Научная статья на тему 'Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов'

Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфилова М.А., Герасимова И.Г.

В статье рассмотрены проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в высшей школе. Особое внимание уделено психологическим аспектам взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях. Отдельно выделяется проблема создания соответствующего методического обеспечения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the challenges of introduction of modern ways of foreign language training at higher school. Special attention is paid to the psychological aspects of classroom interaction. Creating teaching materials corresponding to the modern educational aims is also pointed out hereinafter.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов»

М.А.ПЕРФИЛОВА, И.Г.ГЕРАСИМОВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ

В статье рассмотрены проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в высшей школе. Особое внимание уделено психологическим аспектам взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях. Отдельно выделяется проблема создания соответствующего методического обеспечения учебного процесса.

The paper deals with the challenges of introduction of modern ways of foreign language training at higher school. Special attention is paid to the psychological aspects of classroom interaction. Creating teaching materials corresponding to the modern educational aims is also pointed out hereinafter.

Социокультурная концепция современного образования является основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер личности обучающегося и предполагает достижение единой направленности его разума, воли и чувств. Эти преобразования возможны только в случае существенных изменений в технологии педагогического взаимодействия и качественного обновления всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Основными задачами становятся пересмотр содержания образования и изменение отношений преподавателей и обучающихся.

Преодолеть пассивность позиции студентов в учебном процессе возможно путем применения новых педагогических технологий, основанных на методах активного обучения. В настоящее время педагогические технологии определяются в литературе как комплексный интегральный процесс, включающий методы активного обучения, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа, планирования, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний. При разработке технологий необходимо включать в процесс обучения те виды деятельности, которые побуждают студентов к актив-

ным действиям, максимально способствуют развитию, помогают выбирать решения в различных ситуациях, работать с информацией, выдвигать гипотезы, исследовать процессы и явления, выражать суждения, принимать позиции в деятельности и групповом взаимодействии. Только в этом случае происходит успешное достижение комплекса образовательных целей.

Использование методов активного обучения позволяет изменить стандартные коммуникативные модели в системе взаимодействия «преподаватель - студент». В основе активного обучения лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами.

В процессе внедрения современных технологий обучения иностранному языку (ИЯ), как правило, обнаруживается три группы противоречий. Внедрение методов активного обучения, особенно на младших курсах, является весьма актуальной проблемой и зависит от уровня общей организации учебного процесса в вузе. Условия обучения в вузе в большей мере требуют от человека умения самостоятельной организации учебной деятельности, умения учиться. При осуществлении педагогического воздействия нужно учитывать фактор, что в вуз приходят, как правило, психофизиологически сформировавшиеся люди. Однако социаль-

- 101

Санкт-Петербург. 2008

ная зрелость (позиция «учащегося») остается заимствованной из школы. Поэтому первая группа противоречий в процессе внедрения методов активного обучения касается студентов, которые в школе не были приучены к активному поведению на занятиях по ИЯ: им спокойнее читать и переводить. Согласно результатам проведенных опросов и анкетирования таких студентов более 40 %. Здесь преподавателю приходится тратить много энергии на активизацию их учебной деятельности.

Вторая группа противоречий возникает в процессе работы самого преподавателя -между традиционно спокойным и инновационно более сложным, но более продуктивным способом организации занятий. Это противоречие приходится преодолевать, стимулируя собственную активность преподавателя. И в этом, пожалуй, заключается основная сложность внедрения современных технологий обучения. Опыт показывает, что на пути освоения дидактических инноваций перед преподавателем встают затруднения, прежде всего, профессионально-личностного характера, связанные со стереотипными личностными установками и реакциями в рабочей обстановке. Типичное их проявление - «откат» к привычным шаблонам работы авторитарного склада. Тонкости освоения современных технологий обучения определяются не только самими способами работы, сколько связанными с ними ожиданиями по отношению к преподавателю. Отметим наиболее значимые, такие как гибкость, широта, терпимость, активность и доброжелательность, принятие личности.

Все вышеперечисленное это и умения, и функции, и черты деятельности преподавателя, но в наибольшей степени - особенности его личностного склада. Это означает, что вопрос об использовании новых технологий обучения стоит не в духе «заимствования методов», «применения приемов», а

несколько иначе. Невозможно заимствовать для работы те виды учебной работы, которые связаны с непривычным опытом деятельности, а главное, не вполне свойственны или совсем не свойственны личностным качествам. Конечно, многие упомянутые умения и личностные качества близки и свойственны педагогам. Вопрос, в какой степени соответствующие черты личности развиты и проявлены в жизненном и профессиональном опыте.

Третья группа противоречий относится к созданию научно-методического обеспечения преподавания ИЯ в каждом конкретно взятом вузе. В соответствии с современными целями обучения иностранному языку в неязыковом вузе и профессиональной ориентацией студентов преподавателю приходится создавать новый методический материал в виде наглядных пособий, раздаточных поурочных разработок, авторских учебно-методических пособий. Это требует немало сил, времени и, в том числе, материальных затрат. До настоящего времени в вузовских учебных планах отсутствуют обоснованные нормы времени на учебную и методическую работу, необходимую для подготовки занятий, основанных на применение методов активного обучения (игровые занятия, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные задания и др.); не определены их место и роль в учебном процессе. Поэтому каждый преподаватель должен сам осмысленно подходить к выбору задания, целесообразности и эффективности его использованию на занятие. Однако, подготовка подобных занятий и особенно деловых игр - сложное и трудоемкое дело, требующее напряженного труда квалифицированных специалистов. Возможно, необходимо создавать авторские коллективы на кафедрах для разработки сборников заданий, соответствующих профессиональной направленности вуза.

102 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.