Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКУ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКУ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / DUAL TRAINING / TRAINING OF IT SPECIALISTS / INDUSTRIAL PRACTICE / INTERACTION WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Татьяна Федоровна, Солопова Алла Николаевна

Введение. Дуальная форма обучения - одна из форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования. Становление цифровой экономики в регионах требует изменения в организации взаимодействия вузов и работодателей для более широкого вовлечения ИТ-индустрии в подготовку кадров. Методология. В качестве элементов дуального обучения в организации высшего образования исследовались область заинтересованности работодателей и тематика направленности индивидуальных заданий при прохождении производственной практики на предприятиях; а также статистические данные, полученные методом анализа отчетов обучающихся. Результаты заключаются в систематизации и анализе индивидуальных заданий студентам направлений подготовки в сфере информационных технологий (ИТ) по различным критериям. Например, вид предприятия, направление разработки, тематика, предметы автоматизации и др. Заключение. Авторами отмечается, что подготовка ИТ-специалистов в современных условиях требует более широкого внедрения элементов дуального обучения на предприятиях с крупными ИТ-подразделениями и современными информационными системами, соответственно и более тесного и нормативно обоснованного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DUAL EDUCATION IN THE TRAINING OF IT SPECIALISTS AT THE UNIVERSITY

Introduction. Dual form of education is one of the possible forms of organizing the educational process of practice-oriented vocational education. The emergence of a digital economy in the regions requires a change in the organization of interaction between universities and employers to increase the involvement of the IT industry in training. Methodology. As elements of dual education in a higher educational institution, the area of interest of employers and the focus of individual tasks during practical training at enterprises, as well as statistical quantitative data obtained by analyzing students’ reports, were studied. The results consist in systematizing and analyzing individual tasks of students in areas of training in the field of information technology (IT) according to various criteria such as: years, types of enterprises, areas of development, topics, subjects of automation. Conclusion. The authors note that the training of IT specialists in modern conditions requires a wider implementation of the elements of dual training in enterprises with large IT departments and modern information systems, respectively, closer and normatively justified interaction between employers and participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКУ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ»

14. Токарев А. Патриотизм в оценках россиян // СОЦИС. 2019. № 1. С. 14-18.

15. Федорова Н. П. Патриотизм как личностно-профессиональ-ное качество // Научные труды КубГТУ. 2015. № 5. С. 43-56.

16. Черкесова Е. В. Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 227-230.

References

1. Bueva I. I. Sushchnost' grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [The essence of civil and patriotic education in the system of additional education of children]. Available at: http://bank.orenipk.ru/Text/ t43_25.htm3. (In Russian).

2. Gostev A. A. Patriotizm kak duhovno-nravstvennoe kachestvo lichnosti [Patriotism as a spiritual and moral quality of a person]. Modern personality: psychological research. Moscow, 2012. (In Russian).

3. Drobizheva L. M., Aklaev A. R., Koroteeva V. V., Soldatova G. U. Demokratizaciya i obrazy nacionalizma v RossijskojFederacii 90-h godov [Democratization and images of nationalism in the Russian Federation of the 90's]. Moscow, 1996. (In Russian).

4. Eremina M. A. Patriotizm kak psihologicheskijfenomen [Patriotism as a psychological phenomenon]. Formation of traditions of patriotism. Proceedings of the scientific and practical conference. Barnaul, 2015, pp. 30-34. (In Russian).

5. Zvezdina G. P., Zvezdina E. Yu. Osobennosti osmysleniya patriotizma sovremennoj molodezh'yu [Features of understanding patriotism by modern youth]. Tavrichesky Scientific Observer, 2015, no. 1, pp. 91-95. (In Russian).

6. Kozlov A. A. O patriotizme. Osnovnye ponyatiya i kratkij istoricheskij aspekt [About patriotism. Basic concepts and a brief historical aspect]. St. Petersburg, 2015, 228 p. (In Russian).

7. Kozlov A. A. Social'naya dinamika formirovaniya grazhdanskih i patrioticheskih pozicij molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestve (opyt sociologo-istoricheskogo analiza) [Social dynamics of formation of civil and Patriotic positions of youth in modern Russian society (experience of socio-historical analysis)]. Abstract of Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2001, 34 p. (In Russian).

8. Koltsova V. A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskom obshchestve [Socio-psychological problems of patriotism and features of its education in modern Russian society]. Psychological Journal, 2015, no. 1, pp. 89-98. (In Russian).

9. Koltsova V. A., Sosnin V. A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskom obshchestve [Socio-psychological problems of patriotism and features of its education in modern Russian society]. Psychological Journal, 2005, no. 4, pp. 89-98. (In Russian).

10. MAO DO SR «Centr» «Sozvedie» im. Geroya Sovetskogo Soyuza Grishina I.T.» [MAO DO SR "Center" "Sozvedye" named after Hero of the Soviet Union Grishin I.T."]. Available at: http:// centr-sozvezdie.ucoz.com/index/novosti/0-115 (accessed 01.10.2020). (In Russian).

11. Pozitivnye mezhnacional'nye otnosheniya i preduprezhdenie neterpimosti: opyt Tatarstana v obshcherossijskom kontekste [Positive interethnic relations and prevention of intolerance: the experience of Tatarstan in the all-Russian context]. Ed. by L. M. Drobizheva, S. V. Ryzhova. Moscow, St. Petersburg, 2016, pp. 42-47. (In Russian).

12. Putin V. V. schitaet patriotizm edinstvennoj vozmozhnoj ideologiej sovremennogo obshchestva [Putin considers patriotism the only possible ideology of modern society]. Available at: https://tass. ru/politika/7379985 (accessed 01.10.2020). (In Russian).

13. Smirnova S. K. Predislovie [Preface]. Patriotism as a factor in the development of Russian statehood. Moscow, 2015, 120 p. (In Russian).

14. Tokarev A. Patriotizm v ocenkah rossiyan [Patriotism in the assessments of Russians]. Sociological Studies, 2019, no. 1, pp. 14-18. (In Russian).

15. Fedorova N. P. Patriotizm kak lichnostno-professional'noe kachestvo [Patriotism as a personal and professional quality]. Scientific works of the Kuban state University, 2015, no. 5, pp. 43-56. (In Russian).

16. Cherkesova E. V. Patriotizm i grazhdanstvennost' v ponimanii sovremennyh podrostkov [Patriotism and citizenship in the understanding of modern teenagers]. Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 5, pp. 227-230. (In Russian).

УДК/UDC 378 Т. Ф. Лебедева, А. Н. Солопова

T. Lebedeva, A. Solopova

проблемы внедрения элементов дуального образования в подготовку it-специалистов в вузе

problems of introduction of elements of dual education in the training of it specialists at the university

Введение. Дуальная форма обучения - одна из форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования.

Становление цифровой экономики в регионах требует изменения в организации взаимодействия вузов

и работодателей для более широкого вовлечения ИТ-индустрии в подготовку кадров.

Методология. В качестве элементов дуального обучения в организации высшего образования исследовались область заинтересованности работодателей и тематика направленности индивидуальных зада-

ний при прохождении производственной практики на предприятиях; а также статистические данные, полученные методом анализа отчетов обучающихся.

Результаты заключаются в систематизации и анализе индивидуальных заданий студентам направлений подготовки в сфере информационных технологий (ИТ) по различным критериям. Например, вид предприятия, направление разработки, тематика, предметы автоматизации и др.

Заключение. Авторами отмечается, что подготовка ИТ-специалистов в современных условиях требует более широкого внедрения элементов дуального обучения на предприятиях с крупными ИТ-подразделениями и современными информационными системами, соответственно и более тесного и нормативно обоснованного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

Introduction. Dual form of education is one of the possible forms of organizing the educational process of practice-oriented vocational education. The emergence of a digital economy in the regions requires a change in the organization of interaction between universities and employers to increase the involvement of the IT industry in training.

Methodology. As elements of dual education in a higher educational institution, the area of interest of employers and the focus of individual tasks during practical training at enterprises, as well as statistical quantitative data obtained by analyzing students' reports, were studied.

The results consist in systematizing and analyzing individual tasks of students in areas of training in the field of information technology (IT) according to various criteria such as: years, types of enterprises, areas of development, topics, subjects of automation.

Conclusion. The authors note that the training of IT specialists in modern conditions requires a wider implementation of the elements of dual training in enterprises with large IT departments and modern information systems, respectively, closer and normatively justified interaction between employers and participants in the educational process.

Ключевые слова: дуальное обучение, подготовка ИТ-специалистов, производственная практика, взаимодействие с работодателями.

Keywords: dual training, training of IT specialists, industrial practice, interaction with employers.

Введение

К одному из актуальных направлений образовательных технологий относится взаимодействие организации системы образования с производственной

сферой, в частности ИТ-сферой. Существует проблема несоответствия между реальными потребностями в ИТ-специалистах и объемом, направлениями подготовки выпускников вузов, их знаниями и навыками.

Рассмотрим основные трудности, связанные с практико-ориентированной подготовкой ИТ-специалистов в вузах:

1. Недостаточный уровень владения преподавателей современными технологиями разработки программных продуктов по мнению работодателей.

2. В ИТ-индустрии регионов нет необходимого количества профессионалов высокого уровня, которых можно было бы привлечь к учебному процессу в качестве практиков и заинтересованных в этом.

3. Отсутствие финансовых возможностей в образовательной организации по приобретению необходимого комплекта программных продуктов для обучения будущих ИТ-специалистов.

В этих условиях эффективным может стать внедрение принципов и элементов дуальной системы образования в практику профессиональной подготовки ИТ-специалистов. Если дуальное обучение определяется как форма подготовки кадров, предусматривающая сочетание обучения в образовательной организации с периодами производственной деятельности, то модель дуального обучения - это система методов, организационных форм, средств их реализации, также приемов педагогической техники в условиях профессиональной подготовки на основе взаимодействия образовательной организации и предприятия. Наряду с понятием «дуальная система обучения» употребляются понятия «модель дуального обучения», «технология дуального обучения», относящиеся к системе профессиональной подготовки и определяемые значением слова «дуальность» как двуединство, двойственность [3-6; 15].

Особенно широко внедряется дуальное обучение в систему среднего профессионального образования, ориентированную на подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Накоплен большой опыт развития дуальной системы организации среднего профессионального обучения в Германии и других европейских странах. Опыт внедрения дуального обучения в систему среднего профессионального образования в России начался с 2014 г., именно тогда появились пилотные проекты в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях в рамках системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [11].

Эффективность такой системы подготовки будущих специалистов возможна при условии совместной работы в этом направлении органов власти, работодателей, системы образования в целом и отдельно взятой образовательной организации в частности [12; 16]. Практика показывает, что для дуального образования требуются соответствующее нормативно-правовое обеспечение, современная материально-техническая база, квалифицированные кадры и финансовое обеспечение. В комплект нормативно-правового обеспечения должны быть включены:

- нормативные документы (договоры, соглашения) с предприятием-партнером о реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);

- локальные нормативные документы (положения, инструкции, должностные обязанности, договор, соглашение);

- документы об использовании профессиональной образовательной организацией для реализации ОПОП производственных площадок и оборудования предприятия-партнера;

- договоры о сетевом взаимодействии при реализации ОПОП;

- документы о порядке допуска и перемещения обучающихся на площадках предприятия-партнера [1].

Главным принципом системы ДО является серьезная заинтересованность двух участвующих сторон -образовательной организации и производственного предприятия.

Рассмотрим преимущества ДО в подготовке ИТ-специалистов.

- Рост мотивации обучающихся и, как следствие, повышение результативности обучения;

- снижение затрат предприятий и организаций на дополнительное обучение как нового сотрудника-выпускника, так и давно работающих для повышения их квалификации с привлечением наиболее квалифицированных преподавателей из образовательных организаций и их партнеров для внутрикорпоративного обучения [2];

- снижение затрат образовательных организаций на повышение квалификации, прохождение стажировок преподавателей;

- интеграция теории и практики, развитие у студентов технического мышления, внедрение кейс-ориентированного обучения [9; 14].

К недостаткам внедрения ДО можно отнести:

- узкую специализацию конкретного предприятия в сфере ИТ, ограничение возможностей развития в новых областях знаний;

- зависимость образовательных возможностей от решений конкретных компаний;

- различие качества обучения на уровне предприятий - на крупном предприятии условия для обучения лучше [10];

- неготовность предприятий принимать новых специалистов (выпускников) из-за отсутствия свободных рабочих мест [5].

Цифровая экономика и вызовы современного общества определяют необходимость принципиального изменения традиционных подходов к системе подготовки специалистов, а дуальное образование - одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире.

Методология

Потребности рынка труда и запросы общества на подготовку квалифицированных и профессиональных кадров требуют совершенствования механизмов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Вузы при разработке своих основных профессиональных образовательных программ в сфере ИТ в соответствии с ФГОС ориентируются на требования профессиональных стандартов и перечень трудовых функций [8]. Реально трудовые функции можно освоить при получении практического опыта. Поэтому необходимо внедрение если не полностью системы ДО, то хотя бы его элементов.

Основными условиями внедрения элементов ДО являются:

- наличие базовых предприятий, заинтересованных в сотрудничестве с образовательными учреждениями;

- разработка программы взаимодействия образовательной организации и предприятия;

- создание или выделение рабочих мест (задач) для обучающихся, учебных полигонов на предприятии;

- введение стажировки преподавателей ИТ-дисциплин на предприятии.

Дуальное обучение может быть реализовано только на принципах социального партнерства, то есть взаимной заинтересованности. Содержание, вид применяемых элементов ДО зависят как от специфики конкретной отрасли, так и от размера предприятия [13].

Рассмотрим свой многолетний опыт организации и проведения производственной практики на базе ИТ-подразделения предприятий как элемента ДО на примере четырех последних лет.

В работе [7] введена классификация основных потребителей ИТ-специалистов и, соответственно,

работодателей. Выберем только те группы предприятий, которые актуальны для регионов:

К1. Локальные компании малого бизнеса, представляющие ИТ-бизнес, например фирмы-дилеры и фирмы-франчайзи 1С.

К2. Локальные компании в регионах, представляющие высокотехнологичный бизнес, такие как филиалы банков, представительства компаний - операторов сотовой связи.

К3. Компании и организации всех остальных сфер деятельности: государственное управление, промышленность, маркетинг, реклама, PR, недвижимость, образование и культура, торговля и общественное питание, строительство, налогообложение, медицина, юриспруденция, административное управление, - которые могут позволить себе ИТ-подразделения с ограниченным штатом сотрудников.

К4. Предприятия малого бизнеса, предоставляющие ИТ-услуги, также состоящие из нескольких сотрудников (от 3 до 30). Компании этой категории, наиболее широко представленные на рынке Кузбасса, оказывают следующие услуги: создание сайтов и их продвижение, реклама в Интернете (контекстная реклама, реклама на Яндексе и Google), услуги по ремонту компьютерной техники, IT-аутсорсинг, поставка программного обеспечения.

К5. Компании малого бизнеса, администрации небольших муниципальных образований и другие организации различных сфер деятельности, которые могут позволить себе не более одного ИТ-специалиста и чаще даже не на полную ставку или по аутсорсингу.

Прежде всего необходимо организовать совместные инициативы предприятия с вузом, направленные на привлечение, ознакомление с предметной областью, обучение специфике направлений и особенностям автоматизации производственной деятельности. Таким примером может служить подписание долгосрочных договоров с предприятием, готовым принять практиканта, предоставить ему рабочее место. В свою очередь практикант должен уметь применить накопленный учебный опыт по моделированию бизнес-процессов и его компонентов, определить свою функциональную задачу, суметь стать частью общего механизма. В противном случае он рискует стать мальчиком на побегушках, выполнять рутинные операции, погрязнуть в устаревших технологиях. Большую роль при этом играют полученные во время обучения знания по проектированию, программной инженерии и практические навыки для решений кейс-заданий в конкретных информационных системах.

При исследовании тематик индивидуальных заданий, предложенных работодателями, были выявлены предметы автоматизации и сформированы следующие группы:

ПА1. Заказ. Заявка.

ПА2. Учет. Контроль (ресурсов).

ПА3. Отчет.Отчетность.Журнал.Документооборот.

ПА4. Склад. Логистика.

ПА5. Кадры. Персонал.

ПА6. Торговля. Магазин. Закупки. Продажи. Услуги.

ПА7. Техника. Оборудование. Ремонт. Компьютер. Программа.

Результаты

В качестве объектов анализа были выбраны результаты проектирования и разработки, выполненные в рамках индивидуального задания по практике студентами за последние четыре года (в количестве 103). Тема индивидуального задания была разбита на две составляющие: направление разработки и тематика. Проведенная систематизация по различным критериям, представленным в таблице ниже.

В таблице показана тематика направлений разработок по годам и приведен перечень тематик с предметом автоматизации ПАт (т=1,7), предлагаемых предприятием вида Кп (п=1,5). Например, в столбце 2018 по строке «Автоматизация рабочего места» размещено название конкретного рабочего места, предложенного работодателем к автоматизации «Специалиста по кадрам ООО «Табачный капитан», далее показан вид предприятия / ИТ-подразделения с ограниченным штатом сотрудников и предмет автоматизации / Кадры.

Данную таблицу можно проанализировать в количественном содержании на предмет заинтересованности определенного вида предприятий в студентах-практикантах ИТ-направления:

• К1 - 0.

• К2 - 1.

• КЗ - 54.

• К4 - 9.

• К5 - 39.

Статистика показывает, что наиболее заинтересованы предприятия вида К3 и К5, предлагающие практикантам компактные задания, которые позволят этим предприятиям выполнить шаг к цифровизации своих бизнес-процессов. Кроме того, предприятия вида К5 предлагают практикантам выполнять работу по поддержке разработанного программного обеспечения, возможно, удаленно.

На рисунке 1 представлена сравнительная количественная гистограмма, отражающая направления

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематизация индивидуальных заданий

Направление Тематика заданий / виды предприятий / предметы автоматизации

разработки 2017 2018 2019 2020

Автоматизация Оперативная работа Расстановка нарядов Оформление заявок Тестирование веб-

процесса диспетчерской службы личного состава на оказание медицинских приложений /К3/ПА7

по полевому персоналу подразделения ОБППСП услуг /К3/ПА1 Оформление заявок

геофизического Управления МВД России Складской учет товарно- в отдел

предприятия/К3/ПА5 /К3/ПА5 материальных ценностей Снабжения /К3/ПА1

Обработка абонентских /К3/ПА4 Составление

заявок в отделе технической статистической

поддержки /К3/ПА1 отчетности службой эксплуатации и технической поддержки /К3/ПА7

Автоматизация Диспетчера предприятия Специалиста по кадрам Специалиста Инженера

рабочего места по монтажу кровли ООО «Табачный капитан» материально- вневедомственной

и фасадов зданий /К5/ПА7 /К3/ПА5 технического снабжения охраны /К3/ПА7

Специалиста отдела /К3/ПА5 Сотрудника сервисного

охраны труда и техники Администратора салона отдела /К3/ПА7

безопасности/К3/ПА7 красоты /К5/ПА6 Диспетчера

Менеджера по продаже Специалиста по тендерам автотранспортного

учебной литературы /К5/ПА6 /К3/ПА6 предприятия/К3/ПА7

Менеджера Мастера Сотрудника отдела

ООО «Кемеровское производственного кадров администрации

предприятие участка торгового предприятия

«Электропласт»/К3/ПА5 машиностроительного /К3/ПА5

Методиста в дошкольном предприятия/К3/ПА7

образовательном Диспетчера автоколонны

учреждении /К5/ПА5 угледобывающей

Заместителя директора компании /К3/ПА7

по АХЧ в дошкольном

образовательном

учреждении /К5/ПА5

Разработка Оплата коммунальных Детское творчество для Образовательно- Взаимодействие

веб-приложения платежей управляющей ЦДОД имени В. Волошиной информационный ресурс с контрагентами

компании /К3/ПА5 /К5/ПА5 для обучающихся СПО торгового предприятия

Корпоративный портал Онлайн-сервис подбора /К5/ПА5 /К3/ПА5

мебельного магазина комплектующих Обработка заказов Ведение технического

/К3/ПА5 персонального компьютера «Видеомастер 42» документооборота

Открытые данные для /К4/ПА7 /К5/ПА1 по мониторингу

финансового управления Обработка заказов Замочно- Заявки абонентов состояния персональных

/К3/ПА5 скобяной компании /К5/ПА1 на подключение к сети компьютеров /К3/ПА3

Обработка заказов Обработка заказов компании Интернет /К4/ПА1 Оформление

организации по грузоперевозкам /К3/ПА1 Мониторинг заявок абонентов

ООО «КасКад» /К3/ПА1 Обработка заказов Службы сдачи грузового на подключение к сети

Обработка заказов доставки суши /К5/ПА1 автотранспорта в аренду Интернет /К4/ПА5

организации ООО «Сантино» Обработка заказов /К5/ПА7 Заказ на установку

/К5/ПА1 ООО «ОТС-42»/К5/ПА1 Заказ на установку охранно-пожарной

Управление персоналом Обработка заказов женской охранно-пожарной системы /К3/ПА7

компании «Кузбассэнерго одежды «Virgo-Shop» /К5/ПА1 системы /К5/ПА7 Обработка заказов

ТЭЦ» /К3/ПА5 Обработка обращений Журнал заявок для ЦДО службы курьерской

Обработка заказов аудиторской компании /К5/ПА1 доставки /К5/ПА5

ресторана «Монтана» ООО «Аудит Сбоева и КО» Контроль заявок Обработка заявок

/К5/ПА1 /К5/ПА1 по обслуживанию отдела информационных

Обработка заказов Обработка заказов оргтехники /К4/ПА1 технологий /К3/ПА5

на продажу товаров Сибирского технического Личный кабинет абонента

медицинского назначения центра /К3/ПА1 /К5/ПА1

/К3/ПА1 Управление персоналом

Обработка заказов компании ПАО «МРКС-

организации Сибири» Кузбассэнерго РЭС

Потребительское общество /К3/ПА5

«Щегловское» /К3/ПА1 Обработка заказов

Электронный кабинет продовольственных товаров

адвоката частной практики ООО «Караван» /К5/ПА1

/К5/ПА3

Обработка заказов службы

доставки ресторана «Вокруг

Света» /К5/ПА1

Окончание таблицы

Направление разработки Тематика заданий / виды предприятий / предметы автоматизации

2017 2018 2019 2020

Разработка подсистемы/ модуля Дистанционное обучение детей-инвалидов /К5/ПА3 Панель управления сайта СМИ /К3/ПА5 Движение товаров на складе ООО «Табачный капитан» /К3/ПА6 Каталог товаров ООО «Кемфильм» CRM для «РАЙДО-СТУДИЯ- МЕБЕЛИ» /К5/ПА6 Учет кадров Управления образования Березовского городского округа /К5/ПА5 Распределение и контроль выполнения производственных заданий /К3/ПА1 Обмен данными конфигураций 1С: Отель и 1С:Бухгалтерия /К3/ПА5 Загрузка прайс-листов на сайт /К3/ПА5 Сбор и хранение результатов исследования сорбционныхсвойств угля /К3/ПА5 Плановая подготовка оборудования образовательной организации для проведения ГИА /К3/ПА5

Разработка подсистемы 1С Оказание услуг ателье Задачи складского учета Управление закупками угольного предприятия /К4/ПА6 Формирование и учет заявок клиентов мебельного магазина /К5/ПА1 Учет угля на складе ООО «УК Заречная» /К3/ПА2 Ремонт-Сервис /К5/ПА7 Отчет администратора за смену /К3/ПА3 Обработка заказов клиентов автосервиса /К5/ПА1 Хранение и переработка материалов /К5/ПА7 Закупка отработанных аккумуляторных батарей от физических лиц /К5/ПА6 Учет автоматизированных рабочих мест /К3/ПА2

Разработка приложения/ мобильного приложения Расчет стоимости работ в строительной организации /К3/ПА2 Учет поверки приборов электросетевой организации /К3/ПА2 Контроль проведения вакцинации населения в районной больнице /К5/ПА3 Расчет в столовой по пластиковым картам предприятия/К5/ПА2 Учет выполненных работ по договорам /К5/ПА2 Реестр оргтехники для ГБУЗ «КОМИАЦ» /К3/ПА7 Регистрация заявок на устранение неисправностей оргтехники /К4/ПА1 Обслуживание и ремонт компьютерной техники /К4/ПА7 Портал Вю-разнообразия /К4/ПА2 Электронное учебное пособие «Управление 1Т-проектами» /К3/ПА5 Тестирование охранников ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» /К3/ПА5 Электронные журналы медицинских назначений /К3/ПА2 Каталог товаров ООО «Кемфильм» /К5/ПА6 Хранилище паролей /К4/ПА2 Подписка на периодические издания /К5/ПА1 Учет посетителей салона оптики /К5/ПА2 Сменный отчет оператора обогатительной фабрики /К3/ПА3 Обработка заказов по доставке угля /К3/ПА1 Мониторинг ИТ-инфраструктуры обогатительной фабрики /К3/ПА7 Учет рабочего времени сотрудников компании /К3/ПА2 Плановая профилактика оборудования /К5/ПА7 Обработка заявок от клиента ПАО «Сбербанк» /К2/ПА1

заинтересованности работодателей по областям ИТ-разработок, за четыре последние года. Анализ показывает стабильную заинтересованность в разработке веб-приложений, доработке конфигурации «1С: Предприятие» до уровня специфики организации, разработке приложений с использованием объектно ориентированных технологий (С#, С++).

На рисунке 2 приведена сравнительная количественная гистограмма направлений разработки

по предметам автоматизации. Анализ показывает, что разработка веб-приложений ведется чаще всего по обработке заказов или заявок клиентов (сотрудников), разработка приложений и доработка конфигурации «1С: Предприятие» выполняется в области учета и контроля за ресурсами предприятия.

На рисунке 3 дана сравнительная количественная гистограмма, отражающая выбор предмета автоматизации за четыре последние года. Анализ показывает

Рис. 1. Количественная диаграмма направлений разработки по годам исследования

Рис. 2. Количественная диаграмма направлений разработки по предметам автоматизации

Рис. 3. Количественная диаграмма предметов автоматизации по годам исследования

стабильную заинтересованность руководства фирм в обработке заказов клиентов (заявок сотрудников). На втором месте задачи по учету и контролю ресурсов организации. Третье место занимают задачи от работодателя по ведению отчетности и различного вида журналов-регистраторов.

Заключение

Заинтересованность вузов состоит в том, чтобы на практике студенты работали в команде над большим проектом цифровизации, используя современные информационными технологии на предприятиях вида К1, К2 и К4. Но как показал проведенный анализ у предприятий вида К1 и К2 существуют уже сформированные требования к знаниям и умениям практиканта: обучение во время практики они не считают своей задачей, так как не существует механизма наставничества. Они готовы брать студентов на практику или стажировку для выполнения текущих рутинных работ (например, заполнение электронных таблиц).

Крупное ИТ-подразделение знает свои реальные задачи и пути их решения, поэтому предприятие, используя свои ресурсы, может сформировать комплекс дистанционных образовательных программ для будущих студентов-практикантов. По договору с вузом студентам предлагается доступ к образовательному ресурсу, результатом является успешное обучение на курсах, далее на конкурсной основе отбираются кандидаты на места практикантов. Дуальное обучение для студентов вузов при такой организации могло бы стать эффективнее.

Для поддержки всестороннего взаимодействия необходима разработка и внедрение механизмов мотивации участников со стороны государства. Так, для компаний-работодателей, кто стажирует и трудоустраивает студентов, направляет своих специалистов преподавать в региональные образовательные учреждения, должна быть введена система налоговых льгот.

Подготовка ИТ-специалистов в современных условиях требует более широкого внедрения элементов дуального обучения на предприятиях с крупными ИТ-подразделениями и современными информационными системами и, соответственно, более тесного и нормативно обоснованного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

Литература

1. Агеева И. С. Реализация механизма практикоориентирован-ной модели дуального обучения // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. Казань, 2018. С. 77-79.

2. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне / В. А. Бурляева, И. В. Буркина, К. В. Булах, К. А. Чебанов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 349-351.

3. Гребенников О. В. Рыночные принципы партнерства в реализации дуальной модели профессионального образования // Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 11-17.

4. Григорьева Н. В., Швец Н. А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25763.

5. Ковырева Н. В. Дуальная система образования // Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 18-21.

6. Кутумова А. А., Яркова Г А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 139-142.

7. Лебедева Т. Ф., Сусленкова Ю. В. Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 85-93.

8. Лебедева Т. Ф., Муравьев С. А. Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий как руководство к действию // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 92-97.

9. Лизунов П. В., Савченков А. В. Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). С. 61-64.

10. Листвин А. А. Дуальное обучение в России от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 46-54.

11. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, версия 2.0 [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/ upload/upload_docs/staffing/Metod_Recommendation_2.0.pdf.

12. Растегаева Д. А., Филимонюк Л. А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 97-99.

13. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 62-64.

14. Солопова А. Н., Соловьева Н. В. Управление бизнес-процессом формирования отчетности в образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 165-171.

15. Харитонова Н. Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. Спецвыпуск № 3. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/ issues/2017/S03/00317.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Хентонен А. Г., Мищерин Э. О. Опыт дуального образования: сравнительный анализ // Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 33-36.

References

1. Ageyeva I. S. Realizatsiya mekhanizma praktikooriyentirovannoy modeli dual'nogo obucheniya [Implementation of the mechanism of practice-oriented model of dual learning]. Pedagogy: traditions and innovations. Proceedings of the IX International Scientific Conference. Kazan, 2018, pp. 77-79.

2. Burlyaeva V. A., Burkina I. V., Bulakh K. V., Chebanov K. A. Osobennosti postroyeniya modeley realizatsii dual'nogo obrazovaniya (obucheniya) na regional'nom urovne [The specifics of construction of models of implementation of dual education

(learning) at the regional level]. The World of Science, Culture and Education, 2018, no. 6 (73), pp. 349-351. (In Russian).

3. Grebennikov O. V. Rynochnyye printsipy partnerstva v realizatsii dual'noy modeli professional'nogo obrazovaniya [Market principles of partnership in realization of dual model of professional education]. Dual education: experience, problems, perspectives. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2019, pp. 11-17. (In Russian).

4. Grigoryeva N. V., Shvets N. A. Model' podgotovki spetsialistov v usloviyakh dual'nogo obucheniya [The model of training specialists in dual-education environment]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25763. (In Russian).

5. Kovyreva N. V. Dual'naya sistema obrazovaniya [Dual system of education]. Dual education: experience, problems, perspectives. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2019, pp. 18-21. (In Russian).

6. Kutumova A. A., Yarkova G. A. Dual'naya sistema obucheniya kak tekhnologiya podgotovki bakalavrov professional'nogo obucheniya v sovremennykh usloviyakh pedagogicheskogo vuza [Dual educational system as a training technology of bachelors' of vocational education in the pedagogical institution of today]. Modern High Technologies, 2016, no. 4-1, pp. 139-142. (In Russian).

7. Lebedeva T. F., Suslenkova Yu. V. Razvitiye IT-obrazovaniya v regionakh v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [The development of it education in regions in the formation of the digital economy]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 85-93. (In Russian).

8. Lebedeva T. F., Muravyov S. A. Professional'nyye standarty v sfere informatsionnykh tekhnologiy kak rukovodstvo k deystviyu [Professional standards in the it sector as a guide to action]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4, pp. 92-97. (In Russian).

9. Lizunov P. V., Savchenkov A. V. Vnedreniye elementov dual'nogo obucheniya v ramkakh setevogo vzaimodeystviya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy i predpriyatiy [Introduction of the dual education elements in the frames of the

net cooperation between vocational education institutions and enterprises]. Innovative Development of Vocational Education, 2018, no. 1 (17), pp. 61-64. (In Russian).

10. Listvin A. A. Dual'noye obucheniye v Rossii ot kontseptsii k praktike [Dual training in Russia: from the concept to practice]. The Education and Science Journal, 2016, no. 3 (132), pp. 46-54. (In Russian).

11. Metodicheskiye rekomendatsii po realizatsii dual'noy modeli podgotovki vysokokvalifitsirovannykh rabochikh kadrov, versiya 2.0 [Methodical recommendations for the implementation of the dual model for training highly qualified workers, version 2.0]. Available at: https://asi.ru/upload/upload_docs/ staffing/Metod_Recommendation_2.0.pdf. (In Russian).

12. Rastegaeva D. A., Filimanuk L. A. Osobennosti dual'nogo obrazovaniya v sisteme podgotovki bakalavrov [Features of dual education in training of bachelors]. The World of Science, Culture and Education, 2018, no. 1 (68), pp. 97-99. (In Russian).

13. Sidakova L. V. Sushchnost' i osnovnyye priznaki dual'noy modeli obucheniya [Essence and main features of the dual learning model]. Education and upbringing, 2016, no. 2, pp. 62-64. (In Russian).

14. Solopova A. N., Solovieva N. V. Upravleniye biznes-protsessom formirovaniya otchetnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Management of the business process of forming reporting in an educational institution]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4, pp. 165-171. (In Russian).

15. Kharitonova N. D. Dual'naya sistema obrazovaniya v vysshey shkole: effektivnost' vnedreniya [The Dual System of Higher Education: Effectiveness of the Implementation]. Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, 2017, special issue 3. Available at: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/ S03/00317.pdf. (In Russian).

16. Khentonen A. G., Mishcherin E. O. Opyt dual'nogo obrazovaniya: sravnitel'nyy analiz [Experiences of dual education: comparative analysis]. Dual education: experience, problems, perspectives. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2019, pp. 33-36. (In Russian).

УДК/UDC 378.147:811.112.2 М. В. Петрова

M. Petrova

методический потенциал жанра интервью в обучении немецкому языку студентов-журналистов

methodological potential of interview genre in german language teaching to journalism students

Введение. В статье анализируется методический потенциал и преимущества интервью как учебного инструмента развития языковых навыков и межкультурной компетенции студентов-журналистов.

Методология. Исследование проводилось на кафедре медиалингвистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор представляет опыт собственного проективного метода обучения, реализованного в 2017-2020 гг. в рамках внеучебной проект-

ной деятельности. Общая выборка составила 40 студентов факультета журналистики от 18 до 24 лет, участвующих в проектной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция жанра интервью М. М. Луки-ной и концепция поликультурного образовательного пространства. В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.