УДК 657.6-051
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ
И. С. ЗИНОВЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: zinovirs@mail. ru Н. В. ПАТКОВИЧ,
студентка E-mail: natusiapat@mail. ru Воронежская государственная лесотехническая академия
В статье рассматривается место международных стандартов аудита в системе нормативного регулирования Российской Федерации на сегодняшний день, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.
Ключевые слова: аудит, международные стандарты аудита, стандартизация аудиторской деятельности, национальные стандарты аудита, международные стандарты финансовой отчетности.
Актуальность сопоставления российских и международных стандартов обусловлена усилением общемировых интеграционных процессов, которые сопровождаются, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, а с другой - желанием каждой страны защитить национальные интересы, в том числе с помощью усиления конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.
Высокоразвитые в сфере аудита страны - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения Международных стандартов аудита (МСА). В свою очередь такие страны, как Австралия, Бразилия, Индия и Голлан-
дия, разрабатывают на их основе национальные стандарты аудита. Другие же страны, такие как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют МСА в качестве национальных. Российская Федерация самостоятельно разрабатывает правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе МСА.
По мнению кандидата экономических наук М. Е. Василенко, доцента кафедры бухгалтерского учета и аудита Института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач [1]. Одна из них — стандартизация аудиторской деятельности. МСА занимают основное место при решении этой проблемы.
МСА имеют немаловажное значение для российских аудиторов, так как многие российские предприятия, ориентированные на зарубежных инвесторов, нуждаются в проведении аудиторских проверок. Цель инвестирования состоит в поиске такого способа вложения средств, в результате которого обеспечивался бы желаемый уровень
доходности и риск был минимальным. Бухгалтерская отчетность - это основной документ, отражающий состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Потенциальные инвесторы заинтересованы в достоверности бухгалтерской отчетности. Следовательно, необходимо составлять бухгалтерскую отчетность, используя правила, которые известны и понятны западным инвесторам. Также следует осуществлять аудиторские проверки с применением действующих на Западе методов и процедур с целью подтверждения достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности.
Помимо иностранных инвесторов в достоверной отчетности российских предприятий и в основательном ее аудите должны быть заинтересованы и российские инвесторы. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.
Однако существуют противники данной точки зрения, по мнению которых характерные особенности Российской Федерации и существующий на данный момент уровень ее экономического развития делают неразумным, нерациональным использование в нашей стране МСА или основанных на них национальных стандартов. Отчасти это верно, так как для большого числа клиентов наиболее важное значение имеют налоговые проверки и отыскание путей наилучшей организации системы налогообложения, чем в простом подтверждении достоверности отчетности.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает серьезное влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, как отмечает М. Е. Василенко, внедрение в российскую практику МСА зависит от применения в учетной практике Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это находит свое отражение в содержании документов, созданных с целью согласования российского бухгалтерского учета и аудита с международными стандартами.
Реализация данного процесса согласования производится по определенным планам, в которых учитываются все основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, включая процесс перехода на МСФО,
осуществляются не резко, а постепенно, поэтапно, учитывая потребности и готовность профессиональной и иной заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
В целях реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации уже внесены изменения в нормативные документы, в результате которых:
— введен обязательный аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
— введены единые квалификационные требования к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;
— разработаны единые подходы к содержанию, формам и методам контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
В настоящее время перед аудиторским сообществом остро стоят следующие проблемы адаптации МСА в Российской Федерации:
— трудность перевода разработанных стандартов на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;
— сложность содержания стандартов и их структура;
— частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;
— трудность использования малыми и средними аудиторскими, а также бухгалтерскими фирмами;
— потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;
— в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования. Формально данные стандарты не только не
имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве.
На базе МСА разрабатываются национальные стандарты. Некоторые страны приняли решение не осуществлять разработку собственных стандартов, а применять МСА в качестве национальных.
Как считает кандидат экономических наук, доцент С. А. Исакова, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита Таразского государственного
университета им. М. Х. Дулати (Республика Казахстан), переход на МСФО качественно повышает необходимый уровень эффективности аудита и требует наличия высокой профессиональной подготовки аудиторов, позволяющей соответствовать требованиям аудиторских стандартов [2].
Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности имели достаточно достоверную информацию о деятельности соответствующих организаций, необходимо совершенствовать:
- национальные стандарты бухгалтерского учета;
— методологию осуществления аудиторских проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.
Применение обсужденных и утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности, по мнению доктора экономических наук, профессора, заслуженного экономиста Российской Федерации А. Е. Суглобова, начальника кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России, способствует усилению финансовой «прозрачности» российских компаний и привлечению иностранных инвесторов [3].
Сравнение международных и отечественных стандартов аудита особенно важно для уяснения основных моментов порядка его проведения и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, а также для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.
С изменением международной экономической ситуации стандарты аудита подлежат систематическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:
— российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;
— российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;
— российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;
— международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.
А. Е. Суглобов полагает, что имеющиеся расхождения МСА и российских стандартов обусловлены следующими аспектами:
— различиями в подходах к аудиту. В отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели сформулированы с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, т. е. повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации;
— формальными различиями (стиль и оформление документов);
— подробностями изложения;
— практическими примерами и т. п.
С принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» был сделан первый шаг на пути осознания значения МСА в Российской Федерации. В подп. 2 п. 1 ст. 7 данного Закона указывается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с МСА.
Кроме того, перед аудиторским сообществом в Российской Федерации (как и в других странах) остро стоит ряд проблем адаптации МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга:
— разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;
— сложность и структура стандартов;
— частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;
— трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;
— потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;
— недостаточное понимание значения термина «международная конвергенция» *.
В настоящее время в Российской Федерации МСА создают неоднозначную ситуацию:
— с одной стороны, государство не требует беспрекословного соблюдения положений международных стандартов аудита, выдвигая при этом требование соблюдения национальных стандартов аудита;
— с другой стороны, в данный момент ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые не могут осуществлять свою деятельность в соответствии с МСА, упускают возможность участия в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. На современном этапе развития аудита в его
результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, дальнейшее развитие которых порой невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, предприятие должно успешно развиваться, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность—вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия сильно возросли требования, предъявляемые к организации системы учета и отчетности. Были созданы новые формы и методы ведения бухгалтерского учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность стала основным источником информации, позволяющим произвести оценку и анализ финансового и имущественного состояния хозяйствующего субъекта. В результате этого аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества, надежности и достоверности бухгалтерской отчетности. Для того чтобы получить кредит в надежном западном банке, кли-
* Конвергенция (от лат. сооте^еш — сходящийся) — сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.
енту необходимо иметь проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный западный инвестор не будет сотрудничать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.
В результате анализа вышеуказанных мнений по данному вопросу можно сделать вывод о том, что усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение МСА в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.
На наш взгляд, в настоящее время в Российской Федерации прилагаются все усилия для того, чтобы вплотную сблизить содержание федеральных стандартов аудиторской деятельности с положениями МСА, при этом учитываются особенности, связанные со спецификой нашей страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний момент мировой опыт очень важен, в частности в области развития аудиторской деятельности, так как независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом в ходе постоянного международного обмена продукцией, услугами и информацией, следовательно, оказывают серьезное воздействие друг на друга.
Список литературы
1. Василенко М. Е. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Все для бухгалтера. 2011. № 8.
2. Исакова С. А. Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на международные стандарты аудита // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 30.
3. Суглобов А. Е., Пименов Д. М. Анализ адаптации в систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Российской Федерации международных стандартов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 11.