairs about administrative offenses, applicable state control and supervision bodies in the sphere of housing and communal services
Abstract: in the article actual questions arising the specific application by the state control and supervision in the sphere of housing and communal measures ensuring proceedings in cases of administrative offenses. The relevance of the article due to the importance of the application of measures to ensure the production of bodies of state control and supervision in the sphere of housing and utilities to effectively deal with cases on administrative offenses, as well as the active use at the present time this legal institution. The author considers the measures to ensure proceedings on administrative offenses as a systemic concept, defines the use of measures of maintenance of manufacture on affairs about administrative offenses bodies of the state control and supervision in the housing sector and their officials, identifies the basic and specific features of software of the cases measures on administrative violations, applied by the state control and supervision in the sphere of housing and communal services and their officials.
Keywords: measures to ensure of the cases on administrative offenses, state control, government supervision, housing and communal services, administrative offense, administrative coercive measures.
В широком арсенале мер административного принуждения особое место отведено мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это положение исходит из их организационного потенциала, позволяющего воздействовать на общественные отношения [1, с. 3].
и;
По мнению таких ученых-административистов, как Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, C.B. Тихомиров, мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении отводится важная роль в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях [2, с. 483].. C этим трудно не согласиться, однако для целей настоящей статьи необходимо подробное исследование значения мер обеспечения производства и их роли в производстве по делам об административных правонарушениях.
Как справедливо отмечают А.Ю. Соколов и B.B. Попов, «действующее административно-деликтное законодательство предусматривает отдельную кодифицированную главу с детальной регламентацией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» [3, с. 72]. Однако в юридической литературе встречаются различные дефиниции данного правового явления.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой самостоятельную, урегулированную в законодательстве группу мер, целью которой является создание условий для полного, объективного и эффективного осуществления данного вида юрисдикционного производства. Так, А.Ю. Соколов рассматривает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как особую систему мер [4].
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — с ложный правовой институт с присущими ему разнообразными связями, специфической структурой и процессуальным порядком реализации. m B КоАП РФ не закреплено легальное понятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, отсутствуют нормы, s в которых определяется пон ятие системы мер обеспечения производства по < делам об административных правонарушениях.
s Меры обеспечения производства по делам об административных право-g нарушениях необходимо рассматривать как системное понятие, поскольку ^ они обладают единством, обусловленным целью обеспечения производства по к делу, единообразным административным порядком применения, схожестью g в основаниях применения, а также в субъектах воздействия, закреплением в ш нормах правового акта, составляющим основу административно-дел иктного с законодательства. Наличием общих черт определяется специфика данного вида административного принуждения [5, с. 56].
14Q Согласно мнению Е.И. Сидорова, меры обеспечения производства по - делам об административных правонарушениях четко вписываются в правовую конструкцию: меры административного принуждения — меры адми-£ нистративного пресечения — меры обеспечения производства по делам об ° административных правонарушениях — меры ответственности, являясь N элементом ее логического развития [6, с. 11—12].
Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость рассмотрения мер обеспечения производства в качестве самостоятельного вида административного принуждения.
Прежде всего, необходимо выявить содержание понятия «применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере и
® "О
а и
их должностными лицами». Данную дефиницию можно представить следующим образом: это урегулированная нормативными правовыми актами процессуальная деятельность уполномоченных лиц органов государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере, осуществляемая в рамках производства по делам об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, а также обеспечения £
своевременного и правильного рассмотрения дела об административном право- ñ
нарушении и исполнения принятого по делу постановления, для р ешения задач, |
возложенных государством на органы государственного контроля и надзора в í
жилищно-коммунальной сфере и их должностных лиц. *
Применение мер обеспечения производства по делам об администра- -а
тивных правонарушениях органами государственного контроля и надзора в |
жилищно-коммунальной сфере обусловлено рядом особенностей. Во-первых, ñ
несмотря на систематизированное урегулирование в КоАП РФ, отдельные й
вопросы применения данных мер обеспечения производства по делам об g 3 административных правонарушениях регулируются и иными норматив- 1 ° ными правовыми актами, к которым относятся: Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [7], Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав Ц® * юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении -§ -8 государственного контроля (надзора) и муниципального контрол я» [8], Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном | ^ ч жилищном надзоре» [9], а также акты региона льного уровня.
ТЛ -ios
Во-вторых, должностные лица органов государственного контроля и надзо- §:§í ра в жилищно-коммунальной сфере имеют право применять не все указанные 1"§§ в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства. Например, такие меры sg-g обеспечения производства, как «отстранение от управления транспортным |§í средством», «освидетельствование на состояние алкогольного опьянения», и
«медицинское освидетельствование на состояние опьянения» (ст. 27.12. КоАП § < Í0 РФ), «задержание транспортного средства» (ст. 27.13 КоАП РФ) этими органами применяться не могут. При осуществлении производства по делу об адми- "gsj, нистративном правонарушении должностные лица органов государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере чаще всего применяют
изъятие вещей и документов (ст. 27.10—27.11 КоАП РФ). Не все должностные -
лица в полной мере осознают ценность обеспечительной функции рассматриваемых мер, что связано с организацией правоприменительной деятельности. щ Только в случае обнаружения признаков правонарушений, предусмотренных, ^
о
raíz
например, ст. 19.4 или 20.25 КоАП РФ, должностные лица должны прибегнуть §
а
к содействию органов внутренних дел для доставления (ст. 27.2 КоАП РФ) ^ или административного задержания (ст. 27.3—27.6 КоАП РФ). ^
Согласно пункту 5 ст. 198 Жилищного кодекса РФ, если в течение календарного года лицензиату судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания в отношении многоквартирных домов в его управлении, сведения о таких домах
исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а лицензия аннулируется. Происходит это по решению суда на основании заявления органа государственного жилищного надзора, поданного в суд на основании р ешения лицензионной комиссии. До рассмотрения р ешения лицензионной комиссии об аннулировании лицензии судом действие лицензии приостанавливается. Поэтому данный период можно рассматривать как результат применения меры обеспечения в виде временного запрета деятельности по основаниям, указанным не в КоАП РФ, а в ч. 5 ст. 198 Жилищного кодекса РФ.
В-третьих, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются только теми должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и реализовывать отдельные положения КоАП РФ. К примеру, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренным ст. 6.24, 7.21—7.23, ч. 1 ст. 7.23.2, ч. 4 и ч. 5 ст. 9.16, ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ согласно ст. 23.55 КоАП РФ могут применять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, а органы Роспотребнадзора имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, ^ предусмотренных гл. 4 КоАП РФ (ч. 1 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.6, ст. 14.7, 14.8). ^ В-четвертых, меры обеспечения производства по делам об администра-к тивных правонарушениях могут применяться в отношении как физических,
так и юридических лиц. ш В-пя тых, особенностью при менен ия мер обеспечен ия при осуществлен ии производства по делам об админ истрати вных правона-^ рушениях в органах государственного контроля и надзора жи лищно-< коммунальной сферы являются фактические основания их реализации.
Основанием применения мер обеспечения производства является нарушение ^ конкретным лицом правил, требований, нормативов (например, «СанПиН ^ 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям просе; живания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические т правила и нормативы» [10], «Минимальный перечень услуг и работ, необ-ш ходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в с многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» [11] и др.). В большинстве случаев перед применением мер обеспечения осуществляются 142 предварительные мероприятия контрольно-надзорного характера.
- Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные и
специфические признаки мер обеспечения производства по делам об админи-£ стративных правонарушениях, применяемых органами государственного кон° троля и надзора в жилищно-коммунальной сфере и их должностными лицами.
^ Список литературы:
1. Помогалова, Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения : дис. ... канд. юрид. наук / Ю.В. Помогалова. — Саратов, 2004. — 212 с.
2. Попов, Л.Л. Административное право России : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. — М.: Проспект, 2010. — 752 с.
3. Соколов, А.Ю. Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки / А.Ю. Соколов, В.В. Попов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — № 6. — С. 72—79.
4. Соколов, А.Ю. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов. — Саратов: Научная книга, 2011. — 306 с.
5. Соколов, А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов. — М.: Норма, 2015. — 320 с.
6. Сидоров, Е.И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела : дис. ... канд. юрид. наук / Е.И. Сидоров. — М., 2008.
7. Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 15, ст. 766; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 27, ч. 1, ст. 4198.
8. Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52, ч. 1, ст. 6249; 2016. — № 27, ч. 2, ст. 4287.
9. Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 25, ст. 3156; 2016. — № 26, ч. 2, ст. 4064.
10. Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010) // Российская газета. — 2010. — 21 июля.
11. О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения : постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (в ред. от 09.07.2016). — URL: http://www.pravo.gov. ru, 12.04.2013; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 30, ст. 4914.
М.В. Яковлев, M.V. Yakovlev,
адъюнкт кафедры теории и истории Adjunct of the Theory and History of
государства и права State and Law Department St. Petersburg
Санкт-Петербургского военного Military Institute of the troops of the
института войск национальной гвардии National Guard of the Russian Federation Российской Федерации
Профессиональная правовая культура военнослужащих войск национальной гвардии России как объект правового воздействия: теоретико-правовой анализ
Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу — профессиональной правовой культуре военнослужащих войск национальной гвардии России. Небольшой срок существования нового органа исполнительной власти, изменения организационной структуры, объема властных полномочий указывают на своевременность и необходимость понимания духовной, ценностной составляющей этой профессиональной деятельности. Профессиональная правовая культура военнослужащих войск Росгвардии находится в постоянном развитии под воздействием различных социальных факторов, но прежде всего под воздействием права. В статье проводится теоретико-правовой анализ категории «правовое воздействие» (признаки, соотношение с «правовым регулированием»), анализируется функциональный потенциал правового воздействия применительно к формированию профессиональной правовой культуры военнослужащих Росгвардии.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, профессиональная правовая культура, военнослужащие национальной гвардии России, правовое воздействие.
143