Научная статья на тему 'Из истории развития монастырских ремесел в Тамбовской губернии'

Из истории развития монастырских ремесел в Тамбовской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
500
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

The article describes a research on the regional peculiarities of different monasterial crafts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF MONASTERIAL CRAFTS IN THE TAMBOV PROVINCE

The article describes a research on the regional peculiarities of different monasterial crafts

Текст научной работы на тему «Из истории развития монастырских ремесел в Тамбовской губернии»

15. Зиндер Л.Р., Бондаренко Л.В., Вербицкая Л.А. Акустическая характеристика различия твердых и мягких согласных в русском языке // Ученые записки ЛГУ. Сер. Филол. наук. Вып. 69. 1964. №325.

16. Реформатский А.А. О корреляции «твердых» и «мягких» согласных (в современном русском литературном языке) // Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М., 1966.

17. Бондарко Л.В. Некоторые замечания по поводу маркированности - немаркированности членов фонетических противопоставлений // Исследования по фонологии: Сб. статей. М., 1966.

18. Трубецкой Н.С. Основы фонологии, М., 1939.

19. Головинская М.Я. Фонологическая подсисте-

ма редких слов в современном русском языке: Дис____канд. филол. наук. М., 1967. С. 68-69.

20. Руделев В.Г. Пискунова С. В. Русские консонанты // Фонология: Сб. статей. Тамбов, 1982. С. 166-170.

21. Баринова Г. А., Шеврошкин В. В. Регулярные и нерегулярные сочетания согласных в русском языке // Проблемы структурной лингвистики (1971): Сб. статей. М., 1972.

22. Иванов В.В. К проблеме причинно-следственных отношений в развитии звуковой системы языка // Филологические науки. 1995. № 1. С. 75.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МОНАСТЫРСКИХ РЕМЕСЕЛ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Е.И. Григорьева

Grigorieva E.I. From the history of monasterial crafts in the Tambov Province. The article describes a research on the regional peculiarities of different monasterial crafts.

Неоднократно многие авторы обращались к исследованию монастырской культуры прошлого. Изучением православных обителей занимались самые известные церковные историки - В. Болотов, Е.Голубинский, архиепископ Макарий (Булгаков), митрополит Филарет (Гумелевский), Ф. Толстой, светские историки - В. Ключевский, Н. Костомаров, С. Соловьев, историки искусств Н. Воронин, И. Грабарь, П. Кондаков, философы - Н. Бердяев, К. Леонтьев, В. Розанов, П. Флоренский и другие.

Нами, на протяжении последних десяти лет, проводилось комплексное историкокультурологическое исследование, посвященное изучению судеб народных художественных промыслов и ремесел Центральной России. Один из аспектов данной работы заключался в изучении особенностей развития монастырских ремесел в Тамбовской губернии и их влияния на художественную культуру края.

Известно, что возникали монастыри в разное время и в разных местностях, были как мужскими, так и женскими, но везде ремесла и промыслы являлись одним из древних, исконных занятий монашествующих.

Изделия монастырских мастерских были неотъемлемой частью материальной культуры России. Монахини наряду с молитвой, богослужением и другими послушаниями писали иконы, вышивали серебром и золотом, плели искусные кружева, шили одежду и обувь. Многие крестьянские ремесла и промыслы брали свои истоки в монастырях, а впоследствии испытывали взаимовлияние (особенно в XIX - начале XX века).

Если в первые века существования российских монастырей преобладали «домашнее ремесло» и «ремесло на рынок», позволявшие обеспечивать монастырских обитателей необходимыми одеждой, обувью, другими предметами быта, а также путем продажи и обмена на рынке получать необходимые продукты, то в конце XVIII и начале XIX века, наряду с ними, в деятельности монастырских мастерских широкое распространение получает и «ремесло на заказ», дававшее значительно больший доход и гарантию сбыта.

Все традиционные ремесла, развивающиеся в российских монастырях, были характерны и для Тамбовских обителей. К началу XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей,

среди которых в крае существовало двенадцать мужских, двенадцать женских монастырей и четыре женские общины.

Судьбы их складывались по-разному. За 360-летнюю историю Тамбовского края возникло и прекратило свое существование множество монастырей. Некоторые из них действовали очень незначительное время, в то время как другие существовали несколько столетий.

Обитатели монастырей занимались прядением льна, ткачеством, изготовлением шерстяных изделий, вышиванием шелком, золотом, серебром плащаниц и других предметов культа, оформлением на иконы риз из канители, фольги и мишуры. Большинство ремесел в тамбовских монастырях носило утилитарный характер и решало проблемы внутренней потребности обители.

Широко распространено в Тамбовских монастырях было ткачество, вышивка золотом и серебром, кружевоплетение, вязание, иконопись. Особенно славились своими искусницами такие женские монастыри, как Кирсановский Тихвинский Богородицкий, Тамбовский Тулино-Софийский, Тамбовский Сухотинский, Вознесенский и некоторые другие. Изредка готовые изделия продавались на рождественских и пасхальных ярмарках (тонкое шитое белье, искусные кружева, стеганые свадебные одеяла и другие необходимые в быту вещи).

Орнаментальным шитьем украшали одежду священослужителей, каймы подвесных пелен к иконам, покровцы на церковные сосуды. Нередко характер их орнаментики имел много общего с произведениями народного искусства. Образцы подобных изделий Вознесенского монастыря хранятся в фондах Тамбовского краеведческого музея. Художественные мастерские находились в Козловском Ахтырско-Богородицком женском монастыре (иконописная мастерская), Кирсановском Тихвино-Богородицком женском монастыре (отделение живописи, чеканки икон, рукодельного искусства), Тамбовском Сухотинском Знаменском женском монастыре (мастерские художественного рукоделия, иконописи и живописи), Вознесенском женском монастыре (рукодельные мастерские), Саровском мужском монастыре (иконописные мастерские). Как в женских, так и в мужских монастырях существовали обувные и пошивочные мастерские.

Тамбовские монастыри чаще всего были не только производителями произведений прикладного искусства, но и их хранителями. Ведь ризницы монастырских церквей пополнялись произведениями церковного искусства и ценными иконами либо за счет дарения, либо исполнялись приглашенными мастерами опять же за средства дарителя. Не случайно в статистической отчетности сообщения о развитии ремесла, строительстве кирпичного заводика временного действия или школы церковной живописи находились в самом конце отчета, ибо эти мастерские решали внутренние, узкоспецифические проблемы монастыря.

Характерная особенность всех художественных работ женских монастырей - использование в качестве образцов старинных произведений искусства.

Ковроделие является одним из видов узорного ткачества. На территории Тамбовской губернии ткачество было распространено повсеместно, но изготовлением ковров занимались лишь в Лебедянском и Шацком уездах.

На рубеже ХУШ-Х1Х веков ковроделие стало самостоятельным видом декоративноприкладного искусства и производством ковров занимались многие монастыри. Ковровые изделия монастырских мастериц во многом отличались от крестьянских, так как были рассчитаны на городских покупателей, и подражали фабричным. Помимо ковров, предназначенных для продажи, в тамбовских монастырских мастерских изготовляли дорожки и небольшие квадратные коврики для церковных нужд, где на черном фоне вышивались «крестом» цветы красного и розового тонов с ярко-зеленой листвой.

Интересно отметить, что работы тамбовских мастериц неоднократно экспонировались на выставках различного уровня. Так, на Всемирной выставке в Париже работы, представленные тамбовскими монастырями, проходили по разделу «Пряжа, ткани, одежда» в подразделе «Кружева, вышивки, позументы». Основу экспонатов составляли церковные облачения и монастырская утварь. От Тулиново-Софийского девичьего монастыря экспонировались набедренники. Тихвинский Богородицкий девичий монастырь Кирсановского уезда представил два изделия - омофор и пелена, которые числились в каталоге выставки за №№ 19 и 20.

На первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари 1904 года, организованной по инициативе Общества попечения о питомцах Императорского Воспитательного дома в Санкт-Петербурге, от Тамбовской губернии были представлены работы Знаменского Сухотинского женского монастыря, Тулиново-Софийского девичьего монастыря, Вознесенского женского монастыря и некоторых других. Эта выставка стала заметным явлением в культурной жизни страны, ибо включала в себя помимо экспонирования произведений культового искусства разнообразную культурно-просветительную программу, состоящую из концертов хоровой духовной музыки, оркестровых произведений, а также киносеансов.

Художественные кустарные изделия создавались не только при монастырях, но и при различных культовых учреждениях и обществах. В Тамбовских епархиальных ведомостях за 4 августа 1912 года приведен отчет Совета Тамбовского Крестовоздвижен-ского Братства по содержанию и расширению училища слепых за время с 1 октября по 1 января 1912 года. В нем отмечалось, что в училище было три класса, и наряду с занятиями музыкой, пением, географией, русской историей, арифметикой, русским языком и изучением Закона божьего ученицы занимались изготовлением различных видов рукоделий. Так, например, в разделе «Успехи учеников», в графе «Ремесла» за 1-й класс отмечалось: вяжут чулки, варежки и узорчатые сумки; 2-й класс - вяжут, плетут сети, работают конная, сапожная и сметальные щетки; 3-й класс -работают волосяные, травяные и мочальные щетки разных сортов, из бамбука делают разнообразную мебель, плетут камышовые стулья, сиденья и приступают к изготовлению корзин. Девочки вяжут шерстяные платки, шьют фуфайки, плетут полотна, половики и ковры.

Вязание, как рукоделие, было характерно не только для женского населения некоторых уездов Тамбовской губернии, но и для монастырских мастерских. Особый размах этот вид кустарного производства нашел в Лебедяни, где более 200 монашек местного монастыря занимались вязанием шерстяных изделий.

Среди старых тамбовских мужских монастырей были известны всей России Темни-ковский Санаксарский Рождество-Богородицкий и Саровский, ставшие активными проповедниками русской духовной культу-

ры. Большой известностью пользовался Тамбовский Предтече-Трегуляевский, Козлово-Троицкий, Казанский, Тамбовский Козловский Свято-Троицкий и другие.

Такие виды ремесел, как изготовление металлических декоративных решеток, крестов не являлись характерными для Тамбовской епархии, и тем не менее иногда эти виды церковных работ появлялись в уездных монастырях.

В тамбовских монастырях, особенно в конце XIX века, достаточно широко был развит гончарный промысел (он определялся внутренними потребностями монастырей и использовался для строительства новых храмов). Производился в основном кирпич и кафель.

Резьба по дереву больше всего получила распространение в северных районах Тамбовской епархии, где существовали художественные школы культовой скульптуры. Моршанские мастера резали иконостасы и киоты для икон и оформляли их простой столярной работой. Рисунок церковной резьбы был достаточно сложным и изящным, он значительно отличался от рисунка бытовой резьбы и соответствовал церковным канонам.

История всех тамбовских монастырей во многом похожа друг на друга - строительство, благоустройство территорий, нескончаемый труд и милосердие. Основной их задачей, как впрочем, и всех других в России, являлось отнюдь не развитие художественных ремесел, а религиозная направленность деятельности монастыря и духовно-нравственное воспитание паствы. Именно эти задачи стояли в основе их деятельности и определяли степень развития храмового строительства.

Великолепная церковная живопись, искусно выполненная церковная утварь являлись средством приближения человека к религиозности и к православному бытию, но, тем не менее, предметы церковного, монастырского и бытового назначения, выполненные в монастырях, - это и художественные, и исторические памятники. Вековые традиции шитья золотом, серебром, вышивки облачений и церковной утвари, предметы церковного культа несут на себе черты быта того времени.

Сегодня как никогда наблюдается повышенный интерес к возрождению монастырской культуры и ремесел. В процессе проведения исследования нами было проанкетировано 96 респондентов в возрасте от 25

до 55 лет с целью выяснения отношения населения города Тамбова к проблеме возрождения монастырских ремесел в крае. Из 96 человек 72 респондента составляли женщины и 24 - мужчины. Первый вопрос был направлен на выяснение мнения респондентов о влиянии монастырей на развитие культуры в крае. В ходе опроса выяснилось, что более половины опрошенных (53,5 процента) считают, что монастыри в прошлом сами являлись очагами культуры и соответственно оказывали большое влияние на местные культурные традиции. 12,5 процента затруднились ответить на заданный вопрос, а 34 процента совсем не согласны с тем, что монастыри в прошлом и настоящем влияют на развитие культуры.

Затем мы попытались определить, оказывает ли монастырская культура непосредственное влияние на личность. 68 процентов опрашиваемых считают, что монастыри развивают личность в духовном плане, 31 процент указывает на их угнетение в обителях, а по мнению остальных 32 процентов респондентов, монастыри не оказывают никакого влияния на личность.

Следующий вопрос был направлен на то, чтобы выяснить, знают ли наши респонденты о существовавших ранее в Тамбове монастырях и производимых в их мастерских рукоделиях и хотели бы они овладеть каким-либо видом церковного искусства. К нашему удивлению, более половины опрошенных (68,2 процента) знают о том, что во многих монастырях Тамбова существовали различные виды художественных промыслов, а 89 процентов даже высказали желание овладеть каким-либо видом ремесла. К тому же все

респонденты считают, что возрождение монастырской культуры могло бы способствовать развитию не только отдельной личности, но и повлекло бы за собой духовное возрождение региональной культуры.

Таким образом, исследование региональных особенностей монастырских ремесел показало, что

• для Тамбовской губернии конца XIX -начала XX века характерно сохранение традиционных ремесел, расширение круга промыслов с учетом спроса населения на те или иные предметы.

• Работы монастырских мастерских были связаны с различными отраслями декоративно-прикладного искусства и в то же время обладали своими, присущими только этим работам специфическими чертами и особенностями, сложившимися в результате бытования их в стенах монастырских мастерских.

• Среди наиболее распространенных монастырских ремесел можно выделить иконопись, шитье золотом и серебром, вышивку, кружевоплетение, бисерную вышивку, вязание.

• Оригинальностью отличалась деревянная культовая скульптура, на которой отчетливо просматриваются межэтнические культурные влияния.

• Сегодня отмечается тенденция повышенного интереса различных слоев общества к монастырскому и культовому искусству, что возродило работу воскресных школ по овладению навыками различных монастырских ремесел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.