Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ НА СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ: РЕГУЛИРОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ НА СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ: РЕГУЛИРОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Анна Юрьевна

В данной статье поднимается проблема влияния фальсификации в информационной среде на сознание студентов. Показывается опыт преподавания в Санкт-Петербургском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации дисциплин, которые нацелены на формирование мировоззрения студента. Актуальность темы обусловлена современными российскими реалиями, в которых подрастающее поколение и информационная среда играют ключевые роли. Главной целью данной статьи является анализ возможностей регулирования влияния фальсификации в информационной среде на сознание студентов путём преподавания и воспитательной работы в высшей школе. В ходе работы были выполнены следующие задачи: проведено социологическое исследование в Санкт-Петербургском филиале Финуниверситета среди преподавателей; определено, как рассматриваемая проблема может регулироваться в аудиторной/внеаудиторной работе со студентами; намечены направления воспитательной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF THE FALSIFICATION PROCESSES IMPACT IN THE INFORMATION ENVIRONMENT ON THE STUDENTS’ CONSCIOUSNESS: REGULATION IN HIGHER EDUCATION

Challenges of the falsification processes impact in the information environment on the students’ consciousness is raised in the present paper. It shows the experience of teaching the disciplines in the St. Petersburg branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, which aims to form the student’s worldview. The relevance of the topic is due to the modern Russian realities in which the younger generation and the information environment play key roles. The primary aim of the paper is to analyze the possibilities of regulating the influence of falsification in the information environment on the students’ consciousness by means of teaching and educational work in higher education. The paper summarizes some of the objectives in the course of the work: conducting a sociological study at the St. Petersburg branch of the Financial University among lecturers; determining how the problem under consideration can be regulated in the classroom / extracurricular work with students; outlining the directions of educational work with students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ НА СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ: РЕГУЛИРОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Научная статья УДК 378:304.42

https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.19

Проблемы влияния процессов фальсификации в информационной среде на сознание студентов: регулирование в высшей школе

Анна Юрьевна Бурова

Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Санкт-Петербург, Россия, ayuburova@fa.ru, https://orcid.org/0000-0003-1554-8338

Аннотация. В данной статье поднимается проблема влияния фальсификации в информационной среде на сознание студентов. Показывается опыт преподавания в Санкт-Петербургском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации дисциплин, которые нацелены на формирование мировоззрения студента. Актуальность темы обусловлена современными российскими реалиями, в которых подрастающее поколение и информационная среда играют ключевые роли. Главной целью данной статьи является анализ возможностей регулирования влияния фальсификации в информационной среде на сознание студентов путём преподавания и воспитательной работы в высшей школе. В ходе работы были выполнены следующие задачи: проведено социологическое исследование в Санкт-Петербургском филиале Финуниверситета среди преподавателей; определено, как рассматриваемая проблема может регулироваться в аудиторной/внеаудиторной работе со студентами; намечены направления воспитательной работы со студентами.

Ключевые слова: информационное пространство, фальсификация информации, информационное общество, воспитательная работа, высшая школа, молодежь, студенты

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2023 г. в рамках прикладной научно-исследовательской работы «Регулирование влияния фальсификации в информационной среде на сознание молодежи в процессе формирования гражданской позиции».

Для цитирования: Бурова А.Ю. Проблемы влияния процессов фальсификации в информационной среде на сознание студентов: регулирование в высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 133-139 https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.19.

Original article

Challenges of the Falsification Processes Impact in the Information Environment on the Students' Consciousness: Regulation in Higher Education

Anna Yu. Burova

St. Petersburg Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, ayuburova@fa.ru, https://orcid.org/0000-0003-1554-8338

Abstract. Challenges of the falsification processes impact in the information environment on the students' consciousness is raised in the present paper. It shows the experience of teaching the disciplines in the St. Petersburg branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, which aims to form the student's worldview. The relevance of the topic is due to the modern Russian realities in which the younger generation and the information environment play key roles. The primary aim of the paper is to analyze the possibilities of regulating the influence of falsification in the information environment on the students' consciousness by means of teaching and educational work in higher education. The paper summarizes some of the objectives in the course of the work: conducting a sociological study at the St. Petersburg branch of the Financial University among lecturers; determining how the problem under consideration can be regulated in the classroom / extracurricular work with students; outlining the directions of educational work with students.

Keywords: information space, falsification of information, information society, educational work, higher education institution, youth, students

Funding: the reported study was funded by the state assignment of the Financial University 2023 as part of the applied research work "Regulation of the Falsification Influence in the Information Environment on Young People's Consciousness in the Process of Civic Position Formation".

For citation: Burova A.Yu. (2023) Challenges of the Falsification Processes Impact in the Information Environment on the Students' Consciousness: Regulation in Higher Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 133-139. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.19 (In Russian).

Фальсификация информации существует еще со времен, предшествовавших появлению интернета, и всегда использовалась различными группами субъектов и отдельными лицами для

© Бурова А.Ю., 2023

ПЕДАГОГИКА РЕйАЗООГСв

влияния на общественное мнение. Развитие цифровых платформ и социальных сетей привело к возникновению быстро развивающейся информационной экосистемы, в рамках которой обмен информацией происходит с беспрецедентными масштабами и скоростью. Эта новая динамика не только открывает захватывающие возможности, но и ставит новые задачи перед обществом. При обилии информации люди склонны полагаться на эвристику и социальные сигналы для ее оценки. Однако это часто приводит к тому, что они поддаются ложным предубеждениям.

Ключевым аспектом функционирования информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день стали потоки информации. Данные потоки первоначально рассматривались как социально-экономические факторы развития общества. Однако ввиду повсеместного внедрения в общественные и индивидуальные сферы современных технологий, включенность человека в информационное пространство, главным образом виртуальную среду сети Интернет, возросла и обрела статус жизненно необходимой. Ввиду этого информация стала рассматриваться как экологический фактор, который может воздействовать на психическое и физиологическое состояние человека (Хахалева, 2012).

Принято считать, что молодые люди в силу юношеского максимализма и отсутствия жизненного опыта - одна из наиболее подверженных манипулированию с помощью дезинформации социальных групп, и это грозит в перспективе тяжелыми негативными социальными последствиями для общества (Гасумова, 2019). Кроме того, исследование, проведенное М. Певзнер, П. Пет-ряковым и В. Турковским, показало, что информационная среда в виде социальных сетей и СМИ оказывает сильное влияние и на гражданскую позицию студентов (Реугпег е1 а1., 2021).

Находясь в обществе, студенты могут искать и изменять жизненные ориентиры и установки, полагаясь на мнения и информацию, поступающую не только из интернет-источников и средств массовой информацией, но и из других социальных институтов, например, таких как высшие учебные заведения. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отражено, что развитие воспитания в системе образования предполагает направленность на «осознанную выработку собственной позиции по отношению к общественно-политическим процессам на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей»1.

Многие авторы в своих работах анализируют направленность воспитательной работы в высшей школе. Например, И.Л. Медведева в качестве одной из основных задач воспитательной деятельности называет «формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности», а также профессиональное, трудовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и другие виды воспитания (Медведева, Мусаткина, 2018).

Ключевым фактором в достижении задач воспитательной работы в высшей школе выступает преподаватель. С.Э. Сорокин отмечает, что при формировании такого социального аспекта, как личность, структурным элементом образования является именно педагог, который является носителем социокультурных качеств (Сорокин, Согрина, 2020).

Для понимания необходимости регулирования проблемы фальсификации в информационной среде на сознание молодежи в аудиторной/внеаудиторной работе на примере Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета был проведен анонимный онлайн-опрос среди профессорско-преподавательского состава вуза. Всего в нем участвовало 27 человек. Результаты представлены на рис. 1-5.

Таким образом, можно заключить, что преподаватели Санкт-Петербургского филиала Фи-нуниверситета обеспокоены влиянием на студентов ложной информации. Педагоги считают свой авторитет в роли воспитателя перед студентами умеренным, что говорит о необходимости применения мер по его повышению. Также большинство респондентов отметили важность влияния аудиторной/внеаудиторной работы в вузе на личное мнение студентов и возможность оказания им помощи в решении проблемы влияния фальсификации в информационной среде на сознание молодежи путем воспитательной работы в вузе и преподавания гуманитарных дисциплин. Были предложены следующие меры для решения данной проблемы:

- усиление внимания на занятиях к вопросам фальсификации информации, повышение осознанности студентов, эмоционального интеллекта, умения критически мыслить и отличать правду от лжи;

- проведение дополнительных встреч, круглых столов, дебатов на волнующие темы с привлечением политологов и социологов, организация тренингов для развития благоприятного психоэмоционального состояния у студентов, выездных совместных мероприятий (экскурсии, спортивные игры и т. п.);

- создание нормативных документов и методической базы для формирования единого понимания проблемы фальсификации информации в глобальной сети Интернет и печатных источниках;

1 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

- проведение методическими отделами дополнительных занятий с преподавателями для разъяснений проблематики;

- личные примеры использования ложной информации в профессиональной сфере.

60 50 40 30 20 10 0

55,60

а д

о

2

® ё а* s i s 2

2 F о 5 га Б

3 Н i го

го ^ s ср ^ с

о S зн

го" Н

4 g

14,80

д

ш л CP н

2

а ща

а р

б о

5-е-

ц

го >s S ° рв ои

в

s £ И

о л

25,90

3,70

я

М

ща Я 2 ри

о в ео

I н

е

X

0

на то,

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Рисунок 1 - Мнение респондентов об обращении внимания студентами что в различных источниках может распространяться ложная информация, %

18,5

3,7

Очень сильное

74,1

Сильное

Умеренное

3,7 Низкое

0

Слабое

Рисунок 2 - Мнение участников исследования о влиянии на личную позицию студентов аудиторной/внеаудиторной работы в вузе, %

80,0 74,1

Да, возможно Да, весьма возможно Нет, слабо вероятно Нет, невозможно

Рисунок 3 - Мнение опрошенных о возможности изменения убеждений студентов благодаря аудиторной/внеаудиторной работе в вузе, %

Рисунок 4 - Мнение респондентов о возможности с помощью аудиторной/ внеаудиторной работы в вузе способствовать решению проблемы влияния фальсификации в информационной среде на сознание молодежи, %

70,0

59,3

Да, возможно Да, весьма возможно Нет, слабо вероятно Нет, невозможно

Рисунок 5 - Мнение опрошенных о возможности с помощью преподавания гуманитарных дисциплин способствовать решению проблемы влияния фальсификации в информационной среде на сознание молодежи, %

По мнению педагогов Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета, существуют следующие проблемы в преподавании гуманитарного блока дисциплин:

- слишком большое количество доступной информации из интернета, проблема ее достоверности и убедительности в различных источниках;

- невысокий уровень общего кругозора обучающихся и снижение уровня их общеобразовательной культуры;

- слабая мотивация и понимание целей изучения гуманитарных дисциплин;

- не всегда есть практика по конкретной дисциплине: реальный выход на предприятия, в компании;

- непропорциональность различных форм занятий;

- очень большая голосовая нагрузка преподавателя, нет достаточного времени на актуализацию материала.

Были предложены следующие меры для повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе:

- создание мотивирующих проектов, вовлечение студентов в жизнь гражданского общества для совершенствования их личностных компетенций;

- изменение стиля преподавания гуманитарных дисциплин, увеличение количества выездных мероприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематическое повышение квалификации преподавателей по профилю преподаваемых дисциплин, актуализация контента;

- увеличение количества часов в учебных планах, выделенных на изучение гуманитарного блока дисциплин;

- применение активных методов обучения: моделирование практических ситуаций, дискуссии, круглые столы.

Были предложены следующие меры для формирования гражданской позиции студентов:

- увеличение количества гражданско-патриотических мероприятий, посвящённых памятным событиям истории России;

- участие представителей государственных органов, местных властей, армии (представителей военных вузов) во внутривузовских мероприятиях;

- вовлечение студентов в общественную жизнь университета с помощью групповой работы, волонтёрское движение, формирование культурной студенческой среды в вузе; непрерывное сотрудничество между студенческими активистами и преподавателями путем участия в различных мероприятиях, что способствует формированию у студента обоснованной точки зрения на общероссийские и международные события;

- преподаватель должен выступать в качестве наставника для студентов, то есть на личном примере и опыте демонстрировать возможности дальнейшего развития, помогать сформировать гражданскую позицию.

Исходя из полученных данных в ходе исследования, можно определить основные принципы обучения, ориентированного на воспитательную работу со студентами, следующим образом:

- вовлеченность и сопричастность необходимы для личностных и умственных способностей студентов;

- отношения между студентами становятся более равноправными, способствуя росту и развитию;

- преподаватель выступает фасилитатором и консультантом;

- студент видит себя по-другому в результате полученного опыта обучения.

Правильный выбор ключевых направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении может повлиять на формирование верных ценностных ориентаций личности студентов. Воспитательная работа наряду с учебной деятельностью является важнейшей составной частью образовательного процесса в Санкт-Петербургском филиале Финуниверситета. Политика государства в сфере образования определяет социально-воспитательную работу как первостепенный приоритет в образовании. Воспитание должно быть не отдельным элементом вне учебного педагогического действия, а его необходимой органической составляющей, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Совершенствование организационно-управленческих механизмов воспитательной деятельности возникло как необходимость обновления некоторых концептуальных положений, которые отвечали бы запросам настоящего времени.

Как известно, воспитательная работа понимается как деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. И в этой связи проблема повышения качества высшего образования, его эффективности становится центральной в политике нашего государства.

Современное образование, являясь компетентностно-ориентированным, должно давать не только научные знания, но и развивать личность, способную принимать решения, нести ответственность за них, вступать в диалог и поддерживать сотрудничество.

Профессиональные качества молодого современного выпускника Финуниверситета должны включать в себя способности к творческой самореализации в основных сферах жизнедеятельности: инновационно-познавательной, духовно-культурной, семейной, общественно-политической и профессиональной. С точки зрения развития личностных качеств этот портрет должен быть дополнен характеристиками гражданина, впитавшего в себя традиции отечественной и мировой культуры, имеющего систему ценностей и потребностей современной жизни, обладающего активной жизненной позицией и самостоятельным жизненным выбором.

Воспитательная составляющая образовательного процесса в Санкт-Петербургском филиале Финуниверситета является центром социокультурного пространства, фиксирующим позитивные социальные воздействия на студента, защищающим его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающим его психологически, способствующим его гармоническому развитию и самовоспитанию.

Воспитательная работа филиала направлена на достижение целей в формировании современного конкурентоспособного выпускника, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств личности, социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.

Необходимо воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к профессиональной деятельности, характеризующейся высокими гражданскими и моральными качествами, ответственностью за принимаемые решения.

Ожидаемые результаты реализации воспитательной работы1 отображены на рис. 6.

1 Рабочая программа воспитания Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета на 2021-2025 годы / под ред. Ю.Е. Путихина. СПб., 2021. 57 с.

Рисунок 6 - Мнение респондентов о возможности с помощью преподавания

гуманитарных дисциплин способствовать решению проблемы влияния фальсификации в информационной среде на сознание молодежи

Основными показателями эффективности качества образовательной деятельности и условий реализации содержания образовательной деятельности в филиале являются:

- качество ресурсного обеспечения реализации образовательной деятельности;

- качество инфраструктуры;

- качество образовательной среды и процессов

- качество управления системой воспитательной работы;

- качество автономии студентов.

Таким образом, преподаватели Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета фиксируют наличие проблемы влияния на студентов ложной информации. Отмечается возможность оказания помощи в решении проблемы фальсификации в информационной среде на сознание молодежи путем аудиторной/внеаудиторной работы в вузе и преподавания гуманитарных дисциплин. Также исходя из предложенных мер были определены направления воспитательной работы.

Список источников:

Гасумова С.Е. Проблемы влияния информационного пространства на молодежь глазами студентов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 152-160. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2019.1.13.

Медведева И.Л., Мусаткина Б.В. Управление внеучебной деятельностью вуза и воспитательной работой со студентами. М., 2018. 171 с.

Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 3. С. 115-128. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.8.

Сорокин С.Э., Согрина Е.А. Социальная миссия федеральных университетов. Практики воспитательной работы. Архангельск, 2020. 332 с.

Хахалева О.А. К вопросу об информационной среде обитания // Вестник КрасГАУ. 2012. № 2 (65). С. 243-247.

Pevzner M., Petryakov P., Turkovskiy V. Civil Position of University Students in a Diverse Information Environment // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Veliky Novgorod, 2021. Р. 455-462. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.07.02.54.

References:

Gasumova, S. E. (2019) Impact of Information Space on Young People through the Eyes of Students. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie nauki. (1), 152-160. Available from: doi:10.15593/2224-9354/2019.1.13. (In Russian).

Khakhaleva, O. A. (2012) To the Issue of the Information Habitat. Bulletin of KSAU. (2 (65)), 243-247. (In Russian).

Medvedeva, I. L. & Musatkina, B. V. (2018) Upravlenie vneuchebnoj dejatel'nost'ju vuza i vospitatel'noj rabotoj so studentami [Management of Extracurricular Activities of the University and Educational Work with Students]. Moscow. 171 р. (In Russian).

Miroshina, T. A. (2022) Formation of the Student Civic Position at the Present Stage of Society Development. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 19 (3), 115-128. Available from: doi:10.17673/vsgtu-pps.2022.3.8. (In Russian).

Pevzner, M., Petryakov, P. & Turkovskiy, V. (2021) Civil Position of University Students in a Diverse Information Environment. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Veliky Novgorod, рр. 455-462. Available from: doi:10.15405/epsbs.2021.07.02.54.

Sorokin, S. Je. & Sogrina, E. A. (2020) Social'naja missija federal'nyh universitetov. Praktiki vospitatel'noj raboty [The Social Mission of Federal Universities. Educational Work Practices]. Arhangel'sk. 332 р. (In Russian).

Информация об авторе А.Ю. Бурова - кандидат исторических наук, декан финансово-экономического факультета Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Санкт-Петербург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=779068 Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.Yu. Burova - PhD in History, Dean of the Faculty of Finance and Economics, St. Petersburg Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=779068

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.