Научная статья на тему 'Проблемы выявления и пресечения таможенными органами Российской Федерации административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности'

Проблемы выявления и пресечения таможенными органами Российской Федерации административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / CUSTOMS AUTHORITIES / INTELLECTUAL PROPERTY / ADMINISTRATIVE OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Кирилл Александрович

В статье рассмотрены проблемы выявления и пресечения таможенными органами Российской Федерации административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ELICIT AND PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL PROPERTY BY CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIAN FEDERATION

The paper is devoted to the problems of elicit and prevention of administrative offences in the sphere of intellectual property by customs authorities of Russian Federation

Текст научной работы на тему «Проблемы выявления и пресечения таможенными органами Российской Федерации административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности»

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

О

ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В

Е

о

Андреев К.А. 3

Гч

Я

В статье рассмотрены проблемы выявления и пресечения таможенными i—i органами Российской Федерации административных правонарушений в сфере ин- р^ теллектуальной собственности Т

The paper is devoted to the problems of elicit and prevention of administrative offences ^ in the sphere of intellectual property by customs authorities of Russian Federation О

Ключевые слова: таможенные органы, интеллектуальная собственность, ^ административные правонарушения И

3

Key words: customs authorities, intellectual property, administrative offences О

Охрана объектов интеллектуальной собственности занимает одно из ® ведущих мест в государственной политике Российской Федерации. Так, Россия, являясь участником ряда международных конвенций и соглаше- ^ ний в указанной сфере, в частности Парижской конвенции по охране про- Н мышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, то- Л варных знаков и др.)1 от 20 марта 1883 г., Мадридского соглашения от 14 ь апреля 1891 г. «О международной регистрации знаков»2 и др., состоя чле- 3 ном Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)3, О также активно развивает отечественное законодательство в данной сфере. Т В частности, с 01 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Граждан- 3 ского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения в сфере интеллектуальной собственности. Не осталось без внимания и таможенное законодательство Российской Федерации. Впервые в Таможенном кодексе Российской Федерации4 2003 г. в главе 38 устанавливался порядок действия должностных лиц таможенных органов в случае обнаружения при осуществлении таможенного оформления и контроля объектов интеллектуальной собственности. В пришедшем ему на смену Федеральном

1 Закон, 1999, № 7.

2 http://consultant.ru/.

3 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Публикация N 250(R). Женева, 1974.

4 Собрание законодательства РФ, 2003, № 22, ст. 2066.

закону от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-Ф3) аналогичные положения прописаны в главе 42. Также в Таможенном кодексе таможенного союза5 (далее - ТК ТС) регулированию обозначенных отношений посвящена глава 46.

С целью реализации функций по регулированию оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы п. 12 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделены компетенцией по возбуждению дел по ч. 1 ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование товарного знака).

Например, в 2010 г. таможнями Северо-Западного региона по ст. 14.10 КоАП России возбуждено 34 дела об административных правонарушениях (далее - АП), из них 25 - в отношении юридических лиц. Для сравнения по ст. 14.10 КоАП России в 2009 г. возбуждено 34 дела об АП (из них, 31 - в отношении юридических лиц), в 2008 г. - 72 (70 - в отношении юр. лиц), в 2007 г. - 80 дел об АП (28 - в отношении юр. лиц). Снижение количества дел об АП, возбужденных по ст. 14.10 КоАП России, в 2009 г. связано с изменением позиции арбитражных судов Северо-Западного округа по рассмотрению указанной категории дела об АП после вынесения постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 03.02.2009 № 10458/086 (дело об АП по факту ввоза автомашины «Порше Кайен»), в котором указано, что ввоз товара, маркированного товарным знаком, без разрешения правообладателя на территорию Российской Федерации не образует состава правонарушения по ст. 14.10 КоАП России.

Вместе с тем, в практике таможенных органов возникают проблемы методики выявления и пресечения административных правонарушений по ст. 14.10 КоАП России.

Так с целью установления достаточных данных, указывающих на наличие АП, предусмотренных ст. 14.10 КоАП России до возбуждения дела об АП в рамках таможенного контроля необходимо:

- провести экспертизу на предмет определения вероятности смешения средств индивидуализации товаров;

- установить субъект по делу об административном правонарушении;

- получить сведения о государственной регистрации товарного знака и документы, подтверждающие правомочия правообладателя.

На необходимо сть выяснения данных обстоятельств с целью подтверждения наличия события и состава административного правонарушения,

5 Собрание законодательства РФ, 2010, № 50, ст. 6615.

6 Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 10458/08 по делу № А40-9281/08-145-128 // Вестник ВАС РФ, 2009, № 5.

Проблемы выявления и пресечения...

предусмотренного ст. 14.10 КоАП России, указано в Методических рекомендациях, направленных в таможенные органы письмом ФТС России № 01-06/24387 от 29.06.20 077 (по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП России).

Таким образом, осуществление в рамках возбужденного дела об АП по статье, предусмотренной главой 16 КоАП России, действий для установления достаточных данных, указывающих на наличие события АП по ст. 14.10 КоАП России, является недопустимым и противоречащим требованиям КоАП России.

Статья 24.1 КоАП России определяет, что задачами производства по делам об АП является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статья 26.1 КоАП России определяет исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Проведение проверки по установлению в действиях лица, совершившего административное правонарушение, наличия либо отсутствия фактов нарушения таможенного законодательства в сфере интеллектуальной собственности, соблюдения установленных запретов и ограничений не отнесено к предмету доказывания по делу об АП, возбужденному по статье 16.1, 16.2 или 16.3 КоАП России, и противоречит положениям КоАП России.

Кроме того, проведение проверки по установлению достаточных данных, указывающих на наличие события АП по ст. 14.10 КоАП России, в рамках возбужденного дела об АП по иному составу АП приведет к затягиванию сроков производства по делу, а также возникновению дополнительных издержек, связанных с проведением экспертизы и (или) хранением товаров, являющихся предметом административного правонарушения, которые в дальнейшем могут быть признаны необоснованными.

Федеральным законом № 311-ФЗ закреплено, что деятельность таможенных органов строится, в том числе на основе принципа недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела (п. 7 ст. 11).

К указанным полномочиям Федеральный закон относит право таможенных органов привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 7 ч. 1 ст. 19).

7 http://consultant.ru/.

Таким образом, сбор информации и документов, исследование обстоятельств, подлежащих выяснению для получения достаточных данных, указывающих на наличие события АП, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП России необходимо проводить в рамках осуществления таможенного контроля, а не в рамках ведения административного расследования по делам об АП, возбужденным по ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России.

Соответствующие полномочия по принятию мер для выявления нарушений прав интеллектуальной собственности, таможенным органам предоставлены главой 46 ТК ТС и главой 42 вышеуказанного Федерального закона.

Также необходимо отметить, что согласно приказу ФТС России от 13.08.2007 № 965 «Об утверждении общего положения о таможенном посте» таможенный пост осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенного контроля с использованием системы управления рисками; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции и др.

Таким образом, должностные лица, осуществляющие таможенный контроль, могут принять меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, а также использовать весь спектр форм таможенного контроля и другие полномочия таможенных органов при проведении таможенного контроля (например: проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС); таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС); проводить экспертизы (гл. 20 ТК ТС)) для проведения проверки с целью установления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения по ст. 14.10 КоАП России.

Учитывая изложенное, в случае выявления таможенными органами фактов незаконного использования товарного знака в рамках таможенного контроля (как до выпуска товаров и (или) транспортных средств, так и после) должностные лица таможенных органов должны применять способы и возможности, предусмотренные таможенным законодательством, для сбора, фиксации и получения доказательств совершенного правонарушения.

При этом необходимо отметить, что результаты проведения таможенного контроля могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие)

Проблемы выявления и пресечения.

таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 171 вышеуказанного Федерального закона).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.