Научная статья на тему 'Проблемы внедрения кодекса корпоративного управления в Узбекистане'

Проблемы внедрения кодекса корпоративного управления в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
КОДЕКС / CODE / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE GOVERNANCE / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / JOINT STOCK COMPANY / МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / MECHANISM OF CORPORATE GOVERNANCE / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / DIVIDEND POLICY / METHODS OF CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинкулов Кахрамон Равшанович

В данной статье рассмотрены основные проблемы внедрения Кодекса корпоративного управления в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения кодекса корпоративного управления в Узбекистане»

Problems of implementation of the Code of corporate governance in

Uzbekistan Chinkulov K. (Republic of Uzbekistan) Проблемы внедрения Кодекса корпоративного управления в

Узбекистане Чинкулов К. Р. (Республика Узбекистан)

Чинкулов Кахрамон Равшанович / Chinkulov Kakhramon - старший преподаватель,

кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные проблемы внедрения Кодекса корпоративного управления в Узбекистане.

Abstract: this article describes main problems of implementation of the Code of corporate governance in Uzbekistan.

Ключевые слова: кодекс, корпоративное управление, акционерное общество, методы корпоративного управления, механизм корпоративного управления, дивидендная политика.

Keywords: code, corporate governance, joint stock company, methods of corporate governance, mechanism of corporate governance, dividend policy.

Корпоративное управление представляет собой систему взаимодействия, которая отражает интересы органов управления компании, акционеров, заинтересованных лиц и направлена на получение максимальной прибыли от всех видов деятельности компании в соответствии с действующим законодательством с учетом международных стандартов. Кодекс корпоративного поведения представляет собой объединение стандартов поведения или сводов правил по осуществлению корпоративных отношений [1].

Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015 г. была предусмотрена разработка Кодекса корпоративного управления, включающего [2]:

- рекомендации по внедрению передовых методов корпоративного управления, включая определение стратегии развития и задач на долгосрочную перспективу, системы внутреннего контроля и механизма эффективного взаимодействия исполнительного органа с акционерами и инвесторами;

- внедрение типовой организационной структуры, с учетом масштабов, отраслевой специфики и направлений деятельности акционерных обществ;

- повышение прозрачности деятельности акционерных обществ, публикации ими информации на основе международных стандартов аудита и финансовой отчетности. Кодекс корпоративного управления был разработан Госкомконкуренции,

совместно с другими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан при содействии Министерства финансов Германии и привлеченной им компании INDECON, с обсуждением и доработкой с участием экспертов Всемирного банка, Азиатского банка развития и Европейской школы менеджмента и технологий, и утвержден протоколом правительственной Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ по совершенствованию системы корпоративного управления № 02-02/1-187 от 11 февраля 2016 г. Кодекс содержит следующие 11 глав:

• общие положения;

• обеспечение прозрачности деятельности;

• внедрение механизмов эффективного внутреннего контроля;

• обеспечение реализации прав и законных интересов акционеров;

• определение стратегии развития и задач на долгосрочную перспективу;

• внедрение механизмов эффективного взаимодействия исполнительного органа с акционерами и инвесторами;

• конфликт интересов;

• внедрение типовой организационной структуры;

• публикация информации на основе международных стандартов аудита и финансовой отчетности;

• мониторинг внедрения рекомендаций кодекса;

• заключение.

Несоблюдение положений Кодекса не влечет наложения санкций государственными органами. Хотя Кодекс и представляет собой свод рекомендаций, акционерные общества, принявшие решение следовать им, обязаны внедрять данные рекомендации в свою деятельность.

При этом важный аспект обязательного внедрения Кодекса выражен в его ключевом принципе: «Соблюдай или разъясняй» (comply or explain), при котором акционерное общество обязано публиковать причины несоблюдения отдельных рекомендаций Кодекса, если это имело место.

Согласно Кодексу, в случае невозможности соблюдения отдельных его рекомендаций, акционерное общество подробно раскрывает причины этого в средствах массовой информации.

Актуальнейшей на сегодняшний день проблемой корпоративного управления в Узбекистане является проблема внедрения принятого кодекса корпоративного управления. Если пустить этот процесс на самотек, внедрение кодекса корпоративного управления может растянуться на весьма длительное время. Последовательность действий по подготовке, внедрению и мониторингу внедрения рекомендаций кодекса приводится в приложении к принятому кодексу. В нем детально расписаны мероприятия и сроки, которые вполне приемлемы для «среднестатистического» акционерного общества.

Однако на практике, скорее всего, будут иметь место (по объективным или субъективным причинам) срывы указанных сроков. В то же время, с точки зрения глобального результата, эти отставания не будут иметь какого-либо существенного значения, поскольку к концу 2016 г., очевидно, подавляющая часть корпораций республики, в частности, с госдолей в уставном фонде, эти нормы выполнит.

Согласно Кодексу органы управления и контроля акционерного общества должны в установленные сроки разработать и утвердить на общем собрании акционеров либо на Наблюдательном совете:

• Положение об информационной политике;

• Положение о внутреннем контроле;

• Положение о дивидендной политике;

• Положение о порядке действий при конфликте интересов.

В целях применения в указанных положениях единых подходов, представляется, что акционерные общества при разработке этих положений должны использовать, как образец, типовые положения, разработанные и утвержденные государством. Безусловно, акционерные общества, применяя такие типовые положения, в той или иной мере, должны учитывать в своих положениях отраслевые и технико-экономические особенности своей деятельности. Это позволит значительно облегчить работу по подготовке указанных внутренних документов корпоративных структур.

Актуальным также является вопрос о мониторинге внедрения положений Кодекса корпоративного управления. Мониторинг предусматривает такие мероприятия, как:

• отбор независимой организации для оценки корпоративного управления,

• непосредственно оценку его состояния;

European science № 8(18) ■ 30

• внесение результатов наблюдательному совету;

• принятие мер по устранению недостатков;

• рассмотрение оценки на очередном общем собрании акционеров.

Кодекс предусматривает, что независимая оценка системы корпоративного управления в акционерном обществе осуществляется на основе соответствующего договора с организацией, не связанной имущественными отношениями с акционерным обществом. В кодексе приведен перечень таких организаций.

Однако пока не решен вопрос о том, на основании каких критериев (показателей) будет оцениваться состояние корпоративного управления в акционерных обществах.

В целях внедрения успешно апробированных в мировой практике рыночных методов мониторинга, а также по аналогии с методологией, применяемой Всемирным банком для оценки деловой среды («Doing Business»), Центром управления государственными активами при Госкомконкуренции республики разработан комплект специальных вопросников для оценки практики внедрения требований Указа Президента Республики Узбекистан от 24.04.2015 г. № УП-4720 в деятельность акционерных обществ, ряд из которых может быть применен и к оценке внедрения Кодекса.

Исходя из содержания Кодекса корпоративного управления, его действие распространяется только на акционерные общества, которых в Узбекистане, в настоящее время, насчитывается 614 единиц. Очевидно, Кодекс корпоративного управления будет, прежде всего, внедряться в акционерных обществах, особенно там, где имеется доля государства, поскольку для обществ с преобладающей долей государства он является обязательным (на сегодняшний день в Узбекистане в 212 (34,5%) акционерных обществах имеется доля государства, в т.ч. в 126 АО (20,5%) доля государства в уставном капитале превышает 50%) [3].

Следует также отметить, что к корпоративным структурам согласно общепринятой международной классификации относятся не только акционерные общества, но и общества с ограниченной ответственностью, количество которых на сегодняшний день в республике составляет более 96000 единиц. На них действие принятого Кодекса корпоративного управления не распространяется.

Безусловно, каждое общество с ограниченной ответственностью может разработать «свой» собственный кодекс, исходя из организационной формы, отраслевой специфики и технико-экономических особенностей деятельности, объявить об этом и стремиться его выполнять, как это уже сегодня будут делать многие акционерные общества.

Подготовка и принятие кодекса корпоративного управления для обществ с ограниченной ответственностью может стать мероприятием для включения в концепцию развития корпоративного управления в республике на среднесрочную или долгосрочную перспективу.

Литература

1. Бутиков И. Л. Кодекс корпоративного управления: зарубежный опыт и проблемы внедрения в Узбекистане // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Проблемы корпоративного управления». Ташкент, 3 марта 2016 года. С. 11.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 г. № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».

3. Рассчитано автором на основе данных Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг (www.csm.gov.uz).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.