Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
УДК 316.5
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ
Д. А. Пятаев Научный руководитель - О. В. Летунова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются проблемы влияния человеческого и технического факторов на безопасность полётов. Рассматриваются проблемы освоения космоса. Предлагаются решения данных проблем.
Ключевые слова: безопасность, космос, проблемы.
THE INFLUENCE OF HUMAN AND TECHNICAL FACTORS ON SAFETY
D. A. Pyataev Scientific adviser - O. V. Letunova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The problems of human and technical factors influence on flight safety are considered. The problems of space exploration are considered. Solutions to these problems are proposed.
Keywords: safety, space, problems.
Технический прогресс не стоит на месте. Модернизируются абсолютно все виды транспорта, но, не смотря на прогресс в науке и усовершенствование технологий, зачастую происходят чрезвычайные происшествия и катастрофы, связанные с транспортом, вне зависимости от его вида. Причины катастроф обусловлены различными объективными условиями и субъективными факторами. К объективным условиям относятся неблагоприятные природные явления, такие как грозы, шквалы (порывы ветра от 12 м/сек и выше, штормы, ураганы), туманы, обледенение, ливневые осадки, град, метели, пыльные бури, низкая облачность, турбулентность воздуха, вызывающая болтанку. Еще следует упомянуть опасность разрядов статического электричества в облаках, снежные заносы, слякоть и гололед на взлетно-посадочной полосе и коварные изменения ветра в приземном слое над аэродромом, называемые вертикальным сдвигом ветра. Основным же субъективным фактором катастроф выступает деятельность человека. Потому наиболее актуальной является проблема влияния человеческого фактора на безопасность полётов, но также необходимо учитывать и сбой в работе техники. По данным статистических исследований одним из самых безопасных видов транспорта является воздушный транспорт. Тем не менее, авиакатастрофы имеют место быть, особенно при взлете и посадке воздушного судна. Недостаток средств на модернизацию летательных аппаратов, низкая квалификация персонала воздушного судна, относительно устаревшие летательные аппараты, неадекватность некоторых пассажиров, международный терроризм - основные проблемы авиаперелётов.
Действительно, большая часть воздушного парка многих стран устарела. Очень сильно это касается стран «третьего мира», так как эти страны покупали у России самолёты, произведённые ещё во времена Советского Союза. В России же на данный момент авиация становится менее конкурентоспособной, по сравнению с авиацией при советской власти. В СССР система подготовки
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3
была на высшем уровне. «Система подготовки и военных и гражданских авиационных специалистов была отлажена, и работала как хороший часовой механизм. Никого не надо было посылать за рубеж, для переучивания, оплачивая учебу валютой. Не надо было закупать импортную технику, а затем зависеть от поставок запчастей и комплектующих, зависеть от иностранного технического обслуживания, сертификации, продления ресурсов, и прочего, всего того что связано с эксплуатацией авиационной техники. Все было наше, родное, и все это делалось внутри огромной страны. Было все. Из иностранной техники, пожалуй, была лишь техника польского, чешского производства, да и то, чаще это была все та же советская техника, только производившаяся в странах СЭВ, странах социалистического содружества. Каким был путь тысяч советских мальчишек в авиацию? Чаще всего начинали учиться в аэроклубах страны, которых было великое множество. Як-52, Як-50, на них начинали летать. Кто-то оставался в спортивной авиации, выступая на соревнованиях за ДОСААФ. Другие продолжали свой путь в военных и гражданских авиационных училищах. В училищах ГВФ, обучались на знаменитой «табуретке», самолете Як-18Т» [1].
По данным JACDEC (Jet Airliner Crash Data Evaluation Center) «Airline Safety Ranking 2018» ни одна Российская авиакомпания не вошла в 20-ку самых безопасных. Преимущественно эту 20-ку составляют авиакомпании США, Великобритании и ОАЭ [2]. Такая ситуация возникает потому что такие страны как США и Великобритания обучают пилотов на высшем уровне, не отправляя их на переобучение за границу за валюту. К тому же воздушные судна в этих странах производят на высшем уровне по современным технологиям. Что на счёт Эмиратов, так это экономически очень сильная и развитая держава. Экономическое положение этой страны позволяет приобретать хорошие воздушные судна.
Во время «холодной войны» между СССР и США советское правительство поставило перед инженерами и учёными задачу, создать ракету и отправить в открытый космос человека раньше коллег из штатов. Все научные силы были брошены на разработки космического аппарата. Великие советские учёные трудились несколько лет, прежде чем добились нужного результата. Исследование космоса в это время было актуальным, но после окончания «холодной войны» и распада СССР темпы разработок были значительно снижены. В мире стали актуальными другие проблемы. Тогда, например, в новой, на тот момент, России, власти больше стремились искоренить преступные группировки, чем развивать космонавтику. Покорение космоса стало меньше интересовать людей. «Когда в начале 2010 г. в одном из киевских университетов я запланировал круглый стол «Космические путешествия: наука, образование, практика» - это воспринялось как сумасшествие. Космическая тематика в государстве, которое наряду с Россией, стояло у истоков организации первых полетов в космос и граждане которого вошли в первую десятку выдающихся пионеров космической отрасли, к сожалению, уже стала не в чести. Текущие проблемы, связанные с нестабильной политической ситуацией, экономическим спадом, кризисом в системе образования, в конечном итоге привели к кризису духовности, актуализации текущих потребностей и обесцениванию перспективного масштабного планирования. Обществу, зациклившемуся на обогащении, наживе и развлечениях, думающему только о насущных потребностях и о краткосрочных перспективах, было совершенно безразлично свое будущее и будущее своих детей и внуков» [3, с. 6].
Таким образом, «человеческий» и «технический» факторы - это основные проблемы авиации и космонавтики. Они тесно связаны между собой. «Технический фактор», в свою очередь, берёт своё начало из «человеческого». Неисправности в технике зачастую возникают из-за людей, ведь именно сами люди её создают, следят за её состоянием, эксплуатируют её. Также стоит учитывать политическое, социальное, экономическое и военное положение стран. Эти факторы очень сильно влияют на развитие авиации и космонавтики.
Библиографические ссылки
1. Подготовка гражданских и военных пилотов: тогда и сейчас [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/blog/podgotovka-grazhanskih-i-voennyh-pilotov (дата обращения: 21.04.2018).
2. Airline Safety Ranking 2018 » JACDEC [Электронный ресурс]. URL: http://www.jacdec.de/ airline-safety-ranking-2018/ (дата обращения: 28.03.2018).
3. Базалук О. А. Космические путешествия - путешествующая психика : курс лекций. Киев : Изд-во КНТ, 2012. 424 с.
© Пятаев Д. А., 2018