Научная статья на тему 'Проблемы выражения тендерного содержания в исторических формах развития искусства'

Проблемы выражения тендерного содержания в исторических формах развития искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы выражения тендерного содержания в исторических формах развития искусства»

Бурлакова Т.В., Халиуллина О.Р.

Оренбургский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМАХ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

В статье рассмотрена проблема наполнения гендерным содержанием различных предметов повседневной и бытовой культуры, декоративно-прикладного искусства в истории общества. Рассматривается влияние разделения труда на проектирование предметов женского или мужского предназначения, на изменение их формы в зависимости от ролевого использования и формирование женских и мужских образов в предметном мире.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков произошли существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества: на смену понятия «пол» приходит понятие «гендер», как отражение изменившихся социальных ролей мужчин и женщин в обществе. История развития культуры и искусства, так или иначе, обязательно затрагивали проблему положения женщины в обществе, социальной значимости мужчин, отражали систему межличностных отношений в семье.

Культура - сложный феномен, который охватывает все сферы социальной жизни в ее основных проявлениях, отражает изменения, происходящие в обществе, организует, в том числе, и половые различия людей, т.е. определяет гендерные характеристики. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ и неизбежно проявляют свою социальную половую роль в различных видах человеческой деятельности. Искусство - высшая идеальная форма проявления культуры. Одной из специфических областей, точнее, особым родом человеческой деятельности является художественное творчество, продуктом которого являются произведения искусства, также в той или иной мере отражающие определенный статус гендерных отношений и проявляющие их содержание. Наиболее ярко это прослеживается в тех видах и жанрах искусства, которые наиболее тесно связаны с повседневной культурой человека, с организацией быта и внешнего облика личности (еще в античном мире искусством считалось вся сфера деятельности людей, которая требовала определенных навыков, обучения, умения и т.п.) Поэтому в разряд искусства попадали и чисто практические ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.д.).

Одним из таких феноменов является декоративно-прикладное искусство. Разнообразие видов и массовость позволяют ему активно воздействовать на жизнь человека. Предметы декоративно-прикладного искусства выступают как свидетели человеческой жизни, источники эстетических переживаний людей, в которых не могли не отразиться гендерные различия как в декоративной форме, так и в утилитарной функции.

Испокон веков существовало разделение труда по половому признаку: на заре цивилизации мужчины охотились и рыбачили, работали с металлом, изготовляя оружие и орудия труда. Женщина оставалась у домашнего очага, и домашняя работа включала в себя труд производительный: изготовление посуды, ткачество, садоводство, что позволило женщине сделать ряд открытий. Так, от первобытных ремесел произошло искусство керамики, изобретенное женщиной. Ткацкий станок также был изобретением женщины, лишь со времени более поздних культур, когда наметилось уже обособление ремесла, ткацкое искусство стало достоянием мужчин, которые заметили экономическую выгоду изготовления изделий для продажи (станок был усовершенствован и увеличен в размерах). Женщины были и первыми ювелирами. Они плели из провощенных шнуров изделия, которые затем покрывали глиной, воск выжигали и на его место наливали расплавленный металл [1, 94]. Но в X веке литье бронзы и серебра перестало быть женским делом, мужчины опять совершенствуют процесс изготовления, используя глиняные и каменные формы.

Сфера устройства домашнего быта всегда считалась женской добродетелью в культурном пространстве. Несомненен вклад женщины и в развитие декоративно-приклад-

ного искусства. В 1916 году М. Цетлин, друг русской художницы-авангардистки Г ончаро-вой, утверждал: «женщины внесли в сокровищницу мирового искусства гораздо больше, чем можно себе представить. Это они были невидимыми, неизвестными соучастниками искусства. Это они вязали кружева, вышивали, ткали ковры. Своими эстетическими устремлениями они подняли художественный уровень жизни» [2, 24]. Ярким примером является след женщины в древнерусском искусстве. В монастырях, при княжеских дворах, в боярских вышивальных светлицах изготовлялось шитье. Вышитые женщинами церковные принадлежности вывозились за границу, в частности во Францию, где они назывались «русскими шелками».

Гендерный подход ярко выражен в различных видах народного искусства. При создании глиняной игрушки мужчины-гончары обычно лепили, а женщины расписывали игрушку (Каргополь, Дымково). В ряде других регионов мужчины выполняли токарную работу, а женщины расписывали изделия.

Уверенная, сильная мужская рука мастера видна в русской резьбе по дереву, резьбе карпатских мастеров, ювелирном деле и чеканке Грузии. Легкая, кропотливая женская рука - в шитье, в вышивке, в кружеве. Так, например, вологодское кружево - явление чисто русской национальной культуры. В пору расцвета промысла кружевным плетением занимались в районе города Вологды сорок тысяч плетельщиц. Долгими зимами в каждом русском доме стучали коклюшки. Из рода в род, от матери к дочери передавались секреты мастерства. В старину на Руси кру-жевоплетение так и называли - «женским за-мышлением».

Плетением посуды из соломы в Белоруссии занимались женщины, именно они были ответственны за сохранение пищи. Благодаря женщине в туркменском доме царят культ красоты, культ гостеприимства и культ чадолюбия (с какой тщательностью расписана люлька - «гавора»!) Руками казахских женщин созданы великолепные войлоки и предметы из войлока [3, 230].

Необходимо отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства

являются прерогативой мужчин не только в связи с необходимостью применения определенной физической силы, но и в связи с владением точным глазомером, более развитым, чем у женщин пространственным мышлением. Материал, например, металл, не может вернуть свою первоначальную форму в случае творческой или технической неудачи, именно психофизиологические характеристики мужчины в большей степени позволяют не потерять самообладание при этом и начать новую работу. Аналогично можно рассматривать и стеклодувное производство.

Часто мастерство передавалось по мужской или женской линии, исходя из религиозных соображений. Например, Средняя Азия славится традиционной керамикой. Мастерство передавалось только по мужской линии, женщины не допускались к изготовлению: к помещению гончарной мастерской, к станку, к обжигу, к глине гончары относились как к святыне.

В декоративно-прикладном искусстве существовало такое же разделение труда между мужчинами и женщинами в изготовлении предметов, как и сам факт истории - первичное разделение труда между полами. Ведение домашнего хозяйства позволило женщине сделать ряд открытий. Как только мужчина видел экономическую выгоду изобретения, оно совершенствовалось и становилось его прерогативой (керамика, ткачество).

Разделение деятельности между мужчинами и женщинами в создании предметов декоративно-прикладного характера связано не только с их физическими и психическими различиями, но и с социальной организацией конкретного общества. А это, в свою очередь, предполагает наличие предметов декоративно-прикладного характера, которые создавались сугубо для мужчин и сугубо для женщин. Чем ближе к человеку была вещь, чем чаще он ей пользовался, тем ярче в ней проявлялись гендерные особенности ее содержания.

Еще в древние времена во многих традиционных культурах большую роль играли амулеты. Символом сильного пола, а также единственной узаконенной формой роскоши для мужчин был нож, кинжал. Клинок ножа

считался живым и наделялся силой, способностью охранять либо губить жизнь и честь владельца. Нож как амулет «оберегал», т.е. украшал. Найдено огромное количество женских талисманов, ныне хранящихся в музеях и демонстрирующих развитие древнего декоративно-прикладного искусства. На Руси -это деревянные фигурки матери-берегини, а также различные зверушки, украшенные эмалью, подвески, ожерелья, бусы. В Древней Греции и в Древнем Риме были распространены бронзовые и керамические фаллосы -амулеты служили защитой дома, сада, огорода. Аналогом «женских врат жизни» является древний амулет «раковина каури» или фарфоровая улитка - защите женщины придавалось огромное значение. Амулеты, обереги и талисманы имели важное значение в жизни древних людей, они служили гарантом жизни человеческого рода, его продолжения: для мужчин - символы сохранения силы для добычи пищи, для женщин - здоровья для воспроизводства потомства. Многие амулеты представляют из себя подлинные шедевры древнего ювелирного искусства и являются бесценными образцами декоративно-прикладного искусства древних людей [4, 147].

На протяжении истории гендерное содержание ярко проявляется в мелких, но незаменимых в обиходе предметах: флаконах, табакерках, тростях и т.д. В глубокую древность уходит корнями история чисто женского предмета - веера. Прообразы веера -опахала. В XVIII веке пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра, черепахи, иногда из дерева, золота, серебра; экран веера - из бумаги, шелка, кружева, атласа. Веер украшали росписью и драгоценными камнями. Вместе с самим веером возник и особый язык, который широко использовался на балах и светских раутах: цвет и положение веера могли о многом рассказать окружающим. Таким образом, складывалась целая мировоззренческая культура использования предмета с выраженным гендерным содержанием

Бытовые предметы и мебель также в полной мере являлись выражением различных гендерных ролей. Более того, они постепенно приобретают яркий специализированный харак-

тер. Искусство мебели заслуживает внимания и изучения. Множество разновидностей столов возникает в XVIII столетии: туалетные, рукодельные, столы-серванты, ломберные и т.д. Во Франции в это время появляются маленькие изящные столы-бобики со столешницей в форме бобового зерна. Первоначально предназначавшиеся для рукоделия, впоследствии они стали использоваться и для письма, и для чаепития. Изысканно украшались дамские туалетные столы. .. .Существовал удобный и красивый столик для рукоделия с откидной столешницей, под которой по периметру располагались ящички для всего необходимого, а посредине - шелковый или коленкоровый мешок для неоконченной работы. Такой столик, стоявший обыкновенно в гостиной, очень ценился, и хозяйка могла беседовать с гостями, не отрываясь от работы [4, 215]. Тогда же начали производить маленькие и изящные дамские письменные столы, которые дамы не всегда использовали по прямому назначению. Прихотливость вкусов французского придворного общества XVIII века породила «кокетливую» мебель: угловые шкафчики, крохотные столики, секретеры и др. Формы мебели для сиденья изменяются в сторону утонченности и интимности. Рамки спинок и сидений приобретают плавную текучесть, ручки и ножки, изгибаясь, как бы продолжают это волнообразное движение контуров. Обивка становится все более мягкой и, наконец, сиденье заменяется туго натянутым холстом, на котором покоится пышно взбитая пуховая подушка. На подобных креслах невозможно чинно и торжественно восседать, они зовут изнеженное тело к кокетливым и ленивым позам. Кресла, кушетки, диваны, шезлонги, скамеечки принимают ряд совершенно новых форм и носят новые, часто причудливые названия: «маркиза», «пастушка», «дюшеса» и т.п. [5, 72]

Середина XIX века отмечена образованием комплекса кабинетной мебели (письменный стол, массивное кресло, кожаный диван), знаменующего образование делового мужского пространства. Еще с XVII века стали изготовляться большие кабинеты с подстольями, ставшие скоро необходимой частью убранства дворцов. Обставленная несколькими такими предметами комната в дальнейшем сама

получила название кабинета. Тогда же становится востребован новый тип письменного стола - бюро, с бортами, откидывающейся крышкой, ящичками, отличавшимися редкой красотой и тщательной отделкой. Столешница бюро обтягивалась толстым сукном, отсюда и произошло название Ьиге - «толстое сукно». Пользовалась популярностью и оттоманка - широкий, мягкий диван с подушками, заменяющими спинку, с валиками по бокам. В 1955 году кресло-шезлонг с оттоманкой дизайнера Ч.Имза станет одним из классических образцов мебели XX века. А на формалистское решение Имза вдохновили типовые кресла закрытых мужских клубов.

Еще одним местом, где собирались в основном мужчины, стали первые кофейни (ХУШв.). Если кофе функционировал в сфере коллективного потребления как мужской напиток, то появившиеся вскоре чайные воплотили в себе центральные для викторианской идеологии ценности женственности и домашности. Знаменитый five o’clock tea, дневные посиделки за чашкой чая в узком кругу друзей были изобретением женщины: благодаря графине Анне Бедфордской дневное чаепитие стало модным времяпрепровождением в аристократических кругах [6, 239]. Принадлежность чая к сфере частной жизни можно отчасти объяснить тем, что чай, в отличии от кофе, гораздо проще приготовить в домашних условиях. Интересно, что скромная кофейная утварь не шла ни в какое сравнение с разнообразной чайной экипировкой. Изысканные сервизы, чайные столики, различные принадлежности для чаепития входили в обиход благодаря женщинам, что и отражалось в формах этих предметов. Так, например, сахарницы и щипцы для сахара становятся популярны во времена королевы Виктории с «сахарными головами» и колотым сахаром. В XVII-XVIII веках чай был дорог, и его держали в шкатулке с замком - «кэдди», отмерять заварку могла только хозяйка - ключик от «кэдда» она носила на поясе. Среди мебели интересна многоуровневая горка, на которой подают к чаю сладкое, и которая была предметом почти одушевленным. Когда чай разливала хозяйка дома, а прислугу отпускали, гости могли сами брать закуски с это-

го специального сервировочного столика (столики называли Lazy Susan «ленивица Сьюзен», как горничную) [7, 236-237].

К третьей группе предметов декоративно-прикладного искусства гендерного содержания можно отнести изделия, которые представляют собой или включают в себя фигурки самих изображений мужчин и женщин. Такие примеры представлены во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Одни из первых женских фигурок - бесчисленные «палеолитические Венеры», женские статуэтки с условными чертами лица и гипертрофированными объемом груди, живота и бедер. Эти фигурки сделаны более двадцати тысяч лет назад, одни - их кости мамонта, другие - из мягкого камня, третьи - из глины, смешанной с золой и обожженной. По мнению Р. Тэннехилла, научная теория о том, что Венеры представляют материнство, в наши дни не заслуживает доверия, поскольку нигде не было найдено ни одной фигурки матери вместе с ребенком, хотя подобная фигурка гораздо лучше передавала бы данную идею. И потом, в те трудные времена человечество к рождению детей относится без особого энтузиазма - много ртов сложнее прокормить. Для человека эпохи палеолита беременная корова или овца значили гораздо больше, чем беременная женщина. Следовательно, фигурку Венеры, по мнению Теннехилла, можно считать обозначением женщины именно как женщины и сексуальной партнерши. Тем более, что мужчина во всех формах палеолитического искусства представлен фаллическими символами [8, 28]. Такое понимание символического содержания амулетов и фигурок упрощает понятие гендера, сводя его к простому физиологическому разделению полов. Этнографы традиционно устанавливают усиление гендерного неравенства от периода охотничес-ки-собирательских к аграрным культурам, и существенное его снижение к индустриальной культуре и, особенно, к информационному обществу. Большинство гендерных исследований основывается на утверждении, что пол предшествует гендеру. Но К. Делфи предлагает пересмотреть вопрос о взаимоотношениях между гендером и полом. Одна из

гипотез К. Делфи трактует гендер как предшественника пола: «Пол просто маркирует социальное деление; он служит тому социальному узнаванию и идентификации тех, кто доминирует, и тех, кто доминируем. Пол -это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития [9, 167]. То есть пол понимается при этом как зафиксированный знак устоявшейся в обществе роли. С таким предельно широким пониманием понятия «пол» можно спорить, однако следует подчеркнуть, что понятие гендера возникло как объяснение уже первоначального изменения социальных ролей, зафиксированное в биологической доминанте древнего человека. Если на определенной стадии развития человек обнаруживает связь секса с рождением (по мнению ученых, наблюдая за животными во время их отлова и содержания), то не мог он не заметить и полового разделения труда между ними: самки, в основном, выполняют функцию ухода за детенышами, а самцы - защиты от врагов. Возможно, в это время женщина и становится полезным (и приятным) компаньоном мужчины, взяв на себя ответственность за приготовление пищи, в то время как мужчина добывал эту пищу. Связав половое разделение труда не с биологией, а с культурой, можно сказать о возникновении гендерных отношений как доминанты социального в личности, именно в этот период.

В представлении древних художников, установивших канон изображения Великой богини, оно неизменно сливалось с символами жизни и плодородия: деревом, цветами, солнцем. Яркий образ, который почитался многими народами, образ женщины с поднятыми к небу, к солнцу руками донесен в народном искусстве (узорчатые вышивки Севера, ткачество и др.) почти до наших времен. Эта богиня называлась у древних славян Берегиней, то есть Землей, Житной Бабой, Роженицей [1, 67].

Особая слава и любовь принадлежат еще одному женскому образу - матрешке. По одной из версий, прототип ее родом из Японии. Русская игрушка рождена в подмосковном Сергиевом Посаде. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского и самой Рос-

сии. С завидной обобщенностью и с народным юмором, с веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены и характер куклы, и ее одежда. Успех к Матрене (с латинского имя Матрена - «мать») - матрешке пришел в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. В Париже она получила медаль за идею сохранения семейного очага [3, 60]. В тяжелые и голодные военные времена жительницы городов обращались к матрешке как к спасительнице семьи.

Мужчин и женщин изображали куклы. Например, в XIX веке были популярны «дамы» и «гусары». Их вырезали из дерева, а роскошные офицерские мундиры и дамские туалеты расписывались эмалевыми красками. В руках у барынь - кокетливые зонтики, собачки, цветы, у гусаров - подзорные трубы, сабли. Примечательна Каргопольс-кая игрушка, где куклы делают вечную женскую работу: держат в руках миски с хлебом, корзинки, птиц, кормят детей. Обилие сюжетов женской тематики в игрушке связано с более тесным контактом ребенка с матерью, чем с отцом в раннем детстве. У женщин было больше условий для созданий игрушек, большую часть времени она проводила в доме, возле стола, печи.

С древних времен удивляли своей подражательностью детские игры. Через игры ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства отразились в детской игрушке. Ненавязчиво игрушки обучали тому, с чем придется столкнуться в жизни не только крестьянских, но и царских детей. Только их игрушки представляли собой произведения декоративно-прикладного искусства. Девочки имели кукол с фарфоровыми головками английской, французской, немецкой или русской работы, мальчики - любимые предметы для военных игр.

В истории декоративно-прикладного искусства можно выделить время яркого мужского или женского проявления в предметах. Так, в военные и послевоенные времена излюбленными объектами для декоративной обработки были кубки, штофы, графины, бокалы, стопки, винные приборы,

портсигары, письменные приборы. Воинствующая эмблематика (колчаны, стрелы, Луки, трофеи) отражала дух эпохи, торжественность и помпезность (например, предметы стиля ампир). Решенное в общих для европейского классицизма конца XVIII в. формах, кресло президента Военной коллегии, на котором восседал Г.А. Потемкин, имеет интересно трактованную спинку. Вокруг обитого бархатом центрального щита, между двух ликторских связок, завершенных копьями, скомпонованы шлем, палица Геркулеса, меч и лук со стрелой [5, 124].

Женская линия в искусстве стимулирует возрождение ткачества, вышивки, эмали с обилием растений и цветов. Чудо природы, вершина ее растительного бытия - цветы -всегда были воплощением всего прекрасного на земле, также как и прекрасна сама женщина. Цветы - прекрасны, но недолговечны, как и красота женщины. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета - это выраженное стремление обживается в изделиях. Декор полностью разрушает форму предметов декоративно-прикладного искусства эпохи рококо. Сказочная мебель, шпалеры, французские шелка, кружева утверждают легкость, воздушность, текучесть. Модерн любил хищную красоту орхидей-мухоловок, королевских лилий, дикого шиповника и бархатных ирисов. Его умиляли демонические героини: Са-

ломея, Венера, Медуза Горгона [10]. Это - не эпатаж, а обострение чувства природы. Это порыв человека к познанию тайны органической жизни.

В истории декоративно-прикладного искусства известны даже случаи влияния художественных изделий на политику государств. Например, в Древнем Риме отношение к изделиям из жемчуга превратилось в страсть. Юлий Цезарь воспользовался этим увлечением и увеличил рождаемость, запретив бездетным женщинам иметь жемчуг. А в XVI веке, в Англии, молодой магистр теологии Уильям Ли, недовольный тем, что у его возлюбленной, вязальщицы, не остается времени на свидания с ним, в 1589 году изобрел первую в мире вязальную машину.

Таким образом, история декоративноприкладного искусства, отражающая изменения социальной жизни и тесно с ними связанная, не могла не отразить и смену социальных ролей мужчины и женщины при разработке и создании изделий бытового назначения. Предметы, несущие гендерное содержание, по праву вошли в сокровищницу художественных ценностей. Изучение истории их создания, социально-психологическое содержание, особенности формы, цвета и др. образуют почву, на которой развивается современное проектирование объектов дизайна, несущих ярко выраженное гендерное содержание.

Список использованной литературы:

1. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси [Текст] / Л.Д.Любимов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «издательство Астрель», ООО «Транзиткнига», 2004. - 256 с., илл.

2. Амазонки авангарда [Текст] / Под ред. Д.Э.Боулта и М.Дратта. - Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк; ГТГ, Москва, «Галарт», Москва. - 1999-2001. - 336 с.

3. Народное искусство. Художественные промыслы СССР [Фотоальбом] / Сост. и автор текста Б.М. Носик. - М.: Планета, 1987. - 240 с.

4. Мир вещей [Текст] / Ред. Т.Евсеева. - М.: «Аванта+», 2005. - 443 с.

5. Соколова Т. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков [Текст] / Т.Соколова. -М.: Сварог и К, 2000. - 164 с.

6. Алябьева Л. Кофе и город или «Какую радость ежедневно дарит нам кофейня». Из истории английского кофейного вопроса [Текст] / Л.Алябьева. - Теория моды. Одежда, тело, культура. - 2006. - осень. - Выпуск 1. С. 236 - 244

7. Григорьева А. Чайные церемонии [Текст]/ А.Григорьева. - ARCHITECTURAL DIGEST. Самые красивые дома мира.

- 2006. - №9 (сентябрь). - С. 236 - 237

8. Тэннэхилл Р. Секс в истории [Текст]/ Пер. с англ. А.И. Блейз. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.

9. И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук. Гендер [Текст] / Всемирная энциклопедия: XX век / Глав.науч.ред. и сост. А.А. Грицанов.

- М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с.

10. Рымкевич А. Игра в модерн. - fashion collection. - 2003. - октябрь. - С. 73-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.