Научная статья на тему 'Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций)'

Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВНЕДРЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL STANDARD / IMPLEMENTATION / CHALLENGES / SKILL LEVELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сочнева Елена Николаевна, Аргасанов Юрий Олегович

В работе показана актуальность внедрения профессиональных стандартов в деятельность современных предприятий (организаций). Однако при таком внедрении возникают определенные проблемы. В работе показаны примеры наиболее типичных проблем, которые встретились при внедрении профстандартов в разных сферах. Представлены сферы промышленности (на примере энергетики), сфера образования и государственные закупки. Систематизированы наиболее общие проблемы. К ним относятся: несоответствие квалификации работников требованиям профессионального стандарта; необходимость больших затрат на подготовку персонала; несоответствие трудовых функций профессиональных стандартов и существующих должностных обязанностей работников; потеря права на досрочную пенсию работников за условия труда при изменении наименований должностей в соответствии со ст. 57 ТК РФ; отнесение нескольких разрядов рабочих профессий к одному уровню и другие. Предложены меры для решения данных проблем. Главная из них это единая система корректировки процессов внедрения, основанная на законодательных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of implementation of professional standards in the activities of enterprises (organizations)

The paper shows the relevance of the introduction of professional standards in the activities of modern enterprises (organizations). However, there are some problems with this implementation. The paper shows examples of the most typical problems encountered in the implementation of professional standards in different areas. The spheres of industry (on the example of energy), education and public procurement are presented. The most common problems are systematized. These include: non-compliance of qualification of employees with the requirements of the professional standard; the need for high costs of training; the mismatch of the work functions of the professional standards and the existing job responsibilities of employees; the loss of the right to early retirement of employees over conditions of work while changing job titles, in accordance with article 57 of the labour code; the assignment of several level of working professions for that meter level and others. Measures for the solution of these problems are offered. The main one is a unified system of adjustment of implementation processes based on legislative acts.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций)»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций)

Сочнева Е.Н.1, Аргасанов Ю.О. 1

1 Региональный методический центр КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций», Красноярск, Россия

В работе показана актуальность внедрения профессиональных стандартов в деятельность современных предприятий (организаций). Однако при таком внедрении возникают определенные проблемы. В работе показаны примеры наиболее типичных проблем, которые встретились при внедрении профстандартов в разных сферах. Представлены сферы промышленности (на примере энергетики), сфера образования и государственные закупки. Систематизированы наиболее общие проблемы. К ним относятся: несоответствие квалификации работников требованиям профессионального стандарта; необходимость больших затрат на подготовку персонала; несоответствие трудовых функций профессиональных стандартов и существующих должностных обязанностей работников; потеря права на досрочную пенсию работников за условия труда при изменении наименований должностей в соответствии со ст. 57 ТК РФ; отнесение нескольких разрядов рабочих профессий к одному уровню и другие. Предложены меры для решения данных проблем. Главная из них - это единая система корректировки процессов внедрения,основанная на законодательных актах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный стандарт, внедрение, проблемы, уровни квалификации.

some problems of implementation of professional standards in the activities of enterprises (organizations)

Sochneva E.N.1, Argasanov Yu.O. 1

1 Krasnoyarsk regional center of vocational guidance and qualifications development, Russia

ние для развития всей социально-трудовой сферы. Они приходят на смену единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и имеют ряд неоспоримых преимуществ [1, 2]. К положительным моментам можно отнести: четкое понимание работодателем требований, предъявляемых к соискателям; понимание соискателями необходимости соответствия квалификационным требованиям профстандартов;

АННОТАЦИЯ:

Введение

егодня внедрение профстандартов в России имеет важное значе

больший уровень заработной платы работников, полностью соответствующих требованиям профессиональных стандартов; мотивация персонала постоянно повышать уровень подготовленности, самосовершенствования с целью профессионального роста и, как следствие, увеличение уровня заработной платы; своевременное обучение персонала позволит избежать штрафных санкций со стороны проверяющих органов [3]. (Sochneva, 2018)

Однако, наряду с положительными моментами, существуют проблемы с их внедрением, которые неизбежны, как и при внедрении всего нового, и, которые необходимо решить для того, чтобы система заработала в полной мере и действительно стала механизмом согласования интересов работников и работодателей в части требований к рабочей силе.

Цель данной работы заключается в рассмотрении некоторых проблем по внедрению профессиональных стандартов в практическую деятельность предприятий (организаций) и выявить пути решения данных проблем.

Известно, что на современных предприятиях мероприятия по внедрению профессиональных стандартов носят фрагментарный характер в силу того, что руководство не видит в этом пользы, как таковом, с одной стороны, опасается нарушения устоявшейся системы управления и производственого взаимодействия, с дугой стороны.

ABSTRACT:_

The paper shows the relevance of the introduction of professional standards in the activities of modern enterprises (organizations). However, there are some problems with this implementation. The paper shows examples of the most typical problems encountered in the implementation of professional standards in different areas. The spheres of industry (on the example of energy), education and public procurement are presented. The most common problems are systematized. These include: noncompliance of qualification of employees with the requirements of the professional standard; the need for high costs of training; the mismatch of the work functions of the professional standards and the existing job responsibilities of employees; the loss of the right to early retirement of employees over conditions of work while changing job titles, in accordance with article 57 of the labour code; the assignment of several level of working professions for that meter level and others. Measures for the solution of these problems are offered. The main one is a unified system of adjustment of implementation processes based on legislative acts.

KEYWORDS: professional standard, implementation, challenges, skill levels

JEL Classification: J80, J81, J88 Received: 01.08.2018 / Published: 30.09.2018

I© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Sochneva E.N. (Sochneva.e0inbox.ru)

CITATION:_

Sochneva E.N., Argasanov Yu.O. (2018) Nekotorye problemy vnedreniya professionalnyh standartov v deyatelnost predpriyatiy (organizatsiy) [Some problems of implementation of professional standards in the activities of enterprises (organizations)]. Ekonomika truda. 5. (3). - 859-868. doi: 10.18334/et.5.3.39309

Сегодня предприятия нуждаются, прежде всего, в информационной и консультационной помощи для того, чтобы началось движение по внедрению профстандартов. Дело в том, что если даже предприятие решит внедрять профессиональные стандарты, оно столкнется с рядом сложностей и вопросов, которые надо помочь ему решить. Заметим, что появление данных вопросов абсолютно естественно и как раз свидетельствует о том, что система начала внедряться. Профессиональные стандарты внедряются, и возникают вопросы, которые сегодня требуют уточнения и разъяснения. Рассмотрим некоторые из них, которые были выявлены авторами при внедрении профессиональных стандартов в деятельность конкретных предприятий (оргганизаций).

Так, например, в практике работы предприятий часто возникают ситуации, когда один работник может выполнять виды деятельности, относящиеся к разным профстандартам, и тогда внедрение профстандартов приведет к перестройке технологических цепочек, связанной с переделом зон ответственности. Такой объем работы по внедрению профстандартов предполагает изменение всех бизнес-процессов, что крайне затратно и технически сложно. Кроме того, профстандарты не охватывают сегодня все виды деятельности, что является одной из причин, тормозящих их внедрение.

Отметим, что реально действующему предприятию неудобно перейти на профстан-дарты частично, так как вслед за введением профстандартов потребуется менять регламентацию труда, в частности, создавать новую систему оплаты труда, а вслед за этим рассчитывать новые нормы труда.

При переводе работников на профессиональные стандарты возникает проблема того, что высок процент работников вполне удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним работодателем по квалификации и опыту, но, при этом, не соответствующих применимым профстандартам по образованию. Вынудить этих работников получать соответствующее образование работодатель не может, уволить и набрать соответствующих также не имеет права, да и не хочет, а при отсутствии практики администрирования и обязательности применения профстандартов руководители предприятия просто предпочитают выжидать и ничего не делать в настоящем.

До сих пор окончательно не решен вопрос о несоответствии названий профессий в квалификационных справочниках, использующихся Пенсионным фондом для определения льготного пенсионного стажа аналогичным в профстандартах [4]. Таким

ОБ АВТОРАХ:_

Сочнева Елена Николаевна, эксперт, канд. экон. наук, доцент (Sochneva.e0inbox.ru) Аргасанов Юрий Олегович, член Управляющего совета (gasan2290gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сочнева Е.Н., Аргасанов Ю.О. Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций) // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 859-868. doi: 10.18334/et.5.3.39309

образом, при внедрении профстандартов на предприятии и изменении наименования должности в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ ряд работников могут потерять право на досрочную пенсию по формальным причинам несоответствия названия должностей [5].

При внедрении профстандартов, относящихся к сфере промышленности, могут возникать некоторые специфические проблемы. Так, в некоторых профстандартах имеются требования стажа исключительно на одной конкретной должности, находящейся на одну ступень ниже по квалификации относительно требуемой. Сотрудник, формальноне имеющий опыта работы на одной конкретной должности, не сможет соответствовать применимому профессиональному стандарту даже в случае прохождения профессиональной переподготовки и опыта работы по более высокому разряду относительно требуемого.

Так, например, при анализе профессионального стандарта 40.158 «Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики» по обобщенной трудовой функции «Обслуживание КИП и А повышенной сложности» выяснилось, что требования к опыту практической работы включают необходимость для работников со средним профессиональным образованием и подготовкой по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих иметь опыт не менее двух лет работы слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике 4-го разряда [6]. Однако на реально действующих предприятиях рабочие, находящиеся на должностях «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту КИПиА котельного оборудования 5-го разряда» и «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту КИПиА котельного оборудования» 6-го разряда», формально не имеют опыта работы слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике 4-го разряда не менее двух лет и, следовательно, не смогут соответствовать применимому профессиональному стандарту даже в случае прохождения профессиональной переподготовки и опыта работы по более высокому разряду относительно требуемого. Такая формулировка требований к опыту практической работы нелогична и препятствует внедрению профстандарта.

Еще одна интересная проблема заключается в том, что в некоторых профстандар-тах несколько должностей с иерархически различными разрядами находятся в пределах одной обобщенной трудовой функции. Из этого следует, что при применении профстандарта по одной обощенной трудовой функции не представляется возможным определить различия в фактической трудовой деятельности между работниками различных разрядов, что представляет собой, в частности, почву для злоупотреблений работодателем в виде установки для работников уровня оплаты труда с ориентиром на более никий разряд при исполнении обязанностей более высокого разряда.

Например, в профстандарте «Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики» на обобщенной трудовой функции «Обслуживание несложных КИП и А» возможные наименования должностей приводятся таким обра-

зом: «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 3-го разряда; Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 4-го разряда».

Очень интересным и дискуссионным остается вопрос о том, должен ли (или может ли) работник выполнять только одну трудовую функцию из всего перечня включенного в обощенную трудовую функцию, если трудовые функции называются подуровнями. То есть вопрос в том, может ли работник соответствовать не уровню, а отдельному подуровню.

Дело в том, что вопрос и понимание того, может ли работник соответствовать подуровню, а не уровню в целом крайне актуален для всех сфер внедрения профессиональных стандартов. Для примера рассмотрим профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» уровни делятся на подуровни. При этом подуровни маркируются цифрами на шаг ниже, чем сам уровень. Скажем, уровень 8, а подуровень 7.2 [7]. Это наталкивает на мысль, что выполнять трудовые действия в рамках подуровня можно при наличии образовательного ценза 7-го уровня (то есть более низкого по отношению к 8-му). Напомним, что уровни квалификации в России определены Приказом Минтруда № 148н [8]. Для профессионального стандарта педагога этот вопрос крайне актуален. Для 8-го уровня указанного профстандарта должность должна называться «доцент», что предполагает наличие ученой степени (невозможно работать на данной должности без ученой степени), а вот трудовые действия подуровней 7.2 и 7.3 - это подуровни уровня 8, очевидно, можно выполнять при наличии образовательного ценза, соответствующего уровню 7, то есть без наличия ученой степени. Такая ситуация наблюдается в практике современных вузов. Старшие преподаватели, то есть работники без степени, выполняют трудовые действия подуровней (трудовых функций) 7.2 и 7.3. Зачастую, это практики или просто профессионалы, которые по каким-то причинам не получили ученую степень. Известно, что в некоторых образовательных сферах сохранился специалитет, который не может и не должен быть обеспечен на сто процентов кандидатами наук (или докторами). Есть определенный процент работников с ученой степенью, соответствующий образовательному стандарту. Многие дисциплины специалитета преподают сегодня квалифицированные педагоги, которые не имеют ученой степени, и, соответственно, не могут претендовать на должность доцента. Однако лишить образовательные программы ценных преподавателей-практиков - это, значит нанести ущерб всей системе образования и, прежде всего, качеству подготовки специалистов некоторых узких отраслей.

В любом случае без разъяснений Минтруда однозначно определить степень полномочий в рамках уровней или подуровней данных профстандартов невозможно. Предлагаем Министерству труда и социальной защиты выработать рекомендации, содержащие указания на допустимые уровни обощенных трудовых функций (или их подуровни - трудовые функции), в пределах которых следует определять требования к работникам, подразумевая соответствие применимым профессиональным стандартам.

Кроме того, Министерству науки и высшего образования совместно с Министерством труда и социальной защиты необходимо дать разъяснения по вопросу того: может ли преподаватель без ученой степени работать на специалитете, или дополнить в профстандрате «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» на 8-м уровне квалификации «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» в разделе «Возможные наименования должностей» должность «старший преподаватель».

Важно отметить, что методические разъяснения по профессиональному стандарту педагога необходимо дать достаточно быстро, так как он входит в группу тех профстандартов, переход на которые обязателен согласно статье 195.3 Трудового кодекса, а до 1 января 2020 года государственные учреждения и госкорпорации должны закончить подготовительный период по переходу на профессиональные стандарты [9, 10].

Не менее интересными и значимыми являются вопросы применения профстан-дартов в государственной сфере. Как известно, там они не должны применяться, но именно это вызывает новые проблемы. Рассмотрим конкретный пример.

В рамках системы централизации государственных закупок в регионах создаются органы по типу и статусу «Агентство государственного заказа». Данные структуры имеют статус государственных органов, а их сотрудники являются государственными служащими, но по факту они осуществляют государственные закупки от лица мелких государственных учреждений [11] (Dobretsov, Sochneva, 2018). С точки зрения независимой системы квалификаций данные работники выполняют вид профессиональной деятельности в рамках профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» [12]. Однако поскольку они являются государственными служащими, то квалификационные требования к ним формируются в рамках Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [13]. Согласно данному нормативно-правовому акту к работнику не должны применяться требования по стажу. Тогда как согласно профессиональному стандарту специалиста в сфере закупок эти требования имеются. Возникает противоречие: к работникам государственных учреждений в сфере закупок предъявляются требования к наличию стажа в сфере закупочной деятельности. Но при этом данные работники в рамках централизации закупок выполняют вид профессиональной деятельности по осуществлению закупок лишь частично. А к работникам Органа, уполномоченного на проведение закупок, который осуществляет большую часть работу в рамках данного вида деятельности и более трудные функции - требований к стажу нет. Безусловно, деятельность государственных служащих и квалификационные требования регламентируются отдельно, но в рассматриваемом примере государственные служащие в полном объеме выполняют вид деятельности, на который и создавался профессиональный стандарт. Возникает вопрос о необходимости совмещения для работников уполномоченных органов по осуществлению закупок требований закона о государственной службе и профессио-

нальных стандартов. Также целесообразно разработать механизм для предъявления требований к стажу для работников государственных органов с точки зрения качественного выполнения данного вида деятельности.

заключение

Таким образом, обобщим основные проблемы, выявленные в ходе внедрения профессиональных стандартов:

• отсутствие профессиональных стандартов для некоторых видов деятельности;

• недостаточная информированность руководителей структурных подразделений о профессиональных стандартах;

• несоответствие квалификации работников требованиям профессионального стандарта;

• необходимость больших затрат на подготовку персонала [14] (Sochneva, 2016);

• при наличии определенных вакансий нет возможности принять соискателя на работу без определенной подготовки;

• несоответствие трудовых функций профессиональных стандартов и существующих должностных обязанностей работников;

• потеря права на досрочную пенсию работников за условия труда при изменении наименований должностей в соответствии со ст. 57 ТК РФ.

Важно то, что внедрение пошло, и наличие проблем как раз свидетельствует о том, что в стране начались изменения в социально-трудовой сфере. Для решения возникающих проблем необходимо вырабатывать единые решения, оформленные как нормативно-правовые акты. Сегодня, к сожалению, сложилась практика, когда разные ведомства по-разному отвечают на вопросы предприятий, внедряющих профессиональные стандарты. Предприятия обращаются в Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), соответствующие Советы по профессиональным квалификациям (СПК), в Министерство труда и социальной защиты, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» и другие ведомства. Все письма и разъяснения не являются нормативно-правовыми актами и не содействуют выработке единых подходов, они показывают лишь видения отдельных ведомств. В настоящее время для успешного и стремительного развития системы необходима выработка концепции ее институционального сопровождения. Без этого система не сможет эффективно и быстро заработать.

ИСТОЧНИКИ:

1. ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра-

бочих. Profstandart.rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/etks ( дата обращения: 25..07.2018 ).

2. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/180422/.

3. Сочнева Е.Н. Внедрение зарубежных систем оценки квалификаций в российскую

экономику // The Newman in Foreign Policy. - 2018. - № 40(84). - c. 8-15.

4. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991)

«Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»

5. Ст. 57 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от

19.07.2018)

6. Приказ Минтруда России от 15.02.2017 N 181н «Об утверждении профессионально-

го стандарта «Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2017 N 45992)

7. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионально-

го стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)

8. Приказ Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в приказ

Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2015 N 39883)

9. Ст. 195.3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от

19.07.2018)

10. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

11. Добрецов Г.Б., Сочнева Е.Н. Независимая система квалификаций в рамках профессионального стандарта специалиста в сфере закупок // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов Международная конференция. Симферополь, 2018. - с. 294-298.

12. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»

13. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

14. Сочнева Е.Н. Введение профстандартов и требований к квалификации: «подводные камни» для работников и работодателей // Управление персоналом. - 2016. - № 24. - с. 10.

REFERENCES:

Dobretsov G.B., Sochneva E.N. (2018). Nezavisimaya sistema kvalifikatsiy v ramkakh professionalnogo standarta spetsialista v sfere zakupok [Independent system of qualifications within the professional standard of procurement specialist] Management in the conditions of global world transformations: economics, politics, law. 294-298. (in Russian).

Sochneva E.N. (2016). Vvedenie profstandartov i trebovaniy k kvalifikatsii: «podvodnye kamni» dlya rabotnikov i rabotodateley [Introduction of professional standards and qualification requirements: pitfalls for employees and employers]. Staff management. (24). 10. (in Russian).

Sochneva E.N. (2018). Vnedrenie zarubezhnyh sistem otsenki kvalifikatsiy v rossiyskuyu ekonomiku[Introduction of foreign qualification assessment systems in the Russian economy]. The Newman in Foreign Policy. (40(84)). 8-15. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.