Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / АУДИТОРНЫЕ И ВНЕАУДИТОРНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА / INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / STUDENT PROFESSIONAL IDENTITY / CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR FORMS OF LEARNING / PROFESSIONAL FEATURES OF AN EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Ольга Валентиновна, Наумова Наталья Александровна

В статье рассмотрены инновационные образовательные технологии в процессе преподавания экономических дисциплин в высшей школе, важнейшими методологическими основами которых являются не только системный, информационный и деятельностный подходы в рамках традиционных педагогических технологий, но и организация аудиторных и внеаудиторных форм работы на разных этапах пребывания студентов в стенах высшего учебного заведения для последующего самостоятельного решения нестандартных экономических задач в будущей профессиональной деятельности. Такая совокупность обеспечивает необходимый в современных образовательных условиях синергетический эффект и носит инновационный характер. Предложено определение и содержание понятия «компетентностно-ориентированного подход» в образовательном процессе вуза, осуществление которого является методологически более правильным. На основе пятилетнего опыта работы Владимирского филиала Финансового университета при правительстве Российской Федерации (2014-2019 гг.) предложена система внедрения инновационных образовательных технологий и методов обучения студентов бакалавриата в рамках образовательной программы 38.03.01 «Экономика» на всех этапах образовательного процесса. Использование инновационных методов преподавания напрямую связано с применением интернет-технологий в традиционном учебном процессе, развитием электронного обучения (e-learning), обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Результатом внедрения инновационных методов в преподавании экономических дисциплин стало повышение эффективности усвоения теоретических знаний и формирование у студентов ряда общекультурных, инструментальных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалова Ольга Валентиновна, Наумова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

The article is focused on the innovative training technologies in teaching students of economics as those having important methodological principles including not only traditional systematic, information and action-related approaches, but also curricular and extracurricular forms of work in teaching and learning suitable for independent solution of non-standard economic problems in future professional activities. The complex of new technologies, methods and approaches seems highly innovative since it provides important synergetic effect for the present-day teaching. The article considers the notion of competency-based approach in the training process of high school as seemed to be more appropriate and correct in the view of the methodology of teaching, training and learning in higher vocational institutions. The empirical sample research material includes the analysis of teaching methods and techniques having been implemented in the Vladimir branch of Financial University under the Government of the Russian Federation since 2014, and the results of the student survey focused on their satisfaction in acquired skills. The 2014-2019 experience of the university makes it possible to implement the innovative training methods and technologies for students of economics. The use of innovative teaching methods is directly related to the use of Internet technologies in the traditional educational process, the development of e-learning, using information and communication technologies. The impact of innovative methods in teaching of economic disciplines shows the increase in the efficiency of assimilation of theoretical knowledge and the formation of a number of general cultural, instrumental and professional competencies with students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0046

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2020

AuthorlD: 32848394

SPIN: 8528-7613

Шувалова Ольга Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы»

AuthorlD: 776460

SPIN: 5989-9178

Наумова Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владимирский филиал (600037, Россия, Владимир, улица Тихонравова, 1, e-mail: natasha_nau@list.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены инновационные образовательные технологии в процессе преподавания экономических дисциплин в высшей школе, важнейшими методологическими основами которых являются не только системный, информационный и деятельностный подходы в рамках традиционных педагогических технологий, но и организация аудиторных и внеаудиторных форм работы на разных этапах пребывания студентов в стенах высшего учебного заведения для последующего самостоятельного решения нестандартных экономических задач в будущей профессиональной деятельности. Такая совокупность обеспечивает необходимый в современных образовательных условиях синергетический эффект и носит инновационный характер. Предложено определение и содержание понятия «компетентностно-ориентированного подход» в образовательном процессе вуза, осуществление которого является методологически более правильным. На основе пятилетнего опыта работы Владимирского филиала Финансового университета при правительстве Российской Федерации (2014-2019 гг.) предложена система внедрения инновационных образовательных технологий и методов обучения студентов бакалавриата в рамках образовательной программы 38.03.01 «Экономика» на всех этапах образовательного процесса. Использование инновационных методов преподавания напрямую связано с применением интернет-технологий в традиционном учебном процессе, развитием электронного обучения (e-learning), обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Результатом внедрения инновационных методов в преподавании экономических дисциплин стало повышение эффективности усвоения теоретических знаний и формирование у студентов ряда общекультурных, инструментальных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, компетентностно-ориентированный подход, профессиональная подготовка студентов, аудиторные и внеаудиторные формы обучения, профессиональные качества специалиста.

INNOVATIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

© 2020

Shuvalova Olga Valentinovna, candidate of economical sciences, associate professor of the department of «Economics and Finances» Naumova Natalia Alexandrovna, candidate of philological sciences, associate professor

of the department of «Philosophy, History, Law and International Communication» Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladimir branch (600037, Russia, Vladimir, street Tikhonravova, 1, e-mail: natasha_nau@list.ru)

Abstract. The article is focused on the innovative training technologies in teaching students of economics as those having important methodological principles including not only traditional systematic, information and action-related approaches, but also curricular and extracurricular forms of work in teaching and learning suitable for independent solution of non-standard economic problems in future professional activities. The complex of new technologies, methods and approaches seems highly innovative since it provides important synergetic effect for the present-day teaching. The article considers the notion of competency-based approach in the training process of high school as seemed to be more appropriate and correct in the view of the methodology of teaching, training and learning in higher vocational institutions. The empirical sample research material includes the analysis of teaching methods and techniques having been implemented in the Vladimir branch of Financial University under the Government of the Russian Federation since 2014, and the results of the student survey focused on their satisfaction in acquired skills. The 2014-2019 experience of the university makes it possible to implement the innovative training methods and technologies for students of economics. The use of innovative teaching methods is directly related to the use of Internet technologies in the traditional educational process, the development of e-learning, using information and communication technologies. The impact of innovative methods in teaching of economic disciplines shows the increase in the efficiency of assimilation of theoretical knowledge and the formation of a number of general cultural, instrumental and professional competencies with students.

Keywords: innovative training technologies, competency-based approach, student professional identity, curricular and extracurricular forms of learning, professional features of an expert.

ВВЕДЕНИЕ

Реалии современного общества диктуют новые требования к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Прежний, квалификационный подход акцентировал внимание на содержании учебного процесса, тогда как компетентностный в своей основе имеет формирование у студентов определенных знаний, умений и навыков, которые помогут им ориентироваться в динамично меняющейся действительности, анализировать и планировать собственные действия в профессиональной сфере, оперативно и нестандартно

находить управленческие решения.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению студентов российских вузов базируется на использовании инновационных образовательных технологий в преподавании микро-, макроэкономики, других базовых и прикладных экономических дисциплин, актуализируя необходимость в применении интерактивных методов обучения, за счет которых стимулируется познавательная деятельность студентов и развивается способность к самостоятельному поиску и переработке информации, закрепляются знания и способы решения нестандартных

экономических задач.

Распространения таких методов является естественным следствием наблюдающегося в настоящее время эффекта обратной связи: обучающая деятельность преподавателя - познавательная деятельность студентов, а также следствием реализации принципа активности личности в обучении и профессиональном самоопределении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

При реализации компетентностно-ориентированно-го подхода к обучению необходимо выстроить новую модель образовательного процесса, включающую результаты образования, механизм учебного процесса и систему управления им. Подобная задача стоит перед многими исследователями, считающими проблему поиска эффективных путей разработки и внедрения ком-петентностно-ориентированного подхода актуальной и своевременной.

Обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме компетентностно-ориентированного подхода (А.Л. Андреев, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Е. Исаева, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, П.С. Лер-нер, Р.П. Мильруд, А.М. Новиков, А.Ю. Петров, С.Б. Серякова, А.В. Тихоненко, Г.С. Трофимова, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин, C. Belisle, M. Frenz, L. Perez, и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время не существует единого понимания и толкования этой педагогической категории, а также общепринятых определений его методов и технологий [1; 2; 3].

Вслед за О.Е. Лебедевым, для целей данной статьи представим компетентностно-ориентированный подход как систему основных принципов, ориентированных на задачи и содержание образования, организацию образовательного процесса и оценку образовательных результатов [4, с. 5]. Спектр данных принципов представлен следующими позициями:

- целью образовательного процесса является способность обучаемых решать проблемные задачи в различных сферах деятельности самостоятельно, опираясь на собственные знания и переданный в ходе обучения социальный опыт;

- дидактически адаптированный социальный опыт становится главным элементом содержания образовательного процесса при решении познавательных и нравственных задач;

- условия формирования опыта самостоятельного принятия познавательных, организационных и нравственных решений являются основой организации образовательного процесса;

- анализ уровня образованности позволяет осуществлять оценку образовательных результатов на всех этапах обучения [5].

Цель представленного исследования заключается в рассмотрении инновационных образовательных технологий, применяемых в процессе преподавания экономических дисциплин, как одного их важнейших способов наполнения содержания образования и передачи дидактически адаптированного социального опыта для последующего самостоятельного решения нестандартных экономических задач в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Необходимость аналитического рассмотрения инновационных образовательных технологий в рамках компетентностно-ориентированного подхода обусловлена мировой и общеевропейской тенденциями интеграции образования и глобализацией экономики. Предъявляемые сегодня требования к качеству образования диктуют доказывают необходимость использования нетрадиционных методов обучения. Достижениями студентов в результате применения современных образовательных технологий и методов становятся:

- прочные знания по предмету;

- апробация знаний на практике;

- междисциплинарные связи;

200

- обработка любой информации;

- информационные технологии;

- работа в малой группе и коллективе.

Продуктивность профессиональной деятельности

студентов сегодня напрямую зависит от динамично развивающейся хозяйственной среды и внедрения информационных технологий при освоении новых знаний. Такие условия побуждают студентов получить навык того, как подстраиваться под изменяющиеся условия среды, анализировать стандартные и нестандартные ситуации, принимать четко спланированные экономические решения. Таким образом, актуальность и перспективность инновационных методов и интерактивных технологий преподавания в целях совершенствования профессиональной подготовки экономистов становится очевидной.

Эмпирический материал исследования основан на анализе инновационных, нестандартных, интерактивных методов преподавания экономических дисциплин, применяемых в процессе обучения во Владимирском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в течение пяти лет (с 2014 по 2019 гг.), и проведении опроса обучающихся на предмет их удовлетворенности в получении дидактически адаптированного социального опыта на разных этапах их пребывания в стенах высшего учебного заведения для последующего самостоятельного решения нестандартных экономических задач в будущей профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты проведенного опроса студентов, обучающихся по направлению бакалавриата в рамках образовательной программы 38.03.01 «Экономика» во Владимирском филиале Финуниверситета, на предмет их удовлетворенности в получении дидактически адаптированного социального опыта на разных этапах их пребывания в стенах высшего учебного заведения для последующего самостоятельного решения нестандартных экономических задач в будущей профессиональной деятельности показывают, что 96 % студентов отмечают возникновение продуктивной коммуникации при решении учебной проблемы в ситуации неопределенности, побуждающей их к активности, инициативности и рефлекции, а также причастности к образовательному результату.

В рамках различных форм обучения студентов спектр нестандартных методов достаточно широк.

В рамках проведения аудиторных занятий предполагается чтение проблемных лекций, проведение мини-и видео-конференций, брифингов, круглых столов, направленных дискуссий, деловых игр, мозговых штурмов, смоделированных и реальных case-study и др.

Внеаудиторные формы работы включают в себя анализ информационных систем, вебинарные сессии, обратную связь с преподавателем по электронной почте, на личном сайте или в соцсетях.

Личная мотивированность и активное участие студентов в учебном процессе, основной целью которого является получение универсальных знаний, практических навыков и профессиональных компетенций - это то, что характерно для первой группы методов. При этом обязательным условием является тщательное планирование преподавателем интерактивной подачи учебного материала, поскольку для качественного усвоения исследуемых вопросов/проблем в ходе проведения занятия необходим постоянный контроль направлений обсуждения [6; 7].

В современных условиях смещения центра тяжести на самостоятельную работу студентов и «дефицитности» лекционного времени, возрастают требования к качеству и подаче лекционного материала, важность которого безусловна. Рассмотрим более подробно инновационные методы аудиторной и внеаудиторный работы, прошедшие апробацию при подготовке студен-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

тов в рамках образовательной программы 38.03.01 «Экономика» в стенах Владимирского филиала Финуниверситета [8].

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Лекция как организационная форма обучения является особой конструкцией учебного процесса. Вид лекции определяются способом предоставления информации. Возможна следующая классификация лекций: информационная (с объяснительно-иллюстративным материалом), лекция-беседа (с постановкой вопросов для учащихся), проблемная (с раскрытием решения проблемы), лекция-визуализация (представление вербальной информации в наглядную форму) и лекция с запланированными ошибками.

Применение лекции-визуализации связано с реализацией принципов проблемности и наглядности. Данный метод предполагает сопровождение информации с демонстрацией рисунков, структурно-логических схем и диаграмм с помощью мультимедийных технических средств. Основным акцентом в этой лекции служит зрительный образ, включенный в процесс мышления, что компенсирует недостаточную визуализацию учебного процесса и повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации. Это положительно сказывается на качестве усвоения материала, способствуя достижению профессиональных целей.

При изучении многих экономических дисциплин, восприятии отдельных тем, особенно теоретического характера, объем передаваемой информации очень велик. Метод визуализации позволяет ее систематизировать, концентрировать внимание, выделив наиболее важные информационные элементы. Таким образом, абстрактным понятиям, процессам, явлениям придается конкретный вид, тем самым способствуя лучшему запоминанию и восприятию информации.

Использование данного метода чтения лекции предполагает серьезную предварительную подготовку визуального материала, способного покрыть/охватить содержание лекции, не перегружая ее лишней информацией. Здесь необходимо руководствоваться принципом посильной трудности при чтении сложных для понимания/восприятия тем (в дисциплине Микроэкономика, например, такими сложными темами являются «Теория общественного выбора» или «Факторные рынки и распределение факторных доходов»). Схема, как способ визуализации, широко применяемый на лекционных занятиях, - это универсальный, но достаточно сложный для восприятия элемент. Потому, ее конструирование, наполнение может быть целесообразным на основе рисунка или будучи представленной в упрощенной форме. На рисунке 1 приведены примеры схем, перегруженных информацией и поэтому не способных дать положительного эффекта при изучении темы дисциплины.

Процесс подготовки лекции-визуализации может быть двусторонним, когда студенты являются воспринимающей стороной и когда они сами «создают информацию». В первом случае лектор-преподаватель является «поставщиком знаний». Второй случай значительнее интереснее в том плане, что студенты, проявляя самостоятельность в поиске, переработке информации, определении способов ее представления, развивают навыки наглядного моделирования, наращивают свой интеллектуальный и профессиональный потенциал.

Лекция с запланированными ошибками - это еще один метод проведения аудиторных занятий, который требует от преподавателя большой ответственности, компетентности и умения тщательно отбирать материал для ошибок и маскировать их в тексте лекции. При этом можно предложить два уровня

ошибок: первый - на знание терминологии, второй, более сложный, - системные, узловые моменты изучаемой темы/раздела дисциплины.

Достижение дидактических целей преподавателя наблюдаются в том случае, когда студентам удается не только найти все запланированные в лекции ошибки, но и озвучить правильные определения, а также предложить верные суждения. Именно это является показателем приобретения качественных теоретических знаний, сформированности практических умений ориентироваться в учебных, аналитических и других материалах, оценивать сложившуюся ситуацию.

Классификационный нриши Согтая раподо*

L 2

1 1срно.шчихтъ (срок) - ЦШБЭСрО'ШЫС расходы; - среднесрочные расходы; - жнисрочньк расходы

ФуНКЦИОНЗЛЬНОС назначение - расходы. и>:' "связанны с удоялстворсннсч жизненных [№ТрС%ОСТСН ЧСДОВСЫ, - расходы шишадьшги характера, к которым можно отнссто и расколы hj шчадд осупкепхш [грелзфкнкиатедьсхок -jcxic.ii- иц - на,ы1 н н страховые икосы (ушачнисмыс): - расходы сонииыюю, недиииншю. тьг>рн№> характера п jpyi не ичкые расходы, расходы, сшаннысс дсмтс-илоочо н» фншяшжм рынке (вклады. ссуды, страхование. noiyiira ценны» буш ■ raj; - наконлсынл и сбережения

IIo направлениям потребление (расходы на оплату обязательных щатежей н нсиц-йтсльсхнх услуг. расходы из улочяверен нс личных потребностей членов сечьи и прочие тенутиие расходы]: -ривнте(нн»сс1нинк в образование. ефноброешзе неддоенчо-стн, цпиутше ucpocpxxi нх, разви лес пишуъив i не них связей н та, что направлено на ралшше домашнею wjiicm н по»цще-ние ucrteiitiMita пиит о по чши): - кшошенне (сбсрсженнх д.и удовлетворения потребностей * будущей н инвестирование финансовых ресурсов в -жоночняура-и-она. с целью иолучсннх в Удушен хоночннесюи выюд)

[Jo уровню рОСХйДйЬ - -знчные расходы; - ссыейные расходы, рчцходы домохозяйства

Ни ЦИШЩ 'ICCIUIiy ]|рЧ1наку - текущие расходы; - образовал пс, - культура, спорт (хоббкК -здоровье. - жилищные условия и лр.

IIo рилн вирошхее фуняипоннриааннл ¿шмоло МЙС1Ы - Вфагы, саланные с содержанием ч.тенов группы: - вгра™, связанные с риангасм до ни хозяйства (материальное ■ ин1с.чсттуяльное (щ ззн :нс)

III) нможкосш планирования - плановые, - внеплановые расходы (непредвиденные)

Рисунок 1 - Неэффективные элементы визуализации

Освоение экономических дисциплин происходит за счет формирования опытных знаний, умений и навыков в процессе этапа предварительной подготовки и последующего аудиторного обсуждения результатов самостоятельного поиска. Поэтому практические и семинарские занятия должны быть хорошо продуманы и спланированы.

Рассмотрим алгоритм case-study как одного из наиболее эффективных методов проведения практических занятий:

- преподаватель задает универсальную модель поиска информации по определенной теме;

- в ходе самостоятельной подготовки студенты обрабатывают первичный массив информации, диагностируют проблему, выявляют прямые и альтернативные варианты решения;

- подготовленный таким образом case-study тщательно обсуждается в аудитории, стимулируя появление дополнительных решений.

По дисциплине «Микроэкономика» case-study предусматривает два возможных направления работы:

1. Определенный тип проблемы задается с самого начала, и студент осуществляет уже поиск актуальной информации, относящейся к этому типу проблемы. Проблемными могут быть такие микроэкономические блоки как рыночное равновесие, поведение потребителя в условиях рынка, управление затратами и результатами

деятельности компании, факторные рынки и распределение доходов.

2. Изначально перед студентом не ставится конкретная проблема. Преподаватель мотивирует его к сбору информации широкого спектра о возможных потенциальных проблемах рыночного равновесия/неравновесия, финансовой деятельности компании или домохозяйства с последующим обсуждением критических точек и путей выхода из них.

Для case-study характерны следующие разделы:

- информация о рынке или компании, их финансовой деятельности;

- информация о внешних факторах, способных оказывать влияние на экономическую деятельность выбранных объектов;

- собственно проблемная ситуация;

- дополнительные факты и справочная информация;

- вопросы.

В заключение работы с case-study появляется возможное решение проблемной ситуации, при этом готовое решение автором кейса не озвучивается в целях стимулирования альтернативных идей и вариантов решения.

Преподаватель подводит итоги кейса, комментирует и дает рекомендации. В процессе выполнения кейса студенты получают практические навыки решения проблемных ситуаций, закрепляют теоретические знания, полученные в процессе изучения теоретического курса, учатся проводить диагностику поставленной проблемы, обрабатывать и вычленять необходимую информацию, выявлять допущенные логические, аналитические и методические ошибки, предлагать обоснованные решения.

Хотелось бы отметить, что интерактивные методы обучения (деловые игры, страноведческие викторины и шоу, театральные постановки, фонетические конкурсы) являются одной из эффективных форм обучения не только базовых профессионально-ориентированных теоретических дисциплин, но и в процессе реализации коммуникативных задач на иностранном языке с применением теоретических знаний по предметам профессиональной направленности. По мнению многих современных исследователей, культурно-языковая компетенция современной языковой личности реализуется исключительно в режиме диалога или беседы одновременно в двух плоскостях: преподаватель - студент и студент - студент, что и определяет базовое понятие интерактивного обучения.

Так, например, в течение 2014-2019 гг. во Владимирском филиале Финуниверситета традиционно проводится проект с применением интерактивных технологий на иностранном языке «My Company - My Business», целью которой было обучение участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях для решения поставленных задач, в основе которых требовалось обоснование выбора открытия своего предприятия, бизнес-плана, финансового состояния, конкурентной стратегии и креативных идей развития бизнеса.

Особой популярностью среди студентов и преподавателей Владимирского филиала Финуниверситета пользуется формат направленной дискуссии (учебной, научной, проблемной) как одной из форм аудиторной работы, основанной на подготовленных студентами эссе, рефератах, тезисах. Подготовка побуждает студентов к формированию своей точки зрения, предоставлению аргументов и иллюстрирования личной позиции примерами социального или собственного опыта. Формат направленной дискуссии формирует у студентов навык постановки открытых дискуссионных вопросов.

Преподаватель играет важную роль наставника, куратора, ментора и модератора с целью помочь студентам выявить проблему и направить ход обсуждения так, чтобы студенты естественным образом пришли к разрешению проблемы, ссылаясь на ответы и уточняя идеи 202

участников дискуссии.

Подобные ситуативные занятия дают студентам возможность приобретать ключевые компетенции, работая самостоятельно и в команде, апробировать разные подходы к решению неординарных задач на практике.

Внеаудиторная работа представлена второй группой методов, включающих использование новых информационных технологий и интернет-ресурсов, обратной связи между студентом и преподавателем для получения и сдачи заданий, а также консультирования по всем возникающим вопросам. Во Владимирском филиале Финуниверситета используется широкий спектр интернет-ресурсов: научные, учебно-методические, справочные, статистические, демонстрационные материалы, нормативные документы, электронные периодические издания, университетские электронно-библиотечные системы и образовательные порталы (электронно-библиотечная система Znanium: http://www.znanium. com; электронно-библиотечная система издательства «ЮРАЙТ»: https://www.biblio-online.ru/; информационно-образовательный портал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: http:// portal.ufrf.ru/; библиотечно-информационный комплекс Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации: http://library.fa.ru; репозито-рий Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: http://repository.vzfei.ru), корпоративные программные продукты (например, учебная программа для получения практических навыков по ведению основных участков бухгалтерского учета в программе «1С: Бухгалтерия 8»).

Вебинары представляют собой виртуальный вариант лекции или семинара в синхронном режиме, позволяющий студентам активно дискутировать, выражать мнение, спорить, подключая к этому всех участников образовательного процесса в личном и общедоступном режиме обмена сообщениями. Во Владимирском филиале Финуниверситета регулярное проведение вебинаров в ходе освоения экономических дисциплин и дисциплин общеобразовательного блока (иностранный язык, в частности) позволяет использовать большое количество инструментов и сервисов сети Интернет, осуществлять многосторонние видео- и аудиоконференции, участвовать в общедоступном просмотре видеоматериалов и презентаций, текстовых чатах, опросах и голосованиях.

Безусловно, аудиторная и внеаудиторная формы интерактивных инновационных методов преподавания связаны между собой. Так, например, подготовка и использование case-study не обходится без консультаций посредством электронной почты и социальных сетей в режиме онлайн, контроля и анализа результатов обсуждения, влияющих на ход моделирования решаемой ситуации.

ВЫВОДЫ

Инновационные методы преподавания тесно связаны со встраиванием интернет-технологий и электронного обучения (e-learning) в традиционный учебный процесс - обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [9-17]. Технологии e-learn-ing позволяют комплексно решать такие проблемы, как подготовка преподавателей и обучающихся, повышение активности их взаимосвязи, разработка учебно-методического обеспечения, оснащение учебного процесса интерактивными учебно-методическими материалами, формирование аудиторных виртуальных комплексов для реализации сетевого учебного процесса по экономическим дисциплинам.

Реализация инновационных методов преподавания возможна при высоком уровне технической оснащенности образовательных учреждений, обеспечении оборудованием и программными продуктами, личной мотивированности преподавателей в освоении и применении данных технологий в учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, использование инновационных ме-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

тодов в преподавании экономических дисциплин во Владимирском филиале Финуниверситета способствует повышению эффективности усвоения теоретических знаний и формирует у студентов ряд общекультурных, инструментальных и профессиональных компетенций: культуру мышления, умение обобщать и анализировать информацию; способность размышлять над мировоззренческими, социально значимыми проблемами и процессами, происходящими в обществе, а также прогнозировать их возможное развитие в будущем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.

2. Hall G.E., Quinn L.F., Gollnick D.M. Introduction to teaching. Making a difference in student learning. SAGE Publications, USA, 2016. 592 p.

3. Ovbiagbonhia A.R., Kolloffel B., den Brok P. Educating for Innovation: Students' Perceptions of the Learning Environment and of Their Own Innovation Competence // Learning Environments Research. 2019. 3. Volume 22. P. 387-407.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3—12.

5. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования: монография. М.: Экон-Информ, 2007. 551 с.

6. Miquelon P., Vallerand R.J., Grouzet F.M.E., Cardinal G. Perfectionism, academic motivation, and psychological adjustment: an integrative model // Personality and social psychology bulletin. 2005. 7. Volume 31. P. 913-924.

7. Osmani M., Hindi N.M., Weerakkody V. Developing Employability Skills in Information System Graduates: Traditional vs. Innovative Teaching Methods // International Journal of Information and Communication Technology Education. 2018. 2. Volume 14. P. 17-29.

8. Малыгин В.Т., Андреева Л.С., Александрова Л.Ю. и др. Гуманитарные науки в экономическом вузе: монография. Ульяновск: Зебра, 2017. 109 с.

9. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.

10. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 74-80.

11. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.

12. Воронина М.А. Онлайн ресурсы ИКТ в реализации ФГОС во по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 142-147

13. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 190-192.

14. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

15. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

16. Кирдан А.П. Инновационные технологии профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 2730.

17. Морозова Ю.В. Использование электронного обучающего курса Moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 96-99.

18. Klinkov G.T. Technological and profiling education at universities: active methods // American Journal of Pedagogy and Education. 2014. Т. 4. № 2. С. 7-15

Статья поступила в редакцию 13.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.