Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ УДАЛЁННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НА КАРАНТИНЕ'

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ УДАЛЁННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НА КАРАНТИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация учебного процесса / самоизоляция / удаленный режим / платформа Discord / сервер / organization of the educational process / self-isolation / remote mode / Discord platform / server

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Султанова

В статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса в образовательных учреждениях, возникших в условиях жесткого карантина после объявления режима самоизоляции, связанной с быстрым распространением короновирусной инфекции. Рассмотрены примеры использования работниками образования онлайн платформ для проведения занятий в удалённом режиме, описаны некоторые процедуры ведения занятий в таких условиях, трудности, с которыми столкнулись обе стороны образовательного процесса. Предложен вариант использования ресурсы онлайн платформы Дискорд для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, рассказано о тех возможностях и преимуществах, которые имеются в выбранном ресурсе по сравнению с другими платформами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Султанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCTION AND WAYS TO SOLVE REMOTE LEARNING DURING A PANDEMIC IN QUARANTINE

The article deals with the organization of the educational process in educational institutions that have arisen under conditions of strict quarantine during a general pandemic associated with the rapid spread of coronovirus infection. Examples of the use of online platforms by educators for conducting classes remotely are considered, and the difficulties encountered by both sides of the educational process are described. A variant of using the Discord platform for organizing the educational process in educational institutions is proposed, it is told about the capabilities and advantages of the chosen platform in comparison with other platforms.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ УДАЛЁННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НА КАРАНТИНЕ»

Педагогика

УДК 37.018.4

DOI: 10.52754/16947452_2022_3_166

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ УДАЛЁННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НА КАРАНТИНЕ

Султанова Светлана Владимировна, старший преподаватель, Ошский государственный университет,

Ош, Кыргызстан swsultanova@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса в образовательных учреждениях, возникших в условиях жесткого карантина после объявления режима самоизоляции, связанной с быстрым распространением короновирусной инфекции. Рассмотрены примеры использования работниками образования онлайн платформ для проведения занятий в удалённом режиме, описаны некоторые процедуры ведения занятий в таких условиях, трудности, с которыми столкнулись обе стороны образовательного процесса. Предложен вариант использования ресурсы онлайн платформы Дискорд для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, рассказано о тех возможностях и преимуществах, которые имеются в выбранном ресурсе по сравнению с другими платформами.

Ключевые слова: организация учебного процесса, самоизоляция, удаленный режим, платформа Discord, сервер.

КАРАНТИНДЕГИ ПАНДЕМИЯ УЧУРУНДА ДИСКАТТАН ОКУУНУ КИРГИЗУУНУН МАСЕЛЕЛЕРИН ЧЕЧУУ ЖОЛДОРУ

Султанова Светлана Владимировна, улук окутуучу,

swsultanova@gmail.com Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация. Макалада коронавирустук инфекциянын тез таралышы менен байланышкан жалпы пандемия учурунда катуу карантин шартында пайда болгон билим берYY мекемелеринде окуу процессин уюштуруу маселеси каралат. Дистанттык турдв сабактарды вткврYY YчYн педагогдор тарабынан онлайн платформаларды колдонуу мисалдары каралып, окуу процессинин эки тарабы тец туш болгон кыйынчылыктар баяндалат. Билим берYY мекемелеринде окуу процессин уюштуруу YчYн Discord платформасын колдонуунун варианты сунушталып, башка платформаларга салыштырмалуу тандалган платформанын мYмкYнчYЛYктврY жана артыкчылыктары жвнYндв айтылат.

Ачкыч свздвр: окуу процессии уюштуруу, e3YH-e3Y изоляциялоо, аралыктан режим, Discord платформасы, сервер.

PROBLEMS OF INTRODUCTION AND WAYS TO SOLVE REMOTE LEARNING DURING A PANDEMIC IN QUARANTINE

Sultanova Svetlana Vladimirovna, senior lecturer,

swsultanova@gmail.com Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Abstract. The article deals with the organization of the educational process in educational institutions that have arisen under conditions of strict quarantine during a general pandemic associated with the rapid spread of coronovirus infection. Examples of the use of online platforms by educators for conducting classes remotely are considered, and the difficulties encountered by both sides of the educational process are described. A variant of using the Discord platform for organizing the educational process in educational institutions is proposed, it is told about the capabilities and advantages of the chosen platform in comparison with other platforms.

Keywords: organization of the educational process, self-isolation, remote mode, Discord platform, server.

Введение. Образование в настоящее время является неотъемлемой частью современной цивилизации. Граждане Кыргызской Республики имеют право на образование, и это закреплено законодательством в нашей стране. [1]. Однако, в процессе эволюции возникли непреодолимые препятствия для осуществления образовательного процесса молодого поколения во всем мире, и это препятствие - пандемия опасного вирусного заболевания. Появилась острая необходимость в организации удаленного обучения в короткие сроки. После спада очередной волны заболеваемости актуальность удаленной формы обучения остаётся открытой.

Целью данной статьи является описание тех трудностей, с которыми столкнулись учебные заведения и преподавательский состав после объявления режима самоизоляции, описание мер, принятых для организации учебного процесса на местах, и предложение одной из платформ в качестве альтернативы для организации учебного процесса коллективов образовательных организаций.

В качестве материалов исследования были взяты сведения о работе в период пандемии средних школ №2, ОК Эврика, ЦПШ Светоч, факультеты

ФМИТ и БиМ. Были собраны материалы о работе ППС по классам и группам, проведен сравнительный анализ эффективности разных методов и приемов удалённой работы с обучаемыми, выделен наиболее удачная организация учебного процесса в режиме on-line.

Результаты и рассуждения. Согласно Закону Кыргызской Республики, образовательная организация может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме в порядке. [2]. Многие образовательные учреждения имеют специализированные системы для организации дистанционного обучения, такие как AVN. С целью сдержать распространение коронавируса весной 2020 года около 30 стран закрыли школы, повсеместно полным ходом начался процесс трансформации системы образования и масштабного перехода на удаленное онлайн-обучение. [3]. В нашей республике Министр образования и науки Каныбек Исаков 25 марта 2020 года издал приказ об организации дистанционных методов обучения в высших и средне-профессиональных учебных заведениях страны с целью снижения рисков распространения коронавируса. [4].

Практически все страны мира не были готовы к такому развитию событий, поэтому большинство стран для сдерживания распространения инфекции объявили режим всеобщей самоизоляции и карантина. Также были не готовы к этому и большинство учебных заведений в нашей республике, поэтому возникла острая необходимость организации такого учебного процесса, который бы базировался на телекоммуникационных технологиях в удалённом режиме. Каждое учебное заведение, а порою и каждый преподаватель, были вынуждены самостоятельно искать выходы из сложившейся ситуации.

Во время самоизоляции автоматизированная система AVN очень хорошо себя зарекомендовала в плане поддержки связи со студентами. То есть студенты были в курсе всех событий на своем факультете, могли задать вопросы и поддерживать обратную связь с факультетом и своими преподавателями по дисциплинам. Они могли получить материалы лекций и практических занятий, задания на СРС, выполнить их и тут же отправить результаты своей работы преподавателю, в чате могли в текстовом режиме задать вопросы и получить на них ответы. Но полноценного занятия провести эта система не позволяет.

Современные требования организации учебного процесса в стенах учебного заведения имеют ряд требований, которые должны были распространиться и на удалённый режим. Появились и новые требования, не противоречащие требованиям в режиме off-line. Это то, что учителя и преподаватели с одной стороны, и обучающиеся - с другой стороны, могли одновременно подключаться к какому-либо он-лайн ресурсу, чтобы была возможность слышать и видеть друг друга, чтобы можно было бы контролировать и фиксировать время подключения учащихся, передавать и получать текстовые сообщения, чтобы учителю можно было бы «заглянуть» в тетрадь своих учеников, одновременно видя и слыша всех остальных учеников, чтобы выставить оценки и не только объявить их, но и «показать» их родителям, дать домашние задания для самостоятельной работы, проверить результаты домашних работ. Но при этом, чтобы телефоны и другие гаджеты, которые в большинстве случаев имеют ограниченные возможности в объеме накопительной карты, не забивались медиа-файлами. А также, чтобы к уроку подключались именно те люди, которые должны подключиться, чтобы посторонние не мешали учебному процессу, не отвлекали бы ни учителя, ни учеников от урока, то есть разграничение доступа должно обеспечиваться.

Министр образования и науки Кыргызской Республики Каныбек Исаков справедливо отметил, что темпы цифровизации в сфере образования ускорились, сделан качественный скачок вперед, ведь осуществляли его самые прогрессивные представители населения - работники образовательных учреждений. [3]. Многим преподавателям пришлось в срочном порядке осваивать технологии телеконференций, дающих возможность собрать в одно время группу студентов в режиме онлайн и провести лекции в голосовом и видеорежиме с демонстрацией учебного материала. Не у всех это получалось просто и быстро. Рекомендаций от руководства учебных заведений было множество, это и использование теле и радиовещания, мессенджеров типа WatsApp, систем ZOOM, Coogle-Klasse, KelBil и другие. Многие использовали то, что умели, например, WatsApp: создавали группы учеников, а зачастую группы родителей, каждое утро в установленное время делали рассылку заданий в эти группы, а через час требовали присылать выполненные задания в виде фото. Но структура этого приложения такова, что открыть медиафайл возможно только при полном скачивании файла на устройство, поэтому при одномоментной пересылки

169

множества медиафайлов на телефон учителя возникали перебои со связью, также на всех гаджетах скапливались фото и видео, которые нужно было в короткие сроки просмотреть, оценить результаты, сделать рецензию на каждую работу и отправить отзыв каждому из учеников. Но таких уроков у каждого преподавателя не один за день, а несколько, у некоторых до 6-8 уроков в день, а то более. А это колоссальная нагрузка не только на преподавателя, но и на их гаджеты. Учителям приходилось после каждого урока делать очистку гаджетов от медиафайлов, чтобы приложение могло функционировать дальше. Таким образом работало множество школьных учителей, так как ни родители, ни ученики, ни возможности их технической обеспеченности и грамотности не позволяли использовать другие технологии в силу многих причин, включая то, что многие не имели в наличии других ресурсов.

В случае использования других систем коммуникации преподавателю приходилось осваивать навыки администрирования в этих системах. Каждый раз на каждый урок нужно создавать отдельный сеанс связи, создавать и рассылать приглашение на этот сеанс, в начале сеанса каждого подключившегося участника регистрировать и давать ему доступ, при этом не прерывая лекции. Отслеживать поведение участников по их статусу, по их поведению во время сеанса, задавать вопросы и отвечать на вопросы студентов, демонстрировать учебные материалы. Возможности этих систем ограничены во времени. Всего 40 минут! На весь сеанс. А затем всё заново: создание сеанса, создание и рассылка приглашений, подключение к сеансу, контроль подключения учащихся и так далее. И так каждый раз для каждого урока, для каждого сеанса, понимая, что у преподавателя от 3 до 8 уроков в день. Поэтому весь процесс проведения уроков, а также организация каждого урока легла именно на каждого преподавателя, а это и время, и нервы, и следование строгому алгоритму на каждом сеансе. По мнению многих коллег, эти предложенные системы слишком рутинны, нагрузка на преподавателя возросла в разы, а оплата труда оставалась на том же уровне. При такой несовершенной организации и слабой связи с точки зрения техники у многих обучаемых наблюдались попытки симуляции: подключались только для видимости, а потом ссылались на плохую связь, на то, что сеанс «лагает», что ничего не видно или не слышно, поэтому они не могут выполнить задания.

Такая система организации учебного процесса не устроила некоторые группы преподавателей и коллективы учебных заведений. Встал вопрос об использовании современных технологий и платформ в централизованной организации учебного процесса не только отдельных преподавателей, но и целых коллективов. Среди таких платформ нашлась технология, позволяющая собрать на отдельном закрытом сервере весь коллектив учебного заведения, распределить их по классам и группам, разграничить доступ, организовать одновременный сеанс подключения всех учеников и учителей согласно традиционного расписания для проведения уроков, вести урок в 4-х режимах одновременно или по выбору: текстовом, голосовом, видео и стрима. И одна такая платформа - это система DISCORD.

Платформа Discord позволяет создать закрытые серверы, куда попадают только по приглашению администратора сервера, участники сервера регистрируются только первый раз, в последующие разы просто открывается программа Дискорд, кликнув на иконку на телефоне (или/и компьютере), выбирается нужный текстовой и голосовой каналы, и участник уже в системе и готов к уроку. [5].

Сервер создается администратором учебного заведения (школы, кафедры), определяются роли в сервере (роль учителя, роль ученика/студента, роль родителя при необходимости, роль администратора), делается рассылка сначала преподавательскому составу, присваивается определенные права на сервере согласно роли (это видеть и заходить в текстовые и голосовые каналы, писать и говорить в этих каналах, включать видеорежим и другие права). Затем создаются необходимые текстовые и голосовые каналы для каждой группы / класса обучаемых, определяется доступ к каналам согласно роли, создаются приглашения в каждую группу и рассылаются обучаемым. Присвоение роли каждому участнику проводится после их регистрации в системе Дискорд и подключения к серверу. В этом случае самому преподавателю не нужно тратить время на организацию каждого урока с нуля.

Во время урока нужно активировать значок Дискорда на телефоне или компьютере, откроется личный кабинет участника системы, открыть нужный сервер (если их более чем два), зайти в голосовой канал лекции или лаборатории, затем, не отключаясь от голосового, подключиться в нужный канал текстового кабинета. Больше времени не нужно тратить на организацию урока, ученики делают всё то же самое. Преподаватель видит на

171

экране тех, кто подключился, слышит их голоса или лица, видит список подключенных у этому каналу. Дополнительных действий во время каждого урока по подключению каждого из участников преподавателю делать не нужно. Урок можно начинать согласно расписания в определенное время, то есть по школьному звонку. Можно одновременно использовать и голосовой канал, и текстовой, и видеоканал, в текстовой канал можно писать, отвечать на вопросы в письменном виде параллельно с голосовым и видеоканалом. Для подготовки урока преподавателю нужно только подготовить демонстрационные материалы урока и вовремя подключить тут или иную группу / класс в соответствии с расписанием. Других действий по организации учебного процесса на каждый урок выполнять уже не нужно.

В соответствии с вышеописанными требованиями платформа Дискорд имеет следующие возможности.

1) Возможности текстового канала: в текстовом канале можно писать, отвечать на устные вопросы участников голосового канала, вставлять рисунки, делать фото и скрины (например, решение примеров в тетради) и вставлять с помощью знака «+» слева от текстового поля внизу окна текстового канала. Также можно вставлять любые другие медиафайлы и документы, например, видео, гифку или текстовой документ, презентацию, любой другой файл.

Кроме того, справа от текстового поля имеются наборы эмодзи, смайликов и файлов gif, чтобы украсить или разнообразить текстовое общение с участниками текстового чата. Этим снимается напряжение между участниками сервера. Также есть возможность редактирования сообщения, уже отправленного в чат (с помощью инструментов, появляющихся при выделении сообщения справа вверху сообщения).

2) Возможности голосового канала: в режиме реального времени можно подключаться к голосовому каналу, можно общаться как по телефону в голосовом режиме в групповой конференции. Количество голосовых подключений достаточно для проведения поточной лекции в голосовом режиме.

3) Также можно включить режим видеоконференции (в апреле 2020 годы было до 50 человек, а в мае уже до 100 человек) и участвовать в видеоконференции (как в системе ZOOM), только разница в том, что здесь время видеоконференции не ограничивается и подключение возможно без дополнительного приглашения со стороны организатора видеоконференции.

172

Можно спокойно провести лекцию, не прерываясь на повторные подключения через определенные промежутки времени.

4) Лектор (преподаватель) или любой студент может провести стрим (демонстрацию своего экрана) для участников голосового канала. Для этого зайти в дискорд с компьютера или ноутбука (в более новой версии платформы - и со смартфона), сначала открыть презентацию или любой документ, который нужно показать, подключить голосовой режим, затем выбрать кнопку Экран (внизу слева), выбрать нужный экран и нажать кнопку "Прямой эфир". Остальные участники присоединяются к стриму с помощью красной кнопки на имени стриммера в списке голосового канала.

5) Голосовой режим, видеорежим и режим стрима позволяют одновременно заглядывать и использовать любой доступный текстовой канал.

6) После окончания работы в голосовом режиме нужно отключить голосовой режим, нажав на красную кнопку с крестиком и телефонной трубкой справа экрана голосового режима. Это необходимо выполнить, так как голосовой режим не ограничен во времени, поэтому нужно самостоятельно отключать голосовой режим, иначе все подключенные к каналу участники могут слышать ваш домашний «концерт», включая скрип дверей и шепот малышей.

7) Так как эта платформа игровая, она рассчитана на гаджеты широкого спектра выпуска и может работать на многих устройствах, которые имеются у большинства семей, мобильные телефоны типа Андроид, стационарные компьютеры или ноутбуки и нетбуки, имеющие подключение к интернету.

Дополнительные возможности платформы: можно подключиться параллельно к одному и тому же серверу с любого гаджета, у меня одновременно установлен дискорд на двух телефонах, на компьютере и на ноутбуке. Если выключится внезапно свет, то я спокойно могу подключиться с телефона и продолжить сеанс связи, буквально через несколько секунд. Можно одновременно использовать два гаджета, на одном писать, на другом - делать фото или скрин и вставлять в текстовые каналы, при этом с третьего можно подключиться в голосовой канал [6].

Однако, есть одно ограничение в голосовом режиме. Подключиться в голосовой канал одному участнику можно только с одного гаджета, или подключиться только в один голосовой канал. То есть, одновременно подключиться в два и более голосовых канала не получится. Что является

173

решающим фактором организации расписания одновременного подключения к урокам сразу нескольким группам или классам.

Результаты исследования. Несмотря на то, что есть некоторые ограничения в системе Дискорд, они теряются на фоне проблем WatsApp и Zoom. Например, Дискорд не засоряет память ни у преподавателя, ни у студентов в отличие от WatsApp; позволяет пересылать фото, скрины, файлы, и при этом не скачиваются при просмотре, все медиафайлы хранятся на сервере. Также каждый раз не нужно создавать отдельный кабинет для каждого урока, возиться с приглашениями и разрешениями, как было сказано выше, все это делается ОДИН раз, в первый, во время регистрации участников на сервере. Затем в течение неограниченного периода просто открывать приложение Дискорд в оговоренное время по расписанию в определенные голосовой и текстовой каналы. Немаловажно и то, что время сеанса не ограничено сорока минутами, как это было в самый разгар пандемии, а можно не прерываясь, вести урок положенные 50 минут. Также студенты и школьники могут в любое время зайти в свой текстовой кабинет и получить материалы урока, не дергая при этом преподавателя. Ведь не секрет, что именно на учителя легла еще и моральная ответственность за своих учеников, которые старались быть постоянно на связи со своими учителями. А учителя в свою очередь быстро «выгорали» в таких жестких условиях карантина.

Выводы. В системе Дискорд плюсов много. И они удачно вписались в расписание целых школ города и даже некоторых кафедр высших учебных заведений нашего города. Существуют масса примеров таких серверов и на территории СНГ и западных стран мира.

Резюмируя вышеописанное, следует отметить, что в нашем городе есть целые школы, которые использовали платформу Дискорда в качестве основной системы для организации полноценного учебного процесса, поэтому если освоить возможности Дискорд, тем самым по достоинству оценить возможности данной платформы как альтернативу организации удалённого обучения. Но и в условиях традиционного обучения эта система удачно может вписаться в процесс обучения в плане индивидуальной и групповой работы.

Литература

1. Закон КР от 29 декабря 2011 года № 255/ ст.3

2. Законов КР от 30 июля 2013 года № 176, 5 ноября 2013 года № 199. Ст.14

3. http://yntymak.kg/ru/vuzy-i-kolledzhi-kyrgyzstana-perevodyat-na-distantsionnoe-obuchenie/

4. Приказ от 25 марта 2020 года Министра образования и науки КР К.Исакова "Об организации дистанционных методов обучения в высших и средне-профессиональных учебных заведениях"

5. Руководство пользователя. https://support.discord.com/hc/ru/articles/360041360311

6. Маткалык Кызы, К. Информационно - коммуникационные технологии в сфере образования Кыргызстана / К. Маткалык Кызы, Г. С. Абдугулова, Г. А. Омаралиева // Вестник Ошского государственного университета. - 2021. - Т. - № 4. - С. 209-216. - DOI 10.52754/16947452_2021_1_4_209. - EDN MOXYHF. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46499952

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.