References
1. Putin V.V. Patriotizm - 'eto, prezhde vsego delo, sluzhenie svoej Rodine, strane, Rossii, svoemu narodu: oficial'naya hronika. Patriot Otechestva. 2012; 10: 2 - 4.
2. Tomilin A.N., Hekert E.V. Razvitie motivacii k professional'noj kar'ere u flotskih specialistov: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.
3. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury (dva filosofskih vvedeniya vHHI vek). Moskva: Polit. literatura, 1991.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika. 3-e izdanie. Moskva: Shkola-Press, 2000.
5. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; 8: 44 - 53.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Konovalova V.M., College Teacher, researcher (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: v.m.konovalova@mail.ru
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF COLLEGE GSU. The article reveals the theoretical and practical aspects of creating an integrated educational and production environment on the basis of dual training. The dual system of education includes a coordinated interaction of educational institutions and industrial enterprises (organizations), aimed at training specialists of a particular professional field code. The value of dual education is determined by the possibility for each student at the early stages of the learning process to be included into the production process as an employee of workshops, training and production plants organized at a college. Thus, training is carried out on the basis of close interaction between theory and practice, which is a guarantee of successful professional and social adaptation of a future specialist. The article shows the experience of a unique educational institution in Russia - the College of Gzhel State University.
Key words: dual training, technical college, students, College of Gzhel State University.
В.М. Коновалова, преп. колледжа ГГУ, Московская область, пос. Элетроизолятор, E-mail: v.m.konovalova@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА ГГУ
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты создания интегрированной учебно-производственной среды на основе дуального обучения. Дуальная система образования включает в себя скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля. Ценность дуального образования определяется возможностью для каждого обучаемого уже на ранних этапах процесса учебы включаться в производственный процесс в качестве работника мастерских, учебно - производственных комбинатов, организованных при колледже. Тем самым обучение осуществляется на основе тесного взаимодействия теории и практики, что является гарантом успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. В статье показан опыт уникального в стране образовательного учреждения - колледжа Гжельского Государственного университета.
Ключевые слова: дуальное обучение, технический колледж, студенты, колледж Гжельского Государственного университета.
На сегодняшний день качество образования стало особо актуальной проблемой. Эту проблему можно проследить на всех уровнях образования, особенно профессионального, технических специальностей. Для решения проблемы качества образования ФГОС нового поколения требует обеспечить практико-ориентированный характер обучения. Работодатели всё громче говорят о необходимости повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, но сами предприятия не заинтересованы в выделении своей материальной базы для обучения студентов. Федеральный стандарт третьего поколения предусматривает обучение и выпуск таких специалистов, которые будут способны к самореализации, социально мобильны, легко адаптируемы в современных рыночных условиях развития экономики региона и страны, умея вырабатывать и изменять собственную жизненную стратегию [1].
Под дуальной системой подготовки специалистов можно рассматривать «некую инновационную траекторию организации высшего (или среднего) профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем» [2].
С 2014 г. в России накоплен опыт реализации модели дуального образования. Существенный вклад в развитие данной модели внесли Нижегородская, Свердловская, Ярославская, Калужская, Ульяновская, Волгоградская, а также Московская области, Красноярский и Пермский и края, Республика Татарстан. Осуществление программы развития дуального образования в данных регионах стало возможно благодаря Агентству стратегических инициатив (АСИ) при активной поддержке Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда России. Участники данной программы получают квалифицированную консультационную помощь Всемирного банка и Российско-Германской внешнеторговой па-
латы. При этом особых успехов добились Корпоративный Образовательный центр «белых металлургов» в Первоуральске и «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске. Например, в Ставропольском крае в феврале 2016 года была утверждена специальная дорожная карта проекта «Развитие профессионального образования в городе Георгиевске путем внедрения элементов дуального обучения на базе федеральной инновационной площадки». Исполнителем данной дорожной карты выступает ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж» [3; 4].
Но без работодателей этих целей невозможно достичь. Несмотря на усилия образовательных учреждений, производственники не принимают активного участия организации сопровождения новых стандартов, т. е. организационный механизм реализации стандартов требует дальнейшего развития. Для достижения задачи повышения качества профессионального образования наиболее перспективным является «дуальное обучение» будущих специалистов. Дуальное обучение - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. В идеале всё должно выглядеть так: предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы, студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейшим компонентом такой системы является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Проблемы подготовки кадров касаются, прежде всего, тех предприятий, которые стремительно развиваются, претендуют на крупные, наукоёмкие и технологичные заказы [5].
Дуальное обучение может обеспечить получение кадров, подготовленных к потребностям конкретного предприятия и его специфике. Организация же такого обучения предполагает боль-
шую совместную работу образовательного учреждения и предприятия. Но где найти такое предприятие, которое бы пошло навстречу образовательному учреждению. Если в нашей стране, только сейчас заговорили о поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования, методом обращения к опыту зарубежных стран, в частности Германии, то руководство колледжа Гжельского государственного университета еще в 1990 году нашел выход из сложившейся ситуации, открыв на своей базе - Учебно-производственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские (УПМ) представляют собой самостоятельное структурное подразделение ГГУ, целью деятельности которого является обеспечение качественной профессиональной подготовки обучающихся университета и колледжа, приобретение ими навыков и умений, соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов.
Основными задачами УПМ являются: постоянное совершенствование качества практического обучения студентов с учетом последних достижений науки, техники и технологий; формирование в процессе производственного обучения сознательного отношения к труду; развитие инициативы и творчества; укрепление учебно-материальной базы университета; изготовление образцов изделий; ведение документации по производственным, учебным и методическим вопросам.
УПМ оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, технической и технологической документацией в соответствии с программами учебных и производственных практик студентов. Инженерное оборудование и оснащение УПМ, организация рабочих мест осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, отраслевых стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.
Библиографический список
В обучении студентов УПМ выполняют следующие функции:
- проведение учебных и производственных практик обучающихся с целью закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
- обучение студентов необходимым умениям и навыкам практической работы по изготовлению фарфоровых, майоликовых, шамотных изделий:
- изготовление гипсовых моделей и форм, литьё изделий в гипсовые формы, оправка полуфабриката, фуксиновый контроль, надглазурная роспись, глазуровка полуфабриката, под-глазурная роспись, гончарное производство, формование изделий;
- участие в работе по профессиональной ориентации молодёжи.
Реализация учебной программы по дуальному обучению происходит в УПМ колледжа ГГУ и в рамках теоретического обучения на аудиторных занятиях. С каждым годом обучения постепенно усложняются учебные и производственные задачи, которые решают обучающиеся через сочетание работы в УПМ колледжа ГГУ и изучение теоретических вопросов. Аудиторные занятия составляют всего 50%, остальное время практическая подготовка.
Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что, не выходя из колледжа, каждый обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника мастерских. УПМ колледжа ГГУ являются продуктом тесного взаимодействия теории и практики по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста.
Такая форма образования - прекрасная возможность для студентов получить не только теоретические, но и практические знания в стенах своего учебного учреждения.
1. Землянский В.В. Создание интегрированной учебно-производственной среды колледжа. Среднее профессиональное образование. 2010; 7.
2. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов. Концепт. 2014; 4: 41 - 45.
3. Залялова А.Г. Образовательный кластер в системе непрерывной подготовки педагогических кадров в республике Татарстан. Казанский педагогический журнал. 2010; 1.
4. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 110 - 112.
5. Белоусова Л.В., Филимонюк Л.А. Проблемы и перспективы деятельности региональных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в Ставропольском крае. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 43 - 45.
References
1. Zemlyanskij V.V. Sozdanie integrirovannoj uchebno-proizvodstvennoj sredy kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; 7.
2. Tereschenkova E.V. Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki specialistov. Koncept. 2014; 4: 41 - 45.
3. Zalyalova A.G. Obrazovatel'nyj klaster v sisteme nepreryvnoj podgotovki pedagogicheskih kadrov v respublike Tatarstan. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010; 1.
4. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. Osnovy realizacii sistemy dual'nogo obucheniya v professional'noj podgotovke studentov organizacij vysshego obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 110 - 112.
5. Belousova L.V., Filimonyuk L.A. Problemy i perspektivy deyatel'nosti regional'nyh uchebno-metodicheskih ob'edinenij srednego professional'nogo obrazovaniya v Ctavropol'skom krae. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 43 - 45.
Статья поступила в редакцию 15.09.18
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),
E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
Meretukova S.K., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Maikop State Technological University (Maikop, Russia),
E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
FORMATION OF KEY COMPETENCES IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A NON-LINGUISTIC TECHNICAL UNIVERSITY. Researching a foreign language study in a modern non-linguistic university we should notify that it must have a communicative bias, theoretical aspects are excluded and as a result some key competences must be formed and studied thoroughly. They can be cultural and professional competences, which imply scientific research and scientific organizational, social technological and social projective professional competences. Their formation and development are realized by means of doing different exercises covering all types of speech activities - reading, speaking, writing and listening.
Key words: competences, speech activity, exercises, cultural competences, professional competences, social technological competences, social projective professional competences.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
Е-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
С.К. Меретукова, канд. экон. наук, доц., Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп,
Е-mail: olga-lihacheva@rambler.ru