I-
0
(1)
П
IP—
□
І\Л
о
■L
□
104
PROBLEMS OF EXTERNAL MIGRATION Dragan Alyona Vladimirovna, Student Ivanova Svetlana Viktorovna, Student,
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article problems of external labor migration and possible ways of their decision are covered. Keywords: external labor migration; illegal migration; workplaces; employers.
УДК331.556.4 ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ
© Драган А.В., 2012 В статье освещаются проблемы внешней трудовой миграции и
© Иванова С.В., 2012 возможные пути их решения.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция; нелегальная миграция; рабочие места; работодатели.
ДРАГАН Алёна Владимировна,
студентка
ИВАНОВА Светлана Викторовна,
студентка
Падение престижности рабочих профессий, углубляющийся демографический кризис, который особенно сильно проявляется в уменьшении трудоспособной части населения, превращает Россию в "клондайк" свободных рабочих мест.
По данным Росстата в первом квартале 2012 года миграционный прирост составил 65 838 человек, но главная проблема заключается в том, что численность трудовых мигрантов, работающих на законном основании, существенно отличается от реального числа мигрантов. Обоснованные оценки крайне затруднительны из-за слабого пограничного и иммиграционного контроля, отсутствия единой информационной базы данных о мигрантах, низкого уровня координации действий пограничных и миграционных служб.
Проблема внешней трудовой миграции заключается в том, что колоссальный приток неквалифицированных работников, готовых на любые условия, наносит сильнейший удар по рынку труда. Выбирая междупочти бесплатной рабочей силой мигрантов и местными трудящимися, которым помимо всего прочего необходимо оплачивать услуги ЖКХ, здравоохранения и образования, средний работодатель склоняется к практически бесплатным мигрантам.
В июле 2010 года в России была предпринята попытка "вывести из тени" нелегальных мигрантов, занятых у физических лиц, через продажу им "патентов" на право осуществления трудовой деятельности в России. Статистика ФМС России свидетельствует, что за год после введения новой практики было получено около 650 тыс. патентов, однако остается неясным, насколько эта мера реально сократила незаконную занятость иностранных граждан, т. к. система мониторинга и контроля иностранных граждан, работающиху физических лиц, отсутствует [1]. В настоящий момент полным ходом идёт создание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в полномочия которого входят функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда [2].
Тот факт, что необходимо привлекать к работе на территории России иностранных граждан, неоспорим, но должны создаваться условия. Во-первых, необходимо ликвидировать барьеры для внутренней трудовой миграции; во-вторых, обеспечить контроль как за деятельностью самих трудовых мигрантов на территории России, так и за деятельностью работодателей, их нанявших, во избежание злоупотреблений.
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Примечания:
1. Трудовая миграция ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации оглашений в области трудовой миграции. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 60
2. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации. Вопросы Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2012 N 535[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
CONTROLLING MANAGEMENT COMPANIES AS A FORM OF OUTSOURCING IN THE PUBLIC HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist,
Department of Management of the Food Markets and Services, Administration, Sochi E-mail: [email protected]
Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
\0
The problems of controlling the activities of the inevitability of the management company in the housing sector as a form of government outsourcing. The reasons to use affiliate forms of housing and communal services, non-core functions.
Keywords: controlling; housing and communal services; outsourcing; homeowners; accounting problems of resource consumption in the home.
КОНТРОЛЛИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ УДК330.3 КОМПАНИЙ КАК ФОРМ АУТСОРСИНГА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
гл
О"
\
В статье рассматриваются проблемы недофинансирования сельского хозяйства России в условиях рыночной экономики. Наиболее эффективным выходом из кризисного состояния для АПК является совершенствование и оптимизация имеющейся системы налогообложения.
Ключевые слова: сельское хозяйство; система налогообложения; налоговый механизм; земельный налог; эффективная налоговая политика.
^ш
© Фролов Д.В., 2012 © Шевченко М.В., 2012
■
105
Государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством выбрало форму "Управляющая компания" в качестве аутсорсинга. Управляющая компания - это аффилированная форма фактически действующей государственной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Она на самом деле принимает решения, но действует при этом не так, как должно быть по уставным документам. К причинам использования аффилированной формы в управлении ЖКХ следует отнести: отсутствие опыта управления коммунальным хозяйством в условиях частной собственности на недвижимость; необходимость обхода запрета совмещения высших государственныхдол-жностей с официальной коммерческой деятельностью; потребность обхода налогового законодательства; желание публичных людей сформировать "чистую" биографию руководителя.
Формирование управляющих компаний в качестве аутсорсинга является единственным путём накопления управленческого опыта по снижению затрат, повышению эффективности и перераспределению ресурсов в управлении жилищно-коммунальным хозяйством. Как раз аутсорсинг является способом оптимизации государственного управления, но только за счёт передачи непрофильных функций, а именно: бухгалтерский учёт (эту работу УК самостоятельно делегирует ИВЦ в качестве сервис-услуги); проведения предынвестиционных исследований и стратегического планирования (УК нанимает проектную организацию, например, по установке электросчётчиков за счёт собственников жилья); налогового планирования; разработки тарифов; обслуживания офисной техники и компьютерных систем; подбора кадров и обеспечения безопасности жизнедеятельности собственников жилья.
Профильные функции управления жилищно-коммунальным хозяйством должны остаться за государственными органами. Передаче в аутсорсинг управление ЖКХ Управляющим компаниям должны были предшествовать подготовка специалистов, релевантные знания, а также разработка системы контроллинга, включающей:
ФРОЛОВ Дмитрий Викторович,
кандидат
экономических наук, главный специалист отдела Управления продовольственными рынками и услугами, Администрация, Сочи [email protected]
ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна,
кандидат
экономических наук,
доцент, кафедра
Логистики
и управления
транспортными
системами,
Ростовский
государственный
университет путей
сообщения,
Ростов-на-Дону
с;
о
и-
CJ
I
I
о
н
о
а_
□ сС > ‘
О
о
I I
106
1) организационные вопросы:инвентаризации приборов индивидуального и общедомового учёта потребления коммунальных услуг с учётом их амортизации; утверждённый общим собранием собственников жилья по каждому объекту акт-перечень тех коммунальных услуг, по которым собственники жилья делегируют полномочия Управляющей компании призаклю-чении договора; алгоритм создания собственного капитала жилого дома, место его накопления и доступность собственникам жилья; формы протоколов сбора учётной информации по потреблению электроэнергии, воды, газа и тепла; нормативы потребления, цены, регламент оплаты; формулы расчёта персонального потребления коммунальных ресурсов по индивидуальным и коллективным счётчикам учёта; формулы расчёта общедомового потребления электроэнергии, воды, тепла и газа; правила расчёта себестоимости коммунальных услуг; протоколы согласования себестоимости коммунальных услуг с собственниками жилья при изменении цен, тарифов на ресурсы, инфляции;
2) технико-технологические вопросы: формы документов и технология оплаты коммунальных услуг, актов о приёмке выполненных работ; формулы взаимообусловленности общей площади всех помещений, имеющихся в доме; общей и жилой площади квартир, принадлежащей собственникам; площади квартир, находящихся в найме; количества лиц, прописанных в квартире; количества проживающих в квартире, включая квартирантов; количества счётчиков учёта расхода ресурсов и оплаты потребления;
3) экономические вопросы: разработка и утверждение штатного расписания УК по каждому дому; алгоритм оплаты труда и согласование с уполномоченными по дому; оплата за аренду помещений для персонала УК, за подписью собственников жилья дома; составление отчётов о кредиторской и дебиторской задолженности в конце года и расходов на обслуживание собственников жилья;
4) финансовые вопросы: постановление собственников жилья и установление уполномоченного от их имени по распоряжению капиталом на ремонт, установку счётчиков индивидуального и общедомового учёта ресурсов; выбор подрядчика для установки ранее не имеющихся счётчиков расхода газа, воды, электроэнергии, тепла; покупка и оплата обслуживания оргтехники.
Благодаря отсутствию результатов выше упомянутых работ, Управляющие компании ЖКХ, почувствовав невозможность государственного контроля их деятельности, стали создавать самостоятельно аутсорсинговые предпринимательства от своего имени. По типовому договору собственников жилья с Управляющими компаниями услуги предоставляются за ежемесячно вносимую ими плату. Свои обязанности УК ЖКХ выполняет с помо-
щью посторонних работников, при содержании в штате своих, которых также сдаёт по аутсорсингу. Стоимость предоставляемых услуг определяет УК, не рассчитывая ни смету затрат, ни себестоимость. Потребитель услуги рассчитывается с рабочим наличными. Часто потребитель самостоятельно приглашает специалиста и оплачивает работу со своего счёта.
Аутсорсинг часто называют "величайшим открытием бизнеса", из-за чего получает широкое распространение и принимает стратегическое значение в управлении. Однако принятие решения об использовании аутсорсинга Управляющими компаниями можно считать расточительством денежных средств собственников жилья. Получается, что работников УК ЖКХ -посредников между государственной исполнительной властью и населением - содержит за свой счёт население как потребитель услуг, а УК ЖКХ нанимает себе посредников, работу которых оплачивает то же население. Со стороны собственников жилья выгоднее содержать менеджера при информационно-вычислительном центре, который доставит платёжные документы адресату, банки (независимо от УК) доставят деньги организациям, обеспечивающим энергию, воду, газ, тепло. В этой цепи нет места УК. Техническое обслуживание собственники жилья и так обеспечивают сами.
Для города управляющие компании ЖКХ необходимы для передачи непрофильных, вспомогательных функций на договорной основе. Оптимизация реализуется за счёт сокращения функций содержания города в чистоте путём устранения множества рабочих должностей. В итоге чистота только там, где уборка автоматизирована. Управляющие компании, изначально не создавая собственный капитал, не могут приобрести не только уборочную технику, но и никакую другую технику (насосы для подкачки воды, баки, тачки). Орудия труда рабочих УК ЖКХ - веники и ветошь. Водяные краны, открытые для общего пользования во дворах жилых домов для уборщиц подъездов и полива растений, устранены. В инструкции по уборке подъездов убран пункт мытья. Подъезды только подметают, перегребая сухую грязь с одного места на другое, а сырую оставляют на местах.
Принцип функционального аутсорсинга изначально не был закреплён в Программе проведения структурного реформирования ЖКХ, но практика передачи на аутсорсинг функций, видов деятельности, производственных циклов по выполнению законченных работ и услуг, получила широкое распространение. Например, управляющая компания в письменной форме предложила жильцам дома именуемого "сталин-ка" на юге России утеплить наружные стены (легко заметить необходимость утепления стен, толщиной около метра). Отказавшись от глупой услуги, жильцы не будут обслужены ремонтом вовсе, хотя уплату на ремонт и техническое об-
служивание вносили ежемесячно по 15 рублей с каждого квадратного метра жилой площади, то есть 4860,6 х 15 х 12 = 874 908 руб. Ремонт дома не производился более 15 лет.
Наиболее устойчивыми оказались оперативные услуги по обслуживанию жилых помещений. Либо сами работники управляющих компаний ЖКХ, либо их родственники, друзья создают специально предпринимательские организации, куда заставляют жильцов обращаться за услугами, но на коммерческой основе. Более того, управляющие компании рекомендуют жильцам заказы аутсорсинговых компаний оформлять по телефону или посредством Интернет. При оплате может оказаться, что услугу осуществил сантехник не из города, а из станицы, деревни, села, хутора. Стоимость выполненной услуги увеличивается на стоимость билета в обе стороны. Возможно сантехник и вовсе не из области, а городской, но транспортные затраты покупатель услуг всё же вынужден оплатить.
Следует также оговорить, что работники аутсорсинговых организаций - это сезонные работники. С одной стороны, население оплачивает рабочие места сантехников, электриков из управляющей компании, а с другой - оплачивает заказ в случае обнаружения неисправностей в быту. Возникает конфликт интересов. В управляющих компаниях ЖКХ сформировалось деление работников на своих кадровых и не кадровых, чужих. Одни работают, но их практически нет, другие - зарабатывают. Принцип доминирования человеческого капитала отсутствует, как и мотивация минимизации затрат. По договорённости кадровые работники одной управляющей компании обслуживают за наличный расчёт дома другой управляющей компании (зарабатывают).
Выведенная на рынок система "Управляющих компаний" в ЖКХ относительно экономически обособлена, лишена мотивации, сама по себе не заинтересована в снижении своих издержек (скорее наоборот), поскольку работникам определён оклад и премиальные. Никакие конкурентные отношения на управляющие компании в ЖКХ не распространяются, поскольку они составляют монопсонию, вследствие чего на цены и качество предоставляемых услуг население повлиять не может, более того, количество клиентов на заработную плату, как и прибыль на зарплату не влияют.
Никакими документами не определено количество штатных работников, обслуживаемых одной УК квартир, наряды на выполнение работ не оформляются, обратная связь о выполнении или
невыполнении нарядов не протоколируется. К единому по всему дому электросчётчику подключены не только жилые, но и коммерческие помещения. Первые оплачивают по квитанции, выдаваемой управляющей компанией, вторые платят за использованную электроэнергию по своему счётчику, зачисление проходит с разных счётов. В рассматриваемом доме снимают или купили площади 4 объекта: магазин люстр (в течение рабочего дня множество включенных ламп); кондитерская (операция выпечки); сборка и продажа мебели; магазин специнструмента и технологической оснастки (операция проверки на годность). Можно предположить, что эти торговые точки потребляют электроэнергии не меньше, чем пенсионеры 64-х квартир дома.
Электросчётчики перестали являться основанием для оплаты потреблённого количества энергии, поскольку они установлены не у всех. Где нет счётчиков, там требуется оплата по нормативу. Если счётчик имеется, но оплата произошла с опозданием, то добавляется оплата и по нормативу.
Управляющими компаниями применяется выработанное ими правило оплаты, например, за электроэнергию (табл.).
Цена одного киловатта электроэнергии для населения до 1.09.2012 равнялась 3,08 руб., обладая тенденцией роста, стала равной 3,48 руб.
Стоимость фактически потреблённой электроэнергии жильцами составляет 185 599,88 руб., а суммарная фактическая оплата равна
(185 599,88 + 105 308,35) = 290908,23 (руб.).
Таблица - Сопоставление учёта потребления электроэнергии в одном 64-х квартирном доме по существующим приборам учёта расхода электроэнергии за 5 месяцев 2012 года
Ежемесячно показание общедомового счётчика делят на количество потребленной электроэнергии по квитанциям жильцов, умножают показания квартирных электросчётчиков, зафиксированных в квитанциях на оплату, на полученный ими коэффициент и вынуждают жильцов оплачивать электроэнергию, которую они не
Название месяца Общий расход электроэнергии по общедомовому счётчику, киловатт Общий расход электроэнергии по жилым помещениям, квитанциям оплат, киловатт Разница в показаниях счётчиков, киловатт Коэффициент ”фальсификации ” перерасхода электроэнергии ”Штрафная” надбавка, сверх потреблённого количества электроэнергии, руб.
Январь 17340 13239,4 4100,6 1,31 12640,97
Февраль 21780 12120,3 9659,7 1,80 29864,42
Март 21660 12831,4 8828,6 1,69 27269,30
Апрель 16680 11759,1 4920,9 1,42 15211,57
Май 16920 10309,5 6610,5 1,64 20322,09
Итого 94380 60259,7 34120,3 ср. 1,57 105308,3
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
107
с;
о
и-
CJ
I
I
о
н
о
а__
□ сС > ‘
О
о
I I
108
потребляли. За пять месяцев переплата по электроэнергии составила по одному 64 квартирному дому 105308,35 руб.
С 1 сентября 2012 года в России вступили в силу новые Правила регистрации и оплаты предоставленных коммунальных услуг населению, утверждённые постановлением правительства России № 354 от 6.05.2011 г Они касаются именно потребителей. Оплата может осуществляться напрямую за электроэнергию, воду, отопление, как в старые времена, но только по решению всех жильцов дома, обслуживаемых одной и той же Управляющей компанией. Она может этого и не захотеть, посколькуделает свой бизнес не на бюджете, а на населении. Новые правила для собственников жилья ситуацию не улучшили. Изменилось только то, что при предъявлении квитанций к оплате, оператор банка разнесёт указанные в документе числа по поставщикам воды и электроэнергии. За этим следует увеличение Управляющими компаниями сумм на техническое обслуживание домов, а проблема индивидуального учёта потребления воды и электроэнергии, расчёта себестоимости, тарифов, цен ресурсов и услуг по техническому обслуживанию остались такими же. Нововведение отрицательно отразится на собственниках жилья.
Таким образом, при сохранении государственной монопсонии единственно верным путем в жилищно-коммунальном управлении является создание конгломерата, включающего единый информационно-вычислительный центр, но не связанного ни с бизнесом, ни с прямой
производственной кооперацией. Каждый дом представляет собой самостоятельную единицу конгломерата со своим самоуправлением, базирующимся на данных ИВЦ. Заказчиком услуг информационно-вычислительного центра не может являться Управляющая компания, поскольку она заведомо фальсифицирует исходные данные по учёту потребляемых ресурсов в ЖКХ. Конгломерат при департаменте ЖКХ, включающий ИВЦ, от каждого дома по специально разработанной форме документа по каналам связи или курьерской доставкой принимает текущую информацию по потреблению электроэнергии, воды, газа в течение месяца по расписанию. Не инициативная, а штатная тройка лиц от каждого дома регулярно проводящая инвентаризацию оборудования дома и контролируемая количество жильцов, квартирантов, собак, снимает показания индивидуальных и общедомовых счётчиков, анализирует причины расхождений показателей, определяет виновных. По результатам анализа на общем собрании собственников жилья этого же дома принимается конкретное решение по каждому собственнику.
Проблемы технического обслуживания домов в текущих и аварийных ситуациях должны оставаться общегородскими, поскольку управляющие компании, не имеют собственного капитала, не обладают ни техникой, ни инструментом, ни технологиями, ни специалистами для проведения соответствующих работ.
Примечания:
1. Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Бизнес-контроллинг. - М.: Альфа-
Пресс, 2006.
CONGLOMERATES - GOOD SHAPE HOUSING AND MUNICIPAL MANAGEMENT Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist,
Department of Management of the Food Markets and Services, Administration, Sochi E-mail: [email protected]
Proposed conglomerate, as an alternative form of urban housing and community services, the advantages of homeowner related to the guarantee of reliability calculations for accounting residents consumed energy resources and water.
Keywords: conglomerate; housing and utilities; homeowners; utilities.
КОНГЛОМЕРАТ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Предложен конгломерат, как альтернативная форма управления городским жилищно-коммунальным хозяйством, показаны преимущества собственников жилья, связанные с гарантией достоверности расчётов по учёту потребляемых жильцами топливно-энергетических ресурсов и воды.
Ключевые слова: конгломерат; жилищно-коммунальное хозяйство; собственники жилья; коммунальные услуги.
УДК 330.3
© Шевченко М.В., 2012 © Фролов Д.В., 2012