Научная статья на тему 'Зарубежный опыт разработки кодексов корпоративного управления'

Зарубежный опыт разработки кодексов корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КОДЕКС / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинкулов Кахрамон Равшанович

В данной статье рассмотрены предпосылки создания Кодекса корпоративного управления и его внедрения в практику управления предприятиями корпоративной формы в разных странах мира, представлена история создания Кодекса корпоративного управления в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт разработки кодексов корпоративного управления»

3. Положение о Счетной палате Республики Узбекистан, утвержденное Указом Президента Республики Узбекистан от 04.04.2005 г. № УП-3592 «О совершенствовании организации деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан».

4. Информационное сообщение о пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://senat.uz/ru/news/2016/31-03.html (дата обращения: 04.08.2016 г.).

Зарубежный опыт разработки Кодексов корпоративного

управления Чинкулов К. Р.

Чинкулов Кахрамон Равшанович / Chinkulov Kakhramon Ravshanovich - старший

преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены предпосылки создания Кодекса корпоративного управления и его внедрения в практику управления предприятиями корпоративной формы в разных странах мира, представлена история создания Кодекса корпоративного управления в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: кодекс, корпоративное управление, акционерное общество, методы корпоративного управления, механизм корпоративного управления, дивидендная политика.

По сравнению с прошлыми десятилетиями многократно увеличились масштабы инвестируемых капиталов, расширилось географическое пространство этих вложений и появились новые формы и механизмы их привлечения и использования, разрабатываются и постепенно внедряются в практику функционирования предприятий корпоративной формы управления общие правила или принципы корпоративного управления. Результатом такой работы стало появление в различных странах, так называемых, кодексов корпоративного управления - свода добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. Всего в мире принято свыше 100 документов такого рода. К их числу можно отнести [1, с. 11]:

• «Кодекс Кэдбери» (Великобритания, 1991 г., Совет по финансовой информации, Лондонская фондовая биржа и союз бухгалтеров);

• «Основные направления и проблемы корпоративного управления» (США, 1994 г., Совет директоров «Дженерал Моторс»);

• «Доклад комиссии Вьено» (Франция, 1995 г., 1999 г.);

• «Основные принципы и направления корпоративного управления в США» (1998 г., Калифорнийский пенсионный фонд гражданских служащих);

• «Принципы корпоративного управления ОЭСР» (1999 г. и 2004 г.);

• «Кодекс надлежащей практики» (Бразилия, 1999 г., Бразильский институт корпоративного управления);

• Германский KODEX (1999 г. и 2014 г.);

• аналогичные документы в Мексике, Румынии, Финляндии, Южной Корее, Нидерландах, Турции и т.д.;

• в странах СНГ: Россия (2002 г. и 2014 г.), Украина (2003 г.), Казахстан (2005 г.), Грузия (2009 г.), Армения (2010 г.), Азербайджан (2011 г.).

Правовой статус Кодекса корпоративного управления (или, как его часто

называют, «Кодекса образцовой практики / Code of best practices») неодинаков в различных странах. В одних странах он является частью общего пакета обязательных условий, которые компании необходимо соблюсти для того, чтобы ее ценные бумаги прошли листинг на бирже. При этом суть требований к эмитенту ценных бумаг заключается не в обязательном соблюдении кодекса под угрозой исключения из листинга, а в обязанности публично извещать о причинах несоблюдения правил, рекомендуемых кодексом. В других странах кодекс является документом, который носит исключительно рекомендательный характер и не связан с какими-либо обязательными требованиями.

Такими, например, являются рекомендации по «образцовому корпоративному управлению», выпускаемые ассоциациями директоров, корпоративных менеджеров и отдельными крупными компаниями, которые носят сугубо добровольный характер.

Основу содержания кодексов корпоративного управления (кодексов «образцовой практики») составляют рекомендации, касающиеся организации, принципов и технологии деятельности совета директоров (наблюдательного совета), который рассматривается как основной и наиболее действенный механизм корпоративного управления. Эти рекомендации, в частности, касаются следующих аспектов деятельности совета директоров: функции и задачи совета; процедуры подбора, назначения и увольнения членов совета; полномочия и обязанности членов совета и т.д.

Помимо рекомендаций, касающихся различных аспектов деятельности совета директоров, составляющих 80-90% общего содержания кодексов корпоративного управления стран с развитой рыночной экономикой, эти документы включают также отдельные рекомендации по подготовке и проведению общего собрания акционеров, раскрытию информации о компании, назначению и вознаграждению менеджеров компании.

В кодексах стран, не имеющих длительной практики корпоративных отношений, и где традиции корпоративного поведения еще только формируются, детально излагаются не только рекомендации, касающиеся деятельности совета директоров, но и относящиеся к другим аспектам корпоративного управления, особенно не урегулированных местным законодательством.

Так, например, Кодекс корпоративного поведения Российской Федерации состоит только на 20% из рекомендаций по формированию и деятельности совета директоров. Большую же часть его содержания составляет детальное изложение рекомендаций по вопросам созыва и проведения общего собрания акционеров, формирования и деятельности исполнительного органа акционерного общества, деятельности корпоративного секретаря, урегулирования корпоративных конфликтов, раскрытия информации, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества, определения дивидендной политики.

В Узбекистане в последние десятилетия было предпринято несколько попыток разработки кодекса корпоративного управления.

В период 2001-2002 годы американской компанией «Карана» был реализован проект Азиатского банка развития «Программа реформы корпоративного управления в Узбекистане». В рамках реализации этого проекта был подготовлен американскими специалистами Кодекс наилучших методов корпоративного управления для Узбекистана. Около 90% содержания этого документа составляли детально изложенные рекомендации, связанные с деятельностью наблюдательного совета.

В то же время, в нем не было рекомендаций по решению многих других, неурегулированных законодательством, вопросов корпоративного управления, включая вопросы определения акционерными обществами порядка решения процедурных вопросов проведения общего собрания акционеров (когда начинать регистрацию участников собрания, за сколько дней до начала собрания акционерам должны представляться документы, выносимые на его рассмотрение и т.д.). К тому же, текст документа был изложен в трудно понимаемой для специалистов

30

Узбекистана форме, хотя и содержал много полезных рекомендаций.

Второй вариант Кодекса корпоративного управления для Узбекистана был подготовлен в 2003 г. Тренинговым и консалтинговым центром (г. Ташкент) при финансовой поддержке Бюро по образовательным и культурным связям при Госдепартаменте США. В нем были изложены, в основном в декларативной форме, рекомендации, отобранные из кодексов стран дальнего зарубежья, без соответствующей их детализации и адаптации к условиям Узбекистана.

Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015г. была предусмотрена разработка Кодекса корпоративного управления, включающего рекомендации по внедрению передовых методов корпоративного управления, включая определение стратегии развития и задач на долгосрочную перспективу, системы внутреннего контроля и механизма эффективного взаимодействия исполнительного органа с акционерами и инвесторами, внедрение типовой организационной структуры, с учетом масштабов, отраслевой специфики и направлений деятельности акционерных обществ, а также повышение прозрачности деятельности акционерных обществ, публикации ими информации на основе международных стандартов аудита и финансовой отчетности [2]. Разработанный на основе передового зарубежного опыта и международных стандартов и утвержденный протоколом правительственной Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ по совершенствованию системы корпоративного управления Кодекс корпоративного управления в настоящее время внедряется в практику Республики Узбекистан.

Литература

1. Бутиков И. Л. Кодекс корпоративного управления: зарубежный опыт и проблемы внедрения в Узбекистане // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Проблемы корпоративного управления». Ташкент, 3 марта 2016. С. 11.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 г. № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».

Метод оптимизации расходов местных бюджетов Республики

Узбекистан Нуритдинова В. Ш.

Нуритдинова Васила Шавкатовна / МыгШтоуа УазНа БЬаукаОпа - старший преподаватель,

кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается социально-экономическая сущность местных бюджетов и их расходов, а также нормативно-целевой метод как метод по оптимизации расходов местных бюджетов Республики Узбекистан. Ключевые слова: местные органы власти, финансовая база, местные бюджеты, расходы местных бюджетов, нормативно-целевой метод.

В условиях регионализации социальных и экономических процессов, расширяются функции органов государственной власти на местах, которые обеспечивают развитие местного хозяйства и удовлетворение бытовых и социальных

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.