Научная статья на тему 'Показатели оценки конкурентоспособности строительных организаций'

Показатели оценки конкурентоспособности строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1662
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Александр Николаевич

Проведен анализ критериев оценки конкурентоспособности строительных организаций. Ими могут служить конкурентоспособность производимой строительной продукции и конкурентоспособность самого подрядчика. Конкурентоспособность строительной продукции определяется ее внутренней ценой и качеством, а конкурентоспособность строительной организации уровнем ее организационно-технологической надежности и скоростью строительства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the criteria for assessing the competitiveness of construction companies. The author believes that they can serve as the competitiveness of its manufactured building products and the competitiveness of the contractor. In turn, the competitiveness of construction products is determined by its domestic price and quality, and competitiveness of construction companies the level of its organizational and technological reliability and speed of construction

Текст научной работы на тему «Показатели оценки конкурентоспособности строительных организаций»

4

Предпринимательство и маркетинг

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дэй, Дж. С. Организация, ориентированная на рынок: как понять, привлечь и удержать ценных клиентов [Текст] / Джордж С. Дэй; [пер. с англ. В.И. Кузина; под ред. и предисл. проф. И.В. Андреевой]. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с. - (Клиентомания).

2. Основы промышленного маркетинга [Текст] / Фредерик Уэбстер. - М.: Изд. дом Гребенникова, 2005. - 416 с.

3. Перский, Ю.К. Иерархический анализ экономики: методы и модели [Текст] / Ю.К. Перский, Д.Н. Шульц. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 203 с.

4. Эткинсон, Дж. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры [Текст] : учеб. пособие : пер. с англ. / Дж. Эткинсон, Й. Уилсон; под ред. проф. Ю.А. Цып-кина. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 471 с.

5. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. - М., 1978.

6. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде [Текст] / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. -№ 6. - С. 9.

7. Аксенова, Ж.Н. К вопросу об оценке иннова-ционности региональной экономической системы Текст] / Ж.Н. Аксенова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1(29).

8. Kohli, Ajay K. Market Orientation: The Construct, Research Propositions, and Managerial Implications [Text] / Ajay K. Kohli, Bernard J. Jaworski // Journal of Marketing. - Vol. 54. - April 1990.

9. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика [Текст] / П. Дойль. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.

УДК 338.45:69

А.Н. Цветков

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Применительно к строительной организации можно сказать, что устоявшегося определения ее конкурентоспособности как экономической категории еще нет. Существующие принципиальные отличия в экономической природе строительной продукции и продукции других отраслей не позволяют механически переносить теорию и методы оценки конкурентоспособности из одной сферы в другую [1].

Ддя определения конкурентоспособности строительной организации необходимо учитывать специфику производимой ею продукции. Основное отличие конкурентоспособности строительной организации заключается, прежде всего, в более полном наборе характеристик, детерминирующих ее конкурентоспособность. Ключевая цель ее оценки при этом - выявление слабых сторон в производственно-хозяйственной дея-

тельности и разработка системы мероприятий по их улучшению.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность строительной (инвестиционно-строительной) организации» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с основной целью ее деятельности - реализацией инвестиционных проектов. По экономическому содержанию конкурентоспособность обеспечивается комплексом маркетинговых, информационно-рекламных, финансово-инвестиционных, научно-производственных и кадровых целенаправленных мероприятий управляющей компании, позволяющих получить наилучшие результаты в процессе достижения конечной цели инвестиционных проектов.

Возможна оценка конкурентоспособности через сравнение собственного предприятия

с конкурентом по ряду обобщающих показателей функционирования. Сложность этого процесса связана с труднодоступностью информации, с затратами по сбору и обработке информации, а также с недостаточно корректным применением ряда методов такой оценки.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации. Их можно разделить на две группы: внешние факторы, отражающие условия работы строительной организации, которые выражаются в (соотношение спроса и предложения на ее услуги, модель рынка, система налогообложения, государственная поддержка отрасли и т. п.), и факторы, зависящие от работы предприятия, характеризующие эффективность и качество его работы.

В. Матвейчук в качестве составляющих, влияющих на конкурентный потенциал строительных организаций, выделяет сферу информации и маркетинга (16,3 %), сферу производства с применением современных строительных технологий и технических средств (21,7 %), сферу финансов с достижением строительной организацией высокой рентабельности (25,8 %), сферу организации и управления (15,5 %), сферу человеческих ресурсов, способность персонала к инновациям и переменам, уровень общего профессионализма работников (12 %), сферу «мягких ресурсов» - репутация предприятия, культура обслуживания, неформальные связи (8,7 %) [5].

Методики определения конкурентного потенциала строительной организации. Сегодня в российской экономической науке сформировались два основных подхода к оценке конкурентоспособности строительной организации. Одни исследователи - Х.М. Гумба [2], Е.А. Яичников и др. предлагают использовать для этого коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев (тендеров, в которых принимает участие фирма). Нетрудно заметить, что наивысший показатель конкурентоспособности в данном случае может иметь фирма, принявшая участие в одном тендере и выигравшая его. Таким образом, несмотря на простоту и удобство использования, данный подход имеет суще-

ственные недостатки и в связи с этим ограниченный характер применения.

Другой подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности строительно-монтажной организации предлагают Г.Н. Лапин [3, 4], Р.М. Хамхоков, Э.И. Шагиахметова и др. По их мнению для оценки конкурентоспособности необходимо использовать интегральный показатель, учитывающий комплекс финансовых, экономических, социальных и технических факторов. Однако с методической точки зрения неправомерно определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации при помощи индексов относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависят от конкурентоспособности организации.

В то же время большинство исследователей сходятся во мнении, что конкурентоспособность строительной организации определяется ее способностью получать заказы в условиях конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Таким образом, строительная организация, чтобы объективно оценить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции, должна в первую очередь использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т. е. заказчик. Следовательно, необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей строительной продукции.

Специфика строительной продукции как инвестиционного товара. Она состоит среди прочих в закрепленности, неподвижности, капиталоемкости, материалоемкости, длительности создания и эксплуатации и предопределяет характер взаимоотношений участников инвестиционного процесса, а также особенности обращения строительной продукции как товара. Вследствие неразрывности фаз производства и реализации товар инвестиционного комплекса, как правило, не выходит на рынок в поисках покупателя, а создается будучи предназначенным для определенного заказчика (инвестора) по заказу в со-

4

Предпринимательство и маркетинг

Р

ответствии с заранее выбранной моделью (проектом) и в строго заданном месте.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик строительной продукции (строительных услуг, подрядов) способствует созданию ее превосходства над продукцией конкурентов в удовлетворении конкретной потребности заказчика и позволяет количественно оценить ее конкурентоспособность.

Положение строительной организации на рынке во многом определяет цена ее продукции и услуг. Конкурентоспособность организации по данному критерию можно оценить при помощи показателя, характеризующего соотношение средних цен предложения Цср и внутренней цены организации Цвн :

К = Цср / Цвн . (1)

Внутренняя цена строительной продукции включает затраты на ее производство и прибыль, обеспечивающую необходимый уровень рентабельности капитала:

Цвн = С [1 + (Ф / У)(Я / 100)], (2)

где С - себестоимость строительной продукции; Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств; V - годовой оборот строительной организации; г - внутренняя норма рентабельности капитала.

Если к > 1, т. е. рыночные цены предложения на аналогичную продукцию превышают внутреннюю цену данного предприятия, то можно говорить о его конкурентоспособности. Если к < 1, строительной организации необходимо изыскать резервы для снижения себестоимости.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства продукции, ее характеристики с точки зрения способности удовлетворять конкретную потребность.

Качество - комплексный показатель, характеризующий эффективность различных сторон деятельности строительной организации. Система составляющих качество конечной строительной продукции включает в себя качество труда, качество проекта, качество техники и технологии.

Качество труда, определяется наличием в строительной организации высококвалифицированных рабочих кадров. Его можно оценить при помощи коэффициента, показывающего удельный вес рабочих-строителей 5-6 разряда в общей численности основных рабочих:

к = Ч выс кв / Чобщ . (3)

Качество проекта, является показателем эффективности работы проектной организации. Оценить качество проекта можно с помощью коэффициента, характеризующего отношение числа исправлений при его реализации к единице мощности (например, 1 м2 жилой площади).

Качество техники и технологии, определяет уровень соответствия используемых организацией технологий действующим стандартам и таким образом характеризует конкурентоспособность организации в своей отрасли.

Для оценки технико-технологического уровня строительной организации можно использовать систему показателей, характеризующих техническое состояние и состав средств труда, степень механизации и автоматизации труда, техническую вооруженность работающих, применяемую технологию. В качестве частных показателей, характеризующих технологический уровень, можно назвать удельный вес машин и оборудования, коэффициент обновления основных производственных фондов, коэффициент износа основных производственных фондов, фондовооруженность труда (руб./чел.), механовооруженность труда (руб./чел.), энерговооруженность труда (тыс. кВт/чел.), удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет, удельный вес рабочих, занятых механизированным трудом, коэффициент использования материалов, удельный вес прогрессивных технологий, удельный вес устаревших технологий, коэффициент загрузки производственной мощности.

Ценовые и качественные параметры продукции традиционно являются основными характеристиками ее конкурентоспособности, обеспечивающими удовлетворение конкретной потребности покупателей. Однако такая оценка в недостаточной мере характеризует конкурентоспособность организации, работающей на

строительном рынке. На способность строительной организации получать заказы в условиях конкуренции сильное влияние оказывают также факторы, непосредственно не связанные с характеристиками строительной продукции.

Наряду с качеством и издержками чрезвычайно важным показателем конкурентоспособности является время. Особое значение временной фактор играет в строительной отрасли. Скорость строительства определяет сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Одной из основных причин, а часто и главной, обусловливающей задержку сроков ввода объекта, является недостаточный уровень организационно-технологической надежности строительно-монтажной организации.

Понятие «надежность» обычно трактуют как «безотказность», «способность выполнять определенную задачу» или как «вероятность выполнения определенной функции или функций в течение определенного времени и в определенных условиях». Поскольку надежность представляет собой вероятность, для ее оценки применяются статистические характеристики.

При оценке конкурентоспособности строительной организации практический интерес представляет прогнозирование вероятности завершения строительства объектов и комплексов

в заданный срок. Для этого накапливается статистическая информация о проектах, в которых принимала участие строительная организация. На основании полученного статистического материала определяется уровень организационно-технологической надежности (р) возведения объекта или комплекса объектов как вероятность (Р) выполнения работ при продолжительности строительства (Т), не превышающей заданной (Тд):

р = Р(Т < Тд). (4)

Таким образом, критериями оценки конкурентоспособности строительной организации могут служить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции и конкурентоспособность самого подрядчика. Конкурентоспособность строительной продукции определяется ее внутренней ценой и качеством, а конкурентоспособность строительной организации - уровнем ее организационно-технологической надежности и скоростью строительства. При оценке конкурентоспособности показатели, соответствующие данным критериям, могут использоваться как раздельно, в зависимости от приоритетов заказчика (инвестора), так и совместно, на основе определенных при помощи метода экспертных оценок весовых коэффициентов для каждого вида строительства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул, В.В. Научные основы концепции экономической инновационной стратегии строительных организаций на основе интеграционных процессов [Текст] : [моногр.] / В.В. Асаул. - СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2005. - С. 35.

2. Гумба, Х.М. Экономика строительных организаций [Текст] / Х.М. Гумба. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 212 с.

3. Лапин, Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний [Текст] / Лапин Г.Н. // Экономика строительства. - 2000. - № 7 (489). - С. 31.

4. Лапин, Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий [Текст] / Г.Н. Лапин, Р.М. Хамхоков // Экономика строительства. - 1999. -№ 6 (485). - С. 33.

5. Матвейчук, В. Теоретические и методологические основы оценки и повышения конкурентоспособности строительных предприятий (на материалах строительных предприятий Польши) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В. Матвейчук. - Минск, 2005. -С. 139-140.

6. Молчанов, Д.К. Проблемы малого бизнеса в строительстве на современном этапе [Текст] / Д.К. Молчанов // По пути к возрождению: экономика, общество, бизнес: науч. тр. рос. науч.-практ. конф. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - С. 34.

7. Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия // Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] / В.А. Мошнов. -Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/ estimate_competitiveness .shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.