НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУПП КОМПАНИЙ
Пошехонова И.А.
Пошехонова Ирина Александровна - студент, кафедра правовых дисциплин, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена вступлением в силу с 27 ноября 2017 года в России правил о подготовке трехуровневой документации по трансфертному ценообразованию для международных групп компаний. Ключевые слова: международная группа компаний, страновой отчет, автоматический обмен налоговой информацией, трансфертное ценообразование, Рекомендации ОЭСР, План BEPS.
В числе представителей других стран 26 января 2017 года Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами (Multilateral Competent Authority Agreement on Country-by-Country Reporting) [1] в рамках реализации Плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (далее - План BEPS).
Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» в НК РФ была введена новая глава, закрепившая основные понятия о международной группе компании (далее - Группа) и ее участниках, а также положения о представлении уведомления об участии в Группе и страновых сведений по Группе (страновой отчет, глобальная и национальная документации) [2]. Указанные нормы будут применяться в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году.
В соответствии с новыми положениями НК РФ международной группой компаний признается группа организаций, связанных между собой посредством участия и (или) контроля, соответствующая следующим условиям: (1) в отношении такой группы составляется консолидированная финансовая отчетность; (2) в состав указанной группы входит хотя бы одна организация - резидент РФ (либо организация, не признаваемая резидентом РФ, но осуществляющая деятельность на ее территории через постоянное представительство), и хотя бы одна организация, нерезидент РФ (либо организация - резидент РФ, имеющая постоянное представительство на территории иностранного государства).
Таким образом, в силу прямого толкования положений НК РФ организация и ее зарубежное постоянное представительство не признаются в России самостоятельной Группой, т.к. формально не являются отдельными организациями (в силу этого, например, у российского филиала иностранной организации не возникает обязанности подавать уведомление об участии в группе компаний). Однако рекомендации ОЭСР, являющиеся основой для внедрения страновых отчетов в разных странах (Задача 13 Плана BEPS), предусматривают, что организация и ее постоянные представительства в других юрисдикциях признаются международной группой компаний [3]. Основная цель внедрения трехуровневой документации - снижение возможности для злоупотреблений в сфере трансфертного ценообразования в отношении компаний с международным
присутствием. Таким образом, компания и ее зарубежный филиал/представительство по идее должны также попадать в сферу контроля.
Как было указано ранее, документация, представляемая в российские налоговые органы, включает: (1) уведомление об участии в международной группе компаний; (2) страновые сведения по международной группе компаний (а именно: глобальную документацию; национальную документацию и страновой отчет).
Страновые отчеты (Country-by-country reports / CbCR) представляет собой таблицы, в которых отражаются отдельные финансовые, налоговые и иные показатели (доходы/расходы, прибыль/убыток, сумма исчисленных и уплаченных налогов и др.) международных групп компаний в странах, где участники таких групп ведут деятельность (и, при необходимости, пояснения к ней).
Глобальная документация (Master file) представляет собой документ, составленный в произвольной форме, который должен содержать структуру владения Группы, описание ее деятельности (в том числе описание цепочки создания стоимости), информацию о нематериальных активах, о внутригрупповой финансовой деятельности, а также иная информация, включая консолидированную финансовую отчетность, а также информацию о соглашениях о ценообразовании и (или) налоговых разъяснениях налоговых органов. Законодатель вводит критерий существенности: так, в тексте содержатся понятия «существенные соглашения между участниками международной группы компаний», «существенные договоры» и «существенные сделки» (информация о них подлежит включению в глобальную документацию). Тем не менее, что именно означает существенность, положениями НК РФ не уточняется.
Национальная документация (Local file) также составляется в произвольной форме и представляет собой документацию о контролируемых сделках между участниками группы (включая информацию о деятельности участника, описание контролируемой сделки, включая расчет интервала рыночных цен, сведения о функциях лиц - сторон сделки (активах и рисках) и прочую информацию, предусмотренную статьей 105.15 НК РФ).
Если материнская компания группы является российским налоговым резидентом, то она предоставляет уведомление и страновой отчет (глобальная и национальная документация предоставляется по запросу налоговых органов). Организация, не признаваемая резидентом РФ, также предоставляет уведомление, а обязанность подавать страновой отчет в России возникнет только при условии, что страновой отчет по всей Группе не будет предоставлен материнской компанией (уполномоченным лицом) по месту ее резидентства. Международная группа компаний с материнской компанией в России может подать страновой отчет за отчетный период, начавшийся в 2016 году, в добровольном порядке, если в иностранной юрисдикции расположения ее дочерней компании уже вступили в силу требования по подготовке странового отчета (однако соответствующий формат еще не утвержден ФНС России).
Рассматриваемый законопроект вводит новые обязательства по представлению налоговой и финансовой информации в российские налоговые органы. В связи с этим компаниям с международным присутствием следует уже сейчас оценить готовность к выполнению этих обязательств, выработать порядок составления и представления соответствующей отчетности и назначить ответственных лиц.
Список литературы
1. Информация ФНС России <Об автоматическом обмене финансовой информаций и страновыми отчетами>: сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 11.12.2017).
2. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» // Собрание законодательства РФ, 04.12.2017. № 49. Ст. 7312.
3. Действие 13 Плана BEPS «Документация по трансфертному ценообразованию и Страновая отчетность»: официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/tax/transfer-pricing-documentation-and-country-bycountryreportmgactюn132015finalreport9789264241480-en.htm/ (дата обращения: 11.12.2017).