стр. 62 из 142
УДК 339.1 DOI: 10.12737/4099
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Толоконникова Ирина Михайловна, студентка, [email protected].
Харитонова Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики организации, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства в сфере гостиничного бизнеса, обусловленного расширением туристической деятельности на территории Ростовской области. Определены важнейшие направления поддержки со стороны органов государственного и муниципального управления малых предприятий, создаваемых для оказания услуг по приему туристов.
Ключевые слова: внешний и внутренний туристские потоки, гостиничный бизнес, малое предпринимательство, конкурентоспособность предоставляемых услуг,
поддержка малых предприятий
Современное состояние экономики России характеризуется рядом особенностей, среди которых следует отметить постепенное развитие туризма. Не является исключением и Ростовская область, которая располагает всеми необходимыми ресурсами для успешного развития въездного и внутреннего туризма. Следует подчеркнуть, что Ростовская область является весьма привлекательной не только для инвесторов (занимает 11 место в рейтинге инвестиционного потенциала регионов России по итогам 2013 года) [11], но и характеризуется тенденцией, хотя и неустойчивой, к восстановлению докризисного уровня ежегодных темпов прироста реальных доходов на душу населения (рисунок 1).
Кроме того, следует отметить выгодное географическое и геополитическое положение Ростовской области, благодаря которому она получила статус «ворот Северного Кавказа». Наращиванию экономического потенциала территории, в том числе и в области туризма, способствует развитая транспортная инфраструктура области, которую представляют Северо-Кавказская железная дорога, ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», пять портов, три из которых (Азовский, Таганрогский и Ростовский) используются для международного судоходства, а также автомобильные дороги общего пользования (15,2 тыс. км), межмуниципальные и региональные (7,5 тыс. км.), федеральные
стр. 63 из 142
(0,7 тыс.км.), местные (7,0 тыс. км). И, наконец, следует отметить благоприятные климатические условия, что обеспечивает дополнительные возможности для развития туризма. Все это обусловило тот факт, что в рейтинге туристского потенциала регионов России в 2013 году Ростовская область заняла 16 место [11].
-
140
120
100
80
60
40
20
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рисунок 1 - Динамика темпов роста реальных доходов населения в % к предыдущему году [13]
В 2012 году туристский поток в Ростовскую область превысил 1 миллион человек, что на 11% больше, чем в 2011 году, структура которого отражает сложившиеся в области тенденции (рисунок 2).
5% 10%
19%
7%
17%
45%
□ Рекреационный отдых
□ Культурно-познавательный отдых
□ Деловые поездки
□ Лечебно-оздоровительный отдых
■ Круизный отдых
□ Другие виды
Рисунок. 2 - Структура туристского потока Ростовской области 2012 г. [4]
Согласно представленным данным, большая часть туристского потока Ростовской области - это деловой туризм (45% в 2012 г.), обусловленный инвестиционной активностью в различных сферах общественной и экономической жизни. В этой связи
стр. 64 из 142
типичным потребителем туристского продукта и, следовательно, гостиничных услуг является турист, приезжающий, прежде всего, в Ростов-на-Дону на непродолжительное время для участия в семинарах, конференциях выставках и конгрессах.
Следует подчеркнуть, что в Ростовской области также достаточно широко развит культурно-познавательный туризм (17%), материальную базу которому создают историкокультурные музеи-заповедники, а также расположенные на территории области исторические памятники, начиная от эпохи палеолита и до настоящего времени, характеризующие различные этапы развития Юга России, включая историю легендарного Донского казачества.
Значительную меньшую долю туристского потока составляет рекреационный туризм (10%) [4], поскольку Ростовская область располагает широкими возможностями для досуга и отдыха в силу своего южного географического расположения и обилия солнечных и теплых дней в году.
Небольшая доля туристов (7%) [4] посещают Ростовскую область для лечебнооздоровительных целей. У данного направления имеются значительные перспективы для дальнейшего развития, поскольку на территории расположены источники 24 типов минеральных вод, которые можно употреблять либо в качестве питьевых лечебных и лечебно-столовых; либо использовать для наружного применения. Область располагает также лечебными сульфидными иловыми грязями Веселовского и Тузловского месторождений[10]. Знаменита область и накопленным опытом лечения больных с туберкулезом легких в условиях климатокумысолечебного курорта Маныч.
Безусловно, что развитие туризма могло бы осуществляться более быстрыми темпами, если бы не сдерживающий фактор - отставание темпов развития такой смежной отрасли, как гостиничный бизнес. В настоящее время в Ростовской области наблюдается очень медленный рост удовлетворенного спроса на услуги гостиниц и аналогичных средств размещения. В частности, в 2012 г. удовлетворенный спрос превысил уровень предыдущего года немногим более чем на 1,3%, что в 7,5 раз ниже темпов прироста туристского потока [13].
До настоящего времени в Ростовской области нет гостиниц и отелей класса «5 звезд» и только 9 гостиниц соответствуют классу «4 звезды» [6]. В этой связи значительная часть туристского потока, особенно делового, обращается за соответствующими услугами в малый гостиничный бизнес. Так в 2012 году в гостиничноресторанном секторе услуг было зарегистрировано 2060 малых предприятий, что составило 4% от их общего количества в целом по области (рисунок 3).
стр. 65 из 142
4%
□ Гостиницы и ретсораны
□ Другие виды
Рисунок 3 - Доля гостиничного и ресторанного сектора в общей структуре малого бизнеса [13]
Следует подчеркнуть также, что численность работников малых предприятий в гостинично-ресторанном секторе услуг Ростовской области в 2012 году составила 12,7 тысяч человек (4,4% от общей численности работников малых предприятий). При этом объем оказанных услуг в 2012 году составил всего 8629,6 млн. руб. [13] или около 1,4%. от общего объема.
Невысокая эффективность функционирования малого гостиничного бизнеса обусловлена множеством проблем. Помимо внутренних трудностей, присущих малому бизнесу (недостаток финансовых ресурсов, сложность подбора «многопрофильного» персонала, достаточная трудоемкость оказываемых услуг), имеются и внешние препятствия, преодолению которых могут способствовать решения органов власти не только на местном, но и региональном, а также федеральном уровнях.
Серьезная проблема, сдерживающая развитие малых отелей в Ростовской области, связана с недвижимостью. Часто малые отели открываются на основе выкупленных, а потом перестроенных коммунальных квартир старых жилых домов. Чтобы официально зарегистрировать гостиницу, нужно переводить квартиры в нежилой фонд, а это далеко не просто. Данный процесс слишком формализован и требует больших издержек и времени. Стоимость процедуры согласования для вновь строящегося здания гостиницы обходится приблизительно 15-25 тысяч долларов США. В целом длительность процесса законного согласования разрешительной документации на строительство гостиницы, возведения объекта, ввода его в эксплуатацию составляет не менее 1,5-2 лет [2]. Для сравнения, ввод в эксплуатацию частного жилого дома составляет примерно 5-7 тысяч долларов США. В этой связи предпринимателям в сфере малого бизнеса выгоднее строить будущие гостиницы в виде объектов индивидуального жилищного строительства, нарушая многие
стр. 66 из 142
градостроительные нормы, а затем переоформлять их через судебные органы в гостевые дома. Кроме того, более высокие налоги на землю и имущество по сравнению с налогообложением физических лиц, не являющихся предпринимателями, серьезно увеличивают эксплуатационные издержки малого гостиничного бизнеса.
На наш взгляд, намного эффективнее было бы упростить существующие бюрократические процедуры и облегчить доступ предпринимателей в перспективный для малого бизнеса сектор экономики. Помимо этого, для решения проблемы с недвижимостью, которую можно было бы использовать под будущие гостиницы, целесообразно здания, представляющие историческую ценность, но находящиеся в аварийном состоянии, передавать предпринимателям под конкретную программу их реконструкции с сохранением внешнего вида строений. И такие прецеденты уже есть в Ростове-на-Дону. В частности, дом купцов Яблоковых, восстановленный на средства предпринимателей, в настоящее время используется в целях бизнеса. На первом этаже разместились бутики и ресторан «Ассорти», на втором - клуб. Еще одно здание, памятник архитектуры местного значения, является престижной частной гостиницей, воспроизводящей стиль конца XIX века.
Не менее серьезные проблемы создает действующая налоговая система. В частности, при оказании услуг в гостевых домах предприниматель уплачивает вмененный налог с каждого сдаваемого в наем койко-места. Стоит отметить, что на практике уровень вмененного налога зачастую не соответствует реально получаемым предпринимателями доходам и способствует развитию теневого бизнеса.
Еще одной особенностью гостиничного бизнеса является его сезонность. Например, пик внутреннего туризма в Ростовской области наблюдается в июле и августе -21% и 23% соответственно (рисунок 4).
21%
56%
□ Июль
□ Август
□ Другие месяцы
23%
Рисунок 4 - Пик внутреннего туризма в Ростовской области 2012 г. [6]
стр. 67 из 142
Это сказывается на наполняемости гостиниц. Её снижение в зимнее время провоцирует рост издержек, компенсировать который за летние месяцы удается не каждому предпринимателю.
И, наконец, достаточно серьезной проблемой не только Донского гостиничного бизнеса, но и российского является достаточно низкая квалификация руководителей и сотрудников малых предприятий, занятых размещением туристов. Около 70% [4] туристов Ростовской области отмечали несоответствующее современным требованиям социальное и функциональное качество обслуживания. А ведь успех гостиничного бизнеса во многом зависит от отзывов клиентов, которые формируют имидж ресторана, гостиницы, отеля.
Согласно сведениям Всемирной туристской организации, туристы из России занимают 9 место в рейтинге самых платежеспособных туристов мира [9], несмотря на то, что страна занимает только 76 место в мировом рейтинге по уровню дохода на душу населения [8]. Следовательно, россияне готовы тратить на хороший отдых большую долю своего дохода, чем иностранцы. Однако все больше граждан Российской Федерации стремятся уезжать на отдых, конференцию, совещание за границу, что не может не подрывать авторитет отечественного туризма.
Безусловно, решить проблему престижности внутреннего туризма и гостиничного бизнеса только усилиями предпринимателей не удастся. Необходима серьезная государственная поддержка, тем более что Россия периодически является принимающей стороной для крупномасштабных научных, культурных и спортивных мероприятий. Говоря о перспективах развития гостиничного бизнеса в Ростовской области, нельзя не упомянуть о том, что 29 сентября 2012 года был объявлен итоговый список городов Чемпионата мира по футболу 2018 года, в который вошел и Ростов-на-Дону [6]. Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» планируется, что в период мероприятия Россию должны посетить 1,525 миллиона иностранных граждан, из которых 500 тысяч купят билеты на матчи.[5]. С целью проведения данного мероприятия в Ростове-на-Дону будет построено 8 новых крупных гостиничных комплексов [3].
Согласно финансовому обоснованию законопроекта о подготовке к Чемпионату Мира-2018 предполагается, что доходы гостиниц России составят около 10,5 млрд. руб. «исходя из стоимости размещения 5 тыс. руб. в день за номер и 30-дневного пребывания»[5]. Тем не менее, во время Чемпионата Мира-2010 в ЮАР финансовые
стр. 68 из 142
прогнозы не оправдались. Туристы потратили не 950 миллионов долларов, а менее 500 миллионов долларов [5]. Это свидетельствует о том, что не все болельщики будут готовы платить за услуги дорогих крупных отелей, а значит, повысится спрос на предприятия малого гостиничного бизнеса. Следовательно, в преддверии Чемпионата Мира-2018 желательно расширить сеть малых гостиниц с одновременным повышением качества предоставляемых ими услуг.
Для решения данной проблемы в рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы [1], кроме традиционных направлений (предоставление льготных кредитов, создание инфраструктуры для развития предпринимательства и т.п.), на условиях софинансирования расходов за счет средств областного бюджета в 2013 году было реализовано 3 проекта: Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, Бизнес-школа молодого предпринимателя, тематическое повышение квалификации руководителей предприятий малого бизнеса [12]. На наш взгляд, целесообразно систему подготовки и переподготовки кадров распространить не только на управленческий персонал малых предприятий, но и рядовых сотрудников гостиничного бизнеса, непосредственно взаимодействующих с туристами.
Таким образом, учитывая, что Донской край является достаточно перспективным регионом для развития малого предпринимательства в сфере гостиничного бизнеса, Администрации Ростовской области в рамках целевой программы осуществления последовательной поддержки малого и среднего предпринимательства следует уделять повышенное внимание данному сектору экономики, а комплексное решение стоящих перед областью проблем будет способствовать дальнейшему развитию туризма в России, не только внутреннего, но и въездного.
Литература
1. Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы // распоряжение Администрации Ростовской области от 12.05.2008 № 106.
2. Ковальчук А.П. Развитие малых отелей в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 1(18). - С. 31-42.
стр. 69 из 142
3. Китаев О. 8 отелей Ростова-на-Дону, которые построят к Чемпионату мира 2018 // Городской репортер, 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://cityreporter.ru (дата обращения: 15.10.13)
4. Кутарев О.Ю. Региональный аспект организации туристско-рекреационной деятельности в Ростовской области // Социосфера, 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://sociosphera.com/ (дата обращения: 15.10.13).
5. Паноян А. 19 миллиардов в одни ворота // РБК-daily, 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://rbcdaily.ru/magazine (дата обращения: 16.10.13).
6. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]: URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 15.10.13)
7. Официальный сайт «Интерфакс». [Электронный ресурс]: URL:
http://www.interfax.ru/( дата обращения: 16.10.13).
8. Официальный сайт Всемирного банка в России. [Электронный ресурс]: URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia (дата обращения: 16.10.13).
9. Официальный сайт Всемирной туристской организации. [Электронный ресурс]: URL: http://www2.unwto.org/ (дата обращения: 16.10.13).
10. Официальный сайт Донского туризма. [Электронный ресурс]: URL: http://www.dontourism.ru (дата обращения: 16.10.14).
11. Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт. [Электронный ресурс]: URL: http://raexpert.ru (дата обращения: 15.10.13).
12. Портал малого и среднего бизнеса Дона. [Электронный ресурс]: URL: http://mbdon.ru/ (дата обращения: 15.10.13).
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. [Электронный ресурс]: URL: http://rostov.gks.ru (дата обращения: 15.10.13).
стр. 70 из 142
CHALLENGES TO SMALL HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE ROSTOV REGION
Tolokonnikova Irina Mikhailovna, undergraduate student, [email protected],
Kharitonova Natal’ia Anatol’evna, Doctor of Economics, Professor at the Department of Organizational Economy, [email protected]
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,
Russian Federation
The article deals with the major challenges to the development of small hotel business in the context of a general tourist activity growth in the Rostov region. The authors identify the main lines of state and municipal support of small enterprises established to cater for tourists.
Key words: external and internal tourist flow / traffic, hotel business, small entrepreneurship, service competitiveness, support of small enterprises
References
1. Oblastnaia dolgosrochnaia tselevaia programma razvitiia sub’’ektov malogo i srednego predprinimatel’stva v Rostovskoi oblasti na 2009-2014 gody [Regional long-term targeted programme of small and medium-sized enterprise development in the Rostov region: implementation period 2009-2014]. Rasporiazhenie Administratsii Rostovskoi oblasti ot 12.05.2008 № 106 [Decree of the Government of the Rostov Region of May 12, 2008, No.106].
2. Koval’chuk, A.P. Razvitie malykh otelei v sovremennykh usloviiakh v Rossii [Small hotel development in the current Russian context]. Ekonomika, predprinimatel’stvo i pravo [Economics, entrepreneurship and law]. - 2013. - № 1(18). - pp. 31-42.
3. Kitaev, O. 8 otelei Rostova-na-Donu, kotorye postroiat k chempionatu mira 2018 [8
Hotels to be built in Rostov-on-Don to cater for the 2018 World Championship guests]. Gorodskoi reporter [City reporter], 2012. Retrieved on October 15, 2013 from
http://cityreporter.ru
4. Kutaev, O.Iu. Regional’nyi aspect organizatsii turistsko-rekreatsionnoi deiatel’nosti v Rostovskoi oblasti [Tourist and recreational activity organization in the Rostov Region: Regional aspect]. Sotsiosfera, 2012. Retrieved on October 15, 2013 from http://sociosphera.com/.
5. Panoian, A. 19 milliardov v odni vorota [19 billion - Biased spending]. RBK-daily. Retrieved on October 16, 2013 from http://rbcdaily.ru/magazine.
6. Ofitsial’nyi sait Pravitel’stva Rostovskoi oblasti [Official website of the Government of the Rostov Region]. URL: http://www.donland.ru (Accessed on October 15, 2013)
стр. 71 из 142
7. Ofitsial’nyi sait “Interfaks” [Interfax official website]. URL: http://www.interfax.ru/ (Accessed on October 16, 2013).
8. Ofitsial’nyi sait Vsemirnogo banka Rossii [Official website of the World Bank: Russia ]. URL: http://www.worldbank.org/ru/country/russia (Accessed on October 16, 2013).
9. Ofitsial’nyi sait Vsemirnoi turistskoi organizatsii [Official website of the World Tourism Organization]. URL: http://www2.unwto.org/ (Accessed on October 16, 2013).
10. Ofitsial’nyi sait Donskogo turizma [Official website of the Don tourism]. URL: http://www.dontourism.ru (Accessed on October 16, 2013).
11. Ofitsial’nyi sait reitingovogo agentstsva Ekspert [Official website of “Expert” rating agency]. URL: http://raexpert.ru (Accessed on October 15, 2013).
12. Portal malogo i srednego biznesa Dona [The Don Small and Medium-sized Business Portal]. URL: http://mbdon.ru/ (Accessed on October 15, 2013).
13. Territorial’nyi organ Federal’noi Sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Rostovskoi oblasti [The Rostov Region Agency of the Federal State Statistics Service]. URL: http://rostov.gks.ru (Accessed on October 15, 2013).