Научная статья на тему 'Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт'

Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6189
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система классификации / коллективные средства размещения / гостиницы / крупномасштабное мероприятие / Чемпионат мира по футболу / classification system / collective accommodation facilities / hotels / large-scale event / FIFA World Cup

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духовная Лилия Леонидовна

В практике международного гостиничного бизнеса на сегодняшний день существуют различные подходы к проведению классификации гостиниц и аналогичных средств размещения. Несмотря на многообразие различных систем классификации, в целом, любая из них направлена на обеспечение качества предоставляемых услуг. В последние несколько лет в Российской Федерации стремительными темпами развивается въездной и внутренний туризм. На фоне увеличения туристских потоков наблюдаются стремительные темпы роста сектора гостиничного бизнеса, повышение качества обслуживания туристов на предприятиях туристской индустрии. Однако, наряду с вышеуказанными позитивными тенденциями туристского рынка России, ряд проблем, связанный с совершенствованием обслуживания гостей, продолжает оставаться актуальным. Автором статьи приведён обзор научных исследований в рамках данной тематики, рассмотрена специфика действующих систем классификации средств размещения за рубежом и в Российской Феде-рации, приведён перечень нормативно-правовой документации, регулирующей порядок проведения процедуры классификации гостиниц и иных средств размещения. Особое внимание уделено вопросам проведения классификации гостиниц в городах, принимающих организаторов, участников и болельщиков Чемпионата мира по футболу 2018 года, приведены актуальные статистические данные, характеризующие состояние и проблемы данной процедуры в регионах. В заключении сделан вывод о том, что введение в Российской Федерации обязательной системы классификации гостиниц и иных средств размещения неуклонно будет способствовать повышению качества гостиничных услуг, укреплению доверия гостя и, как следствие, повышению конкурентоспособности гостиничного бизнеса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE CLASSIFICATION OF ACCOMMODATION FACILITIES: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

In the practice of the international hotel industry today, there are different approaches to the classification of hotels and similar accommodation facilities. Despite the variety of different classification systems, in general, any one of them is aimed at ensuring the quality of services. In the last few years in Russia inbound and outbound tourism is rapidly growing. Against the background of increasing tourist flows there is rapid growth in the sector of the hospitality industry and improving the quality of tourist services at the tourist industry enterprises. However, along with the aforementioned positive trends of the tourist market in Russia, a number of problems associated with the improvement of guest service is still relevant. The author of the article gives an overview of studies dedicated this thematic, considers the specifics of the current classification systems of accommodation facilities abroad and in the Russian Federation, shows the list of the legal documentation governing the classification procedure of hotels and other means of accommodation. The special attention is paid to the issues of hotel classification in the cities hosting the organizers, participants and fans of the World Cup 2018. The author also shows relevant statistical data describing the situation and problems of this procedure in the regions. The article concludes that the introduction of the obligatory classification system of hotels and other means of accommodation in the Russian Federation will steadily improve the quality of hotel services, guest confidence building and, consequently, the competitiveness of the hotel industry in the country.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В СФЕРЕ УСЛУГ

УДК 640.41 й01: 10.22412/1995-042Х-11-1-2

ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент;

[email protected]

Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт

В практике международного гостиничного бизнеса на сегодняшний день существуют различные подходы к проведению классификации гостиниц и аналогичных средств размещения. Несмотря на многообразие различных систем классификации, в целом, любая из них направлена на обеспечение качества предоставляемых услуг. В последние несколько лет в Российской Федерации стремительными темпами развивается въездной и внутренний туризм. На фоне увеличения туристских потоков наблюдаются стремительные темпы роста сектора гостиничного бизнеса, повышение качества обслуживания туристов на предприятиях туристской индустрии. Однако, наряду с вышеуказанными позитивными тенденциями туристского рынка России, ряд проблем, связанный с совершенствованием обслуживания гостей, продолжает оставаться актуальным. Автором статьи приведён обзор научных исследований в рамках данной тематики, рассмотрена специфика действующих систем классификации средств размещения за рубежом и в Российской Федерации, приведён перечень нормативно-правовой документации, регулирующей порядок проведения процедуры классификации гостиниц и иных средств размещения.

Особое внимание уделено вопросам проведения классификации гостиниц в городах, принимающих организаторов, участников и болельщиков Чемпионата мира по футболу 2018 года, приведены актуальные статистические данные, характеризующие состояние и проблемы данной процедуры в регионах.

В заключении сделан вывод о том, что введение в Российской Федерации обязательной системы классификации гостиниц и иных средств размещения неуклонно будет способствовать повышению качества гостиничных услуг, укреплению доверия гостя и, как следствие, повышению конкурентоспособности гостиничного бизнеса в стране.

Ключевые слова:

система классификации, коллективные средства размещения, гостиницы, крупномасштабное мероприятие, Чемпионат мира по футболу

Введение. В современных условиях развития сферы туризма классификация объектов туристской индустрии является наиболее эффективным механизмом управления качеством обслуживания, предоставляющим возможность объективного подхода к оценке уровня предоставляемых услуг и подтверждающим их безопасность для потребителя.

В гостиничном бизнесе гость - это ключевая фигура, к требованиям которой в полной мере адаптированы все составляющие системы классификации гостиничных предприятий. Внедрением стандартов обслуживания, проведением процедуры сертификации услуг индустрия гостеприимства определяет методику, способы и критерии оценки качества предоставляемых услуг и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что весь комплекс услуг предоставляется строго в рамках чётко определённых норм и правил [1, 2].

Целью данного исследования является всесторонний анализ состояния сегмента классифицированных средств размещения в Российской Федерации в рамках требований действующего законодательства. Объектом исследования являются проблемы и перспективы проведения классификации гостиничных предприятий в отдельных регионах Российской Федерации в преддверии проведения крупномасштабных мероприятий. Проведённое исследование базируется на данных публикаций ряда зарубежных и российских учёных, а также на данных официальных интернет-ресурсов - таких, как официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, Министерства культуры РФ, Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы и др.

Обзор исследований

Проблеме актуальности проведения процедуры классификации средств размещения в Российской Федерации и её роли в повышении качества обслуживания посвящены труды таких авторов, как Е.Ю. Никольская, А.А. Корнеев, Н.Г. Тузова и др.

По мнению Е.Ю. Никольской, введение

практики обязательной классификации средств размещения, несмотря на то, что на сегодняшний день в Российской Федерации действует добровольная система, в первую очередь актуальна для регионов, участвующих в организации и приёме крупномасштабных государственных и спортивных мероприятий, обслуживающих социально-незащищённые слои населения [7].

Система классификации гостиниц и иных средств размещения подчинена следующим целям [13]:

• обеспечению стабильного качественного обслуживания в гостиницах и иных средствах размещения;

• достижению максимальной степени унификации критериев классификации туристских объектов с рекомендациями Всемирной туристской организации (UNWTO) при активном использовании накопленного зарубежного опыта;

• возможности дифференциации гостиничных предприятий в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;

• помощи потребителю гостиничных услуг в компетентном выборе средства размещения;

• возможности обеспечения потребителя гостиничных услуг объективными и достоверными сведениями о том, что данная категория средства размещения полностью подтверждена результатами классификации и соответствует той, которая установлена в нормативных документах;

• повышению конкурентоспособности гостиниц и иных средств размещения;

• увеличению внутреннего и въездного туристского потока путём укрепления доверия потребителя гостиничных услуг к результатам классификации гостиниц и иных средств размещения и, как следствие, существенному увеличению доходной части бюджета Российской Федерации.

По мнению А.А. Корнеева [6], в мировой и отечественной практике гостиничного бизнеса разнообразие действующих систем клас-

сификации основывается на следующих принципах деления:

1) характер складывающихся взаимоотношений между владельцем отеля и его управленческим звеном;

2) размер гостиничного предприятия (размер номерного фонда, спектр предоставляемых услуг)

3) особенности и специфика предоставляемых услуг.

Основная часть

По данным Международной ассоциации гостиниц и ресторанов (МАГР), в настоящее время национальные системы классификации гостиничных предприятий действуют в 64 странах мира. Однако в мировой практике гостиничного бизнеса отсутствует единая международная система классификации, хотя попытки формирования таковой неоднократно предпринимались UNWTO, Международной ассоциацией гостиниц и ресторанов и другими авторитетными международными профессиональными сообществами [4, 5]. Формирование единого международного подхода к процессу классификации гостиничных предприятий не представляется возможным в связи с имеющейся спецификой культурно-исторических, географических, социально-экономических, религиозных и других аспектов развития стран и регионов мира [8, 10].

Однако, несмотря на то, что система классификации гостиниц носит национальный характер, есть удачный опыт создания единой региональной системы. Примером системы, обеспечивающей единый, унифицированный подход к классификации гостиниц, может служить Hotelstars Union. Она создана под патронажем HOTREC - отели, рестораны и кафе Европы (ЕС гостиничные и ресторанные ассоциации) в декабре 2009 г. в Праге. Членами этого партнёрского объединения стали Ассоциации отелей Австрии, Чехии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Швейцарии и Швеции 1

Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма. URL: http://welcome.mos.ru/New %20Folder (Дата обращения: 10.10.2016).

Результатом данного интеграционного процесса явилось создание согласованной системы классификации отелей с общими критериями и процедурой оценки в странах-участницах. Система Hotelstars Union призвана повышать репутацию и качество гостиничной индустрии в странах-членах путём соблюдения прозрачности и безопасности процесса предоставления услуг [12].

На сегодняшний день в международной практике существует некий двоякий подход к проведению классификации средств размещения с точки зрения регламентации его добровольного или обязательного характера с одной стороны, и контроля государственных органов и общественных организаций - с другой. В табл. 1 приведены сведения по специфике данного подхода в различных странах мира.

Анализируя вид используемой системы классификации гостиничных предприятий в международной практике, можно отметить, что наиболее распространённой является Европейская звёздная классификация, базирующаяся на французской национальной системе. Такая система классификации принята в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию. Однако данная система классификации далеко не единственная [9]. Так, существует практика категоризации отелей по классам (например, в США, Германии), по количеству корон и ключей, черным, красным и золотым звёздам (Великобритания), буквенная классификация (Греция), по категориям (Италия), разрядам (Израиль и Испания) и др.2

Обеспечение качества и безопасности туристских и гостиничных услуг в Российской Федерации регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Федеральный закон 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», Федеральный закон 07.02.1992 №2300-1ФЗ «О защите прав потре-

2Hotelier.PRO - Интернет-журнал для специалистов и менеджеров гостиничной индустрии, работников сферы horeca. URL: http://hotelier.pro/news/item/1886-class (Дата обращения: 10.10.2016).

Таблица 1 - Международная специфика организации системы классификации гостиничных предприятий [11]

Страны, в которых критерии и нормы классификации устанавливаются Страны, в которых классификация средств размещения является

государственным и органами общественными организациями обязательной добровольной

Россия Испания Франция Италия Болгария Марокко Венгрия Португалия Греция Мексика Индия Словения США Швеция Дания Норвегия Швейцария Великобритания Испания Индия Бельгия Венгрия Швейцария Греция Италия США Австрия Дания Германия Норвегия Великобритания Россия Словения Финляндия Франция Швеция

бителей», ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 511852014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», ГОСТ Р 55322-2012 «Услуги населению. Общие требования к малым средствам размещения для постоянного проживания», ГОСТ Р 32611-2014 «Туристские услуги. Общие требования по обеспечению безопасности туристов», ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования» и

др.3

На сегодняшний момент классификация гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом Министерства культуры России от 11.07.2014 г. №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».

В 2018 г. в России состоится одно из

3Прямые инвестиций в недвижимость: тенденции развития в 2016 году // Trends in real estate private equity for 2016. URL: http://www.ey.com/GL/en/Industries/Real-Estate/ey-trends-in-real-estate-private-equity-2016 (Дата обращения 20.10.2016).

самых крупномасштабных спортивных мероприятий - Чемпионат мира по футболу. Подготовка и проведение данного события станет мощным импульсом развития многих сфер экономической деятельности в РФ, но особым образом должна измениться индустрия гостеприимства. Вместе с тем, проведение любого мероприятия подобного масштаба -это процесс, требующий огромных затрат в части развития самой индустрии туризма и гостеприимства. Для обеспечения высокого уровня организации и проведения данного мероприятия необходимо выполнение определённого количества условий, к которым относятся:

• наличие стадионов, соответствующих требованиям FIFA для проведения матчей Чемпионата мира по футболу;

• высокий уровень безопасности как для участников, так и для болельщиков;

• наличие современной транспортной инфраструктуры, позволяющей участникам и болельщикам без проблем передвигаться по городам, где пройдут матчи Чемпионата мира;

• наличие необходимого количества средств размещения, прошедших классификацию и имеющих определённую звёздность.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона №108-ФЗ от 07.06.2013 г. (в ред. от

04.11.2014) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» с 1 июля 2016 г. в 11-ти субъектах Российской Федерации к работе будут допущены средства размещения, прошедшие процедуру классификации по «Системе классификации гостиниц и иных средств размещения», порядок которой утверждён Приказом Министерства культуры РФ от 11.07.2014 г.

После принятия данного нормативного акта начался полномасштабный процесс классификации средств размещения в регионах, участвующих в организации и проведении Чемпионата мира по футболу. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калининградская, Ростовская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Волгоградская области, Республики Татарстан и Мордовия. Первоначально срок окончания проведения классификации (т.е. 100% классифицированных объектов размещения во всех регионах) был установлен на 1 июля 2016 г. Однако, в виду объективных проблем и трудностей, связанных в том числе и с особенностями экономического развития регионов, сроки окончания данной процедуры неоднократно пересматривались и в соответствии с последними изменениями продлены до 1 января 2017 г.

Также к одному из важных изменений относится устранение нормы, требовавшей проведение классификации всех средств размещения в регионах, где будут проходить матчи. Таким образом, обязательная классификация всех гостиничных предприятий, находящихся в регионе, теперь действует только для Москвы и Санкт-Петербурга. Что же касается других субъектов РФ, то требование обязательной классификации средств размещения к указанному сроку будет распространяться только на отдельные муниципальные образования, конкретный перечень которых утверждается высшим исполнительным органом государственной власти того субъекта РФ, на территории которого распола-

гаются коллективные средства размещения, принимающие организаторов и участников спортивных мероприятий и зрителей предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018 года. Данные изменения установлены Федеральным законом №266-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA

2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Средства размещения, не прошедшие классификацию в установленный срок, теряют право оказывать услуги по размещению гостей, и могут быть оштрафованы. По официальным данным, опубликованным в Федеральном перечне туристских объектов Министерства культуры РФ на 9.11.2016 г. в 11-и субъектах РФ, принимающих организаторов и участников Чемпионата мира по футболу FIFA

2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, обязательной классификации подлежали 8041 средство размещения. Из них получили ту или иную категорию 7784 или 95,86%, причём за последние два месяца 2016 г. классифицировано более 50 гостиниц и иных средств размещения4.

По данным Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма сегодня в Московской области действуют 213 гостиниц с числом номеров 50 и более в каждой, 466 малых гостиниц, 352 хостела с общим фондом более 50 тыс. номеров. Общее количество мест в средствах размещения в г. Москве - 92 100. Примерно 75% номеров относится к экономичному сегменту (эконом-класс, хостелы, мини-отели), 25% - к бизнес-классу (отели 3*,4*,5*). По прогнозам властей,

4The Global Economy. URL: http://ru.theglobaleconomy. mm/davos^ompetitivenes/ (Дата обращения:

09.11.2016).

количество мест к июню 2018 г. возрастёт до 108,6 тыс. Такой результат станет возможным благодаря строительству новых средств размещения и реконструкции ныне действующих. Стоит отметить, что классифицированы 100% гостиничных предприятий г. Москвы, на сегодняшний день - это 801 объект 5.

В Санкт-Петербурге зарегистрировано 733 объектов, из них 100% гостиничных предприятий прошли классификацию.

В Краснодарском крае, который является лидирующим регионом по количеству коллективных средств размещения в России, первая классификация была проведена ещё в 2011 г. в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 года. На сегодняшний день в крае классифицировано 4451 гостиничное предприятие.

В Калининградской области процесс классификации подходит к завершению. На 07.12.2016 г. классифицировано 185 из 198 гостиниц, что составляет 93,43%. В целом, нет никаких сомнений в том, что все оставшиеся средства размещения в Калининградской области своевременно пройдут данную процедуру.

В Волгоградской области классификацию прошли 287 из 323 объектов, что составило 88,85%. Все оставшиеся коллективные средства размещения должны были получить свидетельства о присвоении определённой категории к концу 2016 г.

Достаточно неплохие результаты демонстрирует г. Ростов-на-Дону, где на сегодняшний день имеется 238 классифицированных объектов из 278, что составляет 85,25%. По данным городского департамента экономики, в общей сложности при подготовке к ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону до 1.01.2017 г. должны пройти классификацию ещё 31 объект размещения. Проблемными в городе остаются два отеля - Sheraton Rostov-on-Don и Hyatt

5Федеральный перечень туристских объектов. Министерство культуры Российской Федерации. URL: http^/классификация-туризм.рф (Дата обращения: 20.11.2016).

Regency RostovDon-Plaza. Оба отеля существенно затягивают сроки сдачи. После очередного приезда в Ростов министра спорта В. Мутко было решено, что Sheraton Rostov-on-Don выбывает из списка отелей, принимающих Чемпионат мира по футболу-2018. Что же касается Hyatt Regency RostovDon-Plaza, то существуют проблемы с поиском инвесторов для финансирования окончания строительства отеля. На данный момент выполнено около 80% работ. Стоит отметить, что Ростов-на-Дону не будет принимать матчи Кубка Конфедераций в 2017 г., поэтому у города ещё есть возможность закончить строительство отеля и завершить классификацию всех средств размещения 6.

В Республике Татарстан классификацию прошли 322 объекта из 359, что составило 89,69%. По заявлениям властей Казани, все работы будут завершены до 1 января 2017 г.

В Республике Мордовия классификацию прошли 31 объект из 38, что составило 79,49%.

В Мордовии, так же, как и в Татарстане, никаких проблем со сроками быть не должно, но есть вопросы по поводу строительства стадиона. В случае своевременной сдачи данного спортивного объекта, гостям и участникам Чемпионата мира по футболу - 2018 будут предоставлены 38 классифицированных объектов средств размещения.

Проблемы имеются и у Самарской области, где классификацию прошли 232 объект из 304, что составило 76,32%. В FIFA недовольна тем количеством классифицированных номеров, которые может предложить местные коллективные средства размещения. Несмотря на то, что в Самаре функционируют гостиницы, представляющие такие международные гостиничные цепи, как Holiday Inn, Ibis, Renaissance, Hampton by Hilton, гостиницы отечественных сетей AMAKS Юбилейная, Azimut, сети хостелов Like и Nice, объём клас-

6Hotelier.PRO - Интернет-журнал для специалистов и менеджеров гостиничной индустрии, работников сферы horeca. URL: http://hotelier.pro/news/item/1886-class (Дата обращения: 10.10.2016).

сифицированного номерного фонда составляет пока чуть более 5800 номеров. Это больше, чем минимально необходимое количество, однако состояние номерного фонда города далеко не по всем критериям отвечает требованиям FIFA.

Определённые проблемы с проведением классификации средств размещения испытывает и Нижегородская область, где классификацию прошли 219 объектов из 285, что составило 76,84%. Несмотря на низкий процент классифицированных объектов по состоянию на начало декабря 2016 г., власти уверены, что до конца 2016 г. им удастся провести классификацию в полном объёме.

Таким образом, явными аутсайдерами процесса классификации продолжают оставаться Республика Мордовия, Свердловская, Нижегородская и Самарская области.

Однако Свердловская область за последнее время продемонстрировала самый

большой темп роста - 28 классифицированных гостиниц. Как отмечают эксперты, серьёзно замедляет процесс классификации гостиниц региона огромная территория с относительно слаборазвитой инфраструктурой. По сравнению с областью, в Екатеринбурге процесс присвоения звёзд гостиницам идёт заметно активнее.

На рис. 1 представлена общая ситуация по регионам Российской Федерации, характеризующая долю классифицированных средств размещения в общей структуре гостиничных предприятий регионов, принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 года.

В табл. 2 представлена количественная характеристика классифицированных объектов по отношению к общему количеству средств размещения в регионах РФ, принимающих участие в организации и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Самарская область Нижегородская область Свердловская область Республика Мордовия Ростовская область Волгоградская область Республика Татарстан Калининградская область Краснодарский край Санкт-Петербург Москва

0% 20% 40%

60%

80%

100%

Рис. 1 - Доля классифицированных коллективных средств размещения по состоянию на 07.12.2016 г., % 7

7 Здесь и в табл. 2, 3 - по данным Hotelier.PRO - Интернет-журнал для специалистов и менеджеров гостиничной индустрии, работников сферы horeca. URL: http://hotelier.pro/news/item/1886-class (Дата обращения: 07.12.2016).

Таблица 2 - Количество классифицированных средств размещения в регионах РФ

Наименование субъекта РФ Всего объектов Всего классифицировано объектов Доля классифицированных объектов, %

Москва 801 801 100

Санкт-Петербург 733 733 100

Краснодарский край 4451 4451 100

Калининградская область 198 185 93,43

Волгоградская область 323 287 88,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростовская область 278 238 85,25

Республика Татарстан 359 322 89,69

Республика Мордовия 39 31 79,49

Свердловская область 270 209 77,41

Нижегородская область 285 219 76,84

Самарская область 304 232 76,32

Всего: 8041 7784 95,86

Данные, приведённые в табл. 2, наиболее точно характеризуют реальную ситуацию в регионах РФ с общим количеством средств размещения, а также количеством классифицированных объектов. Итоговые показатели демонстрируют достаточно оптимистичную ситуацию по общему количеству классифицированных объектов, готовых принимать участников, организаторов и гостей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Таким образом, проведя анализ состояния классификации объектов размещения в Российской Федерации в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу - 2018, можно сделать следующие выводы:

• лучшие показатели имеют те регионы, которые прогнозировались ещё во время приятия закона; Москва и Санкт-Петербург, как крупнейшие туристские центры страны, обладают мощным потенциалом средств размещения самого разного уровня;

• явным лидером является также Краснодарский край, а именно город Сочи. Причина очевидна - это прошедшие Зимние Олимпийские игры 2014 г.;

• ожидаемо возникли проблемы с классификацией в Республике Мордовия, Нижегородской, Самарской и Свердловской областях.

В целом, ситуацию по готовности средств размещения в России к приёму организаторов, участников и болельщиков матчей Кубка Конфедераций - 2017 и Чемпионата мира по футболу - 2018 эксперты FIFA оценивали как благоприятную и выражали уверенность в том, что к 1 января 2017 г. будут классифицированы все оставшиеся средства размещения данных регионов.

В качестве одной из характерных тенденций сегодняшнего дня стоит отметить заметную активизацию процесса добровольной классификации и в других регионах Российской Федерации. По данным Федерального перечня туристских объектов среди регионов лидирует Республика Крым, где различные категории, в том числе «без звёзд», получили 58 объектов размещения.

В табл. 3 представлен перечень лидирующих регионов Российской Федерации с количеством добровольно классифицированных в них средств размещения.

Несмотря на то, что по отношению к общему количеству объектов размещения в данных регионах количество добровольно классифицированных средств размещения достаточно незначительное, однако, положительным фактором является то, что этот процесс имеет явно выраженную положительную динамику, что в дальнейшем скажется на по-

вышении качества обслуживания и конкурентоспособности коллективных средств размещения в регионах РФ.

Таблица 3 - Количество добровольно классифицированных объектов в отдельных регионах Российской Федерации

На настоящий момент в Российской Федерации активными темпами идёт процесс подготовки к созданию системы обязательной классификации всех средств размещения. Министерство культуры РФ завершает межведомственное согласование законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг», вводящего обязательную классификацию отелей и рассчитывает внести этот документ на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время.

Данный законодательный акт устанавливает обязательный порядок прохождения классификации всеми средствами размещения, за исключением молодёжных туристских лагерей, турбаз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, железнодорожных спальных вагонов, а также меблированных комнат, сдаваемых в наём.

Согласно текущей редакции законопроекта, обязательная классификация будет осу-

ществляться в соответствии со следующей схемой:

• с 01.01.2018 г. - для гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 50 номеров;

• с 01.01.2019 г. - для гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 15 номеров;

• с 01.01.2020 г. - в отношении всех гостиниц и иных средств размещения.

Выводы

Системный подход к проведению масштабной классификации коллективных средств размещения в России должен стать эффективным механизмом управления качеством предоставляемых гостиничных услуг, позволяющим проводить объективную оценку соответствия гостиничных услуг как техническим требованиям, так и качественным характеристикам обслуживания.

Многолетний практический опыт гостиничного бизнеса показывает, что все потенциальные гости выбирают средство размещения в первую очередь исходя из их уровня «звёздности», следовательно, для руководства гостиничного предприятия наличие данной категории должно стать одной из приоритетных задач, решение которой будет неуклонно способствовать увеличению сегмента постоянных гостей, повышению качества их обслуживания, увеличению количества положительных отзывов, укреплению имиджа гостиничного предприятия[3].

Поскольку управление системой качества не может быть эффективным в условиях функционирования несетевой некатегорий-ной гостиницы, проведение обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на всей территории Российской Федерации позволит привести сферу гостиничного бизнеса к полному соответствию мировым стандартам гостеприимства, устранив конфликт между гостем и отелем в вопросах соотношения качества, безопасности и конкурентоспособности предоставляемых услуг к категории отеля.

Субъект РФ Кол-во, ед.

Респ. Крым 58

Московская обл. 55

Ставропольский край 20

Ханты-Мансийский АО 14

Ленинградская обл. 12

Новосибирская обл. 10

Брянская обл. 9

Респ. Кабардино-Балкария 8

Ярославская обл. 8

Респ. Башкортостан 7

Томская обл. 7

Приморский край 7

Алтайский край 6

Активизация процесса классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации должна способствовать развитию и дальнейшему совершенствованию туристской инфраструктуры как на уровне отдельно взя-

тых регионов страны, так и в федеральном масштабе, что неуклонно будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока.

Список источников:

1. Лазарев А.Н., Огнева С.В., Зайцева Н.А., Егорова Е.Н. Экономика гостиничного предприятия. М.: Кнорус, 2016. С. 131-134.

2. Лазарев А.Н., Огнева С.В., Крюкова Е.М. Управление эффективностью деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства. М., 2011. С. 110-115.

3. Гареев Р.Р. Система классификации гостиниц как основа создания гостиничных стандартов качества // Молодой учёный. 2013. №5. С. 850-853.

4. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В. Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №2 (63). С. 151-163. DOI: 10.12737/19729.

5. Коновалова Е.Е. Рекомендации по совершенствованию качества, безопасности услуг и сервисной деятельности в сфере гостеприимства / В сб.: Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня. Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., 2016. С. 30.

6. Корнеев А.А., Руднева М.Я., Шиянова А.М. Проблемы классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации: аналитический аспект // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №2(63). С. 164-172. DOI: 10.12737/19730.

7. Никольская Е.Ю., Басем А. Актуальные проблемы классификации гостиниц и других средств размещения в России / В сб.: Общество, наука и инновации. Сб. статей Между-нар. науч.-практ. конф. 2015. С. 142-149.

8. Тузова Н.Г. Состояние современной системы классификации гостиничных предприятий в России // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. 2012. №8(133). С. 142-147.

9. Холодцова И.И. Внедрение технических инноваций для оптимизации использования оборотных средств гостиницы / В сб.: Инновации в современном мире. Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 144-146.

10. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V. Comparative analysis of the state of hotel market in the Russian Federation and abroad //Life Science Journal. 2014. Vol.11. №12. Pp. 248-252.

11. Lee G., Morrison A.A., Lheto X.Y., Webb J., Reid J. VFR: Is it really marginal? A financial consideration of French overseas travelers // Journal of Vacation Marketing 2005. No.11(4). Pp. 340-356. DOI: 10.1177/1356766705056630.

12. Stabler M.A., Sinclair P.T. The Economics of Tourism. London: Routledge, 2010. 180 p.

13. Ulyanchenko L. A., Ilkevich S. V. Sustainability issues in the Russian hotel industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol.30. No.30. Pp. 78-79. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.33.

Lilija DUKHOVNA YA Russian State University of Tourism

and Service (Moscow, Russia);

MODERN APPROACHES TO THE CLASSIFI- PhD in Economics, Associate Professor; CATION OF ACCOMMODATION FACILITIES: email: [email protected]

FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

In the practice of the international hotel industry today, there are different approaches to the classification of hotels and similar accommodation facilities. Despite the variety of different classification systems, in general, any one of them is aimed at ensuring the quality of services.

In the last few years in Russia inbound and outbound tourism is rapidly growing. Against the background of increasing tourist flows there is rapid growth in the sector of the hospitality industry and improving the quality of tourist services at the tourist industry enterprises. However, along with the aforementioned positive trends of the tourist market in Russia, a number of problems associated with the improvement of guest service is still relevant. The author of the article gives an overview of studies dedicated this thematic, considers the specifics of the current classification systems of accommodation facilities abroad and in the Russian Federation, shows the list of the legal documentation governing the classification procedure of hotels and other means of accommodation.

The special attention is paid to the issues of hotel classification in the cities hosting the organizers, participants and fans of the World Cup 2018. The author also shows relevant statistical data describing the situation and problems of this procedure in the regions.

The article concludes that the introduction of the obligatory classification system of hotels and other means of accommodation in the Russian Federation will steadily improve the quality of hotel services, guest confidence building and, consequently, the competitiveness of the hotel industry in the country.

References

1. Lazarev, A. N., Ogneva, S. V., Zajceva, N. A., & Egorova, E. N. (2016). Ekonomika gostinichnogo predprijatija [Economics hotel enterprise]. Moscow: KnoRus. (In Russ.).

2. Lazarev, A. N., Ogneva, S. V., & Krjukova, E. M. (2011). Upravlenie effektivnostju dejatel'nosti predprijatij turizma i gostinichnogo hozjajstva [Performance management of enterprises in tourism and hotel industry]. Moscow. (In Russ.).

3. Gareev, R. R. (2013). Sistema klassifikacii gostinic kak osnova sozdanija gostinichnyh standartov kachestva [The classification system of hotels as a basis for the creation of hotel quality standards]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 5, 850-853. (In Russ.).

4. Dukhovnaya, L. L., Kobeleva, O. V., & Shpagina, I. V. (2016). Malye gostinicy g. Moskvy: prob-lemy i perspektivy razvitija [Small hotels of Moscow: problems and prospects]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(2), 151-163. doi: 10.12737/19729. (In Russ.).

5. Konovalova, E. E. (2016). Rekomendacii po sovershenstvovaniju kachestva, bezopasnosti uslug i servisnoj dejatel'nosti v sfere gostepriimstva [Recommendations to improve the quality, safety, services and service activities in the field of hospitality]. In Rossija-Kazahstan: prigranichnoe sotrudnichestvo, muzejno-turisticheskij potencial, proekty i marshruty k sobytijam mirovogo urovnja [Russia-Kazakhstan: cross-border cooperation, museum and tourist potential, projects

Keywords:

classification system, collective accommodation facilities, hotels, large-scale event, FIFA World Cup

and routes to the world-class events]. Collection of articles of the International scientific-practical conf. (In Russ.).

6. Korneev, A. A., Rudneva, M. Y., & Shiyanova, A. M. (2016). Problemy klassifikacii gostinichnyh predprijatij v Rossijskoj Federacii: analiticheskij aspect [Classification problems of hotel enterprises in the Russian Federation: analytical aspect]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(2), 164-172. doi: 10.12737/19730. (In Russ.).

7. Nikol'skaja, E. Yu., & Basem, A. (2015). Aktual'nye problemy klassifikacii gostinic i drugih sredstv razmeshhenija v Rossii [Actual problems of classification of hotels and other accommodation in Russia]. In Obshhestvo, nauka i innovacii [Society, science and innovation]. Collection of articles of the International scientific-practical conference. (In Russ.).

8. Tuzova, N. G. (2012). Sostojanie sovremennoj sistemy klassifikacii gostinichnyh predprijatij v Rossii [State of the current system classification of hotel enterprises in Russia]. Izvestija Ju-zhnogo Federal'nogo Universiteta. Tehnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering sciences], 8(133), 142-147. (In Russ.).

9. Kholodtsova, I. I. (2015). Vnedrenie tehnicheskih innovacij dlja optimizacii ispol'zovanija obo-rotnyh sredstv gostinicy [The introduction of technological innovations for optimizing the use of hotel's working capital]. In Innovacii v sovremennom mire [Innovation in the Modern World]. Collection of articles of the International scientific-practical conference. (In Russ.).

10. Dukhovnaya, L. L., Kholodtsova, I. I., & Polyakov, V. V. (2014). Comparative analysis of the state of hotel market in the Russian Federation and abroad. Life Science Journal, 11(12), 248252.

11. Lee, G., Morrison, A. A., Lheto, X. Y., Webb, J. & Reid, J. (2005). VFR: Is it really marginal? A financial consideration of French overseas travelers. Journal of Vacation Marketing, 11(4), 340356. doi: 10.1177/1356766705056630.

12. Stabler, M. A., & Sinclair, P. T. (2010). The Economics of Tourism. London: Routledge.

13. Ulyanchenko, L. A., & Ilkevich, S. V. (2014). Sustainability issues in the Russian hotel industry. World Applied Sciences Journal, 30(30), 78-79. doi: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.33.

Духовная Л.Л. Современные подходы к классификации средств размещения: зарубежный и российский опыт // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 17-28. DOI: 10.22412/1995-042X^1-1-2.

Dukhovnaya, L. L. (2017). Modern approaches to the classification of accommodation facilities: foreign and Russian experience. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 17-28. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-2. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.