ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
B.А. МАЛЫШЕВА
ЗАВ. ЛАБОРАТОРИЕЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФИРО, ДОКТ. ПЕД. НАУК
C.А. КАБЫШЕВА
В.Н.С. ЛАБОРАТОРИИ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ И ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФИРО
В условиях рыночной экономики успех предприятия на высококонкурентных рынках определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Гибкость необходима не только предприятию в целом, но и его работникам.
Высокий профессионализм работника становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях. Задачей профессионального обучения является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда.
Исторически в России существовали две самостоятельные педагогические системы, обеспечивающие экономику страны рабочими кадрами — начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка. Законом Российской Федерации «Об образовании» они разведены, однако в понятийном отношении их часто путают.
Чтобы понять, что собой представляет каждая из них, необходимо определить их основные цели. Профессиональная подготовка в соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об образовании» имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Сроки обучения при профессиональной подготовки устанавливаются от 1 месяца до 1 года.
Начальное профессиональное образование в соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного и среднего (полного) общего образования. Сроки обучения при начальном профессиональном образовании составляют от 1-го года до 4-х лет.
Согласно исследованиям социологов современный рабочий в течение всей своей трудовой жизни вынужден в среднем 6 - 7 раз осваивать новую технику. Это вызывает частую перестройку трудовых функций рабочего, заставляет его постоянно переучиваться, т. е. особое значение приобретает система непрерывного профессионального образования.
В настоящее время профессиональная подготовка рабочих представлена следующими видами обучения, обеспечивающими ее непрерывность: подготовкой новых рабочих; повышением квалификации рабочих; переподготовкой (переобучением) рабочих; обучением рабочих вторым (смежным) профессиям. Терминология взята из действующего
типового Положения о непрерывном профессиональном экономическом обучении кадров народного хозяйства, 1988 г. Современный рабочий должен быть подготовлен не только к настоящим, но и к будущим условиям производства. Обучение вторым (смежным) профессиям работников способствует сохранению кадров с опытом работы на предприятии, позволяет формировать новую квалификационную структуру рабочей силы с увеличением количества работников широкого профиля и сложного труда.
Система внутрипроизводственного (внутрифирменного)
профессионального обучения обеспечивает взрослому населению бесплатное обучение и повышение своей квалификации в течение всей трудовой деятельности на предприятии.
В настоящее время насчитываются тысячи образовательных учреждений, работающих в системе ускоренной профессиональной подготовки. К ним относятся: учебно-курсовые и учебно-
производственные комбинаты, центры обучения служб занятости, образовательные учреждения, подведомственные Минюсту России, вспомогательные школы, в которых ведется профессиональное обучение инвалидов, а также структурные подразделения организаций
(предприятий), осуществляющие профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации рабочих, которые проводятся непосредственно на предприятиях.
Многие профессиональные училища, колледжи, лицеи и другие образовательные учреждения сейчас также набирают группы для ускоренной профессиональной подготовки рабочих.
В сложившихся условиях отсутствия единой государственной политики в области профессиональной подготовки, большое количество образовательных учреждений ведет работу самостоятельно, не учитывая требований действующих нормативных документов Минобрнауки России.
Такая ситуация в системе ускоренной профессиональной подготовки не способствует обеспечению единства и сопоставимости требований к квалификации работников, предъявляемых на рынке труда, и требует коренного изменения.
Исходя из характерных особенностей этой педагогической системы необходима разработка присущих только ей:
• нормативных правовых документов;
• учебно-программной документации;
• методических материалов;
• средств обучения.
Из нормативных документов, которые уже разработаны и должны быть сегодня в образовательных учреждениях ( подразделениях) можно рекомендовать:
1. «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (в дальнейшем, Общероссийский классификатор) (М., 2005 г. ОК 016-94 изд. Минтруд России,
Госстандарт России, с дополнениями и изменениями). Общероссийский классификатор является составной частью Единой системы
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ _______________ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ________________
классификации и кодирования информации РФ и подготовлен в рамках
выполнения Государственной программы перехода России на принятую
в международной практике систему учета и статистики в соответствии
с требованиями развития рыночной экономики.
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) (выпуски 1-68; М., 1999-2004 гг., изд. Министерство труда и социального развития Российской Федерации). Выпуски ЕТКС включают в себя наименования профессий с квалификационными характеристиками на весь имеющийся диапазон разрядов. В настоящее время вышло 35 новых выпусков.
3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М.: Минтруд России, 2005.
4. Трудовой кодекс РФ (подписан Президентом 30.12.2001 г.
№ 197-ФЗ).
В Трудовом кодексе, в гл. 31 «Общие положения» прописаны:
• права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров;
• право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В гл. 32 «Ученический договор» уделено внимание понятиям:
• 1 форма ученического договора;
• действие ученического договора;
• организационные формы ученичества. Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах;
• время ученичества;
• оплата ученичества;
• распространение на учеников трудового законодательства;
• недействительность условий ученического договора;
• права и обязанности учеников по окончании ученичества;
• основания расторжения ученического договора.
Ученик, ученичество — старые понятия, которые вновь возвращены в систему профессионального обучения, что нужно вновь оформлять документально.
5. Перечень профессий профессиональной подготовки (в дальнейшем
Перечень профессий), утвержденный приказом Минобразования России от 29.10.2001 № 3477, которым был отменен старый Перечень 1987 г. (М., 2001 г., Минобразование России). Перечень профессий
профессиональной подготовки, в котором содержится более 5000 профессий, разработан на основе Общероссийского классификатора и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), дополнений и изменений к ЕТКС, утвержденных постановлениями Минтруда России в 1992-2000 гг., и др. нормативноправовых актов. В Перечне указаны коды профессий рабочих, их наименования, диапазон тарифных разрядов (групп) по ЕТКС,
минимальные сроки обучения в месяцах (для лиц, ранее не имевших профессии) и присваиваемый квалификационный разряд. Подготовка по профессиям Перечня осуществляется по ускоренной форме обучения. Сроки обучения определены, исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев. По отдельным профессиям рабочих с учетом сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и др. в Перечне указаны сроки обучения, превышающие 6 месяцев. Обучение рабочих по профессиям со сложным содержанием квалифициованного труда осуществляется путем переподготовки из числа лиц, имеющих квалификацию и опыт работы по родственной профессии. Такие профессии в Перечне отмечены звездочкой (*). По ряду профессий рабочих сроки обучения и квалификационные разряды установлены в зависимости от вида производства, сырья, обслуживаемого оборудования и выпускаемой продукции. По таким профессиям в Перечне даны постраничные сноски. По профессиям рабочих, которым в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) не установлен диапазон тарифных разрядов, в графах 4 и 6 Перечня указано «б/р» (без разряда). Профессии рабочих, подконтрольные Ростехнадзору, в Перечне профессий выделены жирным шрифтом.
Возраст и пол лиц, принимаемых на обучение, в Перечне не приводятся. При подготовке рабочих по отдельным профессиям руководители профессиональных образовательных учреждений (подразделений) должны руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 162; от 25.02.2000 № 163). Перечень является открытым документом и будет дополняться новыми профессиями, после соответствующего утверждения их в установленном порядке, и может быть использован для подготовки рабочих: в учебно-курсовых и учебно-производственных комбинатах; в центрах переподготовки незанятого населения; в профессиональных училищах уголовно-исполнительной системы при Минюсте России; непосредственно на производстве, а также в профессиональных училищах, лицеях, других государственных и негосударственных образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку рабочих со сроком обучения до 1-го года. В совместном письме Минтруда России и Минобразования России от 03.02.2003 г. № 739-ВЯ, от 20.01.2003 г. № 29/19-12 « О некоторых разъяснениях по применению Перечня профессий профессиональной подготовки при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения» обращено внимание на то, что «...требования Перечня профессий распространяются на государственные и негосударственные образовательные учреждения всех типов и видов,
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ _____________ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ________________
предприятия, учреждения, организации, имеющие образовательные
подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку». В
2005 году Институт развития профессионального образования
Федерального агентства по образованию обобщил материалы по
корректировке Перечня профессий профессиональной подготовки,
проведенной в связи с выходом в 2002-2005 гг. новых выпусков ЕТКС.
Изменения и дополнения к Перечню профессий профессиональной
подготовки после утверждения будут изданы Институтом. Изменения
касаются как диапазона разрядов, наименования профессий, так и
структуры выпусков. 6. Модель учебного плана для профессиональной
подготовки персонала по рабочим профессиям (М., 1994 г., приказ
Минобразования России № 407 от 21.10.94 г.).
Модель учебного плана профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям является основой для разработки учебнопрограммной документации (примерных и на их основе рабочих учебных планов и программ) для ускоренной профессиональной подготовки персонала в профессиональных образовательных учреждениях, подразделениях организаций (предприятий), имеющих право ведения указанной деятельности в рамках, установленных действующим законодательством, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Названная модель содержит в качестве стабильных (централизованно устанавливаемых параметров): типовую структуру периода обучения; перечень основных курсов и входящих в них предметов; примерное распределение объема учебного времени на отдельные курсы в зависимости от установленного срока обучения, практическое (производственное) обучение, объем учебного времени, установленной на консультации и экзамены; резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
Модель была разработана для ускоренной профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям со сроками обучения от 1 до 6 месяцев. Основой для определения указанных сроков явилось Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (постановление Федеральной службы занятости, Миннауки России, Минобразования России от 22 июня 1992 г. № 13/53/777/26-13). Конкретные сроки профессиональной подготовки персонала в Модели устанавливались непосредственно образовательными учреждениями, подразделениями, фирмами, исходя из специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной общеобразовательной и специальной подготовки, профессионального и возрастного опыта.
Модель учебного плана устанавливает общий объем учебного времени из расчета 160 часов в месяц при 40-часовой учебной неделе. Рекомендуемые сроки переподготовки (переобучения), повышения квалификации, а также обучения вторым (смежным) профессиям составляют, как правило, не менее половины срока подготовки новых
рабочих по данной профессии. Разработку и утверждение рабочих учебных планов для переподготовки (переобучения) рабочих и обучения вторым (смежным) профессиям осуществляют образовательные учреждения в соответствии с вышеобозначенной моделью учебного плана. При повышении квалификации по рабочим профессиям продолжительность обучения устанавливается самим образовательным учреждением. По указанным образовательным программам сокращение сроков обучения допускается за счет преемственности подготовки, исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
7. Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (М., 2000 г., Минобразование России).
8. Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) подконтрольных Ростехнадзору, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности (М., 2003 г., изд. Федеральный горный и промышленный надзор России).
9. Библиотечка правил безопасности в различных отраслях промышленности (М., 1995-2003 гг., НПО ОБТ).
Нормативную и методическую литературу, обозначенную в п. 8, 9, разрабатывает Ростехнадзор. Учебно-программная документация для внутрипроизводственного (внутрифирменного) профессионального обучения рабочих разрабатывается на основе вышеуказанных нормативных документов. По ряду особо сложных или наиболее востребованных профессий сборники учебных планов и программ были разработаны Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Федерального агентства по образованию (1999-2005 гг.).
Учебные планы и программы разработаны ИРПО на федеральном уровне, т. е. включают в себя те общие вопросы, которые необходимы рабочему данной профессии, в какой бы отрасли промышленности он не работал.
На базе этих учебных планов и программ, образовательные учреждения (подразделения) разрабатывают рабочие учебные планы и программы, которые учитывают конкретику того производства, где будет работать рабочий данной профессии. При этом обычно вносится корректировка в количество часов, отводимое на отдельные предметы учебным планом, а так же определенные дополнения и изменения в содержание отдельных тем учебных предметов. Не рекомендуется уменьшать количество часов на спецтехнологию и производственное обучение в связи с вносимыми изменениями и дополнениями.
Следует отметить, что действующая в настоящее время система внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения рабочих, в основном, направлена на подготовку работников под конкретное рабочее место.
В своем большинстве работники российских организаций в профессиональном отношении являются работниками простого
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ______________ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ________________
неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного
труда средней сложности. Такая квалификация работников не
соответствует требованиям международных стандартов как в части
теории, так и практики; работники не готовы к оценке их
профессионального уровня с учетом определенных требований, что
является обязательным условием международной сертификации
продукции и производств на предмет их допуска на международный
рынок.
Принятая на большинстве предприятий кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы, в основном, на получение минимальной квалификации. Существующие испытания включают перечень существенно упрощенных профессионально-квалификационных требований. Практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации, реализации проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников; редко применяются современные методы модульного обучения.
Неразвитость в настоящее время системы внутрипроизводственного (внутрифирменного) профессионального обучения рабочих и служащих (технических исполнителей), низкая профессиональная квалификация рабочей силы, неподготовленность, а зачастую и некомпетентность
работников кадровых служб организаций (предприятий) в вопросах профессионального обучения персонала, являются барьером на пути реформирования промышленных предприятий в соответствии с требованиями рыночных отношений.
В настоящее время действует ряд нормативных правовых
документов, отражающих вопросы внутрифирменного профессионального обучения персонала, но, касающиеся в основном специалистов:
• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 610;
• Требования к содержанию дополнительных профессиональных
образовательных программ, утвержденные приказом
Минобразования России от 18.06.97 г. № 1221;
• Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от
06.09.2000 г. № 2571;
• Рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, приведенные в письме Минобразования России от
21.11.2000 г. № 35-52-172ИН/35-29;
• Примерное положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, утвержденное приказом
Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2749;
• Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 г. № 21;
• Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 и др.
Минтруд России в 2001 году подготовил и направил в регионы «Методические рекомендации по разработке планов развития персонала на предприятиях» и «Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве».
Вместе с тем, следует отметить, что новых нормативных правовых документов, раскрывающих вопросы организации и проведения внутрипроизводственного (внутрифирменного) профессионального обучения рабочих и служащих (технических исполнителей) сейчас практически нет.
Анализ заявок, поступающих от кадровых служб организаций, показывает их крайнюю заинтересованность и потребность в таких документах, как:
• Типовое положение о внутрифирменном профессиональном обучении персонала, включающем разделы, посвященные как обучению специалистов, так и рабочих и служащих (технических исполнителей) или Типовое положение о профессиональном и дополнительном профессиональном обучении рабочих на производстве;
• Положение о проведении итоговой аттестации рабочих и служащих (технических исполнителей) внутрифирменного профессионального обучения;
• Положение об аттестационных (квалификационных) комиссиях организаций (предприятий);
• Методические рекомендации по организации работы членов аттестационных (квалификационных) комиссий организаций ( предприятий) и др.
Помимо этого требуют разъяснения такие вопросы как:
• необходимость лицензирования профессионального обучения рабочих и служащих, проводимого для собственных нужд, на самом предприятии, и в каком объеме (Минтруд России считает, что такая профподготовка не требует лицензирования);
• необходимость лицензирования и аттестации структурных образовательных подразделений организаций (предприятий), если они осуществляют профессиональное обучение рабочих и служащих не только для себя, но и на сторону на договорной основе; какие документы могут выдаваться предприятием при наличии лицензии;
• необходимость лицензирования профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, проводимых
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
непосредственно организациями (предприятиями) - в настоящее время многим предприятиям органы управления образованием не выдают лицензии на эту форму профессионального обучения;
• из какой категории работников (100% или на 100%
укомплектованность) комплектуется штатное расписание образовательного подразделения организации (предприятия);
• кто считается штатным (или нештатным) преподавателем образовательного подразделения; как комплектуется штат;
• какими документами регламентируется объем педагогической нагрузки, кто его устанавливает;
• как осуществляется оплата педагогических работников и инструкторов производственного обучения образовательных подразделений (штатных и нештатных);
• как рассчитывается отпуск педагогических работников образовательных подразделений организаций (предприятий) и право на удлиненный отпуск;
• что входит в педагогический стаж педработников образовательных подразделений, и входит ли этот стаж в льготный пенсионный;
• как осуществлять повышение квалификации инженернопедагогических работников (педминимум и др.) образовательных подразделений организаций (предприятий).
Кроме того, в целях повышения качества внутрифирменного профессионального обучения рабочих и служащих (технических исполнителей) необходимы следующие меры:
• проведение педминимума для преподавателей структурных образовательных подразделений организаций и работников организаций (предприятий), привлекаемых к проведению теоретических и практических занятий;
• проведение семинаров по повышению квалификации работников, занимающихся вопросами внутрифирменного обучения, как в организациях (предприятиях), так и в региональных и местных органах управления профессиональным образованием;
• разработка критериев оценки качества внутрифирменного профессионального обучения рабочих и служащих (технических исполнителей).
Из вышеизложенного ясно, что необходимо реформирование системы подготовки и переподготовки работников кадровых служб организаций, а также разработка современной нормативной и методической документации для системы внутрипроизводственного (внутрифирменного) профессионального обучения рабочих и служащих организаций.