Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ПРЕПОДАВАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ (МОДУЛЮ) / QUALIFICATION / LEVEL OF QUALIFICATION / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING / INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHING STAFF / TEACHER / TEACHER OF HIGHER QUALIFICATION / SPECIALIZED EDUCATION IN TAUGHT DISCIPLINES (MODULE)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонович Николай Евгеньевич, Горбунова Олеся Сергеевна, Петрякова Светлана Викторовна, Пильникова Ирина Федоровна, Радионова Светлана Владимировна

В настоящее время наблюдалась проблема - не соответствие названия должностей выполняемым задачам. Должность могла называться по-разному, а выполняемые функции работником одинаковые или наоборот. Долгое время у разных работодателей лица, замещающие одинаковые должности, исполняли разные должностные обязанности. Система образования в условиях быстро меняющегося рынка труда не была готова к обучению будущих специалистов тем компетенциям, которые требовались работодателю. Эти и многие другие вопросы призван решить профессиональный стандарт. Это очень хорошая и перспективная форма приведения в соответствие образовательного процесса с практическими навыками и компетенциями выпускников высшей школы. В данной статье рассматриваются требования профессионального стандарта в части квалификационных требований и готовности организаций использовать профессиональный стандарт. Профессиональные стандарты сегодня являются «государственной должностной инструкцией», их требования используют при разработке образовательных программ, ключевой информацией в профессиональных стандартах являются характеристика необходимой квалификации для исполнения определенного функционала, требования к знаниям, умению и опыту. Однако у работодателей, самих работников применение профессиональных стандартов вызывает затруднения. Как устанавливать оклады? Как организовать обучение и переобучение персонала? Многие работники не принимают требования к квалификации, считая их не правильными. В данной статье описаны проблемы работодателей, возникающие на практике при применении профессиональных стандартов, поднимается вопрос о массовом несоответствии работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, требованиям профессиональных стандартов, рассмотрены вопросы возможного нарушения трудового законодательства при применении работодателями профессиональных стандартов, представлен порядок подготовки образовательной организации к применению профессиональных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонович Николай Евгеньевич, Горбунова Олеся Сергеевна, Петрякова Светлана Викторовна, Пильникова Ирина Федоровна, Радионова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS: THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Currently, there was a problem - not matching the job title to the tasks performed. The position could be called differently, and the functions performed by the employee are the same or Vice versa. For a long time, different employers of persons holding the same positions performed different duties. The education system in a rapidly changing labor market was not ready to train future specialists in the competencies required by the employer. These and many other issues are designed to solve the professional standard. This is a very good and promising form of bringing the educational process in line with the practical skills and competencies of graduates of higher education. This article discusses the requirements of the professional standard in terms of qualification requirements and readiness of organizations to use the professional standard. Today professional standards are the "state job description", their requirements are used in the development of educational programs, the key information in professional standards is the characteristic of the necessary qualifications to perform certain functions, requirements for knowledge, skills and experience. However, it is difficult for employers and employees to apply professional standards. How to set salaries? How to organize training and retraining of personnel? Many employees do not accept the qualification requirements, considering them not correct. This article describes the problems of employers arising in practice in the application of professional standards, raises the question of mass non-compliance of employees belonging to the teaching staff requirements of professional standards, discusses possible violations of labor legislation in the application of professional standards by employers, presents the procedure for preparing an educational organization for the application of professional standards

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 331.101.39 СИМОНОВИЧ Николай Евгеньевич,

доктор психологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета

ORCID 0000-0001-5330-5383

ГОРБУНОВА Олеся Сергеевна,

кандидат экономический наук, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,

Екатеринбург e-mail: OS-Bakunova@mail.ru

ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,

Екатеринбург e-mail: uprkadr@mail.ru

ПИЛЬНИКОВА Ирина Федоровна,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,

Екатеринбург e-mail: pilnikovai@mail.ru

РАДИОНОВА Светлана Владимировна,

ст. преподаватель кафедры экономики и организации предприятий Уральского государственного аграрного университета,

Екатеринбург e-mail: Svr_svetlana@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация. В настоящее время наблюдалась проблема - не соответствие названия должностей выполняемым задачам. Должность могла называться по-разному, а выполняемые функции работником одинаковые или наоборот. Долгое время у разных работодателей лица, замещающие одинаковые должности, исполняли разные должностные обязанности. Система образования в условиях быстро меняющегося рынка труда не была готова к обучению будущих специалистов тем компетенциям, которые требовались работодателю. Эти и многие другие вопросы призван решить профессиональный стандарт. Это очень хорошая и перспективная форма приведения в соответствие образовательного процесса с практическими навыками и компетенциями выпускников высшей школы. В данной статье рассматриваются требования профессионального стандарта в части квалификационных требований и готовности организаций использовать профессиональный стандарт. Профессиональные стандарты сегодня являются «государственной должностной инструкцией», их требования используют при разработке образовательных программ, ключевой информацией в профессиональных стандартах являются характеристика необходимой квалификации для исполнения определенного функционала, требования к знаниям, умению и опыту. Однако у работодателей, самих работников применение профессиональных стандартов вызывает затруднения. Как устанавливать оклады? Как организовать обучение и переобучение персонала? Многие работники не принимают требования к квалификации, считая их не правильными. В данной статье описаны проблемы работодателей, возникающие на практике при применении профессиональных стандартов, поднимается вопрос о массовом несоответствии работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, требованиям профессиональных стандартов, рассмотрены вопросы возможного нарушения трудового законодательства при применении работодателями профессиональных стандартов, представлен порядок подготовки образовательной организации к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

применению профессиональных стандартов.

Ключевые слова: квалификация, уровень квалификации, профессиональный стандарт, профессиональный стандарт преподавателей профессионального обучения, внедрение профессиональных стандартов, образовательная организация, образовательная система, профессорско-преподавательский состав, преподаватель, педагог высшей квалификации, профильное образование по преподаваемым дисциплинам (модулю).

SIMONOVICH Nikolay Evgenyevich,

Doctor of psychological Sciences, Professor,

Russian state Humanitarian University

GORBUNOVA Olesya Sergeyevna,

candidate economic sciences, senior lecturer of Department of accounting and audit, Ural state agricultural university, Yekaterinburg

PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,

senior lecturer of Department of accounting and audit, Ural state agricultural university, Yekaterinburg

PILNIKOVA Irina Fiodorovna,

senior lecturer of Department of accounting and audit, Ural state agricultural university, Yekaterinburg

RADIONOVA Svetlana Vladimirovna,

senior lecturer of Department of economy and organization of the enterprises, Ural state agricultural university, Yekaterinburg

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS: THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Annotation. Currently, there was a problem - not matching the job title to the tasks performed. The position could be called differently, and the functions performed by the employee are the same or Vice versa. For a long time, different employers of persons holding the same positions performed different duties. The education system in a rapidly changing labor market was not ready to train future specialists in the competencies required by the employer. These and many other issues are designed to solve the professional standard. This is a very good and promising form of bringing the educational process in line with the practical skills and competencies of graduates of higher education. This article discusses the requirements of the professional standard in terms of qualification requirements and readiness of organizations to use the professional standard. Today professional standards are the "state job description", their requirements are used in the development of educational programs, the key information in professional standards is the characteristic of the necessary qualifications to perform certain functions, requirements for knowledge, skills and experience. However, it is difficult for employers and employees to apply professional standards. How to set salaries? How to organize training and retraining of personnel? Many employees do not accept the qualification requirements, considering them not correct. This article describes the problems of employers arising in practice in the application of professional standards, raises the question of mass noncompliance of employees belonging to the teaching staff requirements of professional standards, discusses possible violations of labor legislation in the application of professional standards by employers, presents the procedure for preparing an educational organization for the application of professional standards.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Key words: qualification, level of qualification, professional standard, professional standard of teachers of professional training, introduction of professional standards, educational organization, educational system, teaching staff, teacher, teacher of higher qualification, specialized education in taught disciplines (module).

Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) наша страна создает национальную систему профессиональных стандартов.

Долгое время у разных работодателей лица, замещающие одинаковые должности, исполняли разные должностные обязанности.

Образовательная система не была готова быстро реагировать на меняющиеся требования рынка труда к уровню навыков будущих специалистов, не было гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения.

Все эти вопросы и призваны решить профессиональные стандарты. Однако, исходя из анализа норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следует, что не все работодателя обязаны использовать профессиональный стандарт.

Цель и методика исследования

Целью исследования является анализ проблем внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации. Реализацией данной цели осуществляется на основе использования аналитического и метода наблюдения и сбора фактов.

Результаты исследований

Внедрение профстандартов с 1 июля 2017 г. является обязательным для бюджетных учреждений. Формально государство дает организациям срок 2.5 года на приведение в соответствие уровня квалификации своих работников, на оценку уровня квалификации работников занимаемой должности и выполняемой работы, и в случае несоответствия - на переподготовку и повышение квалификации. Обязательность внедрения профессионального стандарта для организаций определенной формы собственности может привести к неравному положению на рынке труда работников при переходе из частного сектора в государственный сектор.

На примере бюджетных образовательных организаций высшего образования можно проследить и другие проблемы внедрения профессиональных стандартов. Требования профстан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

дарта к квалификации и уровню образования педагогов высшей школы выявили несоответствие профессорско-преподавательского состава заданным в профстандарте критериям.

Обучение студентов ведут педагоги высшей квалификации, с опытом педагогической и научной деятельности свыше пяти лет, имеющие ученые степени и звания кандидатов и докторов наук. Однако одним из основных требований профстандарта для профессора, доцента, преподавателя в высшем образовательном учреждении является наличие профильного образования по преподаваемым дисциплинам (модулю) либо профессиональной переподготовки. Работник с колоссальным опытом педагогической деятельности, а значит, опытом донесения сложной технической, математической и иной информации, имеющий практический опыт, но не имеющий образования по профилю преподаваемой дисциплине (модулю), сегодня может быть признан не соответствующим квалификационным требованиям. Вузами проводится активная политика переобучения педагогов с целью сохранения ценных кадров и поддержания статуса высшего учебного образовательного учреждения. Многие работники крайне негативно реагируют на требование (направление) работодателя на соответствующее профессиональное обучение, в связи с чем работодатель вынужден применять меры административного воздействия на такого работника, что в конечном счете снижает мотивацию работника к труду.

Работодателей призывают внедрять профессиональный стандарт поэтапно. Одним из способов внедрения профессионального стандарта - это внедрение требований профессионального стандарта к новым работникам, по отношению к старым работникам применять требования квалификационных справочников. Рассмотрев профессиональный стандарт преподавателя профессионального обучения, можно сделать вывод, что работодатель будет явно нарушать права работника, применяя профессиональный стандарт к новым работникам, не применяя к уже работающим, в силу различных требований к квалификации. Предлагаем следующий порядок подготовки университета к предстоящим событиям.

1. Необходимо провести кадровый аудит преподавательского состава. Составить пофамильно списки всех профессорских должностей

в учебном заведении. Проверить все документы, дипломы о высшем образовании, дипломы ученых степеней, аттестаты ученых званий, удостоверения о повышении квалификации, дипломы о переподготовке по другим специальностям. Составить список всех дисциплин, по которым проводят или планируют читать лекции профессора. При выявлении несоответствия специальности по диплому читаемой дисциплине нужно предложить профессору пройти переподготовку или курсы повышения по данному направлению. Мир меняется, и периодически знания, полученные 10 лет назад, устаревают, их нужно восполнять.

2. Провести аудит преподавательского состава университета. Проверить наличие производственного и преподавательского стажа по дисциплине, которую они ведут у студентов. Преподавателю нужно обязательно знать и практическую работу по дисциплине. Это повышает авторитет преподавателя, а самое главное - престиж университета, повышает его рейтинг по сравнению с другими учебными заведениями. В случае выявления несоответствия специальности по диплому с преподаваемой дисциплиной дать время и возможность преподавателю устранить это несоответствие. Много молодых преподавателей, не проработав по полученной профессии, становятся преподавателями, подрывая престиж и доверие к университету.

3. Принимать в аспирантуры только тех кандидатов на обучение, которые прошли практическую работу на производстве. Во время обучения в аспирантуре они будут мотивированы на обучение и на получение необходимых знаний, которые востребованы в организациях. Темы кандидатских диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов наук нужно выбирать в соответствии с потребностью предприятия, которое направило аспиранта на обучение. Защиту нужно проводить выездным диссертационным советом по месту работы аспиранта, в присутствии всего трудового коллектива. Лучших из получивших степень кандидата наук по избранной специальности оставлять для преподавательской работы в университете, после согласования и подписания соглашения с работодателем.

4. Командировать преподавателей по обоюдному соглашению между преподавателем и университетом на производство для освоения новой техники, которую будут изучать студенты в данном университете. Кто не желает получать практические знания и опыт на производстве, переводить на другие должности или увольнять из учебного заведения.

5. Управлению кадров в университете совместно с профессорско-преподавательским составом следует отбирать из перспективных студентов кандидатов в кадровый резерв для будущего обучения в аспирантуре и докторантуре университета. После отбора нужно вести кадровую и научную работу с этими студентами.

6. Университету надо заключать договоры с предприятиями на совместное сотрудничество для целевой подготовки специалистов, организации мест для практики студентов и для рабочих мест выпускникам университета. Так же выявлять перспективных молодых специалистов на предприятиях для дальнейшего обучения в аспирантуре и докторантуре учебного заведения.

Выводы

В результате этой огромной и планомерной работы мы получим возможность решать все стоящие задачи перед образовательной организацией по приведению в соответствие всех нормативных требований и регламентов по профессиональным стандартам.

Век цифровых технологий и сама цифрови-зация общества и всех происходящих в них процессах требуют от исполнителей колоссальных знаний, переработки огромных массивов поступающей информации.

Поэтому старые подходы к подаче знаний студентам нужно коренным образом менять. Прошло то время, когда преподаватель зачитывал из учебника материал, студенты добросовестно записывали, дома заучивали и потом воспроизводили слово в слово на семинарских или практических занятиях. Мир изменился, и не только преподаватель, но и студенты имеют доступ к любой информации.

Многие студенты владеют знанием иностранных языков и отлично разбираются в компьютерной технике, имеют доступ к любой информации по изучаемому предмету. Преподаватель старой формации, имеющий огромный преподавательский стаж, пытается транслировать устаревшие знания молодежи. Студенты противятся этому. Часто возникают конфликтные ситуации и недопонимания между студентом и преподавателем.

Поэтому и предложена новая модель профессиональных стандартов. Задача преподавателя - не транслировать знания, а интерпретировать преподаваемый материал. Преподаватель становится наставником, воспитателем и соратником студента по освоению нового материала. Занятия нужно проводить и организовывать по принципу учебно-практического обучения. Сту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

дентам будет интересно узнать, наряду с теоретическими знаниями, еще и практическую сторону предмета. Из ранее перечисленного мы знаем, что преподаватели, имеющие практический опыт по профессии преподаваемой дисциплины, будут пользоваться уважением со стороны студентов. Доверие к такому преподавателю повышается, мотивация к обучению у студентов возрастает. Для еще более продуктивной работы желательно к практическому обучению студентов привлекать специалистов из реального сектора. Они смогут наглядно показать особенности профессии, как теория применяется на практике. Для решения вопросов профессиональных стандартов и повышения компетенции выпускников университетов необходимо еще одно непреложное правило. Все курсовые и дипломные работы писать и выполнять не по абстрактным темам, а по темам, которые актуальны предприятию. Преподаватель является научным руководителем у студента при написании курсовой работы, а специалист-наставник от реального производства - техническим консультантом. В результате совместного сотрудничества получается интересная работа, позволяющая применить ее исследования и выводы на практике. Так и будет формироваться кадровый резерв для университета, а также специалист после окончания обучения сразу же включится в производственный процесс организации, без раскачки и затраты времени на ввод молодого специалиста в строй.

Это сложный процесс. Не весь профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения согласится с этим. Для этого нужно перестроить свое сознание, измениться самому, освоить новые методы подачи материала и выбросить из своего опыта ненужные навыки и умения [9, с. 222].

Преподавателям необходимо создавать условия для самообразования, переподготовки по новым специальностям и профессиям, помочь изучить иностранные языки. Знание языков позволяет расширить свое мировоззрения и получить доступ к знаниям в других странах.

Важным моментом в решении вопросов профессиональных стандартов является и кол-лоборация университетов. Нельзя высшему учебному заведению замыкаться в себе. Нужно устанавливать дружеские, профессиональные связи с другими учебными заведениями России и зарубежными университетами, обмениваться информацией, новыми научными идеями и разработками высшей школы.

Необходимо осуществлять и академический обмен профессорами и преподавателями, организовывать научные семинары и конферен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ции между университетами. Так же важно осуществлять стажировки преподавателей и профессоров в российских и зарубежных университетах.

Следует организовать и студенческие обмены между университетами с правом получения двойных дипломов. Это повышает престиж вуза, повышает доверие к нему со стороны студентов, абитуриентов и работодателей. Но самое главное в этом то, что при обмене студентами и профессорами люди больше узнают о другой стране, другом городе в пределах России [8, с. 163].

Рекомендации

Поскольку законодательством четко не прописан механизм внедрения профессиональных стандартов, часто желание работодателя внедрить профессиональный стандарт приводит к нарушению трудовых прав работника. Чтобы избежать этого, нужно в организации создать совет трудового коллектива из наиболее профессиональных сотрудников. Выработать внутренний регламент внедрения профессиональных стандартов, необходимых данной организации. Заранее выявить работников, которые не соответствуют своей должности, предложить им альтернативные варианты решения возникшей проблемы. Для решения этих вопросов и разрешения всех конфликтов требуется систематическая и планомерная работа на протяжении длительного промежутка времени. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить научный коллектив, предотвратить конфликтную ситуацию, сохранить социальное самочувствие сотрудников, улучшить их качество и продолжительность жизни. Каждый сотрудник очень важен для ученого коллектива, его опыт и знания нужны коллективу. Те сотрудники, которые желают работать и дальше, после определения их несоответствию занимаемой должности, могут быть переведены с их согласия на другие должности. Профессоров можно перевести на должности почетных профессоров-консультантов. Но самое главное, чтобы быть готовыми к изменениям, нужно заранее подготовиться к этим изменениям и дать возможность людям пройти необходимую переподготовку по предполагаемой квалификации профессиональными стандартами [7, с. 19].

По-прежнему остался отрытым вопрос: можно ли работодателю дополнять трудовые действия работников другими действиями, не перечисленными в профессиональном стандарте? Можно ли предъявлять требования к квалификации работника более высокие, чем предусмотрено профессиональным стандартом? На

практике часто возникают споры между работником и работодателем по этому вопросу. С одной стороны, законодательством не запрещено устанавливать работникам повышенные квалификационные требования, с другой - в самих профессиональных стандартах не установлено, что работодатель может менять требования к квалификации в сторону их повышения.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ».

[2] Серебренникова М.С., Фатеева Н.Б., Петрякова С.В. Актуальность и механизм внедрения профессиональных стандартов // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 1 (155). - С. 19.

[3] Петрякова С.В., Радионова С.В., Горбунова О.С. Производительность труда как основа эффективности функционирования организации // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2 (43). - С. 229-231.

[4] Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Радионова С.В. Анализ занятости населения в сельском хозяйстве Свердловской области и подготовка кадров для агропромышленного комплекса // Аграрное образование и наука. - 2014. - № 4.

[5] Реестр профессиональных стандартов. URL: profstandart .rosmintrud. ru/reestr-professionalnyh-standartov

[6] Внедрение профстандартов: инструкция. URL: http://www.pro-personal.ru/ article/1085163-qqq-16- m5-31-05-2016-vnedrenie-profstandartov

[7] Профессиональные стандарты. URL: http ://profstandart-kadry.ru/categories / articles/

[8] Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. Наук / Государственный университет управления. - М., 2003.

[9] Крысько В.Г., Симонович Н.Е. Психологические основы изучения социального самочувствия людей в современном российском обществе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2001. - № 1. - С. 163.

[10] Симонович Н.Е. Новые подходы к обучению студентов // В сб.: Обучение и развитие: современная теория и практика: материалы XVI

Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. -2015. - С. 222, 223.

[11] Горбунова О.С. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства Свердловской области / / Островские чтения. - 2018. - № 1. - С. 322.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 02.05.2015 N 122-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossi-jskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"».

[2] Serebrennikova M.S., Fateeva N.B., Pet-ryakova S.V. Aktual 'nost' i mekhanizm vnedreniya professional'nyh standartov // Agrarnyj vestnik Urala. - 2017. - № 1 (155). - S. 19.

[3] Petryakova S.V., Radionova S.V., Gorbu-nova O.S. Proizvoditel'nost' truda kak osnova effektivnosti funkcionirovaniya organizacii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2018. - № 2 (43). - S. 229-231.

[4] Fateeva N.B., Petryakova S.V., Radionova S.V. Analiz zanyatosti naseleniya v sel'skom hozyajstve Sverdlovskoj oblasti i podgotovka kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa // Agrarnoe obrazovanie i nauka. - 2014. - № 4.

[5] Reestr professional'nyh standartov. URL: profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professional-nyh-standartov

[6] Vnedrenie profstandartov: instrukciya. URL: http://www.pro-personal.ru/arti-cle/1085163-qqq-16- m5-31-05-2016-vnedrenie-profstandartov

[7] Professional'nye standarty. URL: http:// profstandart-kadry.ru/categories / articles/

[8] Simonovich N.E. Social'noe samochuvst-vie lyudej i tekhnologii ego issledovaniya v sovre-mennoj Rossii: avtoref. dis. ... d-ra psihol. Nauk / Gosudarstvennyj universitet upravleniya. - M., 2003.

[9] Krys'ko V.G., Simonovich N.E. Psiholog-icheskie osnovy izucheniya social'nogo samochu-vstviya lyudej v sovremennom rossijskom obsh-chestve // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). - 2001. - № 1. - S. 163.

[10] Simonovich N.E. Novye podhody k obu-cheniyu studentov // V sb.: Obuchenie i razvitie: sovremennaya teoriya i praktika: materialy XVI Mezhdunar. chtenij pamyati L.S. Vygotskogo. -2015. - S. 222, 223.

[11] Gorbunova O.S. Formirovanie kadrovogo potenciala sel'skogo hozyajstva Sverdlovskoj oblasti // Ostrovskie chteniya. - 2018. - № 1. - S. 322.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.