Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне (на примере Псковской области)'

Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне (на примере Псковской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баранова Светлана Анатольевна

Проанализирована роль государственного регулирования в функционировании предпринимательских структур туристской индустрии, выявлены проблемы взаимодействия частного и государственного секторов, предложены возможные пути их решения на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Баранова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article has a complex analysis of the role governmental regulation plays in tourism industry businesses development, reveals the main problems in cooperation between state and private structures, and suggests possible ways of this cooperation improvement on a regional level (Pskov region example).

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне (на примере Псковской области)»

-►

Предпринимательство и маркетинг

УДК 338.48

С.А. Баранова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Роль государственного регулирования предпринимательских структур в целом и индустрии туризма в частности определяется единой средой функционирования частного и государственного секторов и взаимосвязью целей и задач их деятельности. Так, государство может достичь своих целей по обеспечению качества жизни населения путем регулирования и поддержки туристского бизнеса, способствуя при этом не только созданию новых рабочих мест и повышению занятости, но и удовлетворению потребности населения в качественном отдыхе. В свою очередь, предпринимательские структуры заинтересованы в государственной поддержке своей деятельности не только в период кризисных явлений в мировой и национальной экономиках, но и в период стабильного развития, особенно в тех сферах, регулировать которые самостоятельно эти структуры не способны (продвижение национального турпродукта, внешнеэкономическая, таможенная и другие виды политик).

Цель данной статьи - определение роли государственного регулирования в функционировании предпринимательских структур туристской индустрии, выявление проблем взаимодействия частного и государственного секторов и предложение возможных путей их решения на региональном уровне. В качестве примера для исследования выбрана Псковская область, где туристская индустрия признана одним из секторов первой группы приоритетности в рамках Стратегии социально-экономического развития области до 2020 г. благодаря огромному турист-

скому потенциалу, который определяется значительным историческим наследием и приграничным положением местности [1].

Роль государства в функционировании индустрии туризма мы предлагаем рассматривать с точки зрения основных функций и методов, реализуемых органами государственной власти в целях воздействия на предпринимательские структуры. Различные авторы, изучающие государственное регулирование предпринимательства (Н.Г. Сагидова [2], В.И. Кушлин, Н.А. Волгин [3], Е.В. Самофалова [4] и др.), разделяют методы такого регулирования на прямые и косвенные в соответствии со степенью воздействия на предпринимательские структуры. Однако подходы к группировке методов согласно данному признаку сильно различаются в зависимости от сферы научных и практических интересов авторов. Мы предлагаем рассматривать прямое государственное регулирование индустрии туризма как форму воздействия органов власти на микросреду данной индустрии с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей развития. Микросреда турбизнеса включает в себя предпринимательские структуры (туроператоров и турагентов (ТО/ТА), предприятия питания, средства размещения, транспортные предприятия и производителей туристской продукции), а также их контрагентов (поставщиков материальных и финансовых ресурсов и потребителей). Косвенное государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма проявляется,

Косвенное влияние

е

ик

ск ы

е р

ч о

и т

ити к а

л о -е

По

-е ы

ич р о

-е а окт

р г а -е

а д о м е и

е р с е и к с

о

окр а Ма - ы

-е ч и м р о окт

о а

н -е

о е

к т ск

е

-о н л ыы н ыр

л ро

а ут

и тк

ц о

и ку

Поставщики

материальных ресурсов финансовых ресурсов

Ресурсы

Рынок ресурсов

Предпринимательские структуры индустрии туризма

ТО/ ТА Средства размещения Предприятия питания Производители турпро-дукции Транспортные предприятия

---►

Туристические услуги

Потребители

Юридические лица

Физические лица

Микросреда индустрии туризма

Все виды политик

Рис. 1. Модель государственного регулирования макро- и микросреды индустрии туризма

на наш взгляд, в формировании различных политических, экономических, социально-культурных и демографических условий макросреды функционирования данных структур путем проведения различных видов политик: внешнеэкономической, налоговой, таможенной, кредитно-денежной и т. д. Модель воздействия государства на макро- и микросреду индустрии туризма представлена на рис. 1.

Макро- и микросреда образуют бизнес-среду индустрии туризма - совокупность факторов, условий деятельности и особенностей окружения субъектов бизнеса в сферах создания и реализации товаров и услуг, осуществления работ [5]. Согласно теории СВОТ-анализа основными характеристиками макросреды являются угрозы и возможности, реально или потенциально воздействующие на предпринимательские структуры. Микросреда характеризуется наличием

сильных и слабых сторон индустрии, определяющих тенденции ее развития.

Для выявления проблем государственного регулирования индустрии туризма на региональном уровне и предложения возможных путей их решения мы провели СВОТ-анализ бизнес-среды индустрии туризма на примере Псковской области, изучив основные угрозы и возможности макросреды и сильные и слабые стороны микросреды данной отрасли (см. табл. 1 и 2).

Таким образом, основные сильные стороны микросреды индустрии туризма определяются наличием государственных и общественных организаций, ответственных за продвижение турпродукта области и проведение маркетинговых исследований. Основные слабые стороны включают в себя недостаток средств размещения и неразвитость транспортной инфраструктуры, оказывающие влияние на снижение числа

Таблица 1

Характеристики микро- и макросреды индустрии туризма Псковской области

Микросреда

Сильные стороны

Фактор Влияние

Наличие Ассоциаций предпринимателей индустрии туризма («АСТУР» и «Центр развития туризма») Консолидация усилий различных субъектов туриндуст-рии по развитию инфраструктуры, продвижению турпродукта, реализации проектов

Наличие Координационного совета по развитию туризма Обеспечение взаимодействия предпринимателей туриндустрии, органов власти и общественных организаций

Наличие туристических информационных центров Обеспечение продвижения турпродукта, информирование туристов, формирование индивидуальных туристских программ

Наличие Института регионального развития Проведение мониторинга и маркетинговых исследований индустрии туризма

Слабые стороны

Нехватка профессиональных кадров среднего звена в сфере туризма [6] Проблемы кадрового обеспечения предприятий питания и размещения, культурно-развлекательных предприятий

Нехватка средств размещения средней ценовой категории и номерного фонда (восьмое место по СЗФО [6]) Снижение числа туристов со средним уровнем дохода, в том числе самодеятельных туристов

Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры (состояние дорог, наличие стоянок, кемпингов и т. д.) [7] Снижение числа транзитных и самодеятельных туристов, в том числе из стран Балтии

Неразвитость транспортного сообщения (авиа- и ж/д сообщение не ориентировано на въездной поток, слабая транспортная база внутри области, включая речной поток) Снижение числа самодеятельных туристов (по данным института регионального развития, доля самодеятельного туризма составляет 90 % от въездного потока)

Отсутствие речного транспорта и водных маршрутов, несмотря на наличие природных ресурсов [7] Снижение туристского потенциала области и потенциальных доходов от туризма

Старый автобусный парк [7] Снижение качества обслуживания туристов и спроса на турпродукт области

Макросреда

Угрозы

Низкий ВРП на душу населения (ниже более чем в два раза, чем средний ВРП по СЗФО и РФ [6]) Небольшие объемы инвестиций областной администрации в развитие туристкой инфраструктуры

Высокий уровень коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления (по данным областного мониторинга коррупционной ситуации) Сложность продвижения и реализации проектов по развитию туристкой инфраструктуры

Высокий уровень преступности [8] Сложность обеспечения безопасности туристов

Снижение численности населения (за 2001-2010 гг. численность населения уменьшилась на 22 %, или 93,2 тыс. чел.) Нехватка кадров в индустрии туризма

Окончание табл. 1

Микросреда

Возможности

Влияние мирового экономического кризиса на структуру турпотоков и возможность увеличения доли области в туристском секторе [6] При формировании адекватного предложения туристский поток может быть перенаправлен на развитие внутреннего туризма

Приграничное положение региона, близость к странам Европейского Союза Возможность выхода на европейские рынки сбыта

Утверждение туристического и транспортно-логистического комплексов в качестве секторов первой группы приоритетности в рамках Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 г. Возможность привлечения инвестиций в развитие туристской и транспортной инфраструктур

Огромное историческое наследие [1] Сильный туристический потенциал

Формирование Псковского государственного университета Повышение кадрового потенциала области и снижение миграции молодежи

Таблица 2

Результаты СВОТ-анализа бизнес-среды индустрии туризма Псковской области

Макросреда Микросреда Возможности Приграничное положение. Историческое наследие. Утверждение туристического и транс-портно-логистического комплексов в качестве секторов первой группы приоритетности. Создание Псковского государственного университета Угрозы Низкий ВРП. Высокий уровень коррупции. Снижение численности населения. Низкий объем платных услуг населению. Строгая визовая политика

Сильные стороны Наличие ассоциаций предпринимателей. Наличие Координационного совета по туризму. Наличие туристских информационных центров. Наличие Института регионального развития С помощью Координационного совета использовать возможности развития транспортно-логистического комплекса для формирования туристической инфраструктуры С помощью Института регионального развития проводить маркетинговые исследования индустрии туризма для выявления потенциального спроса

С помощью ассоциаций предпринимателей добиться открытия специальности «Туризм» в Псковском государственном университете Использование ассоциаций предпринимателей в качестве консалтинговых органов при принятии решений о развитии туризма

Слабые стороны Нехватка профессиональных кадров среднего звена. Нехватка средств размещения средней ценовой категории. Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры Привлечение государственных заказов в рамках стратегии социально-экономического развития области для развития инфраструктуры туризма Создание механизма государственно-частного партнерства для преодоления слабых сторон бизнеса и увеличения ВРП и качества жизни населения за счет эффекта мультипликатора

Продвижение регионального турпро-дукта с использованием возможностей «приграничное положение» и «историческое наследие» для увеличения спроса за счет освоения новых рынков сбыта

самодеятельных и транзитных туристов, составляющих основу въездного турпотока в область. Основными возможностями развития индустрии туризма в Псковской области мы считаем наличие огромного туристского потенциала, выхода на европейские рынки сбыта, а также вероятность привлечения инвестиций в развитие транспортной и туристской инфраструктур. При этом основными угрозами остаются коррупция, сложность обеспечения безопасности туристов, низкая численность населения, вызывающая проблемы с кадровым обеспечением индустрии.

В табл. 2 сформулированы основные стратегии развития туристкой индустрии Псковской области. На наш взгляд, наиболее действенной стратегией является создание механизма государственно-частного партнерства, который широко используется странами-участниками Европейского союза, Всемирной туристской организации, Шенгенского и других международных соглашений и объединений [9].

Под государственно-частным партнерством понимают особую систему экономических отношений между государством и бизнесом, цель которых заключается в объединении опыта, умений и ресурсов партнеров для удовлетворения общественных потребностей при помощи использования государственной (муниципальной) собственности, природных ресурсов и привлечения частных компаний к видам деятельности, находящимся в компетенции государства [10]. По нашему мнению, для преодоления угроз макросреды индустрии туризма Псковской области и устранения слабых сторон ее микросреды целесообразно создание института государственно-частного партнерства на базе Координационного совета по развитию туризма при Государственном комитете Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию. Институт государственно-частного партнерства как один из методов государственного регулирования индустрии туризма будет способствовать более эффективному использованию туристского потенциала, привлечению инвестиций и турпотоков, укреплению авторитета Псковской области, увеличению доходов от туристской деятельности, а значит, и увеличе-

нию занятости населения. С другой стороны, данный институт будет обеспечивать более эффективное функционирование ассоциаций предпринимателей индустрии туризма, органов власти, Института регионального развития, на данный момент действующих обособленно, зачастую дублируя задачи друг друга.

На наш взгляд, для успешного осуществления деятельности института государственно-частного партнерства на региональном уровне необходимо создание организационной структуры, объединяющей региональные органы государственной власти, предприятия туристской индустрии, образовательные учреждения и население. Мы предлагаем организовать такой институт на базе координационного органа региональной администрации, в задачи которого следует включить осуществление взаимодействия между всеми ключевыми структурами, функционирующими в сфере туризма (рис. 2).

В модели взаимодействия частных и государственных структур индустрии туризма на региональном уровне, представленной на рис. 2, нами определены основные функции органов государственной власти по регулированию предпринимательской деятельности. На региональном уровне целесообразно реализовывать регламентирующую функцию (установление правил и норм предпринимательской деятельности в индустрии туризма), функции планирования и прогнозирования (определение основных направлений развития индустрии туризма, анализ основных тенденций и моделирование возможностей развития) и поддержки (принимаемые органами государственной власти меры в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий развития туризма и туристской индустрии). Основной целью создания координационного органа по развитию туризма является осуществление взаимодействия между всеми государственными, общественными и частными структурами, функционирующими в данной индустрии, а также консолидация их функций и обеспечение эффективности их деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для решения проблем взаимодействия частного и государственного секторов индустрии туризма Псковской области мы

Государственные учреждения, выполняющие функции по регулированию:

занятости населения

международных отношений

Функция \ ^планирования

и прогнозирования -------------

Координационный орган по развитию туризма

Учреждения профессионального образования

Функция поддержки

гл

е Ре

Ассоциации предпринимателей ^"функция

туристкой индустрии

ц

к

н

у

ф

ая ащ

ю у

р и

ц

к

н

у

Фу

поддержки

защиты прав потребителей и благополучия человека ~Ж

ц

к

н

у

ф

Предпринимательские структуры индустрии туризма

Профсоюзы

Турпродукт

Рабочая Потребители

сила Физические лица Юридические лица

Рис. 2. Модель взаимодействия частных и государственных структур индустрии туризма

на региональном уровне

предлагаем создать институт государственно-частного партнерства в данной индустрии на базе Координационного совета по развитию туризма при государственном комитете Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию. Разработана его организационная структура (рис. 2) и определены функции органов государственной власти и общественных организаций по воздействию на туристские предприятия. Создание такого института позволит вывести туристскую индустрию Псковской области на качест-

венно новый уровень развития, сосредоточив консолидированные усилия всех ее участников на решении наиболее важных задач ее функционирования. Поскольку туристская индустрия признана одним из секторов первой группы приоритетности в рамках Стратегии социально-экономического развития области до 2020 г., ее эффективное функционирование является определяющим фактором для увеличения ВРП региона, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни его населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурно-историческое наследие Псковской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rrbg.ru/index.php7option = com_content&view = article&id = 1076&itemid = 1166&1а^ = ги

2. Сагидова, Н.Г. Организационно-экономический механизм государственного регулирования развития туризма [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.Г. Сагидова. - Махачкала, 2010.

3. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] : учебник для вузов / Рос. акад. гос.

службы при Президенте РФ; под общ. ред. В.И. Куш-лина, Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2001. - 735 с.

4. Самофалова, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. Э.Н. Кузьбожева. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 261 с.

5. Экономическая среда бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://market-pages.ru/bussi-nesZ77.html

6. Аналитическая справка о туристской отрасли Псковской области (2009) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gkt.pskov.ru/sites/default/files/itik-12-2010-01-2011_0.pdf

7. Стратегия развития Псковской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/regions/25/strategypskov.htm

8. Псковская держава: краеведческий архив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. derjavapskov.ru/namedni/3588

9. Забаева, М.Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы, методы [Текст] / М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - С. 89-98.

10. Управление развитием государственно -частного партнерства в сфере туризма [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - 2009 г. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/upravle-nie-razvitiem-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-turizma

УДК 001.895:658.8.012.2

С.В. Комаров, Г.Р. Суздалева

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГА НА ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Маркетинг на современном предприятии нужно рассматривать как иерархическую систему, состоящую из стратегии и операций [3]. В разрезе иерархического подхода к управлению предприятием становится актуальным рассмотрение влияния взаимосвязи стратегического и оперативного маркетинга на эффективность деятельности компании в целом и на ее инновационность в частности. Существует множество определений термина «инновационность». Мы же будем придерживаться следующих: инновационность - это способность обновляться, проводить внутри-организационные перестройки [6]; это качественная характеристика способности организации обновляться по критериям технологичности, науко-емкости, динамичности [7]. То есть компанию можно назвать инновационной, если она обладает возможностями, способствующими постоянному внедрению инноваций, и постоянно ими пользуется. Причем, необходимо учитывать интенсивность, частоту, содержательную составляющую внедряемых инноваций (качество инновации - от небольшого улучшения в продукте, технологии, в организации производства до новинки мирового уровня). Степень открытости инновациям современных предприятий сегодня имеет большое значение в силу высоких темпов роста экономики, быстрой смены применяемых технологий, ужесточения требований потребителей, обострения конкурентной

борьбы, вложений в инновационную и научную сферы со стороны государства и пр.

Как показывает анализ ряда работ, ключевыми для определения влияния маркетинга на инновационность предприятия являются следующие моменты:

- формулировка принципов, на основании которых будет строиться взаимодействие уровней маркетинга на предприятии;

- определение характера влияния маркетинга на инновационность.

Нами проведен анализ ряда концепций, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия уровней маркетинга на предприятии1.

1 Рассмотрены труды следующих ученых: Ж.-Ж. Лам-бен, И. Ансофф, Дж. С. Дэй, Дж. Траут, Т.Г. Данько, Ф. Вебстер, А. Райанс, Ж. Ландреви, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, С.В. Мхитарян и др. Анализ проведен на предмет разделения маркетинга по различным уровням, в частности, на стратегический и оперативный. Проведена систематизация порядка двадцати авторских подходов с делением их на три группы. В целом все факторы дифференциации по уровням можно свести к трем: деление по уровням управления, по решаемым задачам (выполняемым функциям), по этапам единого процесса управления. Мы обозначили их как «уровневый», «функциональный», «процессуальный» способы определения взаимосвязи стратегического и оперативного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.