URL: http:// www.minfin.ru/ ru /performance /audit /audit_stat/MainIndex_selfregulation.
5. Лосева, Н.А. «Методология внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности»: монография / Н.А. Лосева - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 532 c.
6. Лосева, Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): монография / Н.А. Лосева - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 340 c.
7. Лосева, Н.А., Прохоров, И.В. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России / Лосева Н.А., Прохоров И.В.// Аудитор - 2014 -№9. - С. 16-21.
8. Отчет Минфина России за 2018 год «контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» {Электронный ресурс} URL: http:// www.minfin.ru/ ru /performance /audit /monitoring / Qualrep.
9. Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Одобрен Советом аудиторской деятельности 23 июня 2017г.
10. Сайт Министерства финансов Российской Федерации - URL: www.minfin.ru.
УДК 657 ББК 65.052.2
DOI 10.24411/2412-2025-2019-10059
Юнусова Дженнет Абдулкадыровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Алиев Хайбула Мухтарович - студент бакалавриата 3 курса факультета учета и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Yunusova Jennet Abdulkadyrovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of "Analysis of Economic Activities and Audit", Dagestan State University of National Economy
Aliev Khaibula Mukhtarovich - 3-year bachelor of the Department of Accounting and Auditing, Financial University under the Government of the Russian Federation
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ
PROBLEMS OF IMPLEMENTING INTERNATIONAL STANDARDS IN RUSSIAN PRACTICE
В статье рассматриваются проблемы внедрения международных стандартов аудита в Российскую практику, а также принятие Международно-
го кодекса этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости).
Ключевые слова: аудит, международные стандарты аудита, Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая международные стандарты независимости), национальные стандарты аудита, проблемы внедрения МСА
The article discusses the problems of introducing international audit standards into Russian practice, as well as the adoption of the International Code of Ethics for Professional Accountants (including International Independence Standards) and related problems.
Keywords: audit, international audit standards, International Code of Ethics for Professional Accountants (including international standards of independence), national audit standards, problems of implementation of ISAs.
Согласно Приказу Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 № 53639) на территории России введены 48 международных стандартов, некоторые из которых являются пересмотренными. В связи с этим Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены.
Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) - свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности.
Переход к международным стандартам имеет ряд преимуществ. Например, вхождение Российской Федерации в международное пространство. Также к преимуществам можно отнести:
• обеспечение единого подхода к аудиту на международном
уровне;
• установление доверия со стороны инвесторов, кредиторов и акционеров;
• организация сопоставимости результатов аудита между компаниями и странами, а также гарантия конкурентоспособности российских аудиторских фирм на международной арене;
• обеспечение поддержкой со стороны международных институтов: Всемирного банка, Всемирной федерации бирж, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Комитета по финансовой стабильности и др.
Однако существуют так же и проблемы, которые мешают внедрению международных стандартов в российскую практику. В качестве основных проблем можно выделить:
• отсутствие кадрового потенциала;
• языковой барьер;
• затраты на переводы текста, обучение, заработную плату, получение консалтинговых услуг и ведение учета, консультационные услуги и т. д.;
• полное отсутствие узкоспециализированного программного обеспечения.
Но можно так же выделить и другой ряд проблем, которые препятствуют полному переходу на международные стандарты аудита:
• непонимание клиентами аудиторских организаций необходимости и важности проведения аудита;
• внедрение международных стандартов ведёт к удорожанию аудита, а, следовательно, к повышению стоимости предоставления услуг подобного рода;
• недостаточное понимание аудиторами принципов МСА, из чего зачастую складывается ошибочная уверенность соответствия деятельности всем международным стандартам;
• непонимание целесообразности использования международных Правил в России в связи с особенностями российского рынка;
• с ростом конкуренции аудиторских услуг на российском рынке учащаются случаи несоблюдения этических норм.
Последнее имеет очень большое значение. Соблюдение норм этики имеет принципиальную важность. Так, если независимость аудитора будет нарушена, то вся его работа может быть перечеркнута, несмотря на все профессиональные качества и опыт. О том, что вопросам этики уделяется большое внимание, говорит тот факт, что Международный кодекс этики был полностью пересмотрен и изменен.
15 июня 2019 г. вступил в силу новый Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости), разработанный Советом по международным стандартам этики для профессиональных бухгалтеров.
Изменения коснулись структуры (в новом Кодексе теперь содержится 4 части), так же систематизировали положения с точки зрения обязательности их исполнения.
Наиболее значимые пересмотренные области:
• ответные меры на несоблюдение нормативных правовых актов;
• длительное взаимодействие персонала аудита с аудируемым
лицом;
• подготовка и представление информации профессиональными бухгалтерами в бизнесе (PAIBs);
• давление на профессиональных бухгалтеров в бизнесе (PAIBs) с целью нарушения основополагающих принципов;
• усовершенствованный и более четко выраженный концептуальный подход;
• более ясные и строгие положения, касающиеся ответных мер, которые позволяют более адекватно реагировать на выявленные угрозы нарушения основных принципов этики и независимости;
• ужесточение требований к профессиональным бухгалтерам в бизнесе и в общественной практике, касающихся вопросов поощрений, включая подарки и знаки внимания;
• новые пояснения, подчеркивающие важность понимания фактов и обстоятельств при использовании профессионального суждения;
• дополнительные пояснения по использованию профессионального скептицизма при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность, в том числе раскрывающие взаимосвязь профессионального скептицизма и основных принципов этики.
Так же достаточно острой является проблема непонимания клиентами аудиторских организаций необходимости и важности проведения аудита. В некоторых регионах эта проблема наблюдается особенно сильно из-за финансовой неграмотности населения.
Особо важным фактором, мешающим не только внедрению международных стандартов аудита, но и качественному проведению аудита и следованию нормам этики аудитора, является теневая экономика. В России теневая экономика развита очень сильно по сравнению с другими странами и это тоже сказывается на интеграции МСА.
Стандартизация аудиторской деятельности в настоящее время является очень актуальной. В интересах России перейти на международные стандарты и чем раньше это произойдет, тем быстрее российские аудиторы упрочат свое положение на международном рынке и смогут более качественно проводить аудит.
Список литературы:
1. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 № 53639) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации»: // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_317185/
2. Варенья, О.А. Причины перехода на регулирование аудита в РФ международными стандартами аудита / О.А. Варенья // Молодой ученый. 2017. - № 5 (139). - С. 147-149.
3. Лайпанов, У.М. Особенности внедрения международных стандартов аудита в РФ. / У.М. Лайпанов, Х.Э. Текеева // Управление экономическими системами. - 2017. - № 2 (96). - С. 12-20.
4. Поликарпова, И.В. Переход российского аудита на международные стандарты / И.В. Поликарпова, А.А. Хандрамай // Мир науки и инноваций. - 2015. - № 2 (10). - С. 6-11.
5. Фролова, М.М. О проблемах перехода на международные стандарты аудита / М.М. Фролова // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 2. - С. 329-338.