2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 118
УДК 334.756
ЦЕНТРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА (ТОИР) КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
А.В. КОПЫЛОВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.
В статье рассматривается создание Центров ТОиР как новых организационных форм технической эксплуатации (ТЭ) воздушных судов (ВС), в связи с наличием начинающих авиакомпаний, которые не имеют собственную авиационно-техническую базу АТБ, и с поступлением ВС „нового поколения”.
Введение
После распада советского "Аэрофлота" появившимся на российском рынке перевозчикам удалось получить в наследство часть имущества бывшей системы. Это не только самолеты, но и созданные еще в советские времена авиационно-технические базы (АТБ): ангары, оборудование и всё, что необходимо для обслуживания судов. Авиакомпаниям не требовалось делать значительные инвестиции в инфраструктуру. Современным "Аэрофлоту", Б7 ("Сибири"), "КрасЭйр" удалось решить проблему АТБ за счет уже существовавших мощностей. Исключением можно было бы назвать "Трансаэро", менеджмент которой создавал авиакомпанию с нуля. Была выбрана правильная стратегия развития: им удалось аккумулировать лучшие финансовые, людские ресурсы и в итоге создать собственную техническую инфраструктуру.
А что же делать вновь созданным "молодым" авиакомпаниям, для которых на данном этапе приоритетно инвестировать в операционную деятельность и у которых нет собственной АТБ, развитие которой потребовало бы уже сегодня инвестиций в десятки миллионов долларов. Причем проблема состоит не только в приобретении необходимого оборудования и поиске площадки под строительство ангара. Основная сложность - подготовка и обучение персонала.
Цель
Целью работы является обзор новых организационных форм ТОиР - Центров ТОиР, в которых возникла потребность на рынке услуг ТОиР в связи с появлением новых „молодых” авиакомпаний, которым не выгодно иметь собственную АТБ, а также с появлением ВС „нового поколения”.
1. Анализ рынка услуг ТОиР
Если же рассматривать проблему в целом, то если оператор в России в своей деятельности будет жёстко привязан к условию создания собственной АТБ, то у него практически не будет шансов для возникновения нормальной рыночной конкуренции в сфере авиаперевозок. Например, европейское законодательство позволяет авиакомпаниям покупать необходимые услуги ТОиР у других участников рынка. Ведь, по сути дела, оперирование ВС и поддержание их летной годности - два разных вида бизнеса. В России эти вещи очень часто путают, не понимая, где генерируется прибыль, а где формируются убытки в сегменте авиаперевозок. А во всем мире рынок услуг ТОиР - отдельный сегмент бизнеса, в котором зарабатываются немалые деньги. Многие авиакомпании в разных странах уже отказались от собственных служб ТОиР. Те же, кто решает их оставить, идут на такой шаг лишь в том случае, если их техническим службам удается продавать свои сервисные услуги другим операторам.
Рассматривая основные вопросы оптимизации ТОиР для России и стран СНГ, директор по технической поддержке заказчиков Lufthansa Technik Петер Леб отметил, что основные риски сбоев для авиакомпаний, как ни парадоксально, лежат в сфере линейного обслуживания, то есть низких по стоимости и быстрых по срокам выполнения работ, которые авиакомпания, как правило, берется осуществлять самостоятельно. Поэтому для начинающей компании очень важен выбор партнера по ТОиР, способного не просто реагировать на отказы по мере их поступления, а действовать на основе своего опыта с упреждением, что позволит избежать дорогостоящих ошибок и сократить стоимость обслуживания.
Приказ Минтранса № 154, выпущенный в декабре 2005 года, отменил обязательное требование к авиакомпаниям иметь собственную авиационно-техническую базу. И руководство "молодых" авиакомпаний России и стран СНГ, например, "ВИМ-авиа", пришло к выводу, что аутсорсинг услуг ТОиР выгоднее собственной базы, потому что стремление занять нишу на нескольких различных рынках провоцирует появление у перевозчика множества направлений работ, что приводит в целом к увеличению операционных затрат. В связи с этим у начинающих авиакомпаний России и стран СНГ возникла потребность в специализированных организациях по ТОиР, которые могли бы гарантировать качество выполняемых услуг на рынке по ТОиР. И многие авиакомпании под этими организациями по ТОиР видят организации, которым относительно недавно присвоен статус Центра технического обслуживания и ремонта, созданные в 2000-х годах.
2. Переход к новой организационной форме ТОиР-Центр ТОиР
В настоящее время подразделения ТОиР крупных авиатранспортных предприятий реорганизуются в центры ТОиР АТ. Их назначение - обеспечить рентабельную эксплуатацию парка ВС на основе реализации эффективных программ ТО и Р, наличия диагностических комплексов управления техническим состоянием и режимами ТО и Р, хорошо развитой производственно-технической базы, реализующей большие объёмы работ по ТО и Р. На рис. 1 приведена схема эволюции ТЭ ВС.
Рис. 1. Эволюция организационных форм ТЭ ВС
Центром технического обслуживания и ремонта авиационной техники может являться организация по ТОиР АТ, способная выполнять все виды технического обслуживания, определенные организационно-распорядительной документацией конкретных типов воздушных судов, доработки по бюллетеням промышленности, полный комплекс или отдельные элементы капитального ремонта (для ВС, где предусмотрен капитальный ремонт), основные признаки, присущие Центру ТОиР АТ:
а) наличие собственных ангаров (отапливаемых в холодной климатической зоне), мест стоянок, газовочных площадок, необходимого количества производственных, вспомогательных площадей для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту АиРЭО, лабораторий неразрушающего контроля, технической диагностики, метрологических поверок, других лабораторий, ремонтных мастерских, участков подготовки производства, хранения материалов и комплектующих изделий, административных помещений. Производственные и вспомогательные участки Центра ТОиР АТ оснащаются достаточным количеством требуемого оборудования,
приспособлений, инструмента, измерительной техники, иметь развитую систему внутренней и внешней связи, современные средства документирования выполняемых работ. Производственный процесс ориентируется на применение компьютерных технологий;
б) способность выполнять в соответствии с заключенными договорами между Центром ТОиР и заинтересованными организациями следующие работы:
сопровождение эксплуатации конкретных экземпляров ВС, включая учет наработки, ведение пономерной документации, ведение "дела" технического состояния воздушных судов, проверки технического состояния ВС между периодическими формами технического обслуживания, оказание помощи в организации выполнения технического обслуживания, технологическое и метрологическое сопровождение;
выполнение работ на авиационной технике, при продлении межремонтных, назначенных ресурсов и сроков службы;
работы, связанные с изменением методов технической эксплуатации, стратегий технического обслуживания и ремонта ВС (их компонентов), проводимые по согласованию с разработчиком, изготовителем авиационной техники, научно-исследовательскими организациями и Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ГСГА Минтранса России);
взаимодействие на постоянной основе с научно-исследовательскими организациями, Государственным центром "Безопасность полетов на воздушном транспорте" в части использования отраслевой информации по надежности АТ, ресурсам и срокам службы, передового опыта по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов;
формирование на своей базе постоянно действующих представительств разработчика и изготовителя авиационной техники по сопровождению со стороны промышленности процессов технического обслуживания и ремонта конкретных типов ВС, авиационных двигателей, комплектующих изделий;
контроль качества со стороны Центра ТОиР АТ за выполняемыми работами привлеченных исполнителей.
Приоритетными задачами Центров ТОиР АТ являются:
внедрение системы поддержания летной годности с проведением всех видов технического обслуживания, отдельных видов ремонта, доработок, продления ресурсов и сроков службы конкретных типов ВС в условиях одной организации;
совершенствование форм организации и управления производственных процессов ТОиР
АТ;
повышение технической и экономической эффективности за счет использования интегрированных производственных процессов, специализации, увеличения объемов и снижения себестоимости работ;
разработка совместно с разработчиками и изготовителями авиатехники, заинтересованными эксплуатантами, отраслевыми научно-исследовательскими организациями (при одобрении ГСГА Минтранса России) новых прогрессивных методов, технологий технического обслуживания и ремонта, изменений в регламентах технического обслуживания в руководствах по технической эксплуатации, предложений по повышению надежности парка ВС и изменению ресурсов и сроков службы;
апробация новых нормативных документов по вопросам технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
создание современной системы ведения "дела" ВС, проходящих техническое обслуживание и ремонт в Центре ТОиР АТ, с целью технической поддержки процессов эксплуатации ВС для авиапредприятий, пользующихся услугами Центра ТОиР АТ;
создание для эксплуатантов благоприятных условий для заключения договоров по осуществлению квалифицированной технической поддержки со стороны Центра ТОиР АТ на период всего жизненного цикла конкретных воздушных судов.
Таблица 1
Создание центров ТОиР АТ на базе акционерных обществ
№ п/п Тип АО Дата распоряжения Название АО (аэропорт) и город -место производственной деятельности Самолёты, к которым применяются освоенные и сертифицированные процессы ТО
1. Открытое 01.02.2002 ВАРЗ-400 Внуково Ту-154 М,Б
2. Открытое 03.08.2004 Ростовский завод гражданской авиации №412-Ростов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 двигателей АИ-24, АИ-20, РУ-19А-300
3. Закрытое 05.08.2005 "АТБ Домодедово"-МО-Домодедовский район-аэропорт Домодедово Ил-18Д, Ил-62М, Ил-76Т(ТД), Ил-86, Ил-96-300, Ту-134(все модификации), Ту-154Б(С), Ту-154М
4. Закрытое 12.09.2005 "Авиакор-сервис"-город Самара Ан-74, Ан-74-100 Д
5. Открытое 18.11.2005 "Авиакомпания "Красноярские авиалинии""-аэропорт Красноярск Ту-154 Б, Ту-154 М, Ту-204-100,Ту-214
Например, клиентская база Центра ТОиР, образовавшегося на базе ЗАО АТБ "Домодедово", в 2001-м году увеличилась на 8 авиакомпаний: ГАП "Украина", Евразия, ВИМ-Авиа, Аэроф-ракт, Миха Эйрлайнз, Атлант-Союз (самолёта Ил-76), "Сибирь" и, с освоением ПТО Ту-134, авиакомпании "Комсомольское-на-Амуре производственное объединение". В 2003 году на базе ЗАО АТБ "Домодедово" для обслуживания самолётов иностранного производства организовано предприятие ИСТ ЛАЙН ТЕКНИК. В 2004 году клиентская база АТБ по ПТО пополнилась следующими новыми авиакомпаниями: Гала-Транс-Карго, Полёт, Сахалинские Авиатрассы, Красноярские АЛ, Ямал, ЮТэйр, Континентальные Авиалинии, Якутия, Карат. С мая 2004 года предприятие по техническому обслуживанию ВС иностранного производства ИСТ ЛАЙН ТЕКНИК начало выполнять полное техническое обслуживание ВОЕШО 767 авиакомпании Красноярские авиалинии, с июня ВОЕШО 757 авиакомпании ВИМ АВИА.
Техническое обслуживание и ремонт в Центре ТОиР обеспечивает сокращение себестоимости нормо-часа за счёт увеличения объёмов работ и повышает эффективность имеющихся средств по сравнению с традиционным обслуживанием в системе АТБ, а также позволяет осуществить внедрение эксплуатации авиационной техники по состоянию.
Центры ТОиР в ближайшем будущем будут самыми востребованными организациями по ТОиР на рынке услуг по ТОиР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иметь или не иметь АТБ / Авиатранспортное обозрение. - М.: вып. №67, март 2006.
2. Ицкович А.А., Смирнов Н.Н. Научно-методическое обеспечение создания Центров ТОиР ВС / Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, №49, 2002.
3. Рекомендации по созданию Центров ТОиР АТ от 20.05.2002.
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow РосишЮ 30736.html 2.
THE CENTERS OF MAINTENANCE ORGANIZATION AND SERVICE AS NEW OF TECHNICAL OPERATION OF AIR COURTS
Kopylov A.V.
In this article, the creation of the Centers of maintenance organization and service as new organizational forms technical operation of aircrafts is considered, in connection with occurrence of new "young" airlines, which have no own air-technical base and with receipt of aircrafts of new generation.
Сведения об авторе
Копылов Алексей Васильевич, 1981 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов - организация производства на транспорте.