Научная статья на тему 'Проблемы влияния современной масс-медийной культуры на состояние информационной безопасности российской Федерации'

Проблемы влияния современной масс-медийной культуры на состояние информационной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
246
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МАСС-МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осина Оксана Николаевна

В условиях информационной глобализации актуальным является вопрос о масс-медийной культуре. Определяются приоритетные направления СМИ. Поднимается вопрос об информационной безопасности личности, общества и государства при экспансии зарубежной масс-медийной продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы влияния современной масс-медийной культуры на состояние информационной безопасности российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАСС-МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© ОСИНА Оксана Николаевна

кандидат философских наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России

8 (845-2) 379-183

В условиях информационной глобализации актуальным является вопрос о масс-медийной культуре. Определяются приоритетные направления СМИ. Поднимается вопрос об информационной безопасности личности, общества и государства при экспансии зарубежноймасс-медийнойпродукции.

Ключевые слова: информационная культура, масс-медийная культура, информационная глобализация, информационная безопасность.

TTöl

Кся

онец второго и начало третьего тысячелетия характеризуются глобальной трансформацией общества, преобразованием всего существующего миропорядка. Человечество вступило в новую стадию своего развития — в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами.

Информационное общество - это общество, которое определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Основу теории информационного общества заложили Д. Белл, 3. Бже-зинский, Э. Тоффлер. Именно в их фундаментальных трудах были сформулированы основные черты этого общества. Так, Д. Белл считает, что основными признаками нового общества являются телекоммуникации и компьютеры, выполняющие основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями [2].

Потребность в информации об окружающей действительности складывалась в процессе становления человека социальным существом. Можно выделить пять этапов становления информационного общества или информационных революций. Первая революция была связана с изобретением языка, вторая - письменности, третья - с книгопечатанием, четвертая - с созданием электронных средств информации, и пятая - компьютерная революция, - с изобретением микропроцес-

сорных средств и машинных носителей, запоминающих эту информацию.

Информация выступает ресурсом современного общества. Этот момент подчеркнул Д. Белл, заявив, что «информация - это власть. Доступ к информации есть условие свободы» [2]. Неудивительно, что работники средств массовой информации увидели в этом основание для провозглашения себя четвертой властью.

На самом деле, каждый шаг современного человека происходит в трехмерном пространстве, образованном информационным императивом - Что? Где? Когда? День для человека начинается «поглощением» информации о погоде, продолжается чтением газеты или книги в дороге, наполняется работой на компьютере, насыщается восприятием рекламы, завершается «потреблением» телевизионных новостей [5, с. 90-91].

Ускоренное наполнение социального пространства разрастающейся информацией создало новый качественный компонент современного общества - информационную среду. Сегодня человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, определенный уровень культуры в ней. Ввиду осознания глобальной роли информации, ее воздействия на сознание и эмоциональное состояние людей таким видом персональной культуры является информационная культура. Сегодня есть все

основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Это знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура.

При рассмотрении слова информация необходимо обратиться к ее этимологии. Information (в переводе на русский язык означает «информация») состоит из двух частей: «in», т.е. «в», и «формация» - формирование, т.е. формирование внутри, «некий алгоритм», «совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения сущностей».

В исследовании философской категории «информация» проявляются различные подходы к ее пониманию. Первая концепция (концепция Клода Шеннона), отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Этот подход, хотя и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация - это снятая неопределенность или результат выбора из набора возможных альтернатив. Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т.д. Она не может существовать вне материи, а значит, она была и будет существовать вечно, ее можно накапливать, хранить, перерабатывать. Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика - изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация - это действующая, полезная, «работающая» часть знаний [11, с. 14-15]. Данные подходы позволяют рассматривать понятие информации в целом.

Понятие «культура» - одно из наиболее употребляемых сегодня слов, как в научном, так и в практическом обиходе. Слово «культура» появилось в латинском языке. Этимологически термин «культура» восходит к словам «возделывание», «обрабатывание».

В отечественной и зарубежной научной литературе оно трактуется неоднозначно, поскольку имеет множество смыслов. Перечислить все известные определения культуры невозможно, так как современные культурологи насчитывают более 1000 дефиниций культуры.

В современной отечественной кулкгуро-логии принято выделять три подхода в определении культуры - антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода не просто дается описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей [9, с. 104-105].

Каждый из названных подходов в свою очередь предполагает самые разные варианты определений понятия «культура». В рамках данного исследования необходимо остановиться на определении понятия «культура», позволяющем увидеть взаимосвязь культуры и информации. В таком случае культура - это информация, которая существует в коллективной памяти народа и выражается в нормативной форме (нормы, обычаи, традиции, ценности).

Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.

Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический»

Информационная безопасность регионов. 200S. № 2 (3)

и «информационный» подходы к трактовке данного понятия [7].

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода информационная культура - это совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационной и культурологической компонент. Вследствие этого информационная культура есть область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, можно выделить три уровня информационной культуры:

- информационная культура личности;

- информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);

- информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий, профессиональный и высший. Для общего уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности. Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека. Для высшего уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью,

возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки [1, с. 35].

Информационная культура отдельных групп и сообщества характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, и проявляется в информационном поведении людей.

Информационная культура общества в целом - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании [10, с. 3].

Почему данный аспект становится значимым в современном мире? Существующая форма информационной культуры складывалась в период всеобщей раздробленности. Страны были менее зависимы друг от друга, так как территориально разведены на достаточно большое расстояние. Это позволяло сохранять информационно-культурное разнообразие. В настоящий период процесс информатизации охватил весь мир. Информационная глобализация является атрибутом нашего времени.

В связи с информационной глобализацией необходимо говорить как о положительных моментах информационной культуры, так и об отрицательных.

В научной литературе сложились две полярные точки зрения. Одна - безоговорочно оптимистическая (Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Кинг, Й. Масуда и др.), другая - напротив, оценивает эту ситуацию как глубоко кризисную и не видит выхода из этого состояния (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, К. Ясперс, еще ранее - О. Шпенглер и Н. Бердяев).

Позитивная сторона информационной глобализации заключается в росте разнообразия культурной продукции других стран, доступной интересующимся гражданам. Информационная глобализация открывает определенные возможности для людей, поскольку произведения культуры и искусства становятся доступными всем. Чтобы увидеть Сикстинскую Мадонну, теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею; наслаждаться полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома, включив телевизор или мультимедийный компьютер через систему Интернет. Рост разнообразия культурной продукции других стран способствует преодолению культурной национальной замкнутости и ограниченности мировидения вследствие языковых барьеров.

В настоящее время культура характеризуется большим разнообразием.

Грамотное владение информационной культурой позволяет эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию. Это доказывает усиление влияния на развитие социальной системы такого параметра, как «информационная культура».

Критики информационной глобализации утверждают, что идет процесс унификации, стандартизации, деиндивидуализации культур. Информатизация разрушает циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни; вытесняет ценность межличностного общения; заменяет реальный мир виртуальным; усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием.

В глобальной компьютерной сети Интернет большая часть информационных ресурсов представлена на английском языке, что вызвано потребностью взаимопонимания. Из-за слаборазвитого русскоязычного сектора в Интернете и недостаточного числа информационных источников, отражающих социокультурные особенности России, мы упускаем огромную возможность формирования исторического сознания, а вместе с ним и исторической памяти, которая является ядром становящейся новой информационной культуры.

По итогам проведенного в 2006 г. контент-анализа, еженедельных программ кабельного телевидения, на 11 основных каналах («Россия», «Первый канал», ТВЦ, НТВ, Культура, СТС, РенТВ, ТНТ, ТВ-3, ДТВ, «Домашний») доля отечественных кинофильмов (российские - 30,2%, плюс советские - 10,9%) составляет 41,1 %, в то время как удельный вес зарубежных кинофильмов (американские - 48,5%, плюс евразийские - 8,9%) достигает 57,4%. Это значит, что в цивилиза-ционном противостоянии «Россия - США» (30,2% : 46,0%) на российской духовной почве отечественное телевидение подыгрывает иноземцам, атакующим наше культурное пространство. Это комбинированная информационная экспансия преследует тотальную вестернизацию общественного сознания с незаметной переделкой его ментальных основ (традиций, нравов, обычаев, архетипов, мифов) и постепенной, в конечном счете, утратой национальной идентичности [5, с. 90-91].

События в Косове и вторая чеченская война изменили политический и культурный

климат России. Они отразились в публикациях СМИ и электронной базе Интернета. Анализ частоты употребления слов «Косово», «беженцы», «албанцы», «Югославия», «НАТО» и подобных им демонстрирует, насколько было взбудоражено общественное сознание россиян этими событиями. Контент-анализ электронных изданий, проведенный А. Костинским, выявил удивительную вещь: в период косовского кризиса слово «НАТО» встречалось 132 раза на 100 тыс. слов, США - более 80. Для сравнения: даже сумма частот употребления слов «Чечня», «чечен», «чеченцы», «чеченская» ни в первую, ни во вторую чеченскую войну не превышала 16 слов на 100 тыс. Создается впечатление, будто НАТО и США - главная забота россиян [4, с. 581].

Если мы будем формировать новую информационную культуру преимущественно на ценностях американской социальной общности, то потеряем возможность формировать свое будущее и утратим духовные основы собственной русской культуры.

В то же время серьезного интеллектуального противопотока массированной визуально-вербальной атаке на ментальность россиян, ранее предпочитавших чтение с размышлением смотрению, даже в количественном отношении не наблюдается: «Сегодня в стране не читают более 50% населения и примерно столько же не обращаются к газетам и журналам. Тиражи газет в сравнении с 1990 г. сократились в 6 раз, а журналов - в 8 раз, подписка на газеты упала в 7 раз, а на журналы - в 16, то есть мы сегодня имеем кризис и даже «катастрофу чтения» [6].

С одной стороны, можно выделить положительные факторы информационной культуры: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления. С другой стороны, возникают негативные последствия информатизации, и актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества.

В соответствии с «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации» «под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [8].

В.М. Дудко дает классификацию угроз информационной безопасности личности в современных условиях [3, с. 95]:

Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)

- информационные угрозы, связанные с девиантным поведением личности, социальной группы и общества в целом (рост агрессивности и жестокости, формируемой общественной средой и средствами массовой информации; проблема акселерации молодежи, формирование собственной субкультуры и неприятие ценностей «отцов»; информация, связанная с пропагандой секса и насилия и т.д.);

- угрозы информационной безопасности личности, связанные с манипуляцией сознанием граждан Российской Федерации и его программированием и перепрограммированием, навязыванием ценностей западной цивилизации (явная направленность отечественных и зарубежных информационных потоков на эгоцентризм, либерализм, чуждых российскому менталитету; перепрограммирование идейных ориентаций молодежи с положительного отечественного героя на супермена западного образца и т.п.; проявление процесса глобализации в духовной сфере - размывание традиционных национальных культур и стратегической тенденции политики США на распространение своей культуры и своих ценностей во всем мире);

- информационные угрозы, связанные с дестабилизацией социальной преемственности поколений (формирование новой, особенно молодой личности, достойной стать членом «общества потребления»; отрицание любого исторически позитивного опыта собственной страны (доходит до пересмотра итогов Великой Отечественной войны и роли России в ней)).

Таким образом, обеспечение информационной безопасности должно осуществляться не только на общенациональном, государственном уровне, но и индивидуально-личностном уровне. Отдельная личность точно так же нуждается в защите собственных прав и интересов в информационной сфере, как и все общество в целом. Индивидуальному сознанию трудно противостоять натиску масс-медиа, не поддаваться воздействию направленно и продуманно подаваемой пропаганды. Поэтому приоритетным направлением информационной безопасности должен стать уровень информационной безопасности личности, поскольку личность является основополагающим элементом общества и государства.

Государство должно грамотно проводить информатизацию современного российского общества. Информационная грамотность обязана сочетать дисциплину, точность, корректность с определенной духовностью и нравственностью. Очевидно, что и информационная культура и информационная безопасность становятся важнейшими проблемами современного российского общества.

Библиографический список

1. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества [Текст]. - М., 2004.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества [Текст] // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

3. Дудко В.М. Правовые основы информационной безопасности (социально-философский аспект) [Текст] // Право и образование. 2007. - № 1. - ISSN 1563-020X.

4. Добреньков В.М., Краченко А.И. Методы социологического исследования [Текст] : учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006. -ISBN 5-16-002113-2.

5. Киричёк П.Н. Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация [Текст] // Социс. - 2007. -№ 10. - ISSN 0132-1625.

6. Ненашев М.Ф. Нечитающая Россия [Текст] // Российская газета. - 2005. - 25 ноября.

7. Полякова Т.А. Информационная культура [Текст] // Мир библиографии. - 1998. - № 2.

8. Российская газета. - 2000. - 28 сентября.

9. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры [Текст] : учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2005. - ISBN 5-699-12-461-6.

10. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] // НТИ. Сер.1. - 1994. - №7.

11. Шатило Я.С., Черкасов В.Н. Основы информационной культуры [Текст] : учеб. пособие. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - ISBN 5-7485-0324-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.