Научная статья на тему 'Анализ состояния и тенденций развития Центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов'

Анализ состояния и тенденций развития Центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1363
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ЦЕНТРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА / SERVICING AND REPAIR CENTERS / ОПЫТ СОЗДАНИЯ / CREATION EXPERIENCE / СОСТОЯНИЕ / CONDITION / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / TENDENCIES OF DEVELOPMENT / ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ / THE REQUIREMENT OF STANDARD DOCUMENTS / THE AVIATION TECHNICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ицкович Александр Абрамович, Чинючин Юрий Михайлович, Смирнов Николай Николаевич, Файнбург Инна Александровна

На основе обобщенного опыта создания Центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники выявлено состояние и рассмотрены тенденции развития на основе требований нормативных документов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ицкович Александр Абрамович, Чинючин Юрий Михайлович, Смирнов Николай Николаевич, Файнбург Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CONDITION AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF THE CENTERS OF SERVICING AND REPAIR OF AIRCRAFTS

On the basis of requirements of standard documents and generalization of the creation experience of the Centers of servicing and repair of aviation technics the condition and tendencies of their development are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и тенденций развития Центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов»

УДК 629.735.017.083

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А.А. ИЦКОВИЧ, Ю.М. ЧИНЮЧИН, Н.Н. СМИРНОВ, И.А. ФАЙНБУРГ

На основе обобщения опыта создания Центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники выявлено состояние и рассмотрены тенденции развития на основе требований нормативных документов.

Ключевые слова: авиационная техника, центры технического обслуживания и ремонта, опыт создания, состояние, тенденции развития, требования нормативных документов.

1. Мировой рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов (ВС) в 2010 году составил около $43 млрд, к 2015-му его объем при среднегодовом росте 4,1% оценивается на уровне $55 млрд. России принадлежит непропорционально низкая доля этого рынка, и даже самолеты российских перевозчиков обслуживаются за рубежом [1].

Объем рынка ТОиР гражданских ВС в странах СНГ, Прибалтики и Грузии в 2010 году составил около $830 млн - такую оценку сделала аналитическая компания AeroStrategy. Из этой суммы более 60% приходится на Россию, ежегодно на ТОиР эксплуатируемых здесь гражданских самолетов западного производства тратится более $500 млн, еще $250 млн. расходуется на эти цели в странах СНГ и Грузии, а рынок стран Балтии оценивается приблизительно в $70 млн. Распределение по видам деятельности примерно соответствует мировым стандартам, расходы делятся на три основные категории: двигатели (примерно 40%), линейное обслуживание и ремонт компонентов (по 25% каждое), за которыми следуют тяжелые формы обслуживания (проще говоря -капитальный ремонт, на него приходится около 10%) и модернизация (примерно 5%).

До 60% технического обслуживания самолетов зарубежного производства российских авиакомпаний выполняют примерно десять зарубежных фирм, на долю отечественных технических центров, соответственно, приходится примерно 40% объема этих работ. Парк самолетов западного производства, эксплуатирующихся в России, удвоился всего за два года. По предварительным прогнозам их количество в 2011 году может превысить число самолетов отечественного производства, находящихся в эксплуатации. В сегменте вместимостью более 120 кресел число ВС западного производства практически достигло 400 единиц, в основном это узкофюзеляжные самолеты семейств Boeing 737 и Airbus A320. Именно эти машины и формируют основу для рынка ТОиР.

Конкурентами российских компаний, занимающихся ТОиР, являются не только европейские предприятия, но и компании из бывших советских республик, которые освоили необходимые виды работ и получили соответствующие сертификаты. Их конкурентное преимущество -меньшая, чем в России, стоимость работ, а также владение специалистами всех уровней русским языком, что упрощает деловое общение. В частности, наиболее сильными конкурентами российских организаций по ТОиР являются Uzbekistan Airways Technics в Ташкенте и FL Technics в Вильнюсе.

К российским организациям по ТОиР относятся подразделения авиакомпаний: авиационно-технические базы (АТБ), авиационно-технические центры (АТЦ) - «Аэрофлот», «ИСТ ЛАЙН Текник», «ЮТэйр-Инжиниринг», «Сибирь Техник»; традиционные авиационные ремонтные заводы (АРЗ) гражданской авиации (ГА) - ОАО «Омский завод ГА», ОАО «Уральский завод гражданской авиации», ОАО "Новосибирский АРЗ", ЗАО «Московский АРЗ РОСТО»; АРЗ Министерства обороны - ОАО "123 АРЗ", ОАО «360 АРЗ», ОАО «356 АРЗ»; заводы авиационной

промышленности - ОАО «Авиакор», ОАО «КАПО», ОАО «КВЗ», ОАО «Климов», ОАО «Пермский моторный завод»).

2. Проблема создания Центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ТОиР АТ) возникла в конце 80-х годов прошлого века с началом эксплуатации самолетов отечественного производства Ил-86, Як-42, а затем в 90-е годы - самолётов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-114, спроектированных по принципам безопасной повреждаемости (Fail Safe) и допустимого повреждения (Damage tolerant), для которых предусматривалось применение эффективной стратегии ТОиР по состоянию без капитального ремонта [2-6].

В начале 2000-х годов был создан первый Центр ТОиР АТ на базе ЗАО «АТБ Домодедово» по самолётам семейства Ил. Затем в соответствии с «Рекомендациями по созданию Центров ТОиР», введенными Распоряжением Минтранса РФ, были созданы Центры ТОиР АТ на базе эксплуатационных и ремонтных предприятий (табл. 1) [7].

Таблица 1

Центры технического обслуживания и ремонта АТ

№ Название организации Тип ВС Распоряжение

№ Дата

1 2 3 4 5

1 ОАО «ВАРЗ-400» Ту-154Б,М НА-43-р 01.02.02

2 ЗАО «БАСКАО» Як-42, Ил-76 НА-105-р 05.05.03

3 ОАО «Ростовский завод ГА № 412» Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 НА-25-р(фс) 03.08.04

4 ОАО «СПАРК» (С.- Петербург) Ми-8Т, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-17, Ми-17-1В, Ми-171, Ка-32Т, Ка-32С НА-28-р(фс) 13.08.04

5 ЗАО «АТБ «Домодедово» Ил-18Д, Ил-62М. Ил-76Т(ТД), Ил-86, Ил-96-300, Ту-134, Ту-154Б(С), Ту-154-М АН-173-р(фс) 05.08.05

6 ООО «Сибирь Техник» Ту-154Б (М), Ил-86, Ту-204-100 АН-174-р(фс) 05.08.05

7 ЗАО «Авиакор-Сервис» Ан-74, Ан-74-100Д АН-198а-р(фс) 12.09.05

8 ФГУАП «Пулково» ТУ-154Б (М), Ту-134, Ил-86 ВС-239-р(фс) 17.11.05

9 ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» Ту-154Б (М), Ту-204-100, Ту-214 ВС-240-р(фс) 18.11.05

10 ООО «ЮТэйр -Техник» Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134, Ан-24Б, РВ, Ан-26, Як-40 ВС-63-р(фс) 12.05.06

11 ГУП «Дальавиа» Ту-214, Ил-62Б, Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134, Ан-24, Ан-26, Ан-26-100 ВС-78-р(фс) 02.06.06

Центры ТОиР являются организациями по ТОиР нового типа, предназначенными для поддержания летной годности, обеспечения безопасности полета и рентабельной эксплуатации парка ВС на основе реализации эффективных программ ТОиР, и должны иметь в своём составе современные инженерные центры и диагностические комплексы по управлению техническим состоянием и режимами ТОиР ВС, хорошо развитую производственно-техническую базу с концентрацией больших объёмов работ по ТОиР ВС на основе специализации и кооперирования [2].

Часть созданных Центров ТОиР АТ (табл. 1) прекратила свое существование вместе с предприятиями, на базе которых они были организованы (ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», ГУП «Дальавиа»).

Некоторые Центры ТОиР АТ перепрофилированы на АТ иностранного производства: ОАО «ВАРЗ-400», ООО «Сибирь Техник», ООО «ЮТэйр-Техник».

ОАО «ВАРЗ-400» выполняет линейное и базовое техническое обслуживание воздушных судов иностранного производства (Boeing B-737-300/400/500, B-757, Airbus A-319/A-320/A321, Bombardier CL-600-2B16/BD-700).

ООО «Сибирь Техник» выполняет линейное ТО ВС Airbus 319/320/321, Airbus 310, Boeing 737-300/400/500, Boeing 737-600/700/900/1000, Boeing 767-200/300 и базовое ТО ВС Airbus 320 Family, Boeing 737NG, Boeing 737-300/400/500, Airbus 310-200/300, Boeing 767.

ООО «Домодедово Текник» - Центр ТОиР ВС иностранного производства был основан в сентябре 2002 года при поддержке компании Boeing, сертифицирован на право проведения линейного ТО ВС Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767, Airbus 320 Family и базового ТО ВС Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767. ООО «ЮТэйр-Техник» сертифицирован по PART-145 на проведение ТО ВС ATR-42, ATR-72, Boeing-737-500, Gulfstream IV-SP, Gulfstream V-SP.

На российском рынке ТОиР АТ работают иностранные Центры ТОиР АТ.

Авиапредприятие "Uzbekistan Airways Technics" в Ташкенте выполняет все виды линейного и базового ТО (включая С-4 Check и Structure program, замену двигателей и ВСУ) самолетов Boeing -757, Boeing -767, А-310, RJ-85. Помимо основного заказчика, компании "Узбекистон Хаво Йуллари", UAT выполняет работы для туркменской "Туркменховаеллары" и Kam Air из Афганистана. Среди российских авиакомпаний клиентами UAT уже стали ОАО "ВИМ-авиа" (Boeing 757), "КрасЭйр" (Boeing 757 и 767), "Сибирь" (Airbus A310). Кроме того в прошлом году UAT получило первого западноевропейского заказчика - итальянскую авиакомпанию Air Italy.

Компания flyLAL Technics объявила об открытии нового ангара для производства работ по ТОиР в международном аэропорту г. Вильнюса, владеет сертификатом по EASA Part 145 на производство работ по ТОиР самолетов Boeing 737 - до D-check включительно. Услугами литовского провайдера пользуются ОАО "Трансаэро", ОАО "КД авиа", ОАО "Сибирь", ГТК "Россия", ОАО "Аэрофлот-Дон" и ОАО "Скай Экспресс", а также латвийская airBaltic, грузинская Airzena - Georgian Airways, украинская "Аэросвит" и белорусская Belavia. Среди западных заказчиков - французские Air Mediteranee и Regional (дочерняя компания Air France), немецкая Hapag Lloyd Express, польская SKY Express.

3. Тенденции развития Центров ТОиР АТ связаны с созданием Авторизованных Центров ТОиР АТ (АЦ ТОиР АТ).

Требования к АЦ ТОиР АТ были разработаны и утверждены ГосНИИ ГА 26.05.2008 г. в рамках Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации [8].

Сравнение основных характеристик Центров ТОиР АТ, создаваемых в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 20.05 2002 г. № НА-169-р и АЦ ТОиР АТ, соответствующих Требованиям к АЦ ТОиР АТ, утвержденным ГосНИИ ГА 26.05.2008 г., приведены в табл. 2. Сравнение осуществляется по следующим характеристикам: целям создания Центров, определениям понятия Центров, основным признакам Центров, задачам и функциям Центров, порядку создания Центров.

Основным отличием АЦ ТОиР АТ является их авторизация Разработчиком, Изготовителем АТ и ГосНИИ ГА в заявленную сферу деятельности.

Авторизация - это предоставление производителем права осуществлять гарантийный и послегарантийный ремонт и ТОиР продукции, которую он выпускает. Для того чтобы получить авторизацию, СЦ должен соответствовать определенным требованиям.

В своей деятельности Авторизированный Центр ТОиР руководствуется действующим законодательством, Воздушным кодексом, Постановлениями Правительства РФ, ФАП-145, нормативно-правовыми актами Авиационной Администрации (АА) РФ, Положением об авторизи-рованном центре и более поздними поправками к нему.

Таблица 2

Сравнение характеристик Центра ТОиР АТ и Авторизованного центра ТОиР АТ

Рекомендации по созданию Центров ТОиР АТ. Распоряжение Минтранса РФ от 20.05 2002 г. № НА-169-р._

Требования к АЦ ТОиР АТ, утв. ГосНИИ ГА 26. 05 .2008 г.

1

2

1. Цели создания Центров

Подготовка организаций по ТОиР АТ к массовой эксплуатации ВС нового поколения, у которых заложена стратегия поддержания летной годности (ПЛГ) без капитальных ремонтов.

Концентрация трудоемких работ по ПЛГ стареющего парка ВС в наиболее крупных организациях по ТОиР АТ.

Создание условий для более высокого уровня ПЛГ ВС в авиакомпаниях по сравнению с действующими требованиями.

Проведение работ по дальнейшей гармонизации российской системы ПЛГ с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

Расширение номенклатуры работ, выполняемых в ГА России на ВС западного производства._

Повышение уровня безопасности полетов (БП) и экономической эффективности ТОиР гражданских ВС, что достигается путем обеспечения комплексного подхода к решению задач ПЛГ, внедрения прогрессивных методов и средств ТОиР, снижения себестоимости и сокращения сроков выполнения работ при одновременном повышении качества; производственной деятельности, основанной на интеграции процессов ТОиР ВС и их компонентов, включая обеспечение послепродажной поддержки эксплуатации АТ; государственного контроля специально уполномоченным органом в области ГА; авторского надзора со стороны разработчика АТ; научно - методического сопровождения эксплуатации АТ ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН.

2. Определение понятия Центров

Центр ТОиР АТ - организация по ТОиР АТ, способная выполнять все виды ТО, определенные организационно - распорядительной документацией конкретных типов ВС, доработки по бюллетеням промышленности, полный комплекс или отдельные элементы капитального ремонта, а также соответствующая основным признакам, присущим только Центру ТОиР АТ. Производственная деятельность Центра ТОиР АТ основывается на интеграции процессов ТОиР ВС, их компонентов в рамках единой организации.

АЦ ТОиР АТ - юридическое лицо любой формы собственности, осуществляющее ТОиР АТ, соответствующее требованиям Федеральных авиационных правил ФАП-145, авторизованное Разработчиком, Изготовителем АТ и ГосНИИ ГА, в заявленную сферу деятельности которого входят все виды ТОиР одного или нескольких типов ВС, соответствующие достигнутому максимальному налету по парку базового типа ВС (наработке двигателя), а также осуществляющее ряд дополнительных функций, присущих только АЦ ТОиР АТ.

3. Основные п

ризнаки Центров

Внедрение системы ПЛГ с проведением всех видов ТО, отдельных видов ремонта, доработок, продления ресурсов и сроков службы конкретных типов ВС в условиях одной организации.

Внедрение системы технической эксплуатации с комплексным проведением ТОиР и совершенствование форм организации и управления производственными процессами ТОиР.

Продолжение табл. 2

1

2

Совершенствование форм организации и управления производственными процессами ТОиР АТ.

Повышение технической и экономической эффективности за счет использования интегрированных производственных процессов, специализации, увеличения объемов и снижения себестоимости.

Разработка совместно с разработчиками и изготовителями АТ, заинтересованными эксплуатантами, отраслевыми научно-исследовательскими организациями (при одобрении Авиационной администрации) новых прогрессивных методов, технологий ТОиР, изменений в регламентах ТО и руководствах по технической эксплуатации, предложений по повышению надежности парка ВС и изменению ресурсов и сроков службы.

Апробация новых нормативных документов по вопросам ТОиР АТ.

Создание современной системы ведения "дела" ВС, проходящих ТОиР в Центре ТОиР АТ, с целью технической поддержки процессов эксплуатации ВС для авиапредприятий, пользующихся услугами Центра ТОиР АТ.

Создание для эксплуатантов благоприятных условий для заключения договоров по осуществлению квалифицированной технической поддержки со стороны Центра ТОиР АТ на период всего жизненного цикла конкретных ВС.

Центр ТОиР АТ должен иметь в наличии собственные отапливаемые ангары, места стоянок, летно-испытательную станцию, необходимое количество производственных и вспомогательных помещений для размещения лабораторий, ремонтных мастерских, подготовки производства, хранения материалов и комплектующих изделий, административные помещения._

Повышение технической и экономической эффективности процесса ТОиР за счет использования интегрированных производственных процессов ТОиР, увеличения объемов и снижения себестоимости работ.

Обеспечение технической базы контроля летной годности экземпляров ВС и поэтапного увеличения ресурсов ВС и его компонентов.

Создание системы мониторинга технического состояния ВС, проходящих ТОиР в АЦ ТОиР АТ с целью технологической поддержки процессов ТОиР Заказчиков и обоснования ресурсов и сроков службы.

Внедрение новых прогрессивных методов и средств ТОиР АТ.

Апробирование новой нормативной и технической документации уполномоченного органа в области ГА по ТОиР.

Создание системы представительств Разработчика и Изготовителя АТ в АЦ ТОиР АТ с целью оперативного решения технических и правовых вопросов.

Для решения поставленных задач АЦ ТОиР АТ проводит ТОиР ВС и его компонентов в соответствии с заявленной сферой деятельности как организации по ТОиР, сертифицированной по ФАП-145; осуществляет реализацию дополнительных функций, одобренных Разработчиком, Изготовителем АТ и ГосНИИ ГА; обеспечивает проведение работ по установлению ресурсов и сроков службы ВС и их компонентов.

АЦ ТОиР АТ должен иметь в наличии собственные отапливаемые ангары, места стоянок, летно-испытательную станцию, необходимое количество производственных и вспомогательных помещений для размещения лабораторий, ремонтных мастерских, подготовки производства, хранения материалов и комплектующих изделий, административные помещения._

4. Порядок создания Центров

Начало производственной деятельности Центров ТОиР АТ обуславливается наличием распорядительного документа ГСГА МТ.

Центр ТОиР АТ, как правило, образуется на основании заявления юридического лица и одобрения комиссией, назначаемой Авиационной администрацией.

Руководство АЦ ТОиР АТ должно подтвердить документально и при инспекционной проверке продемонстрировать способность выполнять работы в соответствии с заявленной сферой деятельности как организации по ТОиР АТ по ФАП-145 и осуществлять дополнительные функции АЦ ТОиР АТ.

Продолжение табл. 2

1 2

Деятельность Центра ТОиР АТ курируется непосредственно ГСГА МТ РФ. Организация - заявитель, как правило, осуществляет свою деятельность на основании следующих документов: - положения о Центре ТОиР АТ; - руководства по деятельности Центра ТОиР; - руководства по качеству Центра ТОиР. Названная документация одобряется Авиационной администрацией РФ. Заявитель на одобрение Разработчика и ГосНИИ ГА в качестве АЦ ТОиР АТ должен разработать и представить в качестве доказательной документации: - действующий Сертификат соответствия, выданный в соответствии с требованиями ФАП-145; - Положение об АЦ ТОиР АТ; - Руководство (дополнение к Руководству) по деятельности АЦ ТОиР АТ. АЦ ТОиР АТ создаются при условии выполнения организацией требований ФАП-145 и ряда дополнительных требований по следующим направлениям деятельности: организация и управление производством; подтверждение годности ВС и их компонентов; производственная база; система управления качеством.

Одобрение Организации по ТОиР АТ в качестве Авторизированного Центра ТОиР ВС производится на основании заключения по анализу заявительной и доказательной документации и результатов инспекционной проверки организации комиссией Разработчика, Изготовителя АТ и ГосНИИ ГА.

Учитывая положительные выводы комиссии и в целях совершенствования системы поддержания летной годности самолетов Ту-154М принято решение одобрить АЦ ТОиР АТ самолета Ту-154М ООО «411-Техник», созданный на базе ОАО «Завод № 411», на право выполнения технического обслуживания самолета Ту-154М с использованием перспективных технологий в соответствии с действующими сертификатами.

Отличительные признаки Авторизованного центра ТОиР:

• Наличие одобрения (авторизации) со стороны Разработчика/Изготовителя АТ и НИИ гражданской авиации на выполнение функций в соответствии с ФАП-145, «Временного положения о Центре ТОиР» и дополнительных функций, присущих АЦ ТОиР:

- мониторинг ТС ВС, проходящих ТО или КВР, с использованием компьютерных технологий;

- назначение или изменение системы технической эксплуатации по согласованию с Разработчиком, в том числе Программы ТОиР;

- технологическое сопровождение конкретных ВС для организаций-заказчиков в соответствии с заключенными договорами;

- осуществление функций сертифицированного поставщика АТИ, наличие консигнационного склада комплектующих изделий;

- распространение системы управления качеством на клиентов и субконтракторов;

- выполнение работ по гарантийному обслуживанию АТ и технической поддержке Заказчика по поручению Изготовителя АТ.

• Наличие постоянного представительства Разработчика АТ, Изготовителя АТ и ГосНИИ ГА для обеспечения правового и оперативного решения вопросов ТОиР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Апробирование новой нормативной и технической документации Авиационной администрации, связанной с ТОиР.

• Обеспечение периодической отчетности о деятельности АЦ ТОиР перед Авиационной администрацией, Разработчиком и Изготовителем АТ.

• Обобщение опыта создания и анализ состояния Центров ТОиР АТ позволил выявить тенденции их развития. Нормативная база создания Центров ТОиР АТ содержит международные и отечественные документы [7-13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Синицкий А. Просроченный техосмотр / Коммерсант - Business Guide (Авиастроение). Приложение №38 (93).

- М., 16.08.2011.

2. Абрамов Б.А., Волчек В.А., Громов М.С., Шапкин В.С. Концепция создания Центров технического обслуживания и ремонта // Научный Вестник МГТУ ГА. - М.: МГТУ ГА. - 2001. - № 34.

3. Ицкович А.А., Смирнов Н.Н. Научно-методическое обеспечение создания Центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. - М.: МГТУ ГА. - 2002. - № 49. - С. 27-34.

4. Ицкович А.А., Файнбург И.А. Обобщение опыта применения эффективных программ поддержания летной годности воздушных судов в Центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Научный Вестник МГТУ ГА. - М.: МГТУ ГА. - 2011. - № 173. - С. 12-18.

5. Шапкин В.С., Ицкович А.А., Семин А.В., Файнбург И.А. Анализ эффективности программы поддержания летной годности самолетов Ту-154М в Центре технического обслуживания и ремонта на основе прогрессивных технологий // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности воздушных судов. - М.: МГТУ ГА. - 2008. - № 130 (6). - С. 192 - 201.

6. Файнбург И.А. Управление процессами поддержания летной годности воздушных судов в Центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Научный Вестник МГТУ ГА.- М.: МГТУ ГА. - 2006.

- № 100. - С. 29-36.

7. Рекомендации по созданию Центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники: утв. распоряжением Минтранса России от 20.05.2002 г. № НА-169-р.

8. Требования к Авторизованным центрам технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

- М.: ГосНИИ ГА, 2008.

9. Летная годность воздушных судов. Международный стандарт. Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации. - ICAO, 2001.

10. Авиационные правила. Часть 145-1А. Ремонтные организации. - М.: МАК, 2008.

11. Федеральные авиационные правила ФАП- 145: Приказ ФАС РФ 19.02.1999 №41.- М.: ФАС РФ, 1999.

12. Федеральные авиационные правила. Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации: утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 г. № 132. - М.: Минтранс России, 2003.

13. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники гражданской авиации. НТЭРАТ ГА-93: Приказ ДВТ 20.09.94 № ДВ - М.: ДВТ, 1994.

THE ANALYSIS OF THE CONDITION AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF THE CENTERS OF SERVICING AND REPAIR OF AIRCRAFTS

Itskovich A.A., Chinyuchin Y.M., Smirnov N.N., Faynburg I.A.

On the basis of requirements of standard documents and generalization of the creation experience of the Centers of servicing and repair of aviation technics the condition and tendencies of their development are revealed.

Key words: the aviation technics, servicing and repair centers, creation experience, a condition, tendencies of development, the requirement of standard documents.

Сведения об авторах

Ицкович Александр Абрамович, 1934 г.р., окончил УАИ (1957), профессор, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 250 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная надежность и эффективность эксплуатации авиационной техники, управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.

Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.

Смирнов Николай Николаевич, 1928 г.р., окончил КИИГА (1952), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик Академии транспорта РФ, профессор, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и эксплуатационно-технические характеристики гражданской авиационной техники, поддержание летной годности и повышение эффективности эксплуатации воздушных судов.

Файнбург Инна Александровна, окончила МИИВТ (1989), доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор 44 научных работ, область научных интересов - управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.