УДК 338.28:35.078.4
DOI: 10.24151/2409-1073-2018-3-32-40
Комплексная методика оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания производственно-логистических комплексов военной организации государства
Т. Х. Курбанов
Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург, Россия
kurbanov.t.h@yandex.ru
Представлены ключевые этапы оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания производственно-логистических комплексов военной организации государства. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить эффективность привлечения частных компаний к созданию и дальнейшей эксплуатации инфраструктурных объектов военного (двойного) назначения. Рассмотрены основные механизмы государственной поддержки при государственно-частном партнерстве.
Ключевые слова: военная организация государства; государственно-частное партнерство; механизмы государственной поддержки; производственно-логистические комплексы; эффективность.
Complex Methods of Assessing the Effectiveness of Public-Private Partnership in the Implementation of the Project of Production and Logistics Complexes
of the State Military Establishment
T. Kh. Kurbanov
Military Academy of Logistics, St. Petersburg, Russia kurbanov.t.h@yandex.ru
The author did present the key stages of assessing the effectiveness of public-private partnership in the implementation of the project of production and logistics complexes of the state military establishment. The author has defined as a research problem an attempt to evaluate the effectiveness of private companies' attraction to the creation and operation of infrastructure facilities of the military (double) destination. The author has considered main mechanisms of state support in public-private partnership.
Keywords: state military establishment; public-private partnership; state support mechanisms; production and logistics complexes; effectiveness.
© Курбанов Т. Х.
Сегодня все чаще обсуждается го су-дарственно-частное партнерство в сфере материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), в частности в вопросе создания и эксплуатации логистической инфраструктуры. Сторонники данного проекта заявляют о необходимости подводить под государственно-частное партнерство законодательную базу для развития системы МТО ВС РФ, а противники считают, что излишняя де-военизация обеспечивающих структур может нанести удар по системе безопасности страны [1]. Отметим, что система МТО ВС РФ как связующее звено между экономическим комплексом страны и военными потребителями по определению не может быть полностью автономной (независимой) и самодостаточной [2]. Однако возможна разная степень зависимости военного сектора от предприятий и организаций экономического комплекса. Соответственно можно условно выделить три уровня автономности обеспечивающих военных структур.
Первый уровень — низкая степень зависимости военной организации государства от экономического комплекса страны: гражданские подрядчики выполняют заказы на производство товаров и работ в интересах военных потребителей. Сотрудничество между гражданскими компаниями и военными заказчиками строится по классической схеме: экономический комплекс страны производит продукт или выполняет необходимый объем работ в интересах военной организации государства, за все остальные операции отвечает система МТО. Подобным образом было организовано обеспечение ВС РФ до 2002 г. Затем руководство Министерства обороны РФ выдвинуло предложение о необходимости передачи ряда функций, выполняемых ранее самостоятельно,
коммерческим компаниям на аутсорсинг [3; 4] с целью более гибко и качественно удовлетворять потребности военной организации.
Второй уровень — средняя степень зависимости военной организации государства от экономического комплекса страны: гражданским компаниям передаются на исполнение функции вспомогательного характера. Практический смысл данного решения в том, что благодаря аутсорсингу военная организация концентрируется на основных задачах и в итоге военно-экономическая эффективность армии в целом повышается [1; 5].
Третий уровень — высокая степень зависимости военной организации государства от экономического комплекса страны: государственно-частное партнерство. Частные компании привлекаются к созданию и эксплуатации объектов логистической инфраструктуры военной организации государства.
Эффективность государственно-частного партнерства напрямую зависит от наличия прогрессивных финансовых механизмов государственной поддержки, основные из которых представлены на рисунке 1.
Создание производственно-логистических комплексов (ПЛК) на основе партнерства государства и частных компаний для ВС РФ стало первым этапом создания единой системы, интегрирующей производство, транспортировку и хранение материальных средств [6].
Проблема развития военной инфраструктуры ВС РФ сегодня не менее актуальна, чем строительство вооруженных сил, развитие вооружения и военной техники [7]. Проект ПЛК направлен в первую очередь на создание эффективной складской системы, которую можно было бы эксплуатировать продолжительное время без глобальных преобразований.
Рис. 1. Основные механизмы государственной поддержки при государственно-частном партнерстве Источник: разработано автором
Механизмы государственной поддержки
Прямая финансовая поддержка
Частичное субсидирование капитальных затрат
Операционные субсидии в форме фиксированных платежей
Предоставление нефинансовых активов
Условные обязательства государства (гарантии)
минимального уровня дохода
от политических рисков
(# обеспечение доходности
Косвенная финансовая поддержка
Ограничение конкуренции
Запрет на изменение законодательства
Предоставление инвестиционного налогового кредита и налоговых льгот
Исследования, проведенные Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, выявили, что уровень развития государственно-частного партнерства в различных регионах России крайне неоднороден1.
В соответствии с утвержденной в 2013 г. концепцией создания производственно-логистических комплексов в интересах Минобороны России (ПЛК МО РФ), был предложен подход к определению конкретного перечня объектов
капитального строительства в составе системы стационарных объектов хранения ВС РФ.
Сущность предлагаемой нами методики заключается в обосновании эффективности государственно-частного партнерства в военной сфере и рассмотрении данного варианта реализации концепции создания ПЛК МО РФ как наиболее перспективного. Таким образом, комплексная методика оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания ПЛК военной организации государства предусматривает оценку эффективности и реализуемости проекта.
1 Исследования // Национальный центр государственно-частного партнерства: [Электронный ресурс] / Некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП». Cop. 2009—2016. URL: http:// pppcenter.ru/analitika/issled.html (дата обращения: 26.07.2018).
Прежде чем перейти к рассмотрению содержания методики, отметим: отсутствие экономического эффекта при применении государственно-частного партнерства может быть компенсировано за счет прироста военной эффективности, тогда как снижение военной эффективности категорически неприемлемо, даже при условии экономии бюджетных средств [8; 9].
Структурно данная методика состоит из шести этапов (см. рис. 2).
На первом этапе осуществляется оценка общественной значимости данного проекта. Реализация проекта позволит решить следующие основные задачи: строительство и ввод в эксплуатацию ПЛК МО РФ; внедрение современных технологий и материалов при создании современной складской инфраструктуры военного (двойного) назначения; внедрение современной автоматизированной системы управления, позволяющей добиться значительного снижения численности управленческого персонала, повышения качества функционирования военной логистической системы управления и самого управления; снижение уровня расходов, связанных с содержанием складской инфраструктуры системы МТО ВС РФ; модернизация транспортной инфраструктуры, необходимой для эффективного обеспечения войск (сил) материальными средствами, внедрение инноваций в военную логистику [10; 11].
Развитие военной инфраструктуры России — не самоцель военного ведомства. В первую очередь здесь затрагиваются интересы страны в целом; кроме того, помимо обеспечения безопасности и обороноспособности ПЛК могут быть использованы и для решения народнохозяйственных задач [7].
Второй этап — оценка общественной эффективности проекта. За основной при этом принимается показатель военной эффективности, несмотря на то, что при реализации проекта будут наблюдаться и другие социальные (общественные) эффекты.
Военную эффективность проекта создания ПЛК на основе государственно-частного партнерства предполагается возможным оценить на основе интегрального показателя, получаемого путем сверстки частных, к которым следует отнести характеризующие: своевременность оказания логистических услуг; соответствие объемов предоставляемых логистических услуг; качество обслуживания.
Ниже приводятся формулы расчета перечисленных показателей.
Показатель своевременности оказания логистических услуг:
«4- (1)
о
где Р — количество своевременно оказанных оператором логистических услуг за оцениваемый период; Ро — общее количество логистических услуг, оказанных оператором за оцениваемый период.
Показатель соответствия объемов предоставляемых логистических услуг:
К = (2)
где у/ас( — фактический объем услуг, предоставляемых оператором за оцениваемый период; У1геЬ — требуемый объем логистических услуг в оцениваемый период.
Показатель качества оказания логистических услуг:
(3)
где Рк — количество качественно (на «хорошо» и «отлично») оказанных оператором логистических услуг.
3
( 1 этап ^ • ( Оценка общественной значимости проекта создания ПЛК
_й:_
2 этап ^ • ^ Оценка военной эффективности проекта при условии применения ГЧП ^
с Полнота N Качество \
Р
ч Ч к Ро /
Обобщающий показатель военной эффективности
КШ - К1 Кк
О
о
Срок окупаемости 1С
РР-
С¥
О
( 4 этап
Рассмотрение и оценка вариантов государственной поддержки проекта при условии неприемлемости базовых показателей для частных инвесторов
О
Рис. 2. Структура комплексной методики оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания ПЛК военной организации государства
Источник: составлено автором на основе анализа работ [9; 12; 13; 14]
Обобщающий показатель военной эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания ПЛК К1сее рассчитывается по формуле:
kve — Af Av A/t
(4)
CF,
1С,
IRR=r+NPV(r)-
1
■ (r2- rX
Срок окупаемости может быть найден по формуле:
1С
рр=
CF'
(7)
где wt, wv, wk — вес соответствующего показателя.
На третьем этапе оцениваются базовые показатели экономической (финансовой) эффективности проекта создания ПЛК военной организации государства для инвесторов. К ним относятся чистая приведенная прибыль (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и период окупаемости (T).
Для расчета чистой приведенной прибыли проекта может быть использована следующая формула [15]:
(5)
где NPV — чистый дисконтированный доход от реализации проекта создания ПЛК военной организации государства; n — продолжительность цикла жизни проекта, лет; CFt — денежный поток, дисконтированный с учетом времени (чистый доход); t — время (расчетный период); R — ставка дисконта; m — количество циклов инвестирования; j — цикл инвестирования; IC — объем инвестиций; i — прогнозируемый средний уровень инфляции.
Внутреннюю норму доходности IRR определяют следующим образом: (6)
МРГ(г) ~ МРУ(г2) где г1 — ставка дисконтирования, при которой величина ЫРУ имеет положительное значение; г2 — ставка дисконтирования, при которой величина ЫРУ имеет отрицательное значение; #РУ(г1) — величина положительного чистого дисконтированного дохода; ^У(г2) — величина отрицательного чистого дисконтированного дохода.
где РР — период окупаемости инвестиций; 1С — объем инвестиций; СР — денежные поступления от реализации проекта создания ПЛК.
Параллельно организуются консультации с потенциальными участниками проекта создания ПЛК военной организации государства. Если значения базовых показателей экономической (финансовой) эффективности приемлемы для частных инвесторов, то проект реализуется без дополнительной государственной поддержки [16; 17].
На четвертом этапе, при условии, что показатели экономической (финансовой) эффективности не в полной мере устраивают частных инвесторов, рассматриваются и оцениваются варианты поддержки проекта со стороны государства. Если государственная поддержка невозможна, реализация проекта становится маловероятной. На данном этапе снова необходимо оценить экономическую (финансовую) эффективность, но уже с учетом планируемой государственной поддержки.
В рамках пятого этапа определяется организационно-экономический механизм реализации проекта создания ПЛК военной организации государства и вырабатывается приемлемая схема финансирования, которая обеспечит реализуемость как для государства, так и для бизнеса.
На шестом, заключительном этапе принимается решение о реализации проекта на основе показателей эффективности для государства и частного партнера.
Таким образом, разработана комплексная методика оценки эффективности государственно-частного
партнерства при реализации проекта создания ПЛК военной организации государства, позволяющая принимать обоснованное решение о возможности привлечения государством частных компаний с учетом принятых ограничений, связанных со спецификой военной организации государства.
Литература
1. Котляров И. Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра: сб. статей II Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Пермь: Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, 2016. С. 177—181.
2. Варюхин С. В., Кузнецов И. А. Особенности реализации концепции логистизации в системе материально-технического обеспечения военной организации государства на современном этапе ее развития // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра: сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. Пермь: Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, 2016. С. 74—76.
3. Курбанов А. Х. Аутсорсинг: теория, методология, специфика применения в военной организации: монография / М-во обороны Рос. Федерации, воен. акад. тыла и трансп. им. А. В. Хрулева; под ред. В. А. Плотникова. СПб.: Копи-Р Групп, 2011. 277 с.
4. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. 2013. № 4 (40). С. 33—47.
5. Котляров И. Д. Применение аутсорсинга в государственной деятельности в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 112—120.
6. Курбанов Т. Х. «Склад будущего» как основной элемент эффективной системы материально-технического обеспечения военной организации государства // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2017. № 1-2 (103-104). С. 137—143.
7. Барынькин В. М. Проблемы развития военной инфраструктуры в интересах разрешения военных конфликтов // Военная мысль. 1995. № 6. С. 22—28.
8. Крекотнев Р. Н., Курбанов А. Х., Пахо-
мов В. И. Риски государственно-частного партнерства при реализации проектов строительства объектов военно-складской инфраструктуры // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 256—266.
9. Крекотнев Р. Н. Алгоритм внедрения государственно-частного партнерства в деятельность Вооруженных сил Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. №12-2 (53-2). С. 724—728.
10. Курбанов А. Х., Лабазанов С. Г., Плотников В. А. Организационно-экономические инновации в деятельности силовых структур государства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 2 (48). С. 137—142.
11. Плотников В. А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам тыла Вооруженных сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 2 (10). С. 85—88.
12. Вахрушев Ю. М., Руденко А. Е., Курбанов А. Х. Методические основы выбора исполнителей заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в интересах военной организации страны // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7 (36). С. 342—345.
13. Елескин В. И., Мороз А. Ф., Руденко А. Е. Методика определения потребности в складских площадях инфраструктуры комплексного хранения материальных средств // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / Отв. ред. А. А. Горохов. Т. 2. Курск: Университетская книга, 2015. С. 154—160.
14. Курбанов Т. Х., Мартынов М. В., Шала-мов Д. А. Методические подходы к оценке эффективности функционирования стационарной складской базы военной организации государства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85-2). С. 1115—1119.
15. Плотников В. А., Федотова Г. В., Пролуб-ников А. В. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России // Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 38—43.
16. Ворушилин Л. В., Курбанов А. Х., Князьне-делин Р. А. Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: анализ специфики и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2014. № 3 (63). С. 73—80.
17. Козлов Ю. И., Самодуров Д. И. Государственно-частное партнерство в военной сфере, проблемы правового регулирования // Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право: Моск. науч.-практ. конф. «Студенческая наука» (Москва, 26 нояб. 2015): сб. мат-лов / Под общ. ред. Ф. Л. Шарова. М.: Междунар. ин-т экономики и права, 2016. С. 195—200.
Поступила 28.05.2018
Курбанов Тимур Хусаинович — кандидат экономических наук, докторант Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва (Россия, 199034, Санкт-Петербург, набережная Макарова, д. 8), kurbanov.t.h@yandex.ru
References
1. Kotlyarov I. D. Organizatsiya effektivnogo voenno-grazhdanskogo sotrudnichestva (Organization of Effective Civil-Military Cooperation), Re-sursnoe obespechenie silovykh ministerstv i vedomstv: vchera, segodnya, zavtra, sb. statei II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Perm', Permskii voennyi institut voisk Natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii, 2016, pp. 177—181.
2. Varyukhin S. V., Kuznetsov I. A. Osoben-nosti realizatsii kontseptsii logistizatsii v sisteme material'no-tekhnicheskogo obespecheniya voen-noi organizatsii gosudarstva na sovremennom etape ee razvitiya (Peculiarities of Logistization Concept Implementation in the State Military Establishment System's Logistical Support at Present Stage of its Development), Resursnoe obespechenie silovykh ministerstv i vedomstv: vchera, segodnya, zavtra, sb. statei II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Perm', Permskii voennyi institut voisk Natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii, 2016, pp. 74—76.
3. Kurbanov A. Kh. Autsorsing: teoriya, me-todologiya, spetsifika primeneniya v voennoi organi-zatsii (Outsourcing: Theory, Methodology, Application Specificity in a Military Organization), mono-grafiya, M-vo oborony Ros. Federatsii, voen. akad. tyla i transp. im. A. V. Khruleva, pod red. V. A. Plot-nikova, SPb., Kopi-R Grupp, 2011. 277 p.
4. Kurbanov A. Kh., Plotnikov V. A. Go-sudarstvenno-chastnoe partnerstvo i autsorsing: sravnitel'nyi analiz struktury i kharaktera otnoshe-nii (Public-Private Partnerships and Outsourcing: a Comparative Analysis of the Structure and Nature of the Relationship), Vmire nauchnykh otkrytii, 2013, No. 4 (40), pp. 33—47.
5. Kotlyarov I. D. Primenenie autsorsinga v go-sudarstvennoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii
(Outsourcing in State Service Activity in the Russian Federation), Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'no-go upravleniya, 2012, No. 2, pp. 112—120.
6. Kurbanov T. Kh. "Sklad budushchego" kak osnovnoi element effektivnoi sistemy materi-al'no-tekhnicheskogo obespecheniya voennoi orga-nizatsii gosudarstva ("Warehouse of the Future" as the Main Element an Effective System of Logistics Ensure the State's Military Organization), Voprosy oboronnoi tekhniki, Seriya 16 Tekhnicheskie sredstva protivodeistviya terrorizmu, 2017, No. 1-2 (103-104), pp. 137—143.
7. Baryn'kin V. M. Problemy razvitiya voennoi infrastruktury v interesakh razresheniya voennykh konfliktov (Problems of Military Infrastructure Development in the Interests of Military Conflicts Management), Voennaya mysl', 1995, No. 6, pp. 22—28.
8. Krekotnev R. N., Kurbanov A. Kh., Pakho-mov V. I. Riski gosudarstvenno-chastnogo partnerst-va pri realizatsii proektov stroitel'stva ob"ektov voen-no-skladskoi infrastruktury (Risks of Public-Private Cooperation in the Field of Military Logistics), Nauchnyi zhurnal NIU ITMO, Seriya Ekonomika i ekologicheskii menedzhment, 2014, No. 3, pp. 256— 266.
9. Krekotnev R. N. Algoritm vnedreniya go-sudarstvenno-chastnogo partnerstva v deyatel'nost' Vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii (Algorithm of Implementation of Military Logistic Centers for Armed Forces of Russian Federation), Ekono-mika i predprinimatel'stvo, 2014, No. 12-2 (53-2), pp. 724—728.
10. Kurbanov A. Kh., Labazanov S. G., Plot-nikov V. A. Organizatsionno-ekonomicheskie inno-vatsii v deyatel'nosti silovykh struktur gosudarstva (Organization and Economic Innovations in the Activities of State Uniformed Services), Nauchno-tekh-nicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta, Ekonomiche-skienauki, 2006, No. 2 (48), pp. 137—142.
11. Plotnikov V. A. Integratsiya voennogo i grazhdanskogo sektorov ekonomiki kak tendentsiya stroitel'stva voennoi organizatsii strany (po materi-alam tyla Vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii) (Integration of Military and Civil Sectors of Economy as the Tendency of the Military Organization of the Country Building (on Materials of the Russian Federation Armed Forces Rear)), Vooruzhenie i ekonomika, 2010, No. 2 (10), pp. 85—88.
12. Vakhrushev Yu. M., Rudenko A. E., Kurbanov A. Kh. Metodicheskie osnovy vybora ispol-nitelei zakazov na postavku produktsii, vypolnenie rabot, okazanie uslug v interesakh voennoi organizat-sii strany (The Choice of the Methodological Basis of Orders the Supply of Goods, Works and Provision of Services for Military Organization), Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2013, No. 7 (36), pp. 342—345.
13. Eleskin V. I., Moroz A. F., Rudenko A. E. Metodika opredeleniya potrebnosti v skladskikh ploshchadyakh infrastruktury kompleksnogo khra-neniya material'nykh sredstv (Methods of Determining the Need for Depot Space of Complex Warehousing Infrastructure), Klasternye initsiativy v formiro-vanii progressivnoi struktury natsional'noi ekonomiki, sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., v 2 t., Otv. red. A. A. Gorokhov, T. 2, Kursk, Universitets-kaya kniga, 2015, pp. 154-160.
14. Kurbanov T. Kh., Martynov M. V., Shala-mov D. A. Metodicheskie podkhody k otsenke ef-fektivnosti funktsionirovaniya statsionarnoi sklad-skoi bazy voennoi organizatsii gosudarstva (Methodical Approaches to Assessment of Efficiency of Functioning of Stationary and Warehouse Base of the Military Organization of the State), Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2017, No. 8-2 (85-2), pp. 1115— 1119.
15. Plotnikov V. A., Fedotova G. V., Prolub-nikov A. V. Gosudarstvenno-chastnoe partner-stvo i spetsifika ego realizatsii v regionakh Rossii (State-Private Partnerships and Particular Features of its Implementation in the Russia's Regions), Ekonomika iupravlenie, 2015, No. 1 (111), pp. 38—43.
16. Vorushilin L. V., Kurbanov A. Kh., Knyaz'-nedelin R. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v oboronno-promyshlennom komplekse: analiz spetsi-fiki i perspektivy razvitiya (Public-Private Partnership in the Defense Industry Complex: Analysis of Specificity and Prospects of Development), Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2014, No. 3 (63), pp. 73—80.
17. Kozlov Yu. I., Samodurov D. I. Gosudarst-venno-chastnoe partnerstvo v voennoi sfere, prob-lemy pravovogo regulirovaniya (Public-Private Partnership in Military Sphere, Problems of Legal Limit), Mir na poroge peremen: Ekonomika. Upravlenie. Pravo, Mosk. nauch.-prakt. konf. "Studencheskaya nauka" (Moskva, 26 noyab. 2015), sb. mat-lov, Pod obshch. red. F. L. Sharova, M., Mezhdunar. in-t ekonomiki i prava, 2016, pp. 195—200.
Submitted 28.05.2018
Kurbanov Timur Kh., candidate of economic sciences, doctoral student of the Military Academy of Logistics (8, Makarova embankment, St. Petersburg, 199034, Russia), kurbanov.t.h@yandex.ru