Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности судостроительной промышленности'

Повышение конкурентоспособности судостроительной промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности судостроительной промышленности»

Обучение выпускников одиннадцатых классов в подготовке к Единому государственному экзамену и повышение их общеобразовательного уровня организовывались Учебным центром с привлечением преподавателей выпускных классов школ города. Наиболее целесообразной оказалась подготовка к ЕГЭ из числа выпускников факультета среднего профессионального образования института и выпускников профессионального лицея №15 г. Большой Камень

Деятельность Учебного центра в организации курсовой подготовки регламентируется основными документами:

* «Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов» (в дальнейшем, Общероссийский классификатор), (М., 2000 г. ОК 016-94 изд.Минтруд России, Госстандарт России с дополнениями и изменениями).

* Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) (выпуска 1 -69; Москва., 1999-2000 гг. изд. Министерство труда и социального развития Российской Федерации). *Перечень профессий профессиональной подготовки (в дальнейшем Перечень профессий) (М., 2001 г., Минобразования России).

^Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (М., 2000 г., Минобразования России)

*Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (М., 1994 г., приказ Минобразования России № 407 от 21.10.94 г.)

*Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) подконтрольных Госгортехнадзору России, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности (М., 1998 г., изд. Федеральный горный и промышленный надзор России).

* Библиотечка правил безопасности в различных отраслях промышленности (М., 1995-2000 гг, НПО ОБТ).

Татаринова М.В.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Президент России Медведев неоднократно ставил перед правительством цель удвоения ВВП, но ее невозможно достичь без существенного повышения эффективности и качества результатов деятельности промышленных предприятий. Эффективность деятельности предприятия определяется качеством человеческих ресурсов. Следовательно, эффективно все то, что вкладывается в их развитие. Для повышения и качества необходимо в первую очередь проведение технологической политики и решение кадровых проблем предприятий, включая повышение качества подготовки и переподготовки специалистов всех уровней.

Судостроительная промышленность является значимым сегментом машиностроительной отрасли (относится к разделу производство транспортных средств и оборудования) и в виду преимущественной ориентированности на выпуск продукции военного назначения — оборонно-промышленного комплекса. Потенциал судостроительной промышленности включает в себя около 4000 предприятий и организаций, различающихся по специализации, форме собственности, значимости и другим факторам. Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. предусмотрено объединение российских предприятий в судостроительную корпорацию с целью сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, гражданского судостроения, освоения континентального шельфа. В корпорацию войдут ЦКБ «Рубин», «Малахит», «Алмаз» и три центра судостроения: ОАО «Западный центр судостроения» в Санкт-Петербурге, ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» в Северодвинске, ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» во Владивостоке. Значимость судостроительной отрасли для развития машиностроительного комплекса подтверждается и значительным числом занятых (более 200 тыс. человек без учета смежных производств).

Острые проблемы судостроительной и судоремонтной отраслей — это устаревшая технология производства и дефицит кадров, что значительно снижает конкурентоспособность продукции судостроительных предприятий. В экономике судостроительной и судоремонтной отраслей остро ощущается дефицит кадров необходимой квалификации. Это сдерживает развитие предприятий.

В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов для судостроительной корпорации ведется в различных региональных вузах страны:

Наименование вуза Количество обучающихся

Кораблестро ение Судовые энергетиче ские установки

Московская государственная академия водного транспорта 171 99

Санкт-Пстербур! ский государственный морской технический университет 442 476

Филиал СЕВМАШВТУЗ Санкт-Петербургского государственного морского техническою университета в г Северодвинске 567 624

Астраханский государственный технический универсше! 147 116

Калининградский государственный технический университет 114

Волжская государственная академия водного транспорта с филиалами 375

Нижегородский государственный ] ехнический уииверсите! им РЕ Алексеева 39 62

Мурманский государственный технический \ниверситет 20

Новосибирская государственная академия водного транспорта с филиалами 129 383

Дальневосючный государственный технический университет (ДВПИ имени В В Куйбышева) 89 258

Комосомо.чьский-на-Амуре государС1венный технический упиверсте! 28 85

Образовательное учреждение выполняет важную экономическую функцию в обществе и государстве по обеспечению населения повышения уровня образованности, общественное производство обеспечивает квалифицированными кадрами, при этом выполняя социально-экономическую функцию - служа механизмом инвестирования в человеческие ресурсы.

Система оценок качества образования:

- Органы власти (Министерство образования и науки РФ, федеральные отраслевые ведомства, региональные ведомства): уровень достижения поставленных целей, качество образования, соответствие результатов выпускников требованиям, аккумулированным в государственных образовательных стандартах, условия реализации образовательных программ, трудоустройство выпускников, рейтинг учебных заведений по критериям качества;

Общество: уровень профессиональной образованности населения, доступность профессионального образования для каждого жителя страны по уровням образовательных программ, влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу, уровень НВП, влияние образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, преступности, наркомании и пр.;

- Производство (работодатели): удовлетворенность качеством образованности выпускников, квалификация, увеличение прибыли и рентабельности предприятия за счет снижения издержек на переобучение персонала, сокращение доли затрат на внутрифирменную подготовку в структуре себестоимости продукции и пр.,

- Личность (в т.ч. родители, семья): доступность, возможность выбора, удовлетворенность уровнем и качеством обучения (содержание учебных курсов и программ, получение ключевых и дополнительных компетенций), условиями обучения (комфортность, безопасность и пр.), уровень капитализации полученного образования (повышение личных доходов (зар. платы)), трудоустройство.

Результат образовательной деятельности в виде полученных компетенций выпускника влияет на увеличение или уменьшение инновационных возможностей региона и страны. В настоящее время компетенция выпускника устанавливается при его итоговой аттестации. Отсутствие согласованных с работодателями критериев аттестации приводит к несовпадению результатов аттестации и оценке специалиста рынком труда.

Одним из вариантов прямой внешней оценки соответствия качества подготовки перспективным требованиям рабочих мест реального сектора экономики выступает независимая сертификация профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.

Независимая внешняя оценка - это оценка, полученная в результате независимых от вузов процедур, стандартизированных для всей системы оценки качества, направленная на выявление степени соответствия уровня подготовки выпускников, условий обучения и качества реализуемых образовательных программ требованиям ГОС на основе квалификационных характеристик рабочих мест.

Преимущества независимая сертификация профессиональных квалификаций для участников отношений в сфере труда и подготовки кадров:

Региональные органы управления:

- возможность постановки перед системой профессионального образования реальные цели подготовки кадров в соответствии с запросами работодателей.

Органы по сертификации кадров:

- приобретают инструмент объективной оценки и сертификации работников.

Работодатели:

- урегулирование уровня квалификации своих работников,

- подбор наиболее квалифицированных специалистов.

Образовательные учреждения:

- разработка учебных программ, обеспечивающих уровень подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих запросам работодателей.

Работники:

- возможность быть востребованным на рынке труда,

- получение ориентиров относительно уровня, требуемого работодателями в области профессиональных компетенций по соответствующим профессиям.

Таким образом, независимая сертификация работников с участием работодателей позволит не только влиять на качество подготовки квалифицированных специалистов, но и стимулировать работников предприятий повышать свою квалификацию.

Черноусова Н.В.ДЮУ ВПО «ИТБ»

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Целью статьи явилось исследование необходимости и возможности оценки эффективности предпринимательской деятельности некоммерческой организации. В нашей стране некоммерческие организации относительно новое явление, в связи, с чем уделяется огромное значение оценке эффективности деятельности некоммерческих организаций. Некоммерческие организации являются объектами как внутренней, так и внешней оценки, с точки зрения финансовых, качественных и количественных показателей, поэтому для данной оценки требуется создания новой системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.