Эргешбаев У.Ж.,
Кочербаева А. А.1
ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЕАЭС
Ключевые слова: население, трудовые мигранты, трудовая миграция, денежные переводы, последствия, миграционные потоки, внешняя миграция, рабочая сила, миграционные процессы.
Keywords: population, labor migrants, labor migration, remittances, consequences, migration flows, external migration, labor force, migration processes.
Наиболее значимыми регионами зарождения потоков внешних трудовых мигрантов из Кыргызстана стали Бат-кенская, Ошская и Джалал-Абадская области. В южных областях Кыргызстана с аграрной направленностью развития экономики доля сельского населения составляет в настоящее время около 70% населения. Данный регион Кыргызстана характеризуется сравнительно высокими темпами роста населения.
В Кыргызской Республике параметры социального, экономического развития, ситуация в сфере снижения уровня бедности населения имеет тесную взаимосвязь с векторами трудовых миграционных потоков и масштабами денежных трансфертов трудящихся-мигрантов. Денежные переводы трудовых мигрантов играют важнейшую роль в формировании притока твердой иностранной валюты в Кыргызстан, имеет сильное воздействие на социально-экономического развитие республики.
Правительственные структуры республики выражают озабоченность снижением темпов экономического развития в России и соседнем Казахстане и вынуждены прогнозировать разные варианты развития социально-экономических процессов в стране. Как возможный сценарий развития ситуации просчитывались отрицательные последствия снижения уровня экономической конъюнктуры в России и Казахстане. Правительство республики в период 2014-2015 годов опасалось возможного масштабного возвращения трудящихся-мигрантов и резкого падения поступления денежных трансфертов от трудовых мигрантов [1, с. 157]
В последнее десятилетие отмечено увеличение влияния финансовых потоков внешней трудовой миграции на развитие социально-экономических процессов в Кыргызстане. Трансферты трудящихся-мигрантов дают возможность республике уменьшить зависимость от политики международных кредитно-финансовых организаций. Масштабные дополнительные валютно-финансовые потоки, генерируемые внешней трудовой миграцией дают шанс Кыргызстану использовать системы страхования экономики республики за счет переводов от трудящихся-мигрантов. Финансовые поступления от внешней трудовой миграции в значительной степени удовлетворяют спрос на иностранную валюту. В условиях повышения степени открытости финансовых рынков и дальнейшей либерализации национальной экономики, трансферты содействуют уменьшению темпов инфляции. Денежные трансферты трудящихся-мигрантов превратились в мощный источник притока твердой валюты в республику. Они позволяют снизить негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса [2, с. 26].
Основная часть прироста населения приходится на сельские районы. По причине слабого развития производственной и социальной инфраструктуры, нехватки рабочих мест для ситуации на трудовом рынке юга Кыргызстана характерен избыток рабочей силы. Кризисное социально-экономическое положение, дефицит рабочих мест приводит к масштабному оттоку населения. Аграрное перенаселение, острая нехватка поливных земель вынуждает многих граждан в целях поиска работы мигрировать за рубеж. Подавляющее большинство мигрантов направляются в Россию и Казахстан, где имеются возможности для трудоустройства. В сельской местности республики сегодня проживает около 2/3 всего населения. При этом население республики имеет благоприятную возрастную структуру трудовых ресурсов - более 1/3 составляют дети в возрасте до 14 лет и около 60-ти % - люди в трудоспособном возрасте [3, с. 47]. В силу значительного экономического потенциала, сильного политического влияния, воздействия культурных, психологических и других факторов меры регулирования в РФ в миграционной сфере играют важнейшую роль в генерировании потоков внешней трудовой миграции населения республики.
Воздействие миграционных социальных сетевых связей выступает мощной стимулирующей причиной для выезда в поисках работы граждан республики в Российскую федерацию и Республику Казахстан. Для основной части трудящихся-мигрантов наибольшее влияние на процесс принятия решения о выезде для работы за рубежом оказали родственники. Также важную роль играют социальные связи с друзьями, знакомыми, земляками. Надо отметить низкую степень влияния государственных органов на процесс принятия решения о трудовой миграции. По результатам
1 Эргешбаев Уран Жумабекович - д.э.н., профессор кафедры «Экономики предприятий» Ошского государственного университета, г. Ош, Кыргызстан. E-mail: [email protected] Кочербаева Айнура Анатольевна - д.э.н., профессор кафедры «Менеджмента» Кыргызско-Российского Славянского университета, г. Бишкек, Кыргызстан.
социологических исследований лишь около 3% опрошенных трудовых мигрантов отметили помощь государственных органов управления [4, с. 211].
Вопросы исследования влияния зарубежной трудовой миграции и денежных трансфертов трудовых мигрантов стали иметь в последние десятилетия весьма важную значимость для социально-экономического развития Кыргызской Республики. По данным 2017 года Кыргызстан и соседний Таджикистан возглавляют десятку стран мира по уровню зависимости внутренней экономической ситуации от объема финансовых доходов внешней трудовой миграции. Величина общей суммы денежных переводов кыргызстанских трудящихся-мигрантов из стран СНГ значительно превысила в этом году прошлогодний показатель.
Финансовые трансферты трудящихся-мигрантов из Российской Федерации в Кыргызскую Республику за первое полугодие 2017 года выросли почти на 70% в сравнении с первым полугодием 2016 года. Об этом свидетельствуют материалы Национального банка Кыргызстана. За первый квартал текущего года в Кыргызскую Республику из Российской Федерации граждане республики перевели $432,9 млн., а в прошлом 2016 году - $290 млн. Таким образом, в начале нынешнего года в республике был превышен максимальный уровень прошлых лет по денежным трансфертам из России [5, с. 74].
До настоящего времени трудящиеся-мигранты максимальное количество денежных переводов за такой же период прислали денег четыре года назад - $412,1 млн. С начала 2005 года по начало 2017 года кыргызстанские трудовые мигранты выслали из Российской Федерации на родину 16,6 млрд. долл. США, что составило почти 96 % от общей величины денежных трансфертов граждан республики из-за рубежа. Сравнение показывает, что за последние 12 лет из-за рубежа в целом (без стран СНГ) в Кыргызскую Республику было переведено $569 млн., а из Республики Казахстана - 231 млн. долл. США. Для большей наглядности при оценке масштабов и значимости денежных трансфертов из России для Кыргызской Республики можно сравнить сумму финансовых средств, высланных трудящимися-мигрантами за последние 12 лет, с величиной государственного долга республики, общего товарного оборота и валовым внутренним продуктом. Сумма в 16,6 млрд. долл. США равняется четырем госдолгам Кыргызстана, величине общего товарооборота республики за три последних года, валовому внутреннему продукту два с половиной года [6, с. 185].
Современная ситуация на трудовом рынке труда и сложное социально-экономическое положение в Кыргызстане вызывает необходимость направления избытка рабочей силы за пределы страны. Потоки внешней трудовой миграции приводят к множеству как позитивных, так и негативных последствий. Демографические прогнозные расчеты на среднесрочный временной период свидетельствуют о том, что в Кыргызской Республике годовой прирост населения в трудоспособном возрасте будет находиться в интервале 85-100 тыс. чел. Прогнозы масштабов внешней трудовой миграции из Кыргызстана в государства ЕАЭС показывают ежегодный рост величины внешней трудовой миграции на уровне 2,3-3,5% [7, с. 11]. Основные тренды процессов внешней трудовой миграции населения Кыргызстана в обозримой перспективе находятся в сильной зависимости от особенностей социально-демографической и экономической ситуации в Российской Федерации и Казахстане. В настоящий период существует острая потребность в разработке и реализации согласованной миграционной политики государств-членов ЕАЭС. Для этого государственные и межгосударственные органы должны разрабатывать и реализовывать общие программы, всемерно развивать межгосударственное сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов. Следует активизировать развитие межгосударственной нормативно-правовой базы в сфере регулирования миграции. Особое внимание нужно уделять вопросам обеспечения свободы передвижения рабочей силы на территории стран ЕАЭС, проблемам снижения нелегальной трудовой миграции. В рамках ЕАЭС нужно устранить любые проявления дискриминации в отношении граждан КР при передвижении и трудоустройстве на территории стран-членов Союза. Вступление КР в ЕАЭС создало трудовым мигрантам из Кыргызстана хорошие условия для пребывания и устройства на работу. Для эффективного размещения трудовых ресурсов Правительству КР нужно интенсифицировать работу по выработке действенной миграционной политики. Государственные органы управления должны развивать сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов, прежде всего с Казахстаном и Россией. Новые социально-экономические взаимоотношения в миграционной сфере должны служить интересам всех стран ЕАЭС. Странам ЕАЭС необходимо гармонизировать национальные законодательные акты для создания единой нормативно-правовой базы ЕЭП. В ближайшие годы правительству КР основную часть мер по регулированию миграционных процессов нужно направить на снижение уровня стихийности внешней трудовой миграции населения. Необходимо научиться извлекать выгоды от интеграции в единый рынок труда. Для республики особую важность получила необходимость создания и реализации долгосрочных мер по отправке избыточной рабочей силы за рубеж, по реализации политики привлечения денежных трансфертов трудящихся-мигрантов для развития национальной экономики Кыргызстана.
Список литературы
1. Эргешбаев У.Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. - Новосибирск, 2010. - № 2. - С. 156-165.
2. Эргешбаев У.Ж., Аманбаева У. Кыргызстан: миграция населения после двух «тюльпановых революций» и Ошских событий 2010 года // Человек и труд. - М., 2011. - №1. - С. 25-27.
3. Эргешбаев У. Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. - М., 2009. - 50 с.
4. Эргешбаев У. Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. -М., 2009. - 308 с.
5. Эргешбаев У. Ж. Современная трудовая миграция населения стран Центральной Азии в Россию // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. - № 7. - С. 74.
6. Эргешбаев У.Ж. Внешняя трудовая миграция населения стран Центральной Азии // Общество и экономика. 2008. - № 1. -С. 183-191.
7. Эргешбаев У.Ж. Особенности миграционного поведения населения Кыргызстана // Социологические исследования. - М., 2007. -№ 12. - С. 11.