УДК 37.01: 004; 37.012.3
Т.Е. Сиволап
Проблемы внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
В статье рассматриваются вопросы оптимизации преподавания гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей средствами информационных технологий.
Ключевые слова: преподавание гуманитарных дисциплин, студенты технических специальностей, информационные технологии.
T.E. Sivolap
Problems of implementation of innovative technologies in the teaching of the humanities
The article deals with the optimization of preparative of giving humanities students of technical specialties-Stein means of information technology.
Keywords: teaching humanities, students of technical specialties, information technology.
Современный этап развития высшего профессионального образования требует кардинальных изменений в системе гуманитарной подготовки студентов. Без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений сегодня невозможно глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий.
Повышение качества образования в условиях возросшей конкуренции на рынке образовательных услуг РФ; интеграция отечественного среднего и высшего профессионального образования в международное образовательное пространство; удовлетворение современным требованиям к образовательной системе, установленным документами Болонского и Копенгагенского процессов; государственная политика, связанная с повышением научно-инновационной составляющей образования; развитие новейших технологий в подготовке кадров высшей квалификации; реализация инновационных моделей научно-образовательных программ обусловливают необходимость создания и развития новой модели учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.
В центре процесса обучения стоит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: учение, а не преподавание. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности.
В основу образовательных программ положен модульный принцип, принцип адаптивности, принцип наглядности, принцип стандартизации, принцип обратной связи, принцип интерактивности [2].
Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Формировать каждый модуль необходимо с равномерным сочетаем текстового материала и иллюстративного (с преобладанием второго). Материал лекционных занятий следует оформлять в виде презентаций. При формировании списка литературы необходимо предоставлять информацию о месте нахождения данного издания (с указанием образовательных порталов и др.).
Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения - это мотивация. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента. Формирование учебной информации и форм контроля знаний необходимо выстраивать в соответствии с различными уровнями сложности материала. На основании уровней сложности формируется балльно-рейтинговая оценка студентов [6].
Иллюстративный, графический и текстовый материал формируется в зависимости от целевой аудитории, направления подготовки, специальности, психофизических особенностей обучаемых и др. Дизайн оказывает самое непосредственное влияние на психологическое состояние обучающегося, его мотивацию к обучению, скорость восприятия учебного материала, утомляемость и ряд других важных показателей [9].
Творческий характер педагогического процесса бесспорен, но в этом процессе допустима разумная алгоритмизация действий преподавателя и студента. Как средство организации деятельности выступает стандартизация технологий информатизации образования [3].
Принцип обратной связи имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Функции преподавателя в процессе ведения учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий меняются. Увеличивается объем индивидуальных и групповых консультаций по курсу, что предполагает увеличение методической работы преподавателя. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций. Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или обучение в сотрудничестве, дискуссии. Контроль носит систематический характер и строится как на основе оперативной обратной связи, автоматического контроля (через системы тестирования), так и отсроченного контроля (при очном тестировании), формирования блока самоконтроля
для студентов (вопросы, упражнения, тесты, пояснения, подсказки и
др.) [6].
При создании электронных курсов широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной траектории обучения по всему тексту курса. В работе с гипертекстом студент занимает более активную позицию в процессе обучения [5].
Переориентация в настоящее время на общечеловеческие ценности требует утверждения в общественном мнении нового отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре. Представляется целесообразным расширение гуманитарного цикла дисциплин для студентов негуманитарных специальностей.
Особенностью преподавания гуманитарных наук студентам негуманитарных специальностей является учет специфики методов их мышления. Как правило, у студентов технических специальностей хорошо развиты мыслительные, логические, теоретико-аналитические способности. Однако некоторые трудности вызывают у них вопросы обобщающего характера, требующие определенного абстрагирования от конкретных ситуаций. Значительную помощь студентам при изучении данных предметов оказывает определенное структурирование излагаемого материала, использование различных схем и таблиц. Это же касается и формы проверки освоенных знаний [8].
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при преподавании гуманитарных наук студентам технических специальностей, носит психологический характер. Прежде всего, это касается мотивации изучения дисциплин данного направления. Предметы, напрямую не относящиеся к выбранной студентом специальности, зачастую воспринимаются как «ненужные» и «бесполезные».
Гуманитарные дисциплины призваны не только поднять культурный уровень студентов, но и привить им чувство гордости за страну, свой народ, воспитать в них чувство патриотизма. К сожалению, то количество часов, которое отпущено для преподавания столь важных гуманитарных дисциплин, ничтожно мало. Это является проблемой для многих высших учебных заведений.
Личность, способная к социальному творчеству, может быть сформирована только личностно-ориентированной системой обучения, целью которой является развитие качеств мышления, адекватных свободному и творческому мышлению. Большой интерес в настоящее время представляет проблемно-ориентированная система базового гуманитарного образования, разработанная Н.С. Розовым. В основе этой концепции лежат ценности - те самые основы содержательного знания, которые должны составлять суть современной общекультурной подготовки будущих спе-
циалистов. Одна из самых значимых идей - изменение центра и ценности гуманитарного образования, смещение его на проблемы, которые стоят перед обществом и перед студентами, поскольку знания дисциплин нужны для того, чтобы помочь будущим специалистам правильно ориентироваться в нынешнем быстро усложняющемся мире, находить ответы на интересующие их вопросы.
В проблемно-ориентированной концепции Н. С. Розова центрированность на дисциплинах уступает место центрированности на кругах проблем. Кругам проблем соответствуют предметные блоки [7]. Знания по каждому предметному блоку набираются из самых различных дисциплин: философии, социологии, политологии, экономики, психологии, культурологии, истории и др.
Неизменным содержанием дидактики высшей школы является искусство оптимального сочетания учения с обучением. Поиск эффективного соотношения самообразования с педагогическим руководством и контролем приобретает в современных условиях особую актуальность.
Очевидно, что первым и обязательным условием достижения оптимизации университетского образования является максимальная приближенность подобранных преподавателем методических форм и приемов к реальным запросам и возможностям студентов. Это означает, что любая система, предлагаемая современной дидактикой в качестве достаточно универсальной, должна претерпевать изменения в соответствии с конкретными характеристиками и с учетом особенностей обоих субъектов образовательного процесса - как преподавателя, так и обучающихся.
Обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход при общении со студентами позволяет знание принципиально важных вопросов: их мотивов и условий учебной деятельности, ожиданий от встречи с университетской системой и самооценка, их отношения к самостоятельной работе и определения роли университетского преподавателя, наличия или отсутствия прагматизма в психологических установках на восприятие предмета.
Источником информации по ряду вопросов может служить проведенное анкетирование, которое предлагалось студентам факультета массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета кино и телевидения на вводной лекции по курсу «История» («Отечественная история»), а также по курсам «История государственного управления в России» и «История и культура Санкт-Петербурга». Программа анкеты предусматривает не только получение достоверной и разнообразной информации о каждом респонденте и аудитории в целом, но и заключает в себе воспитательные возможности. Предваряя знакомство с новым курсом, она заставляет каждого задуматься над собственными целями изучения предмета, сформулировать их, психологически подготовится к работе.
Обработка ответов позволила выявить некоторые устойчивые черты в характеристике студенческой аудитории:
- склонность студентов к пассивному восприятию университетских курсов;
- слабая заинтересованность в приобретении навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- нацеленность на сдачу экзамена или зачета как существенный результат обучения;
- ожидание, прежде всего, интересных фактов и в меньшей степени -концептуального осмысления исторических явлений;
- непонимание назначения университетского курса.
Высокая мотивация на знание фактов и успешную сдачу экзамена (зачета) послужила удовлетворительной опорой для внедрения модульнорейтинговой системы, которая переносит центр тяжести в оценке знаний студентов с экзамена на процесс обучения за семестр; уровень достигнутых студентами знаний, умений и навыков складывается постепенно и постоянно отслеживается в ходе индивидуального выполнения ими заданий в соответствии с общим рабочим графиком прохождения блоков и модулей. Рабочая программа курса предусматривает несколько блоков, каждый из которых завершается итоговым тестом, контрольной работой, коллоквиумом. Каждое задание - от анализа исторического документа, эссе, подготовка реферата - оценивается в баллах по каждому модулю в соответствии с качеством. По окончании семестра подводятся общие итоги индивидуальной работы студентов в форме предварительной экзаменационной оценки на основе рассчитанного индекса рейтинга. Он складывается за счет освоения всех блоков, а также с учетом формирования общей оценки.
Модульно-рейтинговая система предусматривает интенсивное обучение в течение семестра и освобождение от экзамена по результатам текущей успеваемости или дает дополнительный бал на экзамене. Однако ее условия совершенно не приемлемы для большой части студентов, которые испытывают постоянные затруднения в обучении из-за болезни или работы и не всегда могут посещать аудиторные занятия. Для них, а также для тех, кто не успевает своевременно подготовиться к семинарским занятиям или продемонстрировать свои знания в аудитории предлагаются элементы дистанционного обучения.
Для этого требуется размещение в локальной сети кафедры сетевого учебно-методическиго и информационного комплекса, призванного обеспечить необходимую познавательную среду. Его структурами являются: «Краткое содержание лекций», «Электронная библиотека», в которую включены «Учебные издания» а также «Монографии, статьи», «Учебные интернет-ресурсы», сгруппированные по блокам, а кроме того - «Методические материалы», куда вошли «Рабочая программа», «Планы
Семинарских занятий», «Тесты», «Темы рефератов, докладов и эссе» [1; 4]. Дистанционное взаимодействие обеспечивается корреспонденцией по электронной почте и размещением студентами индивидуальных заданий на интерактивной странице с последующей проверкой и обсуждением результатов в аудитории.
Идеология данной методики определяется тем, что участие студентов в заочных дискуссиях посредством написания эссе и отзывов на интерактивной странице способствует формированию у них как критического мышления, так и коммуникативных способностей. Вместе с тем, рассматриваемый вариант оптимизации учебного процесса носит смешанный характер: он предусматривает активную аудиторную работу и дистанционное общение, при котором важны как общие «форумы», так и индивидуальные контакты преподавателя и студента.
Судя по ответам заключительной анкеты, в модульно-рейтинговой системе студентов привлекло многое: она «стимулирует постоянство работы», «соотношение ответов и баллов обеспечивает более точную оценку, чем на экзамене», «дисциплинирует», «позволяет управлять своим обучением, организует работу», «помогает распределить нагрузку», «наглядность своих результатов», «самостоятельное распоряжение своим временем», «разнообразие форм контроля», «отсутствие психологического дискомфорта, так как есть баллы и нет двоек» (некоторые студенты «зажаты» и боятся говорить в присутствии аудитории слушателей), «создает соревновательный момент, который постоянно подстегивает».
Данная система служит стимулом более активной работы студентов на протяжении всего времени изучения курса. Для получения итоговой положительной оценки необходимо выполнение всех видов работ. В случае пропусков занятий по неуважительной причине переаттестация может осуществляться в любой форме по выбору преподавателя.
Балльно-рейтинговая система служит формированию ответственности студента за результаты учения. Но, данная система имеет и ряд минусов, которые были выделены студентами при повторном анкетировании: «набрал баллы - перестаешь работать», «баллы - все», «накопление, а не качество», «количество, а не качество» «важен оценочный результат, «нет покоя», «соперничество в группе», «не все способны к соревнованию», «должна быть четкость в оценке». Больше положительных сторон по сравнению с издержками в ней усмотрели те, кто преуспел на «4» и на «3» (63% опрошенных студентов). Меньше ее сторонников оказалось среди «отличников», что объясняется, как ни парадоксально, их повышенной ответственностью: «мысли нацелены на достижение положительного балла», «соревновательный характер».
Схожая по результатам картина сложилась по оценке элементов дистанционного образования: новый подход признали в целом более эффективным - положительные оценки преобладают над негативными (65%
опрошенных). Причем, как и в случае с рейтинговой системой, этот показатель выше у менее успешных студентов. Они отметили такие преимущества дистанционного общения как «освоение новых технологий», «необычность обучения», «широкое поле для деятельности», «больше свободы, возможность самому планировать время и подготовку к занятию», «возможность не отстать от обучения», «удобно для застенчивых». «Отличники» выделили другие преимущества: «дает возможность студенту сдать больше работ, чем он смог бы ответить на семинаре», «развивает в студенте привычку к самоорганизации своей деятельности». Кроме того, во многих ответах повторялись следующие достоинства рассматриваемой образовательной модели: «развитие письменной речи», «раскованность, свобода в своих высказываниях», «облегчает общение студента и преподавателя», «психологически легче». Применение данной системы влечет за собой изменения в планирование аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Очень важно при дистанционной системе обучения осуществлять более жесткую форму контроля и проверки самостоятельности работы студента и личного выполнения заданий.
Следует отметить, что для ряда студентов дистанционная система обучения становится более приемлемой еще и в силу того, что они теряются при большой аудитории и не могут логически четко и спокойно изложить свои мысли. Форма контакта студента с преподавателем напрямую создает для них более комфортную обстановку и не отталкивает их от изучения предмета, а, наоборот, является более позитивной, психологически комфортной.
Дистанционное обучение - целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет, обмен информацией между преподавателями и студентами, между самими обучающимися.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, является коммуникацией, сотрудничеством в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.
Примечания
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А.Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филин, 2003. 616 с.
2. Зайченко Т.П., Челышкова М.Б. Инвариантная организационнодидактическая система дистанционного обучения: моногр. СПб.: Астерион, 2008. 188 с.
3. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетент-ностный подход: учеб. пособ. М.: Университетская кн.: Логос, 2009. 272 с.
4. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 167 с.
5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Ритм, 2005. 320 с.
6. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат (ред.), М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. М.: Академия, 2006. 400 с.
7. Проблемы и перспективы современной науки: сб. науч. тр. / под ред. Н.Н. Ильинских. М., 2009. Т. 2, вып. 1. URL: http: // tele-conf.ru (дата обращения: 10.03.2013).
8. Человековедение: гуманизационные и гуманитарные функции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2007.
9. Шалкина Т.Т., Запорожко В.В., Рычкова А.А. Электронные учебнометодические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. 160 с.