Научная статья на тему 'Проблемы внедрения m-health технологий в российском здравоохранении'

Проблемы внедрения m-health технологий в российском здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
344
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / E-HEALTH / MHEALTH / МЕДИЦИНСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эштиева Д. М.

Электронное здравоохранение (e-health) новая концепция, предполагающая трансформацию бизнеспроцессов и практики оказания медицинских услуг на основе использования современных информационных технологий. В статье рассмотрены основные проблемы (правовые, организационные, технологические, социокультурные) внедрения в практику российских клиник одной из разновидностей технологий электронного здравоохранения мобильных медицинских приложений (m-health).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения m-health технологий в российском здравоохранении»

Проблемы внедрения m-health технологий в российском здравоохранении

Эштиева Д.М.

Электронное здравоохранение (e-health) - новая концепция, предполагающая трансформацию бизнес-процессов и практики оказания медицинских услуг на основе использования современных информационных технологий. В статье рассмотрены основные проблемы (правовые, организационные, технологические, социокультурные) внедрения в практику российских клиник одной из разновидностей технологий электронного здравоохранения - мобильных медицинских приложений (m-health).

Ключевые слова: электронное здравоохранение, мобильное здравоохранение, e-health, m-health, медицинские приложения

Eshtieva D.M. Moscow State University

M-health technologies in Russian healhcare: Barriers of introduction

E-health is a new concept focusing on transformative role of modern ICT in health-related business-processes and practices. One important segment of e-health solutions are medical apps, or m-health. The article reviews preliminary data on key barriers (including legal, business, technological, and sociocultural ones) for the introduction of m-health technologies in the practice of Russian clinics. Keywords: e-health, m-health, medical apps, ICT in healthcare

Здравоохранение является одной из тех сфер деятельности, в которых технологическое развитие подвержено влиянию прямо противоположных факторов. С одной стороны, высокая сложность и общественная значимость медицинских услуг требуют приложения интенсивных усилий по приращению медицинских знаний, разработке и внедрению новых технологий профилактики и лечения заболеваний, оказания медицинских и связанных с ними услуг. Не случайно, что около трети всех научных публикаций в мире посвящена биомедицинским исследованиям. Объем новых знаний, генерируемых мировой наукой, определяют исключительно высокий инновационный потенциал сферы здравоохранения и, соответственно, широкие возможности для внедрения новых технологий в медицину и здравоохранение. С другой стороны, высокая цена ошибок и технических сбоев, риски побочных последствий, ответственность врачей и медицинских учреждений, обусловливают высокий уровень консерватизма системы здравоохранения и, как следствие, множество правовых, организационно-управленческих и психологических проблем внедрения новых технологий.

Современный этап развития медицины и здравоохранения характеризуется особенно высокими темпами появления новых технологических решений, которые могут быть интегрированы в систему здравоохранения, что усложняет характерные для нее противоречия. Наибольшее влияние на технологическую среду современного здравоохранения оказывают информационно-коммуникационные технологии. Их интеграция с процессами оказания медицинских услуг и деятельностью медучреждений привела к формированию самостоятельной области - электронного здравоохранения (е-Иеа№).

Понятие и проблематика e-health начали активно обсуждаться в конце 1990-х годов, фокусируясь на различных формах и аспектах использования ИКТ в сфере медицины и здравоохранения (см., напр. [1]). В настоящее время к определению e-health принято подходить с достаточно широких позиций. Так, Европейская Комиссия в рамках принятого в 2012 г. «Плана действий в области электронного здравоохранения» определяет его как «использование ИКТ в относящихся к здоровью продуктах, услугах и процессах в сочетании с организационными изменениями в системах здравоохранения и навыках, в целях повышения здоровья населения, эффективности и результативности оказания медицинских услуг, экономической и социальной ценности здоровья» [2, р.3]. Принципиально важным элементом данного определения является то, что оно предполагает не просто использование ИКТ в медицинской практике, но и изменение организационных практик и процессов, то есть, имеет ярко выраженный организационно-управленческий аспект.

Электронное здравоохранение включает в себя широкий спектр технологий, которые могут быть классифицированы по-разному исследователями, маркетологами или практиками. Так, группа британских специалистов выделяет четыре общих категории технологических решений в зависимости от их функциональной направленности [3]: управленческие системы (обеспечивают взаимодействие между данными и пользователями: врачами, администраторами, пациентами и др.), коммуникационные системы (опосредуют взаимодействие между пользователями), компьютеризированные системы поддержки принятия решений (СППР), основанные на экспертных системах и других аналитических инструментах, информационные ресурсы (предоставляющие доступ к неперсо-нализированным данным и знаниям в области медицины и здравоохранения).

С точки зрения структуры рынка продуктов и решений e-health, маркетинговые компании выделяют несколько относительно самостоятельных категорий: EHR технологии (ведение электронных записей), инструменты для выписывания рецептов и авторизованного заказа фармацевтической продукции, СППР в клинической практике, телемедицина (дистанционно оказываемые медицинские услуги, например, диагностика или

консультации), средства информационной поддержки пациентов, технологии m-health (мобильные медицинские приложения), HMS (системы управления здоровьем, способствующие поддержанию здорового образа жизни и благополучия), информационные системы здравоохранения, предназначенные для менеджмента медицинской информации и процессов [4].

Практикующие специалисты предпочитают классифицировать технологии в зависимости от формы их интеграции с собственной деятельностью. Например, Европейское кардиологическое общество называет семь категорий технологий e-health: телемедицина, клинические информационные системы (включая технологии EHR и СППР), интегрированные системы для выписывания рецептов и заказа фармпродук-ции, справочно-информационные системы по болезням, технологии m-health, p-health (сенсорные и другие системы для персонализированной медицины), решения в области Больших Данных [5, р.64].

Технологии электронного здравоохранения способны значительно повысить качество медицинских услуг и обеспечить создание ценности для всех заинтересованных лиц (пациентов, врачей, администраторов медицинских учреждений, органов регулирования и др.). В то же время, их трансформационный потенциал, связанный с изменением организационных практик и системы регулирования, является источником целого ряда универсальных проблем, с которыми сталкиваются различные страны при внедрении новых технологий. К числу основных барьеров на пути внедрения систем электронного здравоохранения можно отнести [2; 5-7]:

- правовые (отсутствие правовой основы для внедрения многих решений, недостаточная международная кооперация, проблемы защиты персональных данных, низкий уровень стандартизации, отсутствие мотивации для продуктивного трансфера знаний и практик между ключевыми стейкхолдерами);

- финансовые и бизнес-барьеры (нехватка инвестиций, недостаточная прибыльность проектов, высокие деловые риски, сложности поддержания баланса интересов заинтересованных сторон, неочевидные выгоды для разработчиков и др.);

- технологические и профессиональные (проблемы интеграции ИТ в бизнес-процессы,

недостаточная ИТ-квалификация медицинских работников, дефицит ИТ-специалистов в системе здравоохранения, отсутствие информации о доступных e-health технологиях);

- социальные и культурные (недостаточная воспринимаемая ценность новых решений с точки зрения практикующих врачей, негативное отношение к ИТ-решениям как нарушающим приватность, сопротивление новшествам, нарушающим привычные практики).

Названные проблемы являются универсальными, вытекающими из указанного выше противоречия, содержащегося в самой основе технологий электронного здравоохранения. Рассмотрим, в какой степени данные проблемы проявляются в практике российских медицинских учреждений применительно к одному из наиболее динамично развивающихся сегментов - мобильных медицинских приложений и других решений, использующих пользовательские мобильные устройства (m-health).

Мобильные приложения для медицины являются одним из наиболее доступных видов новых технологий для клиник, пациентов, врачей и других заинтересованных лиц. Специализированные приложения для мобильных устройств разрабатываются как крупными мировыми ИТ-компаниями (IBM, GE Healthcare, Epocrates, Athenahealth и др.), так и небольшими командами специалистов в области ИТ или медицины. Разработкой активно занимаются также российские компании и научные группы [8]. Основными направлениями использования m-health являются справочно-информационное сопровождение деятельности врача или пациента, коммуникация между врачом, пациентом и/или медучреждением, индивидуальное планирование и регистрация, диагностика и поддержка принятия клинических решений.

Оценка фактических проблем внедрения технологий электронного здравоохранения, в частности, мобильных приложений, в России находится на начальном этапе. Обзор нескольких исследований, проведенных в России [8-11], позволяет выделить следующие типичные проблемы использования технологий m-health в практике российских медицинских учреждений:

- отсутствие правовой базы и четко сформулированной политики в сфере m-health и электронного здравоохранения в целом, неопределенный статус электронных документов,

сохраняющееся доминирование документов на бумажном носителе;

- недостаточная коммуникация и кооперация ключевых стейкхолдеров (государства, бизнеса, медицинского сообщества, общества в целом);

- необходимость в организационной и правовой поддержке со стороны региональных властей;

- нехватка инвестиций, в том числе со стороны мобильных операторов, из-за отсутствия четкого понимания сферы т-ИеаНИ, правового поля и разделения ответственности между заинтересованными сторонами;

- низкий уровень развития инфраструктуры электронного здравоохранения на национальном уровне, высокие риски потери или искажения цифровых данных;

- недостаточные гарантии безопасности персональных данных, особенно поставщиками облачных услуг;

- отсутствие гарантий качества продуктов и механизмов его подтверждения для заинтересованных лиц;

- недостаточная профессиональная медицинская подготовка разработчиков е^еаМ приложений, низкий уровень кооперации ИТ-специалистов и профессионалов системы здравоохранения;

- дефицит компетенций или средств для разработки решений с необходимой функциональностью;

- недостаточная функциональная грамотность клиницистов;

- невысокий уровень интеграции ИКТ в бизнес-процессы; клиники, внедряющие мобильные приложения, используют ИКТ преимущественно для простых функций, таких как коммуникация врача и пациентов, получение информации, результатов анализов, запись на прием и т.д.;

- неочевидность для клиник спроса на сложные услуги, такие как телемедицинский контроль;

- отсутствие понимания потребности в технологиях т^еаМ, предоставляемых ими возможностях и в способах внедрения в практику, недостаточная мотивация к инновациям, особенно в государственных учреждениях;

- недостаточная информированность пациентов о существующих возможностях т^еаМ

решений, в том числе из-за недостаточной информированности клиницистов;

- стремление клиницистов сохранить контроль над персональными медицинскими данными пациентов;

- проблема оперативного обновления информационных баз данных, доступ к которым осуществляется через приложения;

Как можно видеть, предварительные данные показывают, что в России широко представлен весь спектр проблем внедрения технологий m-health: правовые, деловые, технологические и социокультурные. Существующие проблемы носят комплексных характер и требуют целенаправленных усилий на всех уровнях системы здравоохранения: национальном, региональном, корпоративном, персональном. Очевидно, что использование потенциала мобильного здравоохранения возможно только за счет организации взаимодействия всех заинтересованных лиц и целенаправленной работы со всеми релевантными группами: врачами, пациентами, администраторами медицинских учреждений, профессиональными сообществами, разработчиками приложений.

Литература

1. DeLuca, J.M., Enmark, F., Enmark, R. E-Health: The changing model of healthcare // Frontiers of Health Services Management. - 2000.

- Vol. 17. - P.3-15.

2. European Commission. Action Plan 20122020 - Innovative Healthcare for the 21st century.

- Brussels: EC, 2012.

3. Mair, F.C. et al. Understanding the Implementation and Integration of e-Health Services:

Research Report. - National Coordinating Centre for the Service Delivery and Organisation, 2009.

4. eHealth Market Analysis by Product, By Services, By End-Use and Segment Forecasts to 2022. - GVR, 2016. URL: http:// www.grandviewresearch.com/industry-analysis/e-health-market.

5. Cowie, M.R. et al. E-Health: a position statement of the European Society of Cardiology. European Heart Journal. - 2016. - Vol. 37. -P.63-66.

6. Kaye, R. et al. Barriers and success factors in health information technology: A practitioner's perspective // Journal of Management and Marketing in Healthcare. - 2010. - Vol. 3. - P.163-175.

7. Valeri, L., Giesen, D., Jansen, P., Klokgieters, K. Business Models for eHealth: Final Report. -RAND Europe & Capgemini Consulting, 2010.

8. Avdoshin, S.M., Pesotskaya, E.Yu. Mobile Healthcare: Perspectives in Russia // Business Informatics. - 2016. - No.3. - P.38-44.

9. Кириленко, Н.П. и др. Мобильное здравоохранение а Твери: реалии и перспективы // Верхневолжский медицинский журнал. - 2016. - №3. - С.9-12.

10. Батенева, Т. Доктор в мобильнике: Наше здравоохранение не поспевает за информационными технологиями // Российская бизнес-газета. - 13.03.2012. - №839.

11. Никитин, П.В., Мурадянц А.А., Шостак, Н.А. Мобильное здравоохранение: возможности, проблемы, перспективы // Клиницист. -2015. - №4. - С. 13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.