о <
A. Х. Курбанов Е. А. Кузнецов
B. В. Тришункин
A. H. Kurbanov E. A. Kuznetsov V. V. Trishunkin
Проблемы внедрения концепции логистизации в системах материально-технического обеспечения и пути их решения
Problems оf Implementation оf the Concept of Optimization of Logistician the Systems of Logistics and Solutions
Курбанов Артур Хусаинович
Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург) Центр (научно-исследовательский, военно-системных исследований материально-технического обеспечения ВС РФ)
Начальник лаборатории (военно-системных исследований в области логистики) [email protected]
Kurbanov Artur Husainovich
Military Academy of Support Service and Transport named by General of the Army A. V. Khrulev (Saint-Petersburg)
Center (scientific, military and system researches of material support of Armed Forces of the Russian Federation)
The Head of laboratory (military and system researches
in the field of logistics)
Kuznetsov Evgeniy Alexandrovich
Military Academy of Support Service and Transport
named by General of the Army A. V. Khrulev
(Saint-Petersburg)
Candidate for degree in economy
Trishunkin Vladimir Viktorovich
Military Academy of Support Service and Transport
named by General of the Army A. V. Khrulev
(Saint-Petersburg)
Candidate for degree in economy
Кузнецов Евгений Александрович
Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург) Соискатель ученой степени кандидата экономических наук [email protected]
Тришункин Владимир Викторович
Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург) Соискатель ученой степени кандидата экономических наук
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
логистика, логистизация, спецпотребители
KEY WORDS
logistics, logistics optimization, special consumers РЕФЕРАТ
Успешное проведение мероприятий, направленных на развитие экономики России, многие ученые и практики связывают с возможностями использования на всех уровнях управления классических инструментов менеджмента, маркетинга, логистики. Однако, как показал опыт реформирования отечественной экономики, эти инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя в относительно стабильной рыночной среде зарубежных государств, не всегда могут быть успешно реализованы в нашей стране. При этом результаты внедрения тех или иных управленческих новаций, в том числе и в логистической сфере, связаны, с одной стороны, с правильным пониманием алгоритма соответствующих действий, с другой — в значительной степени зависят от потенциальных возможностей (кадровых, финансовых и проч.) их практической реализации.
ABSTRACT
The successful implementation of measures aimed at the development of the Russian economy, many scholars and practitioners associated with the potential uses at all levels of the classic tools of management, marketing and logistics. However, as the experience of the reform of the domestic economy, these tools are well-established in a relatively stable market environment of foreign countries may not always be successfully implemented in our country. The results of the implementation of certain administrative innovations, including those in the logistics sector are related, on the one hand, a correct understanding of the algorithm appropriate action, on the other — to a large extent depend on the potential (human, financial, and so on.), of their practi- < cal implementation.
о
Современное состояние логистики в России характеризуется рядом особенностей. На фоне значительного роста интереса к данной сфере деятельности как со стороны фирм, так и отдельных государственных институтов объективно отмечается недостаточное ее восприятие в целом, как в бизнес-среде, так и в системе государственного управления. Многие руководители неоднозначно представляют себе потенциальные возможности логистики в вопросах оптимизации бизнеса, роста конкурентоспособности организации, повышения эффективности ее деятельности и решения макроэкономических и социальных задач. В этой связи логистические активы в национальной экономике используются недостаточно, о чем свидетельствует низкий индекс развития логистики. По данным исследований Всемирного банка, озвученным в докладе президента Национальной логистической ассоциации и Международного центра логистики, он составил 2,61 и определил 69-е место России в мировом рейтинге стран [2].
Ситуация усугубляется проблемами, существующими в теории логистического менеджмента. Неоправданно широкий разброс задач, функций и объектов применения логистики, перечисленных в зарубежной и отечественной литературе, затрудняет объективную оценку эффективности и целесообразности применения ее конкретных форм и методов в различных хозяйственных структурах [10]. Анализ тенденций и проблем развития логистики свидетельствует, что одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности
цепей поставок является разработка и совершенствование моделей и методов управления логистическими функциями (транспортировкой, складированием, управлением запасами и др.) [9].
Данная работа посвящена выявлению и анализу проблем внедрения концепции логистизации в системе материально-технического обеспечения спецпотребителей, поиску путей их решения. Прежде чем перейти к рассмотрению содержания выявленных проблемных вопросов, необходимо сделать некоторые пояснения теоретического характера.
Логистика, с одной стороны, является частью общей теории управления, но выделяется из него своей спецификой, которая заключается в управлении различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. С другой стороны, она представляет собой научно-практический инструмент совместного хозяйствования многих экономически самостоятельных рыночных структур, позволяющий достигать рациональной организации потоковых процессов, протекающих в пространственно-временной последовательности, с целью выявления и реализации потенциальных резервов управления и получения, в конечном счете, дополнительных доходов и прибыли этими структурами преимущественно за счет общественно полезных, главным образом производительных факторов и источников [10].
Несмотря на то что изначально логистика зародилась как военная дисциплина, между коммерческими и армейскими логистическими службами есть определенная разница. Коммерческие организации, как правило, могут с боль-
g шей точностью прогнозировать свои I логистические потребности, их договор-о ные обязательства отличаются большей о гибкостью, и им не приходится сталки-m ваться с неожиданностями и неопреде-х ленностями, характерными для военных н- организаций [8].
< Согласно общепринятых теоретиче-m ских подходов [1, 14 и др.], логистизация предполагает тотальную организацию логистических систем и цепей поставок на основе теории логистики. Под концепцией логистизации, по нашему мнению, следует понимать совокупность форм, способов и принципов применения методического инструментария теории логистики для решения важных хозяйственных задач в рамках соответствующих экономических систем. При этом стратегия логистики сводится к тому, чтобы определить высочайший уровень обслуживания спецпотребителей при общих издержках ниже среднеотраслевых.
Согласно теории маркетинга «потребители» представляют собой лиц или организации, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая свой собственный продукт. Как показал проведенный анализ, в литературе определение «спецпотребители» отсутствует. В этой связи нами была сделана попытка его расширенного толкования.
Под спецпотребителями в работе понимаются потребители — государственные органы и организации, функционирующие в сфере обороны и безопасности страны. Ожиданиями спецпотребителей являются: гарантированное получение перечня продукции, работ (услуг) по ценам ниже региональных (при соответствии установленному уровню качества) в местах расположения, службы и проживания. Предприятия (организации)и предоставляемая ими продукция, оказываемые ими работы (услуги) в полной мере должны соответствовать стандартам, нормам и правилам в указанной сфере. В отличие от обычных, соблюдение интересов «спецпотребителей» находится под особым контролем государства.
Система материально-технического обеспечения спецпотребителей представляет собой связующее звено между национальной экономикой и военной организацией государства. Ее основная задача состоит в организации обеспечения продукцией, работами (услугами) в установленные сроки и объеме, согласно требований руководящих документов, регламентирующих порядок снабжения спецпотребителей [7].
Вопросы материально-технического обеспечения решаются во многих экономических системах (производственных, торговых, государственных и проч.). В каждой из них имеются соответствующие структурные подразделения, на которые возлагаются определенные задачи. С учетом современного состояния и направлений развития рассматриваемой системы материально-технического обеспечения можно выделить ряд особенностей, способных оказать определенное влияние в ходе проведения мероприятий по внедрению в ней концепции логистизации.
Во-первых, само современное толкование логистического подхода приводит к выявлению насущной потребности непосредственного использования его классических инструментов для повышения эффективности системы материально-технического обеспечения военной организации государства. Это могут быть нововведения в виде содержательной программы логистики потоковых процессов и создания систем логистики как на отдельных участках и стадиях материально-технического обеспечения спецпотребителей, так и по всей логистической цепи. Или установление более четкого и продуктивного взаимодействия между ведомственными службами и аналогичными подразделениями коммерческих хозяйственных структур как в организационно-методическом, так и экономическом аспектах; использование объективных и надежных критериев эффективности программ логистики [10].
Во-вторых, одним из условий логистизации является адаптивность рыночных структур, состоящая в их способности
к перестройке и саморегулированию к внешней среде благодаря инвариантности построения их управляющих и управляемых систем. Повышению адаптивности способствует наличие достаточно объективных и надежных индикаторов оценки последствий стратегических и тактических решений с использованием обратных связей. Без этого любая экономическая система не в состоянии скорректировать свое функционирование и развитие, особенно в кризисных условиях, ситуациях [8]. Однако ведомственным структурам, задача которых заключается в организации логистического обеспечения спецпотребителей, высокая степень адаптивности не свойственна.
В-третьих, при проведении соответствующих преобразований целесообразно учитывать опыт успешных предприятий различных отраслей, в которых проводились или проводятся мероприятия логистизации. Это способствует более обоснованному, взвешенному принятию управленческих решений в области развития внутриведомственной логистики, повышая этим эффективность системы материально-технического обеспечения спецпотребителей.
В-четвертых, отечественные разработки в области теории логистики касаются в большинстве случаев организации движения потоков продукции производственно-технического назначения. В свою очередь потоки продукции, предназначенной для спецпотребителей, имеют определенную специфику. Ряд методов и моделей «гражданской» логистики могут быть применены только в условиях определенности, однако большая часть решений в управлении ведомственными («военными») логистическими системами принимается в условиях неопределенности внешней среды. Совершенствование моделей и методов логистики, уточнение существующих научно-методического инструментария и разработка новых его элементов могут стать реальным путем повышения точности расчетов и эффективности принятия решений в управлении логистическими системами военной организации государства.
В-пятых, в логистике существуют про- 2 блемы, связанные с выполнением, ко- | ординацией и интеграцией видов логи- о стической деятельности. Для Россий- о ской Федерации к ним можно отнести т неудовлетворительные состояние и тем- х пы развития транспортной и складской н инфраструктуры, формирования рынка < логистических услуг, неэффективность т выполняемых операций. Для российских предприятий характерна парадоксальная ситуация, когда около 75% руководителей и менеджеров среднего уровня управления считают логистику главным фактором воздействия на доходность предприятия и качество сервиса, ключевым источником конкурентоспособности, но при этом около двух третей руководителей и менеджеров воспринимают логистику как второстепенную область управления [11].
Выявленные особенности позволили нам сформулировать комплекс проблем логистизации системы материально-технического обеспечения спецпотребителей. Данные проблемы можно условно разделить на две группы. К первой группе следует отнести проблемы организационного характера: отсутствие возможности объективной оценки преимуществ логистического инструментария, применяемого коммерческими компаниями; низкая степень адаптивности ведомственных структур к внешней среде; выбор оптимальной формы логистического обеспечения; достижение рациональной структурной организации управления. Ко второй — проблемы ресурсного характера: изношенность логистической инфраструктуры; внедрение средств автоматизации (таблица).
В представленной таблице не только сформулированы проблемы логистиза-ции системы материально-технического обеспечения спецпотребителей, но и сделана попытка поиска предполагаемых причин их возникновения. Данный подход позволяет предложить направления их разрешения. Вместе с тем, как показывает практика управления сложными экономическими системами, имеющими ведомственную специфику и на-
Проблемы логистизации системы материально-технического обеспечения спецпотребителей и возможные направления их решения
Проблема
Причина возникновения
Способы разрешения
Отсутствие возможности объективной оценки преимуществ логистического инструментария, применяемого коммерческими компаниями
Закрытость ведомственных и корпоративных моделей и методов решения практических задач, возникающих в процессе логистического обеспечения организаций, использование различных (в некоторых случаях антагонистических) подходов
Создание условий, способствующих развитию теории и практики логистического обеспечения спецпотребителей путем создания специальной рабочей группы для изучения опыта наиболее успешных компаний (логистических операторов) и разработки стратегии логистизации системы материально-технического обеспечения спецпотребителей
Низкая степень адаптивности ведомственных структур к внешней среде
Специфика задач, решаемых ведомственными обеспечивающими структурами, обусловленная особыми требованиями к обслуживанию спецпотребителей [7], оказывает влияние на способность системы быстро адаптироваться к постоянно меняющимся особенностям внешней среды. Высокая степень формализации не позволяет оперативно реагировать на процессы, имеющие экзогенную природу
Необходимо обеспечить проведение регулярного мониторинга внешней среды, создание действенной системы анализа и выработки механизма адаптации ведомственных структур к постоянно меняющимся особенностям рынка, включающего в себя комплекс административных, организационных и финансово-экономических инструментов
Выбор оптимальной формы логистического обеспечения
Комплекс накопленных проблем, изменившиеся взгляды на способы логистического обеспечения спецпотребителей привели к тому, что в системе материально-технического обеспечения военной организации государства получила распространение концепция аутсорсинга [5; 7; 12]. Однако ее реализация породила ряд противоречий, требующих разрешения
Наиболее оптимальным решением является сочетание собственной внутриведомственной логистики и использование аутсорсин-говых схем [3]. И в том, и в другом случае необходимо ориентироваться на генеральную стратегию и цели военной организации, которые требуют своей реализации как в мирное, так и в военное время
Достижение
рациональной
структурной
организации
управления
Несоответствие системы целеполагания результатам, получаемым в ходе решения тактических и стратегических задач
Разработка и внедрение единой системы управления и контроля логистическими процессами на всех уровнях системы материально-технического обеспечения спецпотребителей
Проблема Причина возникновения Способы разрешения
Изношенность логистической инфраструктуры За последние годы был накоплен целый комплекс практически неразрешимых на данный момент проблем, связанных с естественным износом объектов логистической инфраструктуры, соответствия их размещения относительно обеспечиваемых войск и предприятий экономического комплекса страны [6; 13]
Внедрение средств автоматизации Вопросам автоматизации транспортно-складских операций ведомственными обеспечивающими структурами за всю новейшую историю их существования должного внимания не уделялось. Финансирование мероприятий автоматизации либо вовсе не осуществлялось, либо происходило по остаточному принципу
Источник: разработано авторами на основе анализа результатов исследований И. Д. Кот-лярова, В. А. Плотникова, Н. Л. Фокина [5; 12; 13], данных собственных исследований.
ходящимися под особым контролем государства, необходимо не только обозначить возможные сценарии принятия решения для руководителей, но и предложить действенный непротиворечивый и понятный алгоритм. В рамках нашего исследования был разработан алгоритм внедрения концепции логи-стизации в системе материально-технического обеспечения спецпотребителей (рисунок).
Разработанный алгоритм может быть конкретизирован и использоваться на различных уровнях управления системой материально-технического обеспечения военной организации государства. Применение информации, полученной в ходе его реализации, создаст возможность должностным лицам осуществить заблаговременное планирование и контроль всех мероприятий,
проводимых на практике, определить силы и средства, необходимые для их выполнения в рамках проведения работы по логистизации системы материально-технического обеспечения спецпотребителей.
Подводя итог, следует отметить, что наша страна должна идти в ногу с общемировыми тенденциями, и активное внедрение логистики следует рассматривать как одно из направлений дальнейшего развития экономики [3].
Многие российские компании, как государственные, так и частные, в настоящее время находятся еще на начальной стадии развития логистических процедур. Большинству организаций предстоит пройти большой путь, прежде чем будет достигнут требуемый уровень ло-гистизации хозяйствования. При этом нужно учитывать, что деятельность си-
Определение (уточнение) комплекса проблем в системе материально-
s о 1 технического обеспечения спецпотребителей, подлежащего рассмотрению
с позиции теории логистики
о V ч>
го s Идентификация факторов и переменных для анализа состояния логистики
в системе материально-технического обеспечения спецпотребителей
о < О
CÛ 3 Отбор совокупности организаций для сопоставления и использования опыта как в отрасли, к которой относится объект логистизации, так и из других отраслей
О
Сбор и анализ показателей, отобранных для сравнения предприятий
по выбранным критериям оценки
Сравнение полученных результатов с собственными показателями
5 в целях определения возможных направлении совершенствования системы логистического обеспечения спецпотребителей
ч>
Разработка плана мероприятий по улучшению состояния логистики в системе
6 материально-технического обеспечения спецпотребителей на основе полученной информации
ч>
Внедрение концепции логистизации системы материально-технического
1 обеспечения спецпотребителей и организация последующего мониторинга
Алгоритм логистизации системы материально-технического обеспечения
спецпотребителей
Источник: разработано авторами на основе исследований, проведенных Е. Леган [8], данных собственных исследований.
ловых структур государства сопряжена с многочисленными рисками, последствия которых, как правило, носят негативный характер и проявляются в срывах процессов обеспечения спецпотребителей [4]. В этой связи задачи повышения эффективности системы материально-технического обеспечения
военной организации государства, поиск новых подходов в хозяйственной сфере на основе логистизации потоковых процессов требуют принятия научно обоснованных управленческих решений, последствия которых даже с учетом неопределенности среды должны приводить к получению положительных результатов.
Литература
1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М., 2010. 640 с.
2. Евтодиева Т. Е. Развитие форм организации логистики: теория и методология: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. Самара, 2012. 50 с.
3. Иконникова И., Адамов Н. Особенности логистизации хозяйственной деятельности отечественных бизнес-структур в условиях риска // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 4. С. 26-27.
4. Козин М. Н. Многофакторная интегральная модель выбора поставщика гособоронзаказа с учетом совокупного риска // Интеграл. 2007. № 2. С. 38-40.
5. Котляров И. Д. Экономическая сущность аутсорсинга // Сибирская финансовая школа. 2010. № 2. С. 24-26.
<
V X
S
0
1
о
V CD
—
О <
m
References
1. Bowersox D., Kloss D. Logistics. The integrated chain of deliveries. M., 2010. 640 p.
2. Evtodiyeva T. E. Development of forms of the organization of logistics: theory and methodology: Dissertation abstract. Samara, 2012. 50 p.
3. Ikonnikova I., Adamov N. Features of a logistization of economic activity of domestic business structures in the conditions of risk // RISK: Resources, information, supply, competition. 2011. N 4. P. 26-27.
4. Kozin M. N. Multiple-factor integrated model of a choice of the supplier of state defense order taking into account overall risk // Integral. 2007. N 2. P. 38-40.
5. KotlyarovI. D. Economic essence of outsourcing // Siberian financial school. 2010. N 2. P. 24-26.
6. Kurbanov A. H., Kurbanov T. H. Technique of a quick economic assessment of degree of compliance of objects of logistic infrastructure to requirements of the organization // Logistics. 2012. N 3. P. 41-43.
7. Kurbanov A. H., Mostovoy A. A., Martynov M. V. The concept of military logistics in modern social and economic conditions // Logistics. 2012. N 10. P. 55-59.
8. Legan E. Logistization of economic activity as factor of institutional development of market infrastructure // RISK: Resources, information, supply, competition. 2011. N 3. P. 49-52.
9. Malevich Yu. V. Methodology of management of logistic functions in chains of deliveries: Dissertation abstract. SPb., 2010. 38 p.
10. Malitskaya S. I. Effective system of logistic control // Economy and management. 2010. N 1. P. 291-292.
11. Pletneva N. G. The theory and methodology of management of logistic systems in the conditions of uncertainty: Dissertation Abstract. SPb., 2008. 37 p.
12. Plotnikov V. A. Mechanisms of regulation of functional activity of subjects of military economy // Economy and management. 2004. N 2.
13. Plotnikov V. A., Fokin N. L. Economic justification of decisions on development of infrastructure systems (on the example of warehouse base) // Economy and management. 2008. N 2. P. 126-129.
14. Schechter D., Sander G. Logistics. Skills in Supply Chain Management. 2008. 240 p.
6. Курбанов А. Х., Курбанов Т. Х. Методика оперативно-экономическои оценки степени соответствия объектов логистической инфраструктуры потребностям организации // Логистика. 2012. № 3. С. 41-43.
7. Курбанов А. Х., Мостовой А. А., Мартынов М. В. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях // Логистика. 2012. № 10. С. 55-59.
8. Леган Е. Логистизация хозяйственной деятельности как фактор институционального развития рыночной инфраструктуры // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 3. С. 49-52.
9. Малевич Ю. В. Методология управления логистическими функциями в цепях поставок: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010. 38 с.
10. Малицкая С. И. Эффективная система управления логистикой // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1. С. 291-292.
11. Плетнева Н. Г. Теория и методология управления логистическими системами в условиях неопределенности: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008. 37 с.
12. Плотников В. А. Механизмы регулирования функциональной деятельности субъектов военной экономики // Экономика и управление. 2004. № 2.
13. Плотников В. А., Фокин Н. Л. Экономическое обоснование решений по развитию инфраструктурных систем (на примере складской базы) // Экономика и управление. 2008. № 2. С. 126-129.
14. Шехтер Д., Сандер Г. Логистика. Искусство управления цепочками поставок. 2008. 240 с.