Научная статья на тему 'Проблемы военно-политической безопасности и диалога на Корейском полуострове'

Проблемы военно-политической безопасности и диалога на Корейском полуострове Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1176
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТР / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / ИНТЕГРАЦИЯ СЕВЕРА И ЮГА / КНДР / ПОЛИТИКА "СОЛНЕЧНОГО ТЕПЛА" / СЕВЕРОКОРЕЙСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АМЕРИКАНСКИЙ ФАКТОР / POLITICS "SOLAR HEAT" / NORTH KOREA'S NUCLEAR PROGRAM / ASIA-PACIFIC REGION / KOREAN PENINSULA / INTEGRATION OF NORTH AND SOUTH KOREA / MILITARY AND POLITICAL SECURITY / THE AMERICAN FACTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синякин С. В.

Анализируются проблемы военно-политической безопасности на Корейском полуострове, которые напрямую связаны с вопросом обеспечения безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и возможностью осуществления эффективной внешней политики Российской Федерации в отношении стран АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the problem of military and political security on the Korean peninsula, which is directly related to the issue of security and stability in the Asia-Pacific Region and the possibility of an effective foreign policy of the Russian Federation with respect to Asian-Pacific countries.

Текст научной работы на тему «Проблемы военно-политической безопасности и диалога на Корейском полуострове»

Политология

С.В. СИНЯКИН

Проблемы военно-политической безопасности и диалога на Корейском полуострове

Анализируются проблемы военно-политической безопасности на Корейском полуострове, которые напрямую связаны с вопросом обеспечения безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и возможностью осуществления эффективной внешней политики Российской Федерации в отношении стран АТР.

Ключевые слова: АТР, Корейский полуостров, интеграция Севера и Юга, КНДР, политика «солнечного тепла», северокорейская ядерная программа, военно-политическая безопасность, американский фактор.

Problems of Military and Political Security, and Dialogue on the Korean Peninsula. S.V. SINYAKIN

Analyzes the problem of military and political security on the Korean peninsula, which is directly related to the issue of security and stability in the Asia-Pacific Region and the possibility of an effective foreign policy of the Russian Federation with respect to Asian-Pacific countries.

Key Terms: Asia-Pacific Region, Korean Peninsula, Integration of North and South Korea, Politics “Solar Heat”, North Korea’s Nuclear Program, Military and Political Security, the American Factor.

Актуальность проблемы военно-политической безопасности на Корейском полуострове в настоящее время очевидна, т. к. в мировом сообществе преобладают тенденции к интернационализации, становлению многополярного мира, и вопрос о взаимоотношениях между Северной и Южной Кореей обходить становится все труднее.

Затрагивая данный вопрос, нельзя не вспомнить предысторию разделения страны на две враждующие части. Этот процесс начался в 1945 г. Первоначально разделение Кореи по 38-й параллели предполагалось как временное. Оно должно было обозначить зоны ответственности за нормализацию жизни гражданского населения и подготовку его к самоуправлению страной. Однако различные подходы США и СССР к послевоенному устройству мира, начало «холодной войны», связанные с нею конфронтации привели к превращению Корейского полуострова на долгие годы в арену соперничества двух мировых центров силы и закреплению раскола страны.

Кроме того, подавляющее большинство предприятий горнодобывающей и тяжелой индустрии находились в северной части страны и были серьезно повреждены в ходе боев. В южной части Кореи, не имеющей полезных ископаемых, располагались основные районы производства сельхозпродукции и предприятия легкой промышленности. Соответственно, там проживало больше населения (две трети от общей численности). Начавшееся с 1945 г. разделение Корейского полуострова на два самостоятельных государства привело к разрыву традиционных хозяйственных связей, вынудило Север и Юг заново создавать замещение части экономической системы, сильно усугубило имевшиеся экономические трудности и затруднило сбалансированный экономический рост.

В 1947 г. США вынесли обсуждение корейского вопроса на сессию Генеральной ассамблеи ООН. Им удалось провести резолюцию о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось проконтролировать проведение выборов в стране. Это вызвало сопротивление со стороны радикально настроенных кругов, в отношении которых стали применяться меры жесткого характера.

Тем не менее в мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Национальное собрание, принявшее название государства -Республика Корея (РК), конституцию, провозгласившую суверенитет РК на всей территории Кореи, и избравшее президентом страны Ли Сын Мана. Столицей был оставлен Сеул.

В качестве ответного шага на Севере в августе 1948 г. прошли выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи. Им был придан всекорейский характер путем участия ряда представителей населения Южной Кореи. Первая сессия ВНС провозгласила 9 сентября того же года создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), столицей нового государства стал Пхеньян.

Появление двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным и претендующим на всю территорию Кореи, объективно создавало предпосылки для конфликтов, продолжавшихся длительное время и отразившихся на нынешней ситуации на полуострове. Со временем разрыв между двумя государствами становился все более отчетливым не только в экономической, но и в общественной жизни и в сфере политического управления страной.

Девяностые годы ХХ в. закрепили за Южной Кореей одно из ведущих мест среди так называемых Новых индустриальных стран. На данный момент главными составляющими внешней политики Республики Корея являются всемерное поощрение экспорта и стимулирование притока иностранных инвестиций.

Корейская Народно-Демократическая Республика в конце 1990-х гг. испытала серьезный спад в сельском хозяйстве, промышленности. Отмечалась нестабильность и в политическом строе страны.

К 2000 г. отношения КНДР и Южной Кореи крайне обострились, и тогда последней был сделан шаг навстречу (в отношении КНДР была провозглашена политика «солнечного тепла»), отразившийся во встрече лидеров РК и КНДР 13 июня 2000 г.

В настоящее время обсуждение проблем взаимоотношений между РК и КНДР все чаще проходит на мировом уровне, и Российская Федерация принимает в нем активное участие. Подтверждение тому визит в Россию осенью 2004 г. президента Южной Кореи Но Му Хена для проведения двусторонних переговоров, предметом которых послужили вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством между нашими странами, а также проблемы во взаимоотношениях Северной и Южной Кореи.

По мнению российских журналистов и политиков, привлечь Российскую Федерацию к деятельности по налаживанию отношений между РК и КНДР - желание обоих государств: «Москва стала восстанавливать свои позиции на Корейском полуострове только после того, как с 2000 года началось улучшение отношений между Москвой и Пхеньяном. При этом Сеул смотрит отнюдь не ревниво на то, как Россия и КНДР укрепляют былую дружбу. Наоборот, для администрации президента Республики Корея Но Му Хена, который в качестве одной из основных своих целей поставил улучшение межкорейских отношений, это очень большое подспорье. Сеул всячески поддерживает укрепление нашей дружбы с Пхеньяном. Для нас же самая выгодная политика - дружить как с Югом, так и с Севером. Недаром российский посол в Сеуле Теймураз Рамишвили в интервью местным СМИ сказал, что “Россия всегда готова сыграть роль гостеприимного хозяина для решения любых межкорейских проблем, если подобное желание возникнет у Севера и Юга”» [4].

Тем не менее некоторые исследователи считают, что равномерная открытость двух стран в сторону мирового сообщества просто невозможна в силу существенного различия между ними. «Республика Корея (Южная Корея), будучи демократическим и либерально настроенным государством, охотно предоставляет практически любую информацию о себе, спокойно и адекватно воспринимая как научные дискуссии, так и предложения по вопросам государственно-правового развития. В свою очередь, Корейская Народно-Демократическая Республика представляется государством закрытым и не допускающим никакого внешнего проникновения к оценке сложившегося государственно-правового строительства» [5].

Несмотря на существование множества точек зрения по этому вопросу, все же очевидно, что проблема установления нормальных взаимоотношений между обоими государствами Корейского полуострова напрямую связана с решением проблемы стабильности и безопасности в АТР. Этой проблемой озабочена и Российская Федерация, о чем свидетельствовало выступление первого вице-премьера Сергея Иванова на встрече с министром иностранных дел Японии Масахико

Комурой в рамках 44-й Мюнхенской конференции по политике безопасности в 2008 г. «По словам Иванова, Мюнхенская конференция, очевидно, “эволюционирует в сторону Азии”. “Это хорошо, так как вопросы безопасности в мире существуют везде, в том числе и в Азиатском регионе”, - добавил первый вице-премьер. Он отметил, что... Россия, хоть и является европейской, но две трети ее территории расположены в Азии. “Проблема безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе нас очень интересует и иногда беспокоит”» [2].

До недавнего времени ряд исследователей полагал, что КНДР активно пытается влиться в мировое сообщество, но это возможно лишь через процесс интеграции с Южной Кореей. К активизации КНДР относили ее принадлежность к различным международным организациям, составляющим весьма внушительный список. Корейская Народно-Демократическая Республика является членом следующих международных организаций: Организация Объединенных Наций, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ФАО, Организация ООН по индустриальному развитию УНИДО, Всемирная организация по интеллектуальной собственности ВИПО, Движение неприсоединения, Конференция ООН по торговле и развитию, Международный фонд по аграрному развитию ИФАД, Международная конфедерация союзов свободной торговли, Комиссия ООН по экономическим и социальным вопросам в Азиатско-Тихоокеанском регионе ЭСКАП, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация по спутниковой связи Интелсат (как не подписавшаяся сторона), Международная организация гражданской авиации ИКАО, Международная организация по миграции МОМ, Международное объединение по телекоммуникациям, Международная организация труда МОТ, Международный олимпийский комитет МОК, Международная организация по стандартизации МОС, Всемирный почтовый союз ВПС, Международная гидрографическая организация МГО, Всемирная организация здравоохранения ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация ВМО, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, Всемирная организация по туризму ВТО [5].

В принципе многие уже соглашались с тем, что КНДР вступает в полосу демократических преобразований, но в феврале 2005 г. Министерство иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове [1]. Реакция международного сообщества на демарш Пхеньяна была негативной, хотя нельзя сказать, что это оказалось полной неожиданностью. Однако прежде чем делать радикальные выводы в отношении данного заявления со стороны КНДР, нужно выяснить причины такого ее поведения в рамках международного сообщества, а также проследить перспективы развития сотрудничества двух государств - РК и КНДР.

Можно согласиться с мнением некоторых исследователей по поводу трудностей в осуществлении объединения этих стран: поскольку Север и Юг слишком долгое время находились во враждебном противостоянии друг другу, они не в состоянии быстро изменить свои позиции и вследствие этого им нелегко прийти к компромиссу и консенсусу.

На состоявшемся в июне 2000 г. межкорейском саммите в Пхеньяне было подписано историческое соглашение, которое можно рассматривать как декларацию намерений. В соответствии с соглашением объединение должно проходить мирно, самостоятельно и путем совместных усилий корейского народа. Стороны пришли к выводу, что концепция объединения должна привести к созданию конфедерации или свободной формы федерации. По крайней мере, Юг и Север пришли к решению развивать процесс объединения в данном направлении.

КНДР и Республика Корея договорились объединить усилия по построению взаимного доверия путем сбалансированного развития национальной экономики, поддерживая экономическое сотрудничество и стимулируя взаимодействие и обмен в таких областях, как культура, спорт, здравоохранение, защита окружающей среды и др.

Наконец, Юг и Север согласились вести диалог между соответствующими правительственными структурами в ближайшее время для ускоренного выполнения вышеуказанных договоренностей [5].

«В конце 2002-го Пхеньян санкционировал совместное создание в непосредственной близости от границы со своим южным соседом Кэсонского индустриального района и Кымганской зоны туризма. Южная Корея видит в этих проектах начало формирования единого экономического пространства и готова выделять на них значительные средства. Обе страны намерены соединить свои железные дороги с выходом на российскую Транссибирскую магистраль» [1].

Однако у КНДР сейчас множество проблем, в том числе экономических. Это прежде всего нехватка электроэнергии, а также ограниченность инвестиций извне. В 2002 г., когда Европейский союз установил дипломатические отношения с КНДР и был готов активно участвовать в политике «вовлечения» и модернизации Северной Кореи, а кроме того, появилась возможность нормализации отношений с Японией, обещавшей привлечение «компенсационных» (за ущерб, понесенный во Второй мировой войне) денег, и с Вашингтоном, Пхеньян рассчитывал на более благоприятную перспективу. Но позднее под давлением США ситуация изменилась. В настоящее время все международные финансовые институты отказывают Пхеньяну в предоставлении кредитов, поэтому исключительно важное значение приобрели инвестиции со стороны Китая и Южной Кореи [1]. Связь в этом отношении с Южной Кореей может привести к налаживанию взаимоотношений.

Весьма интересным представляется взгляд некоторых исследователей на проблему эволюционной трансформации северокорейского

общества. «Наиболее вероятная модель - это создание на основе постепенной приватизации структур, подобных южнокорейским “чэбо-лям”, но, конечно, с большей ролью государства. Иностранные, прежде всего южнокорейские, инвестиции способны содействовать модернизации промышленности и сельского хозяйства. Следуя таким путем, Северная Корея через 10-15 лет, вероятно, сможет построить экономику смешанного типа с высокой долей государственного сектора и тесно связанную с Южной Корей. Постепенное экономическое и политическое сближение создаст предпосылки для формирования на Корейском полуострове единого государства, вначале на основе конфедерации» [1].

Однако это весьма отдаленная перспектива, поскольку КНДР по сей день остается страной, живущей в условиях военного времени, -северокорейское общество является одним из самых милитаризированных в мире. Вооруженные силы Корейской народной армии включают сухопутные войска, флот, авиацию, а также Гражданские силы безопасности. Воинскую обязанность молодые люди несут с 18 лет, число потенциальных военнообязанных мужчин в возрасте 15-49 лет -5 853 635 чел. (по данным на 2000 г.). Количество призывников, составляющих ежегодное пополнение, равняется 178 931 чел. Военные расходы на оборону - от 3,7 до 4,9 млрд долл. США, или 25-33 % (за 1998 финансовый год) от общего внутреннего валового продукта. Специалисты Национальной народной армии КНДР принимают участие в программе ядерных исследований. «В Вооруженных силах страны служит каждый пятый мужчина трудоспособного возраста, от 30 до 50 % экономики работают на военные нужды» [1].

Северная Корея располагает количеством сырья, вполне достаточным для развития ядерной энергетики. Запасы урановых месторождений оцениваются в 26 млн т руды (более 15 тыс. т урана) [5].

Внешнеполитическое положение КНДР крайне сложно: Северная Корея не имеет дипломатических отношений ни с Южной Кореей, ни с США, ни с Японией. Влиятельные правые круги Южной Кореи категорически не приемлют пхеньянский режим, а республиканская администрация США и вовсе включила страну в список целей превентивного ядерного удара, нерешенный вопрос с похищенными северокорейским режимом японцами мешает нормализации взаимоотношений с Токио. Все это, а также разработка Южной Кореей военной ядерной программы в 1960-1970-е годы толкнуло руководство КНДР к созданию собственного ядерного оружия [1].

Надо сказать, что в процесс урегулирования межкорейских отношений активно вмешиваются США. Это отмечается, в частности, в работе старшего научного сотрудника Института анализа проблем обороны Кореи Кима Чансу. «В преддверии межкорейского саммита в Сеуле США сделали вывод о том, что современные политические условия еще не созрели для декларации о мире или мирном договоре между Севером и Югом. США считают, что такая декларация или до-

говор могут быть реализованы только после сокращения угрозы применения оружия массового поражения и запрещенного оружия со стороны Северной Кореи. Они также полагают, что вопрос разоружения и доверия в военных вопросах между Северной и Южной Кореей должен быть включен в любое из таких соглашений и деклараций или мирный договор. Итоги межкорейского саммита без таких условий будут выглядеть как повышенные требования к Южной Корее по замене режима перемирия новым мирным режимом, который будет влиять на американо-южнокорейский союз посредством усиливающихся призывов о сокращении или выводе американских войск из Южной Кореи. Такие перемены неизбежно приведут к столкновению США и Южной Кореи, в особенности, если Сеул подпишет мирный договор с Пхеньяном без требования о сокращении военной угрозы от Северной Кореи и без подробных консультаций с США. В настоящее время Северная Корея сконцентрировала свои интересы на подписании мирного договора с США, в то время как Южная Корея считает, что заключение мирного договора - дело, которое касается двух корейских государств, и эта позиция поддерживается США. Если мирная декларация будет выработана в отсутствие создания условий доверия в военных вопросах и разоружения, США будут возражать» [3].

Отметим, что в январе, после инаугурации Барака Обамы, руководство КНДР попыталось отправить к нему высокопоставленного представителя для прямого диалога. Белый дом ответил Пхеньяну отказом. Госсекретарь Х. Клинтон заявила, что улучшение отношений с США произойдет не раньше, чем КНДР наладит диалог с Сеулом и умерит ядерные амбиции. В свою очередь, северокорейский представитель раскритиковал американскую администрацию за вмешательство во внутренние дела коммунистического государства.

Такая непростая ситуация еще более усложняется отсутствием достоверных данных о состоянии здоровья северокорейского лидера. Слухи о здоровье Ким Чен Ира и связанные с ним комментарии мало чем отличаются от того, что в аналогичных ситуациях происходило, к примеру, на Кубе или в СССР. Закрытые общества всегда кормили избыточное число аналитиков, которые из-за отсутствия информации либо выдавали желаемое за действительное, либо предлагали «сценарии» один другого апокалиптичнее. Сегодня эксперты вынуждены признать, что слишком мало знают о структуре северокорейской элиты, о группах влияния в среде высшей бюрократии или генералитета. Поэтому всевозможные слухи усиливают и без того сложную ситуацию на Корейском полуострове.

В заключение надо отметить, что 3 марта 2009 г. КНДР ответила отказом на предложение президента Южной Кореи о возобновлении диалога. По сообщениям ИТАР-ТАСС, со ссылкой на Пхеньян, нормализация межкорейских отношений возможна только в случае смены власти в Сеуле.

Уже упомянутый исследователь Ким Чансу считает, что Южная Корея не должна спешить с принятием мер подготовки к появлению потенциальных спорных проблем национальной безопасности во время и после улучшения межкорейских отношений. Южной Корее необходимо помнить о стабильности на Корейском полуострове и искать пути дальнейшего развития отношений между двумя странами в меняющейся атмосфере безопасности в регионе [3]. На протяжении многих лет между Севером и Югом существовало качественное различие в путях развития, а потому формальное единство не может означать единства политического и социокультурного.

Литература

1. Воронцов А.В. Северная Корея: выйти из тупика / А.В. Воронцов, В.В. Евсеев // Россия в глобальной политике. 2005. № 5. Сентябрь-октябрь.

2. Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Новости. Политика. «Сергей Иванов: проблема безопасности в АТР Россию очень интересует и иногда беспокоит». - Режим доступа: www.GZT.ru. [Дата обращения 09.02.2008 г.].

3. Ким Чансу. Американо-южнокорейская проблема безопасности в условиях улучшения межкорейских отношений / Ким Чансу; аннотирован. пер. М.В. Широких. 2001. - Режим доступа: Koreana.Ru. [Дата обращения 27.03.2008 г.].

4. Российская газета. 2004. 21 сент. Федеральн. вып. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/09/21/koreya-anons.html. [Дата обращения 21.05.2008 г.].

5. Юрковский А.В. Общая характеристика некоторых особенностей государственно-правового строительства в Корейской НародноДемократической Республике / А.В. Юрковский // Сиб. юр. вестн. 2002. № 2. - Режим доступа: http://www.lawinstitut.ru/ru/ science/vestnik/20022/urkovsky.html. [Дата обращения 13.09.2008 г.].

© Синякин С.В., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.