Научная статья на тему 'Проблемы внедрения отдельных международных концепций трансфертного ценообразования в законодательство Российской Федерации'

Проблемы внедрения отдельных международных концепций трансфертного ценообразования в законодательство Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / TRANSFER PRICING / ТРЕХУРОВНЕВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / СТРАНОВОЙ ОТЧЕТ / MASTER FILE / LOCAL FILE / BEPS / CBCR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловоденко Мария Игоревна

Статья посвящена вопросу внедрения отдельных международных концепций трансфертного ценообразования в законодательство Российской Федерации. Автор рассматривает процесс принятия законопроекта о трехуровневой документации и страновом отчете, а также сложности, с которыми столкнутся налогоплательщики. На основе проведенного анализа были определены нововведения анализируемого законопроекта, а также выделены моменты, которые, по мнению автора, требуют дополнительного разъяснения со стороны налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения отдельных международных концепций трансфертного ценообразования в законодательство Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воловоденко М.И. Email: Volovodenko638@scientifictext.ru

Воловоденко Мария Игоревна - магистр, департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Москвы, г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросу внедрения отдельных международных концепций трансфертного ценообразования в законодательство Российской Федерации. Автор рассматривает процесс принятия законопроекта о трехуровневой документации и страновом отчете, а также сложности, с которыми столкнутся налогоплательщики. На основе проведенного анализа были определены нововведения анализируемого законопроекта, а также выделены моменты, которые, по мнению автора, требуют дополнительного разъяснения со стороны налоговых органов.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, трехуровневая документация, страновой отчет.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF CERTAIN TRANSFER PRICING CONSEPTS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION Volovodenko M.I.

Volovodenko Maria Igorevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TAX POLICY AND CUSTOMS TARIFF REGULATION, FINANCE UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: the article is devoted to the problems of implementation of certain transfer pricing concepts in the legislation of the Russian Federation. The author considers the process of adopting the bill on three-level documentation: master file, local file and country-by-country report (CbCR), as well as the difficulties that taxpayers will face. Based on the analysis, the innovations of the analysed bill, as well as points that, in the author's opinion, require further clarification by the tax authorities. Keywords: transfer pricing, Master file, local file, BEPS, CbCR.

УДК 338.532

В октябре 2015 года Организация экономического содружества и развития (далее -ОЭСР) опубликовала финальный отчет по Задаче 13 в рамках плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках данного мероприятия предусматривается детальная разработка правил по подготовке отчетности по трансфертному ценообразованию: рекомендована трехуровневая структура документации по трансфертному ценообразованию, включая сводный отчет по странам (страновой отчет) транснациональной группы. При этом рекомендациями предусмотрено предоставление отчета как головной компанией транснациональной группы в стране ее регистрации (с последующим предоставлением другим национальным налоговым администрациям в рамках механизмов обмена информацией), так и, в определенных ситуациях, отдельными участниками транснациональной группы по месту их налогового резидентства (так называемый «вторичный механизм») [1].

В рамках Задачи 13 предусматривается подготовка трехуровневой документации, которая должна включать в себя «Мастер-файл», «Локал-файл», сводный отчет по странам «CbCR».

В РФ разработка законопроекта, вносящего изменения в часть первую Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) началась еще в 2015. В апреле 2016 года законопроект был опубликован для общественного обсуждения. В ходе обсуждений, законопроект был существенно доработан с учетом комментариев Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации европейского бизнеса, Национального совета финансового рынка, ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», Банка ВТБ (ПАО) и других крупнейших налогоплательщиков [2].

В июле 2017 года данный законопроект был внесен в государственную думу. После одобрения в первом чтении, законопроект был существенно доработан и 27 ноября 2017 года был подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале (www.pravo.gov.ru) [3].

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 года №340-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документаций по международным группам компаний» (далее - Федеральный закон № 340-Ф3) настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Рассмотрим основные нововведения данного Федерального закона № 340-Ф3 в отношении подготовки документации по трансфертному ценообразованию.

В НК РФ вводится глава 144-1 «Предоставление документации по международным группам компаний» со статьями 10516-1- 10516-6. В данной главе вводится понятие международной группы компаний, а также ограничиваются лица, которые могут быть признаны участниками международной группы.

Также в данной главе приводится перечень документов, предоставляемых налогоплательщиками - участниками международных групп компаний:

1) уведомление об участии в международной группе компаний;

2) страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик.

Страновыми сведениями по международной группе компаний (далее - «страновые сведения») признаются сведения о доходах (расходах), прибыли (убытке), полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников международной группы компаний в РФ и (или) иностранном государстве (территории), об основных показателях, характеризующих деятельность международной группы компаний в РФ и (или) иностранном государстве (территории), а также о суммах налогов, исчисленных и (или) уплаченных в бюджетную систему РФ и (или) иностранного государства (территории), представляемые участниками международной группы компаний.

Страновые сведения включают в себя следующие документы:

1) глобальная документация по международной группе компаний (далее -глобальная документация);

2) национальная документация участника международной группы (далее -национальная документация);

3) страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (далее - страновой отчет).

В статье 10516-1 вводится определения:

- материнской компании международной группы компаний;

- уполномоченного участника международной группы компаний;

- финансовый год;

- отчетный период;

- консолидированная финансовая отчетность.

Хотелось бы подробнее остановиться на определениях финансовый год и отчетный период. В соответствии с Федеральным законом № 340-ФЗ финансовый год - период, за который составляется или должны была составляться консолидированная финансовая отчетность. Отчетный период - это финансовый год, в котором сумма дохода (выручки) международной группы компаний в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью превышает общую сумму дохода (выручки) не менее 50 млрд руб.

В то же время в данном Федеральном законе указывается, что сумма дохода (выручки) за финансовый год составляет двенадцать последовательных календарных месяцев, непосредственно предшествующих отчетному периоду.

В связи с тем, что у различных международных компаний финансовый год не обязательно совпадает с календарным, таким образом отсутствует конкретный период декларационной кампании, что в свою очередь может привести к лишней административной нагрузке на подведение итогов и составление отчетности.

Как глобальная, так и национальная документация может быть составлена в произвольной форме, включая информацию, определенную в данном Федеральном законе. Так, в данном перечне обязательной информации фигурирует термин «существенные» (сделки, договоры). Однако определение, что для федерального органа исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является «существенным» из данного Федерального закона остается непонятным.

Также хотелось бы отметить изменения, вносимые в статью 105.15 НК РФ. Если раньше письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. №ОА-4-13/14433@ носило рекомендательный характер, то сейчас оно стало обязательным требованием к содержанию национальной документации.

Помимо ужесточения к информации, раскрываемой в документации по ТЦО, значительно увеличились штрафы за непредставление или за предоставление недостоверных сведений.

Таким образом, данный Федеральный закон, с одной стороны, ужесточил как требования к представляемой информации, так и штрафы за ее непредставление или представление недостоверных сведений, что, по идее должно улучшить качество представляемой информации, с другой стороны, ввод дополнительных существенных понятий как «финансовый год, отчетный период» и «существенность», наоборот могут внести «смуту» в ряды налогоплательщиков, что приведет лишь к взысканию дополнительных штрафов и в итоге не улучит качество представляемой информации налогоплательщиками и не сделает более прозрачным контроль ценообразования.

Список литературы /References

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) [Текст].

2. Внедрение инициатив BEPS: сводный отчет по странам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2016-13-rus.pdf/ (дата обращения: 28.11.2017).

3. Перечни законопроектов и проектов постановлений. Законопроект №231414-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sozd.parlament. gov.ru/bill/231414-7/ (дата обращения: 29.11.2017).

4. Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201711270075/ (дата обращения: 29.11.2017).

5. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting. [Электронный ресурс]: Сайт ОЭСР. Режим доступа: http://www.oecd.org/tax/beps/action-plan-on-base-erosion-and-profit-shifting-9789264202719-en.htm/ (дата обращения: 30.11.2017).

СКЛАДИРОВАНИЕ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1 2

Ошкин Д.И. , Швалов П.Г. Email: Oshkin638@scientifictext.ru

1Ошкин Дмитрий Иванович - магистрант;

2Швалов Павел Григорьевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра логистики, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной научной статье рассматривается работа системы складирования на предприятии, а также затраты, связанные с процессом хранения. Логистика складирования в данной научной статье рассматривается как отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Главная мысль статьи в том, что обеспечение качественного складирования на предприятии позволяет удовлетворить потребности клиента, обеспечит более высокую конкурентоспособность всех участников интегрированных логистических цепей и снизит общий уровень затрат. Ключевые слова: склад, издержки, логистика, система склада.

STORAGE IN THE TRADING ENTERPRISE Oshkin D.I.1, Shvalov P.G.2

1Oshkin Dmitry Ivanovich - Master-Student;

2Shvalov Pavel Grigorievich - Candidate of Economics, Associate Professor, LOGISTICS DEPARTMENT, KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: this article deals with the work of the warehousing system in the enterprise, as well as the costs associated with the storage process. The warehousing logistics in this article is considered as a logistics branch dealing with the development of warehouse management methods, the system of procurement, acceptance, placement, inventory and inventory management in order to minimize the costs associated with warehousing and processing of goods.The main idea is that providing high-quality warehousing at the enterprise allows, satisfies the client's need, ensures higher competitiveness of all participants of integrated logistics chains and reduces the overall cost level. Keywords: warehouse, costs, logistics, warehouse system.

УДК 658.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.