ппппппп, ппппп ппп паппп пппп, пппппп
УДК 336.14 В.А. Дурное
□шшшп шшшюш □□□□:□ ш □□□пшплпш
В настоящее время в Российской Федерации внедрение системы бюджетирования является актуальной проблемой для многих предприятий. В статье рассмотрены проблемы, с которыми придется столкнуться предприятиям и выгоды от этого.
Ключееые слоеа: бюджет, бюджетирование, эффективность, управление, предприятие.
V.A. Durnov
PROBLEMS OF BUDGETING SYSTEM IMPLEMENTATION
The paper states that currently implementation of budgeting systems is an urgent problem for many enterprises in Russia. The author considers various problems that enterprises may face and benefits that they may receive.
Key words: budget, budgeting, efficiency, management, enterprise.
Внедрение системы бюджетирования является актуальной проблемой для предприятий. Несмотря на то что многие уже оценили достоинства и недостатки бюджетирования на собственном опыте, некоторые сомневаются в целесообразности его использования. Рассмотрим понятия ПбюджетП и «бюджетирование», его положительные и отрицательные стороны.
Экономистами термину ПбюджетП дано большое количество определений. Представляется, что наиболее полно отражает сущность бюджета следующее: бюджет предприятия П это план, составленный в натуральном и (или) денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей.
Понятие «бюджетирование» в самом узком смысле рассматривается как процесс разработки конкретных бюджетов [1]. В более широком □ как составная часть финансового планирования [7]. В наиболее широком □ как система управления [6]. Мы согласны с мнением Л.В. Поповой и В.А. Константинова, что бюджетирование □ это распределенная система согласованного уп -равления деятельностью подразделений предприятия.
При внедрении системы бюджетирования предприятие наверняка столкнется с большим количеством про -блем, таких как:
1) нехватка информации о расходах на производство продукции, полное отсутствие необходимых нормативов,
а также производственной и экономической информации за предыдущие годы, необходимой для анализа;
2) ориентировка форм плановых и отчетных документов на потребности контролирующих организаций, а не менеджмента предприятия. При этом подготовка форм (с одинаковым содержанием, но различным представлением информации) руководству и контролирующим организациям требует значительных временных и интеллектуальных затрат;
3) учет, построенный на основе бухгалтерского, привязанный к основным налоговым периодам, что является неприемлемым для предприятий, подверженных сезонным колебаниям. Отсутствие системы учета и контроля затрат по местам их возникновения. Ориентация планирования и управленческого учета на устаревшие нормативы или их отсутствие. И отдельная существенная проблема □ учет и распределение накладных расходов;
4) низкая мотивация руководства и персонала предприятия при внедрении изменений. Любые существенные нововведения удачно внедряются только в случае общей заинтересованности высшего и среднего менеджмента;
5) нежелание руководства предприятия ввязываться в длительные изменения. Отсутствие квалифицированных специалистов и нежелание тратить деньги на их обучение.
♦
♦
Если руководству и специалистам удастся преодолеть все вышеперечисленные трудности, они столкнутся с общими недостатками системы бюджетирования. Можно их максимально уменьшить, но избавиться от них нельзя.
Бюджетирование неизбежно повлечет за собой массу бумажной работы в период, предшествующий составлению бюджетов, во время их составления и в момент осуществления контроля над исполнением. Несмотря на то что эта дополнительная бумажная работа необходима и неизбежна, она иногда влечет за собой заполнение одной формы за другой, изучение, исправление, в то время как внимание должно уделяется основной деятельности. Важно видеть в составлении бюджета средство достижения поставленных целей, а не ставить целью составление бюджета как такового.
Значительные временные затраты требуются на этапе внедрения, когда система разрабатывается, проверяется и отлаживается. Для выполнения указанной работы необходима существенная часть времени высших менеджеров, непосредственно отвечающих за процесс внедрения. Впоследствии при условии хорошей организованности системы потребуется меньше времени для ее выполнения. Даже когда бюджетирование хорошо отлажено и поэтому выполняется в соответствии с установленными процедурами, все равно оно остается процессом, требующим больших временных затрат.
Концепция бюджетирования □ доходы, которых планируется достичь к определенным срокам, расходы, которые нужно удерживать в определенных пределах, □ все это может оказаться совершенно негибким и ограничивающим в действиях. Работа с бюджетом, выполняемая впервые, может содержать неточности. В процессе работы могут изменяться обстоятельства, не зависящие от предприятия, но значительно на него влияющие. Поэтому важно, чтобы бюджет был подвижным, □ должна оставаться возможность корректировать его в нужное время и в нужных направлениях.
Сотрудники встречают бюджеты с недовольством, явно выражающимся на уровне отделов. Многие из них с подозрением относятся к внедрению систем бюджетирования. Если до внедрения бюджетирования они могли свободно распоряжаться вверенными им средствами для достижения поставленных целей, то после внедрения бюджетирования они часто сильно ограничены. Недовольство тем больше, чем жестче бюджеты. Можно уменьшить или даже устранить любое раздражение путем привлечения каждого сотрудника на начальном этапе к составлению бюджета. Чем глубже вовлечение сотрудников, тем больше будет их отдача при исполнении.
Часто процесс вовлечения сопровождается серьезными сопротивлениями менеджеров и специалистов. Так как составление бюджета воспринимается как возложение дополнительных обязанностей, занимающих существенную часть времени. Возможно, даже возникнет вопрос о привлечении дополнительных трудовых ресурсов. Кроме того, бюджет позволяет руководству предприятия оперативно отслеживать деятельность отделов и степень достижения ими поставленных задач. В случае, если цели не были достигнуты, можно легко определить, какое подразделение неэффективно выполнило возложенные на него функции.
Разработка эффективной бюджетной системы действительно требует опыта □ большая часть из впервые составленных бюджетов будет существенно изменять-
ся. По мере увеличения опыта бюджеты будут точнее. Обычно требуется от одного до трех лет для разработки надежной системы и ее эффективного использования.
Несмотря на все недостатки и сложности внедрения бюджетирования, при помощи данной системы можно значительно повысить управляемость предприятия и увеличить эффект от финансово-хозяйственной деятельности. Эффект □ это абсолютный показатель, характеризующий результат [3].
Система бюджетирования имеет целый ряд достоинств и является наиболее передовым инструментом управления организацией. По мнению В.Э. Керимова, оно применимо во многих областях управления [5]:
□ в финансовом менеджменте при помощи него можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
□ в области управления коммерческой деятельностью бюджетирование вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом для разработки более точных прогнозов и определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями;
□ в области организации общего управления этот инструмент четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и пр.), осуществляемой в организации; позволяет обеспечить должную координацию деятельности служб, ориентируя их на совместную деятельность для достижения утвержденных в бюджете показателей;
□ в области управления затратами бюджетирование способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся;
□ оно также служит средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и сигнализирует руководству о неблагоприятных изменениях ситуации путем выявления отклонений фактических результатов от прогнозных показателей.
Преимущества бюджетирования проявляются и в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов, поведения конкурентов и, особенно, текущего и проектируемого рыночного спроса продукции [4].
Если бюджетирование выполняется добросовестно и эффективно от составления до контроля исполнения, это приносит многочисленные выгоды организации и сотрудникам.
Начальная стадия составления бюджетов побуждает сотрудников и все предприятие смотреть вперед: учитывать обстоятельства, рассчитывать доходы, определять расходы. Такое предварительное планирование является преимуществом, потому что оно заранее помогает определить жизнеспособность различных видов деятельности, их вероятные последствия, состояние денежных средств, возможные получения прибыли или убытков. Можно действовать «до того как» а не □после того какП.
♦
♦
Составление вариантов различных бюджетов поможет скоординировать действия сотрудников и подразделений внутри компании. Необходимо надеяться, что все сотрудники хорошо знают свои бюджеты, согласны с ними, понимают, как они соотносятся с другими бюдже -тами, и осознают те косвенные воздействия, которые будут иметь место, если отдельный бюджет не будет согласован с другими. Бюджетирование может оказать объединяющее действие, когда все работают как одна команда, чтобы добиться успеха каждого, получая требуемые доходы и не превышая установленных расходов.
Бюджетирование выполняет организующую роль для подразделений и предприятия в целом, определяя рамки, в пределах которых следует работать. Оно помогает установить финансовую ответственность работников, осуществляющих контроль, за успех или невы -полнение заданий их отделами.
Бюджеты устанавливают количественные, конкретные, осязаемые цели, которых нужно достичь для получения определенного результата. Существуют многочисленные способы стимулирования сотрудников, но шанс достичь цели, получить признание и одобрение за достигнутый успех □ это серьезный стимул.
Бюджетирование дает возможность осуществлять строгий контроль, сравнивая плановые показатели и фактические результаты.
Помимо рассмотренных выше достоинств, системы бюджетирования позволяют: рационализировать рас-
пределение материальных и денежных ресурсов, по -высить общую и оперативную управляемость, увеличить прозрачность предприятия, использовать современные методы финансового анализа, прогнозировать и отслеживать финансовую устойчивость компании.
Десятилетия использования бюджетирования в компаниях ведущих стран мира подтвердили, что оно является эффективным для повышения качества управ -ления денежными потоками и предприятием в целом [2]. А эффективность □ это относительный показатель, характеризующий процесс, в результате которого был получен результат [3].
1. Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: Ника-Центр, 1998. Вып. 2.
2. Добровольский Е., Караванов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2010.
3. Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его эффективность в современной России // Вестник СГСЭУ. 2008. №1(20).
4. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. М.: Аудит; ЮНИТИ, 2002.
5. Керимов В.Э. Управленческий учет: учебник. М.: Дашков и Ко, 2003.
6. Попова Л.М. Бюджетирование на микро- и макроуровне: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2009.
7. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1998.
удк 336.1 Я.Н. Замлилова,
А.Ю. Никитин
ппд^гггппп □□□нею □ ггдп^пдпш ГТМШпдПШеП □ппе^дпшппеп □ □□□ШП^: □шшшп □□пдпшшле □□гшшгпш
Статья посвящена исследованию проблем финансового обеспечения региональной инновационной политики, в частности необходимости финансовой поддержки создания и развития инновационных кластеров со стороны федеральных и региональных органов власти. Рассмотрены проблемы развития инновационного сектора российской экономики; исследован зарубежный опыт применения кластеров. Особое внимание уделяется механизмам, позволяющим обеспечить финансирование развития кластеров, инструментам финансовой и имущественной поддержки инновационных кластеров.
Ключевые слова: региональная инновационная политика, инновационный сектор, кластеры, механизм финансирования.
Ya.N. Zamlilova, A.Yu. Nikitin
CLUSTER APPROACH TO THE REGIONAL INNOVATION POLICY AND ITS FINANCIAL SUPPORT
The paper deals with the problems of financial support for regional innovation policy, in particular, it deals with the necessity of financial support for innovation clusters from federal and regional authorities. The author considers challenges of innovation sector development in the Russian economy and examine foreign cluster experience. Special attention is paid to the mechanisms allowing to provide financial support for cluster development, instruments of financial and property support for innovation clusters.
Key words: regional innovation policy, innovation sector, clusters, financing mechanism.
В подготовленной Правительством РФ Концепции период до 2020 г (утверждена распоряжением Прави-
долгосрочного социально-экономического развития на тельства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.)