1. Abalkin L. I., Aksenov V. V., Altukhov Yu. A. et al. New paradigm of sustainable development in Russia (complex research of sustainable development problems): monograph. Moscow: Academia, 2000. - 458 p.
2. Aganbegyan A. G. On the new industrial policy / / Eco. - 2012. - No. 6. - P. 4-22
3. Bell D. The Coming post-industrial society. /Per. V.L. Inozemtseva. Moscow: Akademiya, 2001. - 578 p.
4. Vernadsky V. I. The Question of the natural productive forces of Russia from the XVIII to XX centuries. / / Modern productive forces. - Moscow: Business Express publishing House. - 2013. - Vol.1. - P. 36-39
5. Glazyev S. Yu. On the issue of the placement of productive forces / / Economist. - Moscow: SPE "printing house "Nauka". -2013. - No.9. - P. 33-36
6. Lenin V. I. the Last word of Russian liberalism: PSS. - Vol. 19. - P. 227
7. Marakhov V. G. Structure and development of the productive forces of the socialist society. - Moscow: Mysl', 1970. - 283 p.
8. Marx K., Engels F. Essays - 2nd ed. - Vol. 13. Moscow: State publishing house of political literature, 1955. - P. 6-7
9. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
10. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
11. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
12. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
13. Pilchikova E. V. Evolution of the definition of "productive forces" in various economic schools //Bulletin of the East Siberian state University of technology and management. - Ulan-Ude: publishing house of ESSUTM,2014. - Pp. 120-126
14. Stepenov V.R. Scientific and technical revolution: terminology, periodization, methodology. Cheboksary: Perfectum, 2010. - 73 p.
15. Toffler E. Shock of the future. Moscow: AST Publishing house,2004. - 557 p.
16. Uyanaev B. B., Misakov V. S. New model of rural development and food security //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences. - No.3 (65). - Pp.135-140.
17. Fukuyama F. Trust: social virtues and the path to prosperity. - Moscow, 2004. - 318 p.
18. Eisenstadt Sh. Revolution and transformation of societies. Comparative study of civilizations. - Moscow, 1999. - 261 p.
19. Belitskaya OV The traditional approach to assessing the financial stability of organizations: problems of use / O.V. Belitskaya // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 53-59.
20. Volkov A.V. Key factors of sustainability of socio-economic development of the territory / A.V. Volkov, T.A. Volkova-Goncharova, A.R. Simonyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 102-109.
21. Sharudina Z.A. Methodological aspects of assessing the financial stability of a commercial organization / Z.A. Sharudina, O.V. Zherdeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 3 (32). - S. 295-298.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10242
А.С. Гайсумов - ассистент кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
A.S. Gaisumov - An assistant at Department of Economics and economic security of industries and enterprises, Chechen State University;
Ш.А. Вазаев - аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
S.A. Vazaev - postgraduate student, Department of Management, Chechen State University; Р.Р. Алиев - аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», maxmeisterl [email protected],
R.R. Aliev - postgraduate student, Department of Management, Chechen State University.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ ПЕРЕД РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ, ПРОТИВ КОТОРЫХ БЫЛИ ВВЕДЕНЫ САНКЦИИ 2014 ГОДА
PROBLEMS THAT RUSSIAN CORPORATIONS HAD BECAUSE OF SANCTIONS OF 2014 APPLIED AGAINST THEM
Аннотация. Республика Крым в 2014 году была присоединена к Российской Федерации в результате общенародного референдума. Это стало причиной введения санкций со стороны США и Европы по отношению к российским организациям и отдельным физическим лицам. Эффект санкций различается между секторами российской экономики: некоторые отрасли потерпели огромные убытки, в то время как другие не ощутили на себе значительных изменений. В статье сначала описываются причины введения санкций против России и рассматриваются их виды. Затем статья анализирует воздействие введенных ограничений по отношению организаций, оперирующих в нефтегазовой отрасли, финансовом секторе и оборонно-промышленном комплексе. Кроме того, статья рассматривает пути решения, найденные корпорациями, для выхода из кризисной ситуации.
Abstract. Republic of Crimea was annexed by Russia Federation in 2014 through referendum. This became a reason for USA and Europe to impose sanctions against Russian corporations and individuals. An impact of sanctions differs among sectors of Russian economy: some of them have lost lots of money while others were not affected much. The article describes reasons why sanctions were imposed against Russia and considers different types of sanctions. Then the article analyzes an influence of the applied limitations against organizations that operate in the oil and gas industry,
finance sector and military-industrial complex. Moreover, the article describes the solutions applied by corporations to survive in crisis.
Ключевые слова: санкции, экономика, банки, промышленность, нефть
Key words: sanctions, economy, banks, industry, oil
Российская экономика ощутила на себе все последствия западных санкций после присоединения Крыма в 2014 году. Некоторые отрасли экономики оказались в затруднительном положении. Другие смогли приспособиться и минимизировать свои потери. В этой статье будет проанализирован эффект воздействия санкций на нефтегазовую промышленность, банковский сектор и отрасль машиностроения в лице оборонно-промышленного комплекса. В статье сначала описываются причины введения и характеристики санкций. Затем проводится анализ последствий введенных ограничений на предприятия, попавшие в санкционные списки. Кроме того, рассматриваются управленческие решения, предпринятые организациями для выхода из кризисной ситуации.
В 2014 году Республика Крым по итогам общенародного референдума провозгласила себя независимой, после чего присоединилась к России [16]. В ответ ряд стран ввели против России санкции, которые действуют по сей день. Главным мотивом для недовольства этих стран была незаконность, по их мнению, предпринятых Россией действий в отношении Крыма для продвижения своих интересов. Основной целью санкций была оказать давление на Российскую Федерацию через ослабление ее экономики. Инициатором санкций выступало Правительство США, к которому примкнули страны Евросоюза и Большой семерки. В марте 2014 года был введен первый пакет санкций. С апреля по май того же года список стран, вводивших против России санкции, расширялся. Затем в июле 2014 года после крушения малазийского пассажирского самолета в Донецкой области против России были применены новые экономические санкции [12].
В итоге с 2014 года против России были введены множество ограничений, из которых можно выделить [3]:
1) Ограничения политических и дипломатических взаимоотношений. Многие европейские страны отказались взаимодействовать с Россией на уровне правительства.
2) Санкции по отношению конкретных лиц. Существуют списки лиц, которым не разрешается въезжать на территории определенных стран, которые инициировали данные списки.
3) Приостановление военного сотрудничества. США и страны НАТО отменили совместные учения с российскими военнослужащими.
4) Такие страны, как США, Украина, Исландия, Грузия, Канада запретили ввоз в свои страны продукции, которая изготавливается в Крыму.
5) Российским банкам ограничили доступ на рынки капитала. Также запретили выдавать кредиты и займы российским организациям.
Наибольший эффект был вызван ограничениями, введенных в отношении крупных российских компаний. Санкции коснулись предприятий практически всех отраслей экономики, включая сырьевую промышленность, банковскую систему, машиностроение, оборонный комплекс. В списки компаний, против которых были введены ограничительные меры, попали АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», ВПК «НПО машиностроения», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», ПАО «НК «Роснефть» и другие. Список был сформирован для введения секторальных санкций, которые были призваны ослабить определенные направления российской экономики путем запрета на поставки в Россию и вывоз товаров и технологий, являющиеся критичными в данных сферах. В частности, ограничения коснулись товаров двойного значения, которые потенциально могут быть использованы в военных целях. Кроме того, коммерческим банкам и иным финансовым учреждениям Евросоюза было запрещено финансировать компании, попавшие в списки. Также были введены ограничения на выдачу займов и инвестирование российских банков, таких как Внешэкономбанк, ПАО «Банк ВТБ», АО «Газпромбанк», Россельхозбанк.
В настоящий момент санкции против компаний продлены Европой до 15 сентября 2020 года. Всего в списке запретных предприятий значатся 44 организаций [8].
Убытки Российской экономики от санкций оцениваются в 800 миллиардов рублей [5]. Однако, многие экономисты считают, что данные потери вызваны не только применениями санкций по отношению к России, а еще тем, что в государстве существует слабая деловая среда [21]. Эффект от санкций варьируется между отраслями экономики. Для более детального анализа эффекта санкций на экономику рассмотрим нефтегазовую, банковскую и машиностроительную отрасли.
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР
В данный сектор входят промышленные предприятия, занимающиеся добычей, транспортировкой, переработкой, реализацией нефтегазовых продуктов. Рассмотрим нефтегазовую отрасль на примере ПАО «Роснефть». ПАО «Роснефть» — это крупнейшая нефтегазовая компания в России с годовой выручкой свыше 8 триллионов рублей. В результате примененных санкций 2014 года доходы компании снизились в 141 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [1]. Для покрытия убытков корпорация обратилась в Фонд национального благосостояния для получения 1,5 триллиона рублей, но получила отказ.
Кроме того, ПАО «Роснефть» потеряла в капитализации 38%. Корпорация планировала добычу нефти на Карском море в Арктике вместе с партнерами из США и Европы [8]. Однако, данным партнерам было запрещено сотрудничать с Роснефтью, что привело к замедлению реализации проекта и уменьшению капитализации корпорации.
Но несмотря на ограничения, правильная организация работы антикризисного управления ПАО «Роснефть» поспособствовала минимизации дальнейших убытков в условиях санкций. В конце 2014 года компания инициировала выпуск акций на сумму в 11 миллиардов долларов, что обеспечило приток необходимых финансовых средств для реализации важных проектов по освоению новых месторождений газа и нефти. Более того, в 2016 году пакет акций компании в размере 19,5% был приобретен иностранными инвесторами за сумму более 10 миллиардов евро, в результате чего курс акций вырос на 52%.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
Санкции, введенные против банковского сектора российской экономики, можно разделить на 3 группы. В первую группу входят банки, которым запрещено выходить на рынки капиталов США и Европы, но есть возможность проводить свои платежи [13]. Иными словами, банки, состоявшие в данной группе, не имеют возможности выпуска, торговли, покупки акций на международных рынках, что ограничивает ресурсу для получения финансирования. Вторую группу составляют банки, которым запрещено проводить валютные платежи от своего имени. В третью группу входят банки, против которых введены «мягкие» санкции, связанные с техническими аспектами, например, как удлинение сроков исполнения платежей. В результате примененных западными странами мер, у российского банковского сектора произошел дефицит валютной ликвидности [17]. Банкам пришлось искать источники привлечения денежных средств. Одним из решений стало увеличить процентную ставку для определенных организаций под долгосрочный депозит. Например, ПАО «Банк ВТБ» предложил ОАО «Северсталь» вложить свои денежные средства под 6-7% годовых [2]. Также ВТБ предложил Новолипецкому металлургическому комбинату разместить свои средства под 5% годовых, что было на 3% выше, чем до введения санкций.
Правительство Российской Федерации со своей стороны также оказывало помощь отечественному банковскому сектору. Для минимизации потерь Минфин России выделил около 214 миллиардов рублей на покупку акций ПАО «Банк ВТБ» и 25 миллиардов рублей на акции АО «Россельхозбанк» [19]. Акционеры ВТБ поддержали инициативу перевода антикризисного кредита Внешэкономбанка в 214 миллиардов рублей, полученные еще в 2008 году, в привилегированные акции, которые в дальнейшем были приобретены Министерством финансов России. Антикризисный кредит был выплачен Внешэкономбанком из средств, перечисленных Фондом национального состояния для обеспечения антикризисной поддержкой банковской системы России. Немаловажным для выхода из кризиса стал еще тот факт, что в 2013 году, предвидя возможные критические изменения, ВТБ увеличил свои резервы на 330%, что помогло банку выполнить все свои обязательства перед клиентами [7].
Еще одной проблемой для отечественного банковского сектора в период введения санкций стал отказ двух основных международных платежных систем, VISA и MasterCard, обслуживать российские банки, попавшие под санкции [21]. В результате, в 2014 году было создано акционерное общество «Национальная система платежных карт», которое ввело международную платежную систему «МИР». Более 300 банков начали выпускать банковские карты, основанные на платежной системе «МИР». На 2019 год общее число карт «МИР» дошло до 58 миллионов, что составило 21% от общего объема карт в России [12]. В популяризации карт «МИР» свою значительную роль сыграло государство. Дело в том, что всех сотрудников государственных организаций обязали перейти на использование отечественной платежной системы [18]. К плюсам карт «МИР» можно отнести то, что данная платежная система не зависима от действий западных стран. Кроме того, тарифы на обслуживание таких карт ниже тарифов других платежных систем. Важным еще является тот факт, что пользование картой не ограничивается территорией России, так как платежная система «МИР» сотрудничает со многими другими международными платежными системами. Не смотря на такой прорыв, карты «МИР» используются в основном только для получения государственными служащими своей заработной платы. Однако, для проведения финансовых операций россиянами, в основном, используются платежные системы VISA и MasterCard. Этому способствует ряд недостатков, присущие картам «МИР». Во-первых, стоимость выпуска данной карты на 35-45% выше, чем стоимость других международных платежных карт [4]. Во-вторых, технические ошибки, которые возникают при пользовании картой «МИР». В частности, ошибки возникают при попытке использовать карту как способ оплаты во многих зарубежных онлайн-магазинах.
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР
Сектор машиностроения также пострадал от введенных в 2014 году санкций. В ответ на ограничения со стороны США и европейских стран Россия ввела запрет на закупку определенных видов иностранных товаров машиностроения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это было сделано для развития отечественного производства путем введения последовательного импортозамещения.
В частности, под санкции попали оборонно-промышленные компании. В санкционный список попали ПВО «Алмаз-Антей», реутовское НПО машиностроения «Уралвагонзавод», концерн «Калашников», государственная корпорация «Ростех», ОАО «Ижевский машиностроительный завод - всего свыше 40 компаний и заводов. Причина атаки оборонно-промышленного комплекса России заключается в разрушение одной из самых высокотехнологических отраслей страны. Дело в том, что участие инновационных предприятий в данном комплексе составляет 46% [14]. Однако, основными потребителями продукции российских оборонно -промышленных предприятий являются не США и Европа, а развивающиеся и бедные страны. Например, на страны
Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона до введения санкций приходилось около 55,5% всего экспорта, в то время как на США и Европу - 2,2% [6]. На 2018 год объем зарубежных заказов составил 54,5 миллиарда долларов 15].
Оборонные предприятия принимали разные решения по антикризисному управлению для минимизации эффекта от санкций. Например, научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» оптимизировала свою организационную структуру путем присоединения своих дочерних компаний. Уралвагонзавод - это самая крупная российская организация по производству танков и грузовых вагонов. На данный момент он полностью принадлежит Ростеху. По заявлению руководителя Уралвагонзавода Александра Потапова [10] в результате введенных санкций ни один из проектов компании не закрылся, то есть предприятие смогло выйти из ситуации без убытков.
В заключении стоит отметить, что различные сектора экономики по-разному ведут в условиях санкций. Нефтегазовый сектор является одним из наиболее пострадавших в связи с невозможностью основных зарубежных партнеров участвовать в совместных проектах, что повлекло упущение крупнейшими отечественными нефтегазовыми компаниями возможной финансовой выгоды. Основным антикризисным решением компаний было выпустить новые акции для притока финансовых средств на необходимые инвестиции. Финансовый сектор также сильно пострадал в связи с ограничением доступа отечественных банков к зарубежному капиталу. Минимизировать ущерб получилось с помощью применения правильных управленческих практик и введения отечественной системы оплаты. Наконец, оборонно-промышленный комплекс не почувствовал сильных изменений в связи с введенными санкциями, так как США и Европа не являлись основными заказчиками продукции.
Источники:
1. Афанасьева Е. А., Новова А. А. Влияние санкций на нефтегазовую отрасль на примере ПАО "Роснефть" // Вестник современных исследований. - 2016. - № 3-2 (3). - С. 12 - 17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376829&
2. Биянова Н., Бочкарева Т., Казакулова Г. Госбанки решили привлечь валютные ресурсы у экспортеров // Ведомости. -2014. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/artides/2014/11/13/bitva-za-eksporterov (дата обращения: 03.05.2020).
3. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г. Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России // Экономика и управление. - 2015. - № 10 (120). - С. 24 - 32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25448016_44114968.pdf
4. Гавриленко Д. С., Кошель Е. В., Калачева И. В. Национальная система платежных карт "МИР": проблемы и перспективы развития // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития. - 2016. - С. 486 - 491. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29125815
5. Гальчева А. Экономисты оценили потери России от санкций в Р800 млрд // РБК. - 2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2019/5d51780c9a7947cd5eb6eb56 (дата обращения: 05.05.2020).
6. Ерасова Е. А., Плотников В. А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. - 2015. - № 3 (113). - С. 22 - 28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23422269
7. Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2014 года / Банк «ВТБ 24». - 2014. URL: https://www.vtb.ru/akcionery-i-in-vestory/raskrytie-informacii/ezhekvartalnye-otchety-ehmitenta/ (дата обращения: 06.05.2020).
8. Калюков Е., Лисицына М. ЕС продлил еще на полгода санкции против России // РБК. - 2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/03/2020/5e6ba3fb9a7947bd26dfd907 (дата обращения: 03.05.2020).
9. Капитализация Роснефти упала до 50 млрд долл США // Neftegaz.ru. - 2014. URL: https://neftegaz.ru/news/fi-nance/235904-kapitalizatsiya-rosnefti-upala-do-50-mlrd-doll-ssha/ (дата обращения: 02.05.2020).
10. Лисицын П. "Уралвагонзавод" заявил, что не имеет проблем с заказами из-за санкций // РИА Новости. - 2020. URL: https://ria.ru/20171221/1511433419.html (дата обращения: 07.05.2020).
11. Лиходей Е. «Мир» занял 21% общего объема карт в стране // Bloomchain. - 2019. URL: https://bloomchain.ru/news-feed/do-kontsa-goda-vypustyat-eshhe-10-millionov-kart-mir/ (дата обращения: 06.05.2020).
12. Мишутина О. М. Влияние санкционной политики США и Евросоюза на экономику России // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 3. - С. 75 - 78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26189106
13. Пехтерева Е.А. Влияние санкций на банковский сектор России. (научно-аналитический обзор) // ЭСПР. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-bankovskiy-sektor-rossii-nauchno-analiticheskiy-obzor
14. Плотников, В. А. Глобальная нестабильность: попытка теоретического анализа / В. А. Плотников // Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - С. 195 - 205.
15. Редичкина К. Медведев: санкции не помешали росту экспорта российских вооружений // Парламентская газета. -2018. URL: https://www.pnp.ru/politics/medvedev-sankcii-ne-pomeshali-rostu-eksporta-rossiyskikh-vooruzheniy.html (дата обращения: 06.05.2020).
16. Слизков Н. Д. Санкции против России: проблемы и перспективы импортозамещения // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 6. - С. 97 - 105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27508641&
17. Тарасова А. С. Дефицит валютной ликвидности, как следствие введения секторальных санкций, и меры по его минимизации // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 8-2 (8). - С. 110 - 112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27644092
18. Упыр Н. С., Сероокий В. Г., Бердышев А. В. Перспективы развития и глобализации платежной системы МИР // E-SCIO. - 2019. - № 12 (39). - С. 501 - 509. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327996
19. Фадейкина Н. В., Демчук И. Н. Воздействие внешних экономических санкций на банковский сектор России // Россия и новая экономика: ключевые факторы развития. - 2016. - С. 98 - 104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29125747
20. Фролова О. Ю. Платежная система "МИР": понятие, история создания, современное состояние // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. - 2018. - С. 299 - 302. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32792631
21. Pestova A., Mamonov M. Should we care? The economic effects of financial sanctions on the Russian economy / BOFIT Discussion Papers. - 2019. URL: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/16219/dp1319.pdf?sequence=3
22. Адаменко А.А. Классификация факторов риска предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, В.В. Маркелов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 10-15.
23. Башкатов В.В. Отражение налоговых санкций в учете и отчетности / В.В. Башкатов, А.Э. Ким, А.И. Сюбаева, П.П. Залозный // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 292-297.
24. Шибиченко Г.И. Особенности управления бизнесом российских компаний в условиях санкционного режима европейских государств / Г.И. Шибиченко // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 273-277. References:
1. Afanas'yeva Ye. A., Novova A. A. Vliyaniye sanktsiy na neftegazovuyu otrasl' na primere PAO "Rosneft'" // Vestnik sov-remennykh issledovaniy. - 2016. - № 3-2 (3). - S. 12 - 17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376829&
2. Biyanova N., Bochkareva T., Kazakulova G. Gosbanki reshili privlech' valyutnyye resursy u eksporterov // Vedomosti. -2014. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/11/13/bitva-za-eksporterov (accessed: 03.05.2020).
3. Vertakova YU. V., Polozhentseva YU. S., Klevtsova M. G. Sanktsii v usloviyakh globalizatsii i ikh vliyaniye na ekonomich-eskoye razvitiye Rossii // Ekonomika i upravleniye. - 2015. - № 10 (120). - S. 24 - 32. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/ elibrary_25448016_44114968.pdf
4. Gavrilenko D. S., Koshel' Ye. V., Kalacheva I. V. Natsional'naya sistema platezhnykh kart "MIR": problemy i perspektivy razvitiya // Rossiya i novaya ekonomika: klyuchevyye vektory razvitiya. - 2016. - S. 486 - 491. URL: https://www.eli-brary. ru/ item. asp?id=29125815
5. Gal'cheva A. Ekonomisty otsenili poteri Rossii ot sanktsiy v P800 mlrd // RBK. - 2019. URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/14/08/2019/5d51780c9a7947cd5eb6eb56 (accessed: 05.05.2020).
6. Yerasova Ye. A., Plotnikov V. A. Perspektivy razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy // Ekonomika i upravleniye. - 2015. - № 3 (113). - S. 22 - 28. URL: https://www.eli-brary. ru/ item. asp?id=23422269
7. Yezhekvartal'nyi otchet za 3 kvartal 2014 goda / Bank «VTB 24». - 2014. URL: https://www.vtb.ru/akcionery-i-in-vestory/raskrytie-informacii/ezhekvartalnye-otchety-ehmitenta/ (accessed: 06.05.2020).
8. Kalyukov Ye., Lisitsyna M. YES prodlil yeshche na polgoda sanktsii protiv Rossii // RBK. - 2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/03/2020/5e6ba3fb9a7947bd26dfd907 (accessed: 03.05.2020).
9. Kapitalizatsiya Rosnefti upala do 50 mlrd doll SSHA // Neftegaz.ru. - 2014. URL: https://neftegaz.ru/news/finance/235904-kapitalizatsiya-rosnefti-upala-do-50-mlrd-doll-ssha/ (accessed: 02.05.2020).
10. Lisitsyn P. "Uralvagonzavod" zayavil, chto ne imeyet problem s zakazami iz-za sanktsiy // RIA Novosti. - 2020. URL: https://ria.ru/20171221/1511433419.html (accessed: 07.05.2020).
11. Likhodey Ye. «Mir» zanyal 21% obshchego ob"yema kart v strane // Bloomchain. - 2019. URL: https://bloomchain.ru/news-feed/do-kontsa-goda-vypustyat-eshhe-10-millionov-kart-mir/ (accessed: 06.05.2020).
12. Mishutina O. M. Vliyaniye sanktsionnoy politiki SSHA i Yevrosoyuza na ekonomiku Rossii // Upravleniye investitsiyami i innovatsiyami. - 2016. - № 3. - S. 75 - 78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26189106
13. Pekhtereva Ye.A. Vliyaniye sanktsiy na bankovskiy sektor Rossii. (nauchno-analiticheskiy obzor) // ESPR. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-bankovskiy-sektor-rossii-nauchno-analiticheskiy-obzor
14. Plotnikov, V. A. Global'naya nestabil'nost': popytka teoreticheskogo analiza / V. A. Plotnikov // Gosudarstvo i rynok: mek-hanizmy vzaimodeystviya v usloviyakh global'noy nestabil'nosti ekonomicheskikh sistem. - SPb.: Izd-vo SPbGEU, 2014. -S. 195 - 205.
15. Redichkina K. Medvedev: sanktsii ne pomeshali rostu eksporta rossiyskikh vooruzheniy // Parlamentskaya gazeta. - 2018. URL: https://www.pnp.ru/politics/medvedev-sankcii-ne-pomeshali-rostu-eksporta-rossiyskikh-vooruzheniy.html (accessed: 06.05.2020).
16. Slizkov N. D. Sanktsii protiv Rossii: problemy i perspektivy importozameshcheniya // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. - 2016. - № 6. - S. 97 - 105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27508641&
17. Tarasova A. S. Defitsit valyutnoy likvidnosti, kak sledstviye vvedeniya sektoral'nykh sanktsiy, i mery po yego minimizatsii // Yevraziyskiy soyuz uchenykh. - 2014. - № 8-2 (8). - S. 110 - 112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27644092
18. Upyr N. S., Serookiy V. G., Berdyshev A. V. Perspektivy razvitiya i globalizatsii platezhnoy sistemy MIR // E-SCIO. -2019. - № 12 (39). - S. 501 - 509. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327996
19. Fadeykina N. V., Demchuk I. N. Vozdeystviye vneshnikh ekonomicheskikh sanktsiy na bankovskiy sektor Rossii // Rossiya i novaya ekonomika: klyuchevyye faktory razvitiya. - 2016. - S. 98 - 104. URL: https://www.eli-brary. ru/ item. asp?id=29125747
20. Frolova O. YU. Platezhnaya sistema "MIR": ponyatiye, istoriya sozdaniya, sovremennoye sostoyaniye // Pravo i obshchestvo v usloviyakh globalizatsii: perspektivy razvitiya. - 2018. - S. 299 - 302. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=32792631
21. Pestova A., Mamonov M. Should we care? The economic effects of financial sanctions on the Russian economy / BOFIT Discussion Papers. - 2019. URL: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/16219/dp1319.pdf?sequence=3
22. Adamenko A.A. Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural-Humanitarian Studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.
23. Bashkatov V.V. Reflection of tax sanctions in accounting and reporting / V.V. Bashkatov, A.E. Kim, A.I. Syu-baeva, P.P. Za-lozny // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 292-297.
24. Shibichenko G.I. Features of business management of Russian companies in the conditions of the sanctions regime of European states / G.I. Shibichenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 273-277.