Научная статья на тему 'BEPS: поворотная точка в истории международного налогового сотрудничества'

BEPS: поворотная точка в истории международного налогового сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / AGGRESSIVE TAX PLANNING / INTERNATIONAL TAX POLICIES / INTERNATIONAL TAX PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова С. И.

Министерство финансов РФ опубликовало законопроект о контролируемых иностранных лицах, направленный на обложение налогами финансовых ресурсов, выводимых за рубеж. Налогообложению подвергнут ся российские компании, которые будут отчитываться в отношении доходов своих иностранных дочерних орга низаций, и физлица в отношении доходов контролируемых ими иностранных структур. Законопроект нацелен на то, чтобы сделать невыгодным сокрытие прибыли в низконалоговых юрисдикциях. Основной проблемой при применении нового закона может стать сложность получения информации о владельцах и доходах иностранных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ministry of Finance published a draft law on controlled foreign companies, aimed at taxing money withdrawn abroad. According to the draft law Russian companies will pay income tax in respect of income of their foreign subsidiaries; individuals will pay tax in respect of income of foreign-controlled structures. The draft law is aimed at making tax evasion through low-tax jurisdictions unprofitable for the Russian taxpayers. The main problem in the draft law application could be receiving information about the owners and the income of foreign companies

Текст научной работы на тему «BEPS: поворотная точка в истории международного налогового сотрудничества»

УДК: 336.227.2.025

BEPS: поворотная точка в истории международного налогового сотрудничества

Аннотация. Министерство финансов РФ опубликовало законопроект о контролируемых иностранных лицах, направленный на обложение налогами финансовых ресурсов, выводимых за рубеж. Налогообложению подвергнутся российские компании, которые будут отчитываться в отношении доходов своих иностранных дочерних организаций, и физлица в отношении доходов контролируемых ими иностранных структур. Законопроект нацелен на то, чтобы сделать невыгодным сокрытие прибыли в низконалоговых юрисдикциях. Основной проблемой при применении нового закона может стать сложность получения информации о владельцах и доходах иностранных компаний.

Ключевые слова: агрессивное налоговое планирование; международное налогообложение; налоговая политика государства.

Abstract. The Ministry of Finance published a draft law on controlled foreign companies, aimed at taxing money withdrawn abroad. According to the draft law Russian companies will pay income tax in respect of income of their foreign subsidiaries; individuals will pay tax in respect of income of foreign-controlled structures. The draft law is aimed at making tax evasion through low-tax jurisdictions unprofitable for the Russian taxpayers. The main problem in the draft law application could be receiving information about the owners and the income of foreign companies.

Keywords: aggressive tax planning; international tax policies; international tax principles.

Третьякова С.И.,

студентка магистратуры Финансового университета

Н sofiko.tretyakova@gmaiL.com

Идея ужесточения налогового режима в отношении компаний, организующих свою деятельность при помощи структур, образованных в соответствии с законодательством низконалоговых юрисдикций, находит свое отражение в изменениях законодательства многих стран мира. За последние несколько лет агрессивное налоговое планирование стало широко использоваться транснациональными компаниями (ТНК), что повлекло за собой резкое сокращение объема поступивших налоговых платежей в государственные бюджеты. Используя различные налоговые льготы, предусмотренные законодательствами тех или иных стран, а также положения соглашений об избежании двойного налогообложения, налогоплательщики добивались пониженного налогообложения своих доходов или вовсе их освобождения

от налогообложения. Современные западные правительства испытывают колоссальное негативное влияние на уровень налоговых поступлений, что стало причиной острой озабоченности западных законодателей проблемой снижения налоговой базы и переноса прибыли.

На последнем заседании G20 представители стран-участниц высказали свое согласие с необходимостью пересмотра международных принципов налогообложения с целью внесения необходимых изменений, которые позволят адаптировать налоговое законодательство к текущему состоянию бизнеса [1].

12 февраля 2013 г. Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) опубликовала отчет, посвященный вопросам размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base erosion and profit shifting) (далее - Отчет или BEPS). Проект BEPS объясняет, как и почему нынешние правила налогообложения позволяют налогоплательщикам декларировать свою прибыль в юрисдикциях, не приносящих реальной добавочной стоимости.

Отчет во многом служит основополагающим документом, определяющим направления дальней-

Научный руководитель: Пинская М.Р., доктор экономических наук, профессор.

шей работы со стороны как ОЭСР, так и ряда других государств.

Концептуально предлагается сфокусировать противодействие BEPS в соответствии со следующими тремя принципами.

• Предотвращение двойного не-налогообложе-ния, возникающего в результате наличия пробелов в законодательстве отдельных стран.

• Повышение прозрачности.

• Соотнесение принципов налогообложения существу деятельности.

За последние несколько лет агрессивное налоговое планирование стало широко использоваться транснациональными

компаниями

Отчет содержит шесть основных направлений, требующих внимания:

1. Несоответствия в налоговой квалификации лиц и инструментов (гибриды и арбитраж).

2. Применение концепций международных налоговых соглашений в отношении прибыли от электронной коммерции.

3. Налогообложение внутригруппового долгового финансирования.

4. Трансфертное ценообразование в применении к перемещению риска и нематериальных активов (НМА), искусственное разделение собственности на активы внутри группы и совершение сделок, которые вряд ли были бы совершены между независимыми лицами.

5. Эффективность мер против налоговых злоупотреблений, в том числе недостаточной капитализации и мер против злоупотребления налоговыми соглашениями.

6. Наличие вредоносных налоговых режимов.

на последнем заседании G20 представители стран-участниц высказали свое согласие с необходимостью пересмотра международных принципов налогообложения с целью внесения необходимых изменений

Для более эффективной реализации перечисленных выше направлений действия Отчета ОЭСР разработала и опубликовала 19 июля 2013 г. План мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее - План действий). План

предусматривает 15 мероприятий по следующим ключевым направлениям.

• Проблемы налогообложения в области электронной коммерции.

Мероприятие № 1 включает анализ основных трудностей в применении действующих правил налогообложения и разработку подробных вариантов устранения этих трудностей, основанных на усовершенствовании правил как прямого, так и косвенного налогообложения.

• Восстановление согласованного международного налогового режима.

Мероприятия № 2-5 предусматривают развитие правил налогообложения в таком ключе, чтобы нейтрализовать эффект гибридных инструментов, применяемых налогоплательщиком.

• Восстановление действительного смысла международных стандартов и порядка применения налоговых льгот.

Мероприятия № 6-7 предусматривают исключение возможности применения современных правил, согласно которым налогоплательщики могут самостоятельно выбрать режим налогообложения, т. е. применять те положения налогового законодательства, которые приводят к двойному не-налогообло-жению.

• Обеспечение соответствия трансфертного ценообразования принципу создания стоимости.

Мероприятия № 8-10,13 нацелены на признание полученного дохода в той стране, налоговым резидентом которой является конечная материнская компания; с другой стороны, они также положительно влияют на налоговые поступления юрисдикции - источника дохода путем уменьшения стимулов для смещения прибыли в юрисдикцию с низким уровнем налогового бремени.

• Обеспечение прозрачности и повышение стабильности и предсказуемости налогообложения.

Мероприятия № 11-12, 14 включают экономический анализ, оценку наличия необходимой информации,определение источников дополнительной информации и разработку методологии на основе собранной информации (в частности, об иностранных прямых инвестициях, платежном балансе), а также финансовой отчетности и налоговых деклараций.

• Необходимость скорейшего внедрения согласованных подходов.

Мероприятие № 15 предполагает анализ налоговых и международных юридических вопросов, связанных с разработкой многостороннего договора, который бы позволил реализовать мероприятия в рамках проекта BEPS на уровне разных стран

и внести соответствующие изменения в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

Принятие регуляторами инициатив по BEPS фактически означает введение новых правил игры и границ дозволенного в области международного налогового планирования. Встает вопрос: как должны отреагировать компании?

Представляется, что налогоплательщики в ближайшее время должны провести «инвентаризацию» применяемых инструментов налогового планирования и выявить «неприемлемые» высокорискованные инструменты; оценить налоговые риски, связанные с продолжением использования таких инструментов (в том числе репутационные); спланировать и провести реструктуризацию применяемых схем оптимизации налогообложения для устранения излишне рискованных инструментов. Это позволит налогоплательщикам как можно более «мягко» пройти так называемый «переходный период» вступления в силу новых положений законодательства о налогах и сборах.

В среднесрочной перспективе налогоплательщикам необходимо формализовать налоговую стратегию компании; разработать и внедрить систему управления налоговыми рисками во всех компаниях группы (если речь идет о холдингах или ТНК); оценить необходимость раскрытия дополнительных данных о налоговых обязательствах компании в отчетности.

В законодательстве Российской Федерации намечаются значимые перемены. Так, согласно проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)» (далее - законопроект Минфина о КИК) [2], планируется ввести понятие контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц [планируемая к введению статья 2513 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ)]. Кроме того, законопроект Минфина о КИК предусматривает закрепление для российских налогоплательщиков необходимости представить в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранной организации (а также порядок и сроки представления такого уведомления) (планируемая к введению статья 2514 НК РФ), определение порядка учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении (планируемая к введению статья 2516 НК РФ).

Следующим немаловажным нововведением в российском налоговом законодательстве может стать внесение в статью 3 НК РФ разъяснения понятия «необоснованная налоговая выгода», введение возможности налогоплательщикам осуществлять налоговую деятельности на основе сформированной им и согласованной с налоговым органом налоговой политики (планируемая к введению статья 21.1 НК РФ) [3].

оэср разработала и опубликовала 19 июля 2013 г. План мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

BEPS является поворотной точкой в истории международного налогового сотрудничества, поскольку предусматривает существенные изменения, такие как: изменение Конвенции ОЭСР по налогам по предотвращению предоставления договорных льгот в определенных обстоятельствах; изменение положений внутреннего законодательства стран -участниц ОЭСР с целью предотвратить освобождение от налогообложения или непризнание для целей налога на прибыль организациями платежей, учитываемых в составе расходов налогоплательщика; усовершенствование положений внутреннего законодательства, запрещающих принимать к вычету те расходы, которые уже были учтены в налоговой базе, облагаемой в соответствии с законодательством другой юрисдикции.

Принятие регуляторами инициатив по BEPS фактически означает введение новых правил игры и границ дозволенного в области международного налогового планирования

Основной проблемой применения нового закона может стать сложность получения информации о владельцах и доходах иностранных компаний. Необходимые для этого соглашения заключены только с некоторыми низконалоговыми юрисдик-циями [4].

Бизнес не остается равнодушным к вносимым на рассмотрение законопроектам. Так, например, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) подготовил свои замечания к законопроекту Минфина о КИК [5].

К основным замечаниям относятся следующие. Во-первых, Минфин планирует распространить дей-

ствие закона о КИК на все иностранные дочерние структуры российских компаний - не только на фиктивные, созданные для налоговых целей, но и на те, которые ведут реальный бизнес. По мнению РСПП, компании, ведущие активные операции, не должны подпадать под те же ограничения, что и чисто офшорные структуры, создаваемые для сокрытия доходов.

налогоплательщики в ближайшее время должны провести «инвентаризацию» применяемых инструментов налогового планирования и выявить «неприемлемые» высокорискованные инструменты

Кроме того, налогоплательщики комментируют законопроект, мотивируя следующим. Дочерние компании,ведущие реальный бизнес в низконалоговых юрисдикциях, есть у многих госкомпаний. При этом такие дочерние структуры нужны не для ухода от налогов, а для реализации крупных проектов за рубежом совместно с иностранными партнерами, которым удобнее работать в этих странах.

Во-вторых, в сравнении с международной практикой Минфин установил слишком низкий порог владения: компания подпадает под правила о КИК, если российский владелец имеет в ее капитале прямо или косвенно более 10%, тогда как в международной практике в среднем порог владения составляет 50%.

основной проблемой применения нового закона может стать сложность получения информации о владельцах и доходах иностранных

компаний

Также согласно законопроекту под правила о КИК подпадут структуры не только в офшорах, но и в низконалоговых юрисдикциях. Налогоплательщики высказывают мнение, что в связи с введением списка стран специально для применения правил о КИК может возникнуть неопределенность: с какого момента обновленный список стран будет введен в действие, и предлагают установить переходный период - не ранее чем через 12 месяцев после принятого решения и только с 1 января года, следующего за годом обновления списка.

Вдобавок Минфин предлагает определять прибыль КИК в соответствии с нормами главы 25 НК РФ. Представители РСПП высказали справедливое мнение о том, что у налогоплательщиков могут возникнуть проблемы с исполнением устанавливае-

мых правил ввиду того, что в разных странах могут не совпадать отчетные периоды. Мнение РСПП является обоснованным, поскольку в случае если прибыль КИК будет определяться по правилам, установленным в главе 25 НК РФ, налогоплательщикам придется направить большой объем внутренних ресурсов на отладку процесса и контроль правильности расчета прибыли КИК.

Еще одним важным комментарием РСПП стало предложение установить переходный период: в первые годы действия закона не взимать штрафы за его невыполнение (по аналогии с законом о трансфертном ценообразовании), поскольку в существующей на сегодняшний день редакции законопроект о КИК предусматривает штраф в размере 20% прибыли, сокрытой от налога, а не от неуплаченного налога.

На данный момент бизнес не готов к принятию закона о КИК в том виде, в котором он предстал на первое рассмотрение. Многие его положения являются не до конца проработанными или же вызывают осуждение со стороны налогоплательщиков, поскольку являются слишком жесткими в сравнении с аналогичными нормами, действующими за рубежом. В ответ на комментарии налогоплательщиков Минфин высказал мнение о том, что некоторые нормы планируемого к введению закона о КИК нуждаются в доработке. Сегодня с уверенностью можно говорить, что законопроект о КИК будет принят, однако финальная формулировка закона должна быть проработана в направлении смягчения некоторых положений; налогоплательщикам необходимо проводить превентивные меры с целью смягчить влияние планируемого к введению закона о КИК на бизнес в течение переходного периода.

литература

1. Пленарное заседание Совета по финансовой стабильности http://ru.g20russia.ru/news/20131111/784219552.html (дата обращения: 10.05.2014).

2. Проект 18-03-2014 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)».

3. Проект 17692 от 27.02.2014 федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Подготовлен законопроект о налогах для иностранных «дочек» компаний. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140317041323.shtml (Дата обращения: 5.05.2014).

5. Крупный бизнес против КИК-закона. http://kremlnews.ru/articles. html?p2_articleid=3774 (Дата обращения: 14.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.