Научная статья на тему 'Фазы реализации и основные направления развития государственно- частного партнерства в индустрии туризма (на примере Ростовской области)'

Фазы реализации и основные направления развития государственно- частного партнерства в индустрии туризма (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петрулевич Ирина Анатольевна

В статье предложена процессуальная модель государственно-частного партнерства, использование которой позволило рассмотреть наиболее перспективные направления развития индустрии туризма в Ростовской области. Модель включает выявление целевых групп, координацию их потребностей путем сопоставления результатов объективных возможностей развития туристической отрасли в регионе и ее субъективной оценки представителями целевых групп. В результате удалось выявить перспективные направления поддержки туристских предприятий в рамках государственно-частного партнерства, обеспечив при этом баланс интересов частных и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фазы реализации и основные направления развития государственно- частного партнерства в индустрии туризма (на примере Ростовской области)»

УДК 316

Петрулевич Ирина Анатольевна

доктор социологических наук, профессор кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений. «Южный федеральный университет» [email protected]

Irina A. Petrulevich

doctor of sociological sciences,

professor of department of

historical political science

Institute of history and international relations.

«The southern federal university»

[email protected]

Фазы реализации и

основные направления развития государственно-частного партнерства в индустрии туризма (на примере ростовской области)

Implementation phases and

the main directions of development of public-private partnership in the tourism industry (on the example of the rostov region)

Аннотация. В статье предложена процессуальная модель государственно-частного партнерства, использование которой позволило рассмотреть наиболее перспективные направления развития индустрии туризма в Ростовской области. Модель включает выявление целевых групп, координацию их потребностей путем сопоставления результатов объективных возможностей развития туристической отрасли в регионе и ее субъективной оценки представителями целевых групп. В результате удалось выявить перспективные направления поддержки туристских предприятий в рамках государственно-частного партнерства, обеспечив при этом баланс интересов частных и государственных структур.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, индустрия туризма в регионе, туристский потенциал региона.

Annotation. Summary. In article the procedural model of public-private partnership which use allowed to consider the most perspective directions of development of the industry of tourism in the Rostov region is offered. The model includes identification of target groups, coordination of their requirements by comparison of results of objective opportunities of development of a tourist industry for the region and its value judgment by representatives of target groups. As a result it was succeeded to reveal the perspective directions of support of the tourist entities within public-private partnership, having provided at the same time balance of interests of private and government institutions.

Keywords: public-private partnership, the tourism industry in the region, the tourist capacity of the region.

В настоящее время внимание экономистов и социологов сконцентрировано на проблеме взаимодействия административных и коммерческих структур в сфере туризма. Это связано с ее практической актуальностью, особенно для регионов России, которые заинтересованы, с одной стороны, в получении инвестиций, а с другой - в консолидации местного сообщества путем создания привлекательного образа территории.

Взаимодействие органов власти и бизнес-структур обозначается в социальных науках термином «государственно-частное партнерство». «Под государственно-частным партнерством в сфере туризма, - пишет Е.С. Митрофанова, - понимают институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в туриндустрии» [1]. Для объяснения процессов туристско-рекреацион-ного развития регионов ученые создают теории среднего уровня, позволяющие оценить потен-

циал территории и выявить способы его оптимизации управленческими средствами.

Особый интерес для социологов представляет изучение государственно-частного партнерства в сфере туризма с позиций взаимодействия формальных социальных групп, их потребностей и мотивации. Этой предметной логике соответствует процессуальная модель изучения государственно-частного партнерства, использование которой позволит наметить новые векторы развития туристско-рекреационного потенциала Ростовской области.

Подготовительная фаза государственно-частного партнерства в сфере туризма предполагает выявление целевых групп, заинтересованных в продуктивности этого взаимодействия и их потребности. К первой группе относятся органы исполнительной власти, заинтересованные в обеспечении высокого качества жизни населения и, как следствие, устойчивого развития региона при ограниченности ре-

сурсов. Например, в развитии туризма заинтересованы и органы исполнительной власти Ростовской области (в частности, Управление информационной политики, Департамент инвестиций и предпринимательства, Отдел по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики, Отдел по вопросам охраны здоровья населения, социального развития, труда и занятости и др.). Вторую группу составляют бизнес-структуры, стремящиеся к извлечению прибыли от реализации туристической деятельности, что возможно при поддержке имеющих большой потенциал видов туризма и субъектов туриндустрии. В Ростовской области к ним относятся туроператоры и турагенты, предприятия и работники туристской индустрии, гостиничный сектор, производители туристской продукции, средства питания, культурные учреждения, К третьей группе относится население Ростовской области, заинтересованное в улучшении социальной сферы посредством увеличения занятости и уровня доходов, развития инфраструктуры и расширения сферы социальных услуг за счет развития индустрии туризма.

На основной фазе изучения государственно-частного партнерства предстоит выяснить, насколько согласуются потребности целевых групп. Для этого сопоставляются объективные возможности и их реальная оценка представителями различных групп. Выявление объективных возможностей органов исполнительной власти сопровождается обращением к стратегиям социально-экономического развития региона и программе развития туризма, что позволит определить приоритетные направления развития этой отрасли экономики.

В региональной Стратегии социально-экономического развития до 2020 года сформулированы основные направления развития государственно-частного партнерства в индустрии туризма. Согласно документу, целью туристической деятельности является «обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах» [2]. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач: « формирование привлекательного образа Ростовской области на российском и международном туристских рынках; развитие новых направлений въездного и внутреннего туризма; увеличение туристского потока на территорию Ростовской области» [3]. Показателями достижения цели и решения задач являются увеличение потока туристов в Ростовскую область и возрастание в валовом региональном продукте доли добавленной стоимости от индустрии туризма.

Следовательно, цель и задачи развития индустрии туризма Администрацией Ростовской области вызваны, с одной стороны, необходимостью удовлетворения потребностей населения в отдыхе и свободном передвижении, а с другой -развитием сопряженных с туризмом отраслей производства и услуг, которые способствуют формированию валового внутреннего продукта, созданию новых рабочих мест и повышению доходов регионального бюджета.

Администрацией Ростовской области разработана программа «Развитие культуры и туризма», направленная на создание туристического кластера, который будет специализироваться на таких видах туризма, как «рекреационный туризм (туризм с целью развлечения и отдыха - отдых на воде, отдых на селе, рыбалка и охота); культурно-исторический (познавательный) туризм; деловой, научный и образовательный виды туризма; автомобильный туризм (автотуризм); этнографический и событийный виды туризма; экологический туризм природоохранной направленности; спортивный и экстремальный виды туризма; оздоровительный туризм и другие виды туризма» [4]. Наиболее приоритетным, определяемым потребительским спросом, в регионе является деловой туризм, доля участников которого составила 50 %, хотя общероссийский показатель делового туризма составляет лишь 18 процентов [5]. Это связано с высоким статусом города Ростова-на-Дону как столицы Юга России, а также с наличием развитой транспортной инфраструктуры, интересным культурно-историческим наследием и самобытными донскими традициями.

Другим основанием развития государственно-частного партнерства в индустрии туризма являются объективные возможности предпринимательских структур, которые оцениваются путем анализа показателей туристского потенциала региона. Особенно важную роль в развитии индустрии туризма играют системы малого и среднего бизнеса. Так, в Ростовской области предпринимательские структуры участвуют в поддержке субъектов туристской инфраструктуры и наиболее перспективных видов туризма. В связи с ежегодным ростом туристского потока, увеличивается количество туристов, настроенных на рекреационный и культурно-исторический отдых. Соответственно, увеличивается спрос на внутренние туристские услуги, что ведет к строительству малых и средних гостиниц и увеличению объема инвестиционных предложений по туристическому строительству. Развитие малого предпринимательства в туристической индустрии происходит путем увеличения спроса на сувенирную продукцию. Прямая поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма оказывается путем организации профессиональных конкурсов, которые проводятся на региональном и федеральном уровнях. Это способствует повышению конкурентоспособности донского тур-продукта.

От согласования интересов административных органов власти и бизнес-структур Ростовской области в рамках государственно-частного партнерства в индустрии туризма зависит степень удовлетворения потребностей населения региона. Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, «повышение качества жизни населения осуществляется путем стабилизации демографической ситуации, увеличения доходов населения, повышения доступности социальных услуг, развития рынка труда» [6]. Низкий уровень и качество жизни населения региона характерны для сельской местности, где отсутствуют условия и

возможности проявления экономическая активность местного сообщества. В индустрии туризма улучшение качества жизни местного сообщества возможно достичь посредством создания благоприятных условий, способствующих активному и разнообразному отдыху населения региона. Кроме того, это будет способствовать увеличению доли работающих в сфере туризма.

Основная фаза изучения государственно-частного партнерства в индустрии туризма предполагает выяснение реальной оценки государственно-частного партнерства представителями различных групп осуществляется посредством социологических опросов населения региона и экспертов. Целью опроса является выявление основных проблем государственного регулирования индустрии туризма и позиции по их разрешению. Опрос представителей предпринимательских структур в сфере туризма позволит оценить реальное состояние этой индустрии и наметить перспективы развития туристического потенциала. Оценка населением перспектив развития туризма и смежных отраслей посредством социологических опросов способствует выявлению наиболее предпочтительных смежных отраслей производства, повышающих качество жизни местного сообщества.

Оценка деятельности региональных органов государственной власти в сфере туризма показала, что к основным проблемами регулирования этой индустрии в Ростовской области относятся: недостаточный опыт осуществления государственно-частного партнерства и слабый интерес к мнению представителей бизнес-структур при разработке документов развития индустрии туризма. Так, межведомственный координационный совет по туризму Ростовской области - постоянно действующий с 2007 г. коллегиальный совещательный орган - не смог обеспечить эффективное взаимодействие органов исполнительной власти Ростовской области и представителей туристического бизнеса, правоохранительными и контролирующими органами по вопросам формирования конкурентоспособной туристской индустрии. Так, в Ростовской области накануне чемпионата мира по футболу в 2018 г. «начинают реализовываться инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства в таких сферах, как транспортная логистика, водоснабжение, гостиничное строительство» [7].

В основе субъективной оценки потребностей бизнес-структур индустрии туризма Ростовской области - обобщенные выводы экспертного опроса представителей туристической отрасли. Наиболее развитым видом туризма эксперты считают деловой и культурно-познавательный туризм, что вызвано территориальным расположением и особенностями культурно-исторического наследия региона. Экологический туризм и рекреационный туризм обладают большим потенциалом для развития, но нуждается в значительных инвестициях. В качестве проблем микросреды и макросреды индустрии туризма Ростовской области эксперты выделили: «нехватку средств размещения средней ценовой категории и номерного фонда; низкий уровень развития транспортной инфраструктуры внутри региона

(слабая транспортная база внутри области, включая речной поток); со стороны органов власти небольшие объемы инвестиций в область для развития туристской инфраструктуры» [8].

Социологические опросы населения региона позволяют зафиксировать его заинтересованность в развитии различных видов туризма и совершенствовании инфраструктуры этой отрасли в области транспортна, качества дорог и обеспечения предприятиями обслуживания. В качестве сдерживающих факторов развития донского туризма населением региона были обозначены следующие проблемы: малое количество гостиничных средств эконом-класса для размещения туристов; «высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам; недостаточная реклама туристских возможностей Ростовской области» [9].

Основная фаза изучения государственно-частного партнерства в индустрии туризма завершается сопоставлением результатов объективных возможностей развития туристической отрасли в регионе и их субъективной оценки представителями целевых групп. Подобное сопоставление позволило вывить наиболее развитые виды туризма - деловой и культурно-исторический, и проблемные - экологический и рекреационный. Причем, по мнению представителей турбизнеса, проблемные виды туризм обладает высоким потенциалом благодаря благоприятным географическим условиям в регионе, но требуют значительных инвестиций. Вместе с тем, развитие экологического и рекреационного видов туризма создает условия в малых городах и сельской местности для повышения экономической активности населения, следствием чего является повышение качества жизни населения региона в виде создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, а также доступности социальных услуг.

На заключительной фазе определяются цели и задачи государственно-частного партнерства с учетом особенностей развития туристической индустрии в регионе. В наиболее обобщенном виде содержание этих целей и задач отражает способы привлечения инвестиций, развития инфраструктуры и определение туристского потенциала региона. Реализация целей государственно-частного партнерства первоначально осуществляется в виде подготовки предложений по осуществлению приоритетных инвестиционных проектов, улучшению инфраструктуры для развития туризма и выявлению туристского потенциала региона. Затем разрабатываются и внедряются программы, включающие наряду с целями и задачами комплекс мероприятий в области государственно-частного партнерства. Заключительный этап - это оценка эффективности реализации программ в сфере туризма с позиций интересов и потребностей целевых групп. Уровень их удовлетворенности выявляется при помощи мониторинга, целью которого является определение степени согласования потребностей административных органов власти, коммерческих организаций и населения в сфере туризма. Если степень согласования интересов невы-

сока, то необходима корректировка и возврат к основной фазе реализации государственно-частного партнерства групп.

В настоящее время основными целями государственно-частного партнерства в индустрии туризма Ростовской области являются привлечение инвестиций в развитие делового, спортивного и культурно-познавательного видов туризма, а также развитие туристской инфраструктуры региона. В соответствии с этими целями, задачами государственно-частного партнерства в регионе являются «разработка проектов по поддержке транспортных предприятий для решения проблемы развития транспортной базы (в т.ч. проектов по развитию водного транспорта, автобусного парка); разработка проектов по привлечению инвестиций в строительство отелей средней ценовой категории (в. в муниципальных образованиях, определенных в качестве центров развития туризма); разработка предложений по привлечению инвесторов к реализации крупных инфраструктурных проектов в индустрии туриз-

Литература:

1. Баранов С.А. Государственно-частное партнерство как метод государственного регулирования и поддержки предпринимательских структур индустрии туризма // Проблемы современной экономики. № 4 (40). 2011. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3865

2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

4. «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» (Действующая редакция с изменениями от 23 сентября 2015) [Электронный ресурс] // URL: http:// www.donland.ru /documents/ Ob-utverzhdenii-gosu-darstvennojj-programmy-Rostovskojj-oblasti-Razvitie-kultury-i-turizma?pageid=128483

5. «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» (Действующая редакция с изменениями от 23 сентября 2015) [Электронный ресурс] // URL: http:// www.donland.ru /documents/ Ob-utverzhdenii-gosu-darstvennojj-programmy-Rostovskojj-oblasti-Razvitie-kultury-i-turizma?pageid=128483

6. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

7. «Межведомственный координационный совет по туризму Ростовской области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.dontourism.ru/ Static Texts.aspx?id=koord_sovet; «В Ростове прошла Всероссийская конференция, посвященная подго-

ма; координация процесса формирования стратегических документов развития отрасли с учетом результатов оценки туристского потенциала, мнений предпринимательских структур и населения региона» [10].

Таким образом, процессуальная модель изучения государственно-частного партнерства как одного из наиболее перспективных, на наш взгляд, методов государственного регулирования индустрии туризма позволяет выявить заинтересованные целевые группы и скоординировать их потребности. Использование этой модели для анализа туристско-рекреационного потенциала Ростовской области позволило определить наиболее перспективные направления поддержки туристских предприятий в рамках государственно-частного партнерства, обеспечив при этом баланс интересов частных и государственных структур. Достижение такого баланса необходимо для обеспечения устойчивого развития не только предпринимательских структур, но и экономики региона в целом.

Literature:

1. Baranov S.A. Public-private partnership as method of state regulation and support of entrepreneurial structures of the industry of tourism // Problems of modern economy. № 4 (40). 2011. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3865

2. The strategy of social and economic development of the Rostov region for the period till 2020 [An electronic resource] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

3. The strategy of social and economic development of the Rostov region for the period till 2020 [An electronic resource] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

4. «About approval of the state program of the Rostov region «Cultural development and tourism» (The Current version with changes of September 23, 2015) [An electronic resource] // URL: http:// www.donland.ru/ documents/ Ob-utverzhdenii-gosu-darstven-nojj-programmy-Rostovskojj-oblasti-Razvitie-kultury-i-turizma?pageid=128483

5. «About approval of the state program of the Rostov region «Cultural development and tourism» (The Current version with changes of September 23, 2015) [An electronic resource] // URL: http:// www.donland.ru/ documents/ Ob-utverzhdenii-gosu-darstven-nojj-programmy-Rostovskojj-oblasti-Razvitie-kultury-i-turizma?pageid=128483

6. The strategy of social and economic development of the Rostov region for the period till 2020 [An electronic resource] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

7. «Interdepartmental coordination council on tourism of the Rostov region» [An electronic resource] // URL: http://www.dontourism.ru/StaticTexts.aspx?id= koord_sovet; «In Rostov there took place the All-Russian conference devoted to preparation of hotel

товке гостиничной инфраструктуры» [Электронный ресурс] // URL: http://www.dontourism.ru/ news_view. aspx?id=1801

8. Комплексное исследование сферы туризма в Ростовской области. Информационно-аналитический материал. Ростов-на-Дону, 2014. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dontourism.ru/ StaticTexts.aspx?id=itogi_i_otchety

9. Социологическое исследование «Повышение туристского потенциала и рекреационной привлекательности г. Ростова-на-Дону» проводилось под руководством А.В.Серикова (внутренний грант ЮФУНИР № 213.01-24/2013-177) // Петрулевич И.А., Чернобровкина Н.И. Способы социального контроля развития туристической инфраструктуры города Ростова-на-Дону // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12, с. 136-138.

10. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416

infrastructure» [An electronic resource] // URL: http://www.dontourism.ru/news_view.aspx7idH801

8. A complex research of the sphere of tourism in the Rostov region. Information and analytical material. Rostov -on-Don, 2014. [Electronic resource] // URL: http://www.dontourism.ru/ Static Texts.aspx?id= ito-gi_i_otchety

9. Social research «Increase in tourist potential and recreational appeal of Rostov-on-Don» was carried out under the leadership of A. V. Serikov (an internal grant of YuFUNIR № 213.01-24/2013-177) // Petrulevich I.A., Chernobrovkina N.I. Methods of social control of development of tourist infrastructure of the city of Rostov-on-Don // Theory and practice of social development. 2013. № 12, page 136-138.

10. The strategy of social and economic development of the Rostov region for the period till 2020 [An electronic resource] // URL: http://www.donland.ru/ De-fault.aspx?pageid=85416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.