Научная статья на тему 'Проблемы менеджмента на российских авиапредприятиях'

Проблемы менеджмента на российских авиапредприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / АВИАПРЕДПРИЯТИЕ / АЭРОПОРТ / АЭРОФЛОТ / MANAGEMENT / AIRLINE / AIRPORT / AEROFLOT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турчанов А. М., Новикова Т. И.

Приведён обзор современных проблем управления на российских авиапредприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турчанов А. М., Новикова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGEMENT AT THE AIRLINE

The article provides an overview of airport and airlines management.

Текст научной работы на тему «Проблемы менеджмента на российских авиапредприятиях»

Секция«« Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

УДК 338.246

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ

А. М. Турчанов, Т. И. Новикова Научный руководитель - С. М. Самохвалова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Приведён обзор современных проблем управления на российских авиапредприятиях.

Ключевые слова: менеджер, авиапредприятие, аэропорт, Аэрофлот.

PROBLEMS OF MANAGEMENT AT THE AIRLINE

А. M. Turchanov, T. I. Novikova Scientific Supervisor - S. M. Samokhvalova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The article provides an overview of airport and airlines management.

Keywords: management, airline ,airport, Aeroflot.

В настоящее время в мире представлено множество различных видов транспорта. Однако в области пассажироперевозок лидирует авиационный транспорт. Несмотря на свою достаточную дороговизну, авиация обладает множеством плюсов, которых нет ни у какой-либо другой транспортной отрасли.

Как известно, для того чтобы люди могли пользоваться авиаперевозками, необходимо, чтобы имелся аэродром (земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов) в месте отправления и в месте назначения, воздушное судно (самолёт, вертолёт), экипаж воздушного судна (пилоты, стюардессы, на некоторых ВС есть так же штурманы и борт инженеры), инженерно-технический состав (авиатехники, авиаинженеры), диспетчерский состав для управления воздушным движением. Как видим, авиапредприятие это большое количество людей занятых разной деятельностью. Стоить отметить, что на сегодняшний день авиапредприятия не имеют своих аэродромов. Есть понятие базового аэродрома, на котором базируется авиационно-техническая база (АТБ) авиакомпании (инженерно-технический состав, оборудование для ремонта и технического обслуживания, материально техническое оснащение) и транзитного аэродрома (промежуточный аэродром, в котором авиакомпания не имеет своей АТБ). Крупные авиакомпании могут иметь несколько АТБ в различных аэропортах [3].

В России первое авиапредприятие появилось в 1923 году и носило название «Аэрофлот». Он оставался монополистом до 1991 года, и во времена его существования не было никаких других авиакомпаний, были просто авиаотряды «Аэрофлота» в различных городах. Так как «Аэрофлот» был монополией, то получается, что все аэродромы СССР принадлежали «Аэрофлоту», авиакомпании не нужно было платить Аэропорту за стоянку самолёта и за производство технического обслуживания, которое самолёт должен пройти как после посадки, так и перед вылетом. Также у «Аэрофлота» не было понятия базовых и транзитных аэропортов, ведь для «Аэрофлота» любой аэропорт был своим, в котором бы без вопросов встретят воздушное судно, окажут техническую поддержку и подготовят к полёту [1].

В начале 1990-х годов «Аэрофлот» был снова реструктуризован, при этом большую автономию получили отдельные авиаотряды. Это обстоятельство и распад СССР привели к тому, что в 1992 году

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

крупнейшая в мире (и в истории) авиакомпания, к концу 1980-х годов перевозившая до 130 миллионов пассажиров, распалась на более чем 300 отдельных авиакомпаний [1].

Процесс демонополизации воздушного транспорта прежде всего потребовал разделения аэропортовой и авиатранспортной деятельности, т. е. создания двух равноправных авиапредприятий: аэропорта и авиакомпании [2]. Разделение аэропорта и авиакомпании основывается не только на их разных функциях, а главным образом, на разном формировании доходов и прибыли. Их виды дохода находятся в прямом противоречии - доходы аэропорта являются затратами авиакомпании и наоборот. При их нахождении в объединенном предприятии управлением аэропорта и авиакомпанией занимаются компетентная команда менеджеров, обладающая соответствующими компетенциями. Формирование таких компетенций предполагает: проведение аналитической работы по содержательному наполнению кластеров компетенций и разработка теоретической модели компетенций участника команды проекта;- в перспективе исследования сбор эмпирических данных для корректировки теоретической модели компетенций [4]. С точки зрения управления, эффективным является управление при условии нахождения средств в единых руках. Стоит также отметить, что примеров объединения в одном юридическом лице авиакомпании и аэропорта нет ни в одной стране мира.

Авиакомпания, входящая в составе аэропорта, может заставить аэропорт значительно снизить ставки сборов и цены при наземном обслуживании, что, будет преимуществом для авиакомпании и одновременно будет потерей дохода для аэропорта. Однако стоит отметить тот факт, что объединенные усилия авиакомпаний и аэропортов по привлечению пассажиров приведут к росту доходов обеих сторон. В результате разделения авиапредприятия на два самостоятельных предприятия: аэропорт и авиакомпанию, аэропорт получает в свое распоряжение дорогостоящие и многофункциональные производственные и общественные фонды и становится монопольной структурой на рынке авиаперевозок

В отношение аэропорта это означает, что спрос на его деятельность как субъекта «естественной монополии» по оказанию услуг в меньшей степени зависит от изменения цены на эти услуги, т. е. для аэропорта цена (стоимость) его услуг не является фактором, регулирующим спрос. Являясь главным производственным предприятием на рынке авиаперевозок, аэропорт не должен использовать преимущества «естественных монополий» только в своих интересах, не учитывая потребность общества.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. URL: http://www.aeroflot.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

2. Волкова Л. П., Яценко В. А. Управление деятельностью аэропорта. М. : Дело, 2007. 288 с.

3. Официальный сайт федерального агентства воздушного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://www.favt.ru http://www.aeroflot.ru/ru-ru (дата обращения: 20.02.2016).

4. Подвербных О. Е., Самохвалова С. М., Соколова Е. Л. Управление кадровым потенциалом аэрокосмических предприятий: компетентностный подход к образовательным проектам // Решетнев-ские чтения : сб. материалов Междунар. науч. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С.195-198.

© Турчанов А. М., Новикова Т. И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.