Научная статья на тему 'Проблемы влияния маркетинга на инновационность предприятия'

Проблемы влияния маркетинга на инновационность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров Сергей Владимирович, Суздалева Гульназ Ришатовна

Рассмотрены проблемы влияния взаимосвязи стратегического и оперативного маркетинга на инновационность предприятия. Сформулированы основные принципы взаимодействия уровней маркетинга и гипотезы, касающиеся характера и специфики влияния маркетинга на эффективность предприятияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комаров Сергей Владимирович, Суздалева Гульназ Ришатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of correlation influence between strategic and active marketing on innovativeness of enterprise was examined. The main principles of interaction between marketing levels and hypothesisses concerning the character and specialization of the marketing influence on enterprise's effectiveness were formulated

Текст научной работы на тему «Проблемы влияния маркетинга на инновационность предприятия»

6. Аналитическая справка о туристской отрасли Псковской области (2009) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gkt.pskov.ru/sites/default/files/itik-12-2010-01-2011_0.pdf

7. Стратегия развития Псковской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/regions/25/strategypskov.htm

8. Псковская держава: краеведческий архив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. derjavapskov.ru/namedni/3588

9. Забаева, М.Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы, методы [Текст] / М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - С. 89-98.

10. Управление развитием государственно-частного партнерства в сфере туризма [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - 2009 г. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/upravle-nie-razvitiem-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-turizma

УДК 001.895:658.8.012.2

С.В. Комаров, Г.Р. Суздалева

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГА НА ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Маркетинг на современном предприятии нужно рассматривать как иерархическую систему, состоящую из стратегии и операций [3]. В разрезе иерархического подхода к управлению предприятием становится актуальным рассмотрение влияния взаимосвязи стратегического и оперативного маркетинга на эффективность деятельности компании в целом и на ее инновационность в частности. Существует множество определений термина «инновационность». Мы же будем придерживаться следующих: инновационность - это способность обновляться, проводить внутри-организационные перестройки [6]; это качественная характеристика способности организации обновляться по критериям технологичности, науко-емкости, динамичности [7]. То есть компанию можно назвать инновационной, если она обладает возможностями, способствующими постоянному внедрению инноваций, и постоянно ими пользуется. Причем, необходимо учитывать интенсивность, частоту, содержательную составляющую внедряемых инноваций (качество инновации - от небольшого улучшения в продукте, технологии, в организации производства до новинки мирового уровня). Степень открытости инновациям современных предприятий сегодня имеет большое значение в силу высоких темпов роста экономики, быстрой смены применяемых технологий, ужесточения требований потребителей, обострения конкурентной

борьбы, вложений в инновационную и научную сферы со стороны государства и пр.

Как показывает анализ ряда работ, ключевыми для определения влияния маркетинга на инновационность предприятия являются следующие моменты:

- формулировка принципов, на основании которых будет строиться взаимодействие уровней маркетинга на предприятии;

- определение характера влияния маркетинга на инновационность.

Нами проведен анализ ряда концепций, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия уровней маркетинга на предприятии1.

1 Рассмотрены труды следующих ученых: Ж.-Ж. Лам-бен, И. Ансофф, Дж. С. Дэй, Дж. Траут, Т.Г. Данько, Ф. Вебстер, А. Райанс, Ж. Ландреви, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, С.В. Мхитарян и др. Анализ проведен на предмет разделения маркетинга по различным уровням, в частности, на стратегический и оперативный. Проведена систематизация порядка двадцати авторских подходов с делением их на три группы. В целом все факторы дифференциации по уровням можно свести к трем: деление по уровням управления, по решаемым задачам (выполняемым функциям), по этапам единого процесса управления. Мы обозначили их как «уровневый», «функциональный», «процессуальный» способы определения взаимосвязи стратегического и оперативного маркетинга.

Благодаря этому анализу, можно определить следующие принципы взаимодействия стратегического и оперативного маркетинга: принцип иерархии (выделение различных уровней управления, между которыми разделены определенные задачи); принцип активности, или саморазвития (приоритет внутренних взаимоотношений и факторов над факторами и процессами внешней среды); принцип обратной связи (приоритет будущего над прошлым).

Эти принципы носят общий философско-методологический характер [5]. Очевидно, что они играют роль основополагающих принципов управления вообще, однако применительно к системам управления маркетингом на предприятии требуют конкретизации. Считаем, что они могут быть конкретизированы через следующие подпринципы (см. таблицу).

Основные принципы взаимосвязи и взаимовлияния иерархических уровней маркетинга

Основополагающий принцип Подпринципы

Принцип иерархии Отсутствие формального представительства. Конструктивность. Проницательность. Системность. Взаимодействие. Координация

Принцип активности Поощрение открытой дискуссии. Ориентация на результат. Близость к потребителю. Перспективность. Взаимовлияние

Принцип обратной связи Информативность. Гибкость. Распределение ресурсов. Позволять экспериментировать сотрудникам. Близость к потребителю. Своевременность

Реализация этих принципов в управлении предприятием, по нашему мнению, ведет к повышению управляемости предприятием вообще. Однако именно в рамках уровневого подхода к управлению маркетингом на предприятии и встает вышеуказанный вопрос о характере

и степени влияния стратегического и оперативного маркетинга на инновационность компании. В современной литературе этот вопрос - о влиянии взаимосвязи уровней маркетинга на инновацион-ность - практически не рассматривается. Исследованию вопросов влияния маркетинга в целом на инновационность предприятия в современной литературе посвящено относительно небольшое количество источников, например [1, 2, 8].

Между тем, решение этого вопроса является ключевым для развития предприятия, изменения организационной структуры управления и управления маркетингом. Так, Ф. Уэбстер отмечает несколько моментов, оказывающих влияние мар-

ч 2

кетинга на успешность инноваций2:

- успех коммерциализации инноваций (когда техническая разработка завершена) напрямую связан со степенью, в которой интегрированы действия службы НИОКР и маркетингового отдела;

- промышленные компании часто не в полной мере используют результаты работы технических специалистов, поскольку служба маркетинга и производство не сотрудничают друг с другом и не координируют свои действия с усилиями службы НИОКР;

- неспособность топ-менеджеров и маркетологов оценить важность функциональной взаимозависимости и довести до необходимого состояния межфункциональную скоординированность;

- недооценка важности управления взаимодействием отдел маркетинга - служба НИОКР и значимости соответствия технических возможностей рыночным потребностям [2, с. 205];

- маркетолог должен рассматривать инновационный продукт не просто как техническое достижение, а как продукт, имеющий динамичную связь с характеристиками компании-клиента, т. е. как способ решения проблемы клиента [Там же, с. 207].

В свою очередь, исследования Дж. Дэя выявили несколько препятствий для ориентации на рынок инновационных компаний [1, с. 56]:

- наличие культуры, ориентированной на новые технические разработки. Такая культура стимулирует уверенность в том, что покупатели не знают, чего они хотят, а исходная маркетинговая информация просто отражает то, что

2 Фр. Уэбстер отмечает эти моменты применительно к промышленным предприятиям и вообще к сфере В2В.

делают конкуренты. В компании господствует мнение, согласно которому служба маркетинга не обладает достаточными техническими знаниями и не имеет представления о новейших технологиях;

- организационная структура, где большинство традиционных маркетинговых задач, таких как управление продуктом и разработка стратегии, в значительной степени решаются инженерно-техническими группами, которые к тому же несут ответственность за прибыльность;

- неослабевающее давление на рынок фактора времени, обусловленное стремительными изменениями. В результате инженерам часто приходится полностью игнорировать службу маркетинга при установлении контактов с покупателями.

На основании вышеизложенного можно сформулировать ряд положений, касающихся подходов к стратегии и операциям маркетинга, принципам взаимосвязи уровней и влияния маркетинга на инновационность.

Многие компании вообще не имеют стратегии, ограничиваясь выполнением функций оперативного маркетинга. При этом участники операционного маркетинга не просто исполнители стратегических решений, «спущенных сверху»; они в своих условиях «живут своей жизнью». Это приводит к тому, что процент выполненных стратегических решений на оперативном уровне низок; процент решений, эффективность которых оценена и проведена коррекция, т. е. использована обратная связь, крайне низок3. Уровень исполнителей (операционный) «подстраивается» под принятые без должного анализа стратегические решения в силу того, что нет эффективно функционирующей службы контроля прохождения решений и обратной связи между двумя уровнями. В промышленности практически не осталось предприятий, которые бы не внедрили маркетинговые службы. Но, как показывает практика, эффективность подобных служб на большинстве промышленных предприятий чрезвычайно низка [9, с. 40].

На основании вышеизложенного выдвинем ряд гипотез относительно роли маркетинга

3 Материалы сайта www.onconference.ru

в развитии предприятия, требующих своего обоснования:

1. Эффективное взаимовлияние и взаимодействие стратегического и оперативного маркетинга способствует росту инновационности предприятия, его конкурентоспособности.

2. Управление инновационностью предприятия в качестве обязательного элемента предусматривает создание системы взаимодействия стратегического и оперативного маркетинга, включающей управление маркетингом на основе принципов иерархии, саморазвития и обратной связи.

3. Для постановки системы взаимодействия уровней маркетинга, положительно влияющих на инновационность и развитие предприятия, нужна разработка организационно-экономической модели.

4. При разработке модели и ее внедрении необходимо учитывать следующие аспекты: организационную структуру предприятия и отдела, процессы планирования, управление затратами маркетинга, документирование маркетинговой деятельности, управление персоналом службы маркетинга, управление рисками маркетинговой деятельности, результативность и эффективность маркетинга.

5. Для бесперебойного функционирования модели нужно разработать индикаторы, показатели, по которым будет проводиться оценка эффективности маркетинговой деятельности в целом, стратегического и оперативного маркетинга, их взаимодействия и взаимовлияния.

Как уже указывалось, эти гипотезы требуют детального обоснования в виде разработки организационно-экономической модели управления маркетингом на предприятии в соответствии с вышеприведенными принципами.

Обоснование этой модели будет заключаться в изменении инновационности предприятия на основании измерения ряда параметров, критериев инновационности, частично зависящих от характера и степени взаимосвязи и взаимодействия уровней маркетинга.

Разработка и внедрение этой модели позволит нивелировать недостатки функционирования маркетинга и повысить инновационность современных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дэй, Дж. С. Организация, ориентированная на рынок: как понять, привлечь и удержать ценных клиентов [Текст] / Джордж С. Дэй; [пер. с англ. В.И. Кузина; под ред. и предисл. проф. И.В. Андреевой]. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с. - (Клиентомания).

2. Основы промышленного маркетинга [Текст] / Фредерик Уэбстер. - М.: Изд. дом Гребенникова, 2005. - 416 с.

3. Перский, Ю.К. Иерархический анализ экономики: методы и модели [Текст] / Ю.К. Перский, Д.Н. Шульц. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 203 с.

4. Эткинсон, Дж. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры [Текст] : учеб. пособие : пер. с англ. / Дж. Эткинсон, Й. Уилсон; под ред. проф. Ю.А. Цып-кина. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 471 с.

5. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. - М., 1978.

6. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде [Текст] / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. -№ 6. - С. 9.

7. Аксенова, Ж.Н. К вопросу об оценке иннова-ционности региональной экономической системы Текст] / Ж.Н. Аксенова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1(29).

8. Kohli, Ajay K. Market Orientation: The Construct, Research Propositions, and Managerial Implications [Text] / Ajay K. Kohli, Bernard J. Jaworski // Journal of Marketing. - Vol. 54. - April 1990.

9. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика [Текст] / П. Дойль. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.

УДК 338.45:69

А.Н. Цветков

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Применительно к строительной организации можно сказать, что устоявшегося определения ее конкурентоспособности как экономической категории еще нет. Существующие принципиальные отличия в экономической природе строительной продукции и продукции других отраслей не позволяют механически переносить теорию и методы оценки конкурентоспособности из одной сферы в другую [1].

Для определения конкурентоспособности строительной организации необходимо учитывать специфику производимой ею продукции. Основное отличие конкурентоспособности строительной организации заключается, прежде всего, в более полном наборе характеристик, детерминирующих ее конкурентоспособность. Ключевая цель ее оценки при этом - выявление слабых сторон в производственно-хозяйственной дея-

тельности и разработка системы мероприятий по их улучшению.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность строительной (инвестиционно-строительной) организации» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с основной целью ее деятельности - реализацией инвестиционных проектов. По экономическому содержанию конкурентоспособность обеспечивается комплексом маркетинговых, информационно-рекламных, финансово-инвестиционных, научно-производственных и кадровых целенаправленных мероприятий управляющей компании, позволяющих получить наилучшие результаты в процессе достижения конечной цели инвестиционных проектов.

Возможна оценка конкурентоспособности через сравнение собственного предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.