2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 106
УДК 334.756
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КРУПНЫХ АВИАКОМПАНИЙ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРОВ ТОИР НА ОСНОВЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
К.С. ЕРМАКОВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Казаковым В.Н.
Проблема повышения технической и экономической эффективности деятельности авиакомпании и ее подразделений актуальна и перспективна, поскольку повышение качества работ по ТОиР связано со снижением себестоимости продукции. В статье рассматриваются основные предпосылки и задачи создания Центров ТОиР, а также методические рекомендации по совершенствованию организационных структур авиакомпаний.
Создание в соответствии с современными представлениями о развитии АТЦ Центра ТОиР, обеспечивающего полный цикл технического обслуживания АТ, является одной из целей авиакомпании для повышения технической и экономической эффективности работы подразделения по ТОиР АТ. Важным звеном в решении этой проблемы выступает последовательная трансформация АТЦ, который в настоящее время представляет собой так называемый «cosbb^mp, в «ргойЪьцентр с последующим созданием на его базе Центра технического обслуживания и ремонта АТ - организации, возможно не входящей в состав организации-эксплуатанта, осуществляющей полнообъемное ТОиР АТ в течение всего жизненного цикла одного или нескольких типов ВС.
За рубежом, в частности в странах Европейского Союза, широко распространены так называемые сервис-центры ТОиР, являющиеся независимыми от эксплуатанта органи -зациями, самостоятельными юридическими лицами. Основное условие их деятельности -постоянное соответствие требованиям JAR-145 (Joint Aviation Requirements). Такими сервис-центрами ТОиР являются, например, АТЦ авиакомпаний «Lufthansa», «British Airways», «Air France» .
В России в настоящее время организации по ТОиР в большинстве случаев входят в состав организации-эксплуатанта и, как правило, обслуживают лишь ограниченное число ВС, входящих в ее самолетный парк, например АТЦ ОАО «Аэрофлот». Кроме этого, большая часть работ осуществляется по контракту с крупными сертифицированными организациями по ТОиР. В результате техническая и экономическая эффективность подобной системы ТОиР далека от совершенства.
Порядок создания Центров ТОиР в целом определен приказом ФСВТ России от 17 марта 2000 г. № 64. Организации, решившие преобразоваться в Центры ТОиР и изменить свой статус, не только получают более широкие права, но и возлагают на себя дополнительные обязанности. Организация Центров ТОиР требует материальных и интеллектуальных затрат, ее основной целью является снижение себестоимости работ по ТОиР авиатехники и повышение качества их выполнения. Выделим основные факторы, определяющие необходимость образования Центров ТОиР, цели их создания и практическую значимость для повышения эффективности управления авиапредприятиями.
Главными причинами, обуславливающими создание Центров ТОиР, выступают: образование множества авиакомпаний, не имеющих своей производственной базы для технического обслуживания ВС;
сложности, испытываемые эксплуатантами в поддержании летной годности стареющего парка ВС, возможности кардинального обновления которого ограничены из-за отсутствия инвестиций;
высокие требования к системам подготовки специалистов;
стремление вновь образованных авиакомпаний сократить эксплуатационные расходы за счет уменьшения затрат, необходимых для поддержания летной годности ВС;
необходимость сближения авиационных правил РФ с нормами западных государств -производителей авиационной техники;
снижение уровня авторского надзора за эксплуатацией авиатехники со стороны разработчиков и изготовителей;
снижение общего уровня государственного контроля над поддержанием летной годности ВС ГА в России.
Цели создания Центров ТОиР: улучшение качества технического обслуживания и ремонта авиатехники; повышение эффективности использования ВС путем внедрения прогрессивных программ ТО;
внедрение современных систем качества ТОиР, соответствующих требованиям международных стандартов;
создание возможности выполнения комплексов работ, связанных с поддержанием летной годности стареющего парка, и эффективного использования дорогостоящего оборудования; обеспечение эксплуатантов АТ запасными частями сертифицированных поставщиков.
Практическая значимость создания Центров ТОиР состоит: в повышении уровня государственного регулирования и контроля над поддержанием летной годности;
в расширении возможностей поэтапного увеличения назначенных ресурсов и сроков службы;
в возможности создания гибких программ сохранения летной годности ВС.
Субконтракторами Центра ТОиР могут быть не сертифицированные организации, осуществляющие определенные виды работ, связанные с ТОиР ВС ГА (например, покраску ВС) на основе контракта, заключенного на фиксированный срок. На период контракта эти организации считаются подразделениями Центра ТОиР и работают под контролем его системы качества.
В соответствующем подразделении Центра ТОиР должна найти отражение техническая поддержка. В крупных европейских сервисных центрах обычно такими подразделениями являются отделы поддержки заказчика. Помимо технических специалистов по типам ВС в таком отделе имеется информационно-аналитический центр, поддерживающий электронную связь со всеми клиентами с тем, чтобы вести мониторинг текущего технического состояния ВС, своевременно назначать формы ТОиР, оказывать технологическую поддержку при их выполнении, включая замену и ремонт агрегатов с отработанными ресурсами и сроками службы.
Создание Центров ТОиР позволяет участникам системы поддержания летной годности (эксплуатанту, разработчику ВС, НИИ ГА и авиационной промышленности, государственной авиационной администрации) перейти к новым принципам обеспечения безопасной эксплуатации АТ - системе сертификации экземпляра ВС. При очевидной замкнутости системы качества, заложенной в основу создания Центра ТОиР, потребность в системе индивидуальных продлений ресурсов и сроков службы ВС ГА, действующей в настоящее время, автоматически исчезает.
Проблема создания Центров технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов (ВС) не нова. Предпринимались попытки создания центров ТОиР самолётов Ил-86 (Внуково, Алма-Ата), Ту-154 (Толмачово, Минск), Ту-204 (Минеральные Воды, Быково), Ил-96-300 (Домодедово), Ил-114 (Красноярск, Быково), Воет§-737/757/767 (Домодедово). Целесообраз-
ность создания Центров ТОиР подробно исследовалась в ряде работ [2]. Преимущества организации технической эксплуатации парка самолетов на базе Центра ТОиР приведены в табл. 1.
Вследствие того, что отечественная авиационная промышленность не обеспечивала спрос авиакомпаний на воздушные суда, удовлетворяющие новым стандартам по экологичности, экономичности и уровню шума и новые к тому времени лайнеры: дальнемагистральный Ил-96-300 и среднемагистральный Ту-204, призванные сменить устаревшие Ил-62 и Ту-154, имели низкий уровень надёжности двигателей и малый назначенный ресурс в силу малого опыта эксплуатации. Самолёт Ил-114, который планировался для замены ВС, осуществлявших авиаперевозки на местных воздушных линиях, находился на стадии опытной эксплуатации. В настоящее время эксплуатируются всего два таких ВС авиакомпанией «Выборг». Всё это привело к необходимости освоения лётно-технической эксплуатации самолётов иностранного производства.
В настоящее время отмечается тенденция повышения заинтересованности авиапредприятий в создании на их базе Центров ТОиР (предложения «снизу»): ЗАО «АТБ Домодедово» по самолётам семейства Ил и Воет§, ОАО ВАРЗ по самолетам Ту-154, Хабаровское ГУАП «Дальавиа» по самолётам Ту-214 и другие.
При решении задач научно-методического обеспечения создания Центров ТОиР рассматриваются следующие аспекты проблемы:
необходимость соблюдения единства принципов проектирования ВС, тенденций развития их системы ТОиР и методических основ создания сети Центров ТОиР;
учет особенностей конструкций и условий эксплуатации ВС (численность, размещение и использование парка ВС, состояние производственно-технической базы ТОиР).
Основными задачами являются: нормативно-правовое обеспечение создания и сертификации сети Центров ТОиР, специализация и кооперирование предприятий по централизованному ремонту агрегатов и комплектующих изделий, организация эффективной системы материальнотехнического обеспечения, организационно-экономическое обеспечение формирования и развития Центров ТОиР.
Задачи частного аспекта проблемы связаны с подготовкой нормативной базы для проектирования Центра ТОиР; определением ожидаемых объёмов работ, потребности в производственных площадях, прогноз численности парка, налёта и объемов ТОиР, в обеспечении эксплуатационной и ремонтной документацией, в подготовке инженерно-технического персонала, формирование индивидуальных программ и управление режимами ТОиР, а так же с созданием системы качества Центра ТОиР, разработка организационных и методических документов по деятельности Центра ТОиР, адаптация программы ТОиР ВС к конкретным условиям эксплуатации, разработка системы информационного обеспечения процессов ТОиР и пр.
Могут рассматриваться следующие варианты создания Центров ТОиР на базе существующих авиапредприятий и авиакомпаний:
на основе «сильной» АТБ с организацией в ней ремонтного блока; на основе «сильной» АТБ и близко расположенного завода Г А;
на основе завода ГА с кооперацией с одной или несколькими АТБ, эксплуатирующими данный тип ВС;
на основе завода ГА с организацией в нём блока технического обслуживания. Организационно-правовые формы центров ТОиР АТ: структурное подразделение авиакомпании или завода; дочернее (зависимое) предприятие авиакомпании или завода; самостоятельное предприятие.
Таблица 1
Преимущества организации технической эксплуатации парка самолетов на базе Центра ТОиР
Направления деятельности Факторы
Обеспечение возможности эксплуатации самолетов в эксплуатационных подразделениях, не имеющих условий для освоения периодического ТО Организация выполнения форм периодического ТО на базе Центра ТОиР
Снижение потребного числа самолетов для выполнения ожидаемого объема авиаперевозок эффективное управление использованием самолетов; сокращение простоев самолетов по техническим причинам; увеличение коэффициента исправности парка ВС и среднегодового налета
Обеспечение высокой безопасности и регулярности полетов Высокое качество ТОиР на следующей основе: управление технической эксплуатацией ВС и надежностью АТ; тесная связь с ОКБ и заводами-изготови-телями в вопросах совершенствования конструкции самолета и организации ТОиР
Снижение затрат на капитальное строительство (реконструкцию) производственных сооружений для освоения ТОиР самолета уменьшение потребности в ангарах, лабораториях АД и АиРЭО и других участках
Снижение затрат на оснащение АТБ наземным оборудованием и средствами ТО для сложных периодических форм регламента уменьшение потребности в оборудовании и средствах ТО за счет сокращения перечней, выполняемых в АТБ сложных работ
Снижение затрат на приобретение и хранение запасных авиадвигателей, агрегатов и деталей. Повышение оперативности снабжения уменьшение потребности в запасах авиатехники при их сосредоточении в Центре ТОиР; уменьшение потребности в помещениях и персонале для хранения запасных авиадвигателей, агрегатов, деталей
Снижение затрат на ремонт самолетов, агрегатов, комплектующих изделий возможность освоения восстановления большой номенклатуры изношенных деталей с использованием прогрессивных технологий; уменьшение стоимости ТОиР за счет специализации и концентрации производства; уменьшение затрат на транспортировку агрегатов в ремонт и из ремонта
Снижение затрат на содержание инженерно - технического персонала по ТОиР самолетов и на его подготовку уменьшение количества АТБ, производящих периодическое ТО самолетов; повышение эффективности труда ИТП в центре ТОиР за счет специализации, концентрации и совершенствования организации производства
Рассмотрим потенциальных заказчиков технического обслуживания авиатехники. Потребителями услуг по техническому обслуживанию самолетов могут быть мелкие, средние и крупные авиакомпании (отечественные и зарубежные), имеющие те типы летательных аппаратов, допуск на обслуживание и опыт эксплуатации которых имеет авиационно-технический центр.
Все авиакомпании потенциальных потребителей можно разбить на три группы, на основе различий в потребностях, характеристиках и поведении.
В первую группу войдут крупные иностранные авиапредприятия с развитой технической базой, способной самостоятельно решать вопросы технического обслуживания своих самолетов, а так же самолетов других компаний. По данным официальных источников, “Ежегодного доклада Федеральной авиационной службы”, под флагами 115 государств регулярные воздушные полеты в РФ выполняют 64 крупные иностранные авиакомпании.
Во вторую группу войдут отечественные авиакомпании со своей сильно развитой технической базой. Эти авиапредприятия представляют интерес, как потенциальные заказчики на выполнение работ по техническому обслуживанию самолетов в условиях кризиса и сбоев у себя на предприятии. Таких компаний на рынке авиаперевозок сегодня около 20.
В третью группу войдут авиакомпании, которые не располагают своей собственной технической и ремонтной базой. Они вынуждены заказывать выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию самолетов. В настоящее время в РФ зарегистрировано 315 малых и средних авиакомпаний.
На основе анализа потенциальных потребителей услуг по ремонту и техническому обслуживанию авиатехники можно провести сегментацию рынка компаний, которые могут заключить договора с авиационно-техническим центром гражданской авиации на обслуживание своих самолетов (табл. 2).
Таблица 2
Структура потенциальных потребителей услуг АТЦ
Потенциальные потребители услуг АТЦ Доля на рынке %
1. Иностранные авиакомпании с развитой технической базой 16
2. Крупные отечественные авиакомпании с развитой технической базой 5
3. Средние и мелкие авиакомпании со слабо развитой технической базой 79
Итого: 100
Основными конкурентами авиационно-технического центра ОАО “Аэрофлот” на рынке услуг по технической эксплуатации и ремонту самолетов, авиационно-технического центра ОАО “Аэрофлот” являются крупные авиапредприятия с мощной технической и ремонтной базой, авиаремонтные заводы и аэропорты, имеющие в своем составе подразделения, способные решать вопросы технической эксплуатации авиационной техники.
В настоящее время основным конкурентом авиационно-технического центра АО “Аэрофлот” в сфере предоставления услуг оперативного технического обслуживания самолетов является “Московский Аэропорт Шереметьево” - МАШ, который имеет договорные отношения, по своей основной деятельности.
Конкуренцию “Аэрофлоту” в сфере предоставления услуг по технической эксплуатации и ремонту самолетов различных авиакомпаний могут составить такие крупные отечественные авиапредприятия, как: АК “Российские авиалинии”, АК “Домодедовские авиалинии”, АК “Внуковские авиалинии”, авиаремонтный завод №402 (на территории аэропорта “Быково”), НИИ ГА (НИЦ). Все они, как и авиационно-технический центр ОАО “Аэрофлот”, находятся в одном географическом регионе.
Стратегия обеспечения конкурентоспособности авиационно-технического центра ОАО “Аэрофлот” должна опираться на один из видов конкурентных преимуществ, либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной услуг, по сравнению с аналогичными других авиапредприятий, либо, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требовательных, прежде всего, высоким качеством.
В настоящее время соотношение количества заключенных договоров на техническое обслуживание самолетов сторонних организаций с авиационно-техническим центром ОАО “Аэрофлот”, и с его основным конкурентом - “Московским Аэропортом Шереметьево” складывается не в пользу АТЦ. Можно отметить, что МАШ опережает “Аэрофлот” по их количеству почти в четыре раза, активно отбивая сбыт, в основном, по предоставлению оперативного технического обслуживания. Делая упор на высокое качество услуг, необходимо активнее использовать широко известную марку - “Аэрофлот”, переводя борьбу в плоскость марок - конкурентов, активно развивать мобильность подразделений оперативного технического обслуживания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сидоров А. Т., Ермаков К.С. Разработка методологии формирования организационных структур управления авиационно-техническими предприятиями (подразделениями) в изменяющихся условиях функционирования // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество , экономика, образование, №56, 2002.
2. Ицкович А.А., Смирнов Н.Н. Научно-методическое обеспечение создания центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 49, 2002.
IMPROVEMENT OF FINANCIAL-ECONOMIC MECHANISM OF MAJOR AIR COMPANIES BY CREATING CENTERS OF TS&R ON THE BASIS OF DIVISIONS OF AIRCRAFT MAINTANANCE
Еrmakov K.S.
The problem of increase technical and economic efficiency of activity of airline and its divisions, is actual and perspective, as improvement of quality of works on technical operation and repair of aircrafts is connected to decrease of the cost price of production. In article the basic preconditions and tasks of creation of the Centres on technical operation and repair of aircrafts and methodical recommendations for perfection of organizational structures of airlines are considered.
Сведения об авторе
Ермаков Константин Сергеевич, 1978г.р., окончил МГТУ ГА (2000), кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов гражданской авиации МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - экономика и управление на предприятиях воздушного транспорта.