DOI 10.26105/SSPU.2019.63.5.018 YAK 94(571. 12)"1950/1970":373 ББК 74.03(2Рос-4Тюм)63-4
Е.И. ТУРОВА
E.I. TUROVA
ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-1970-е гг.
PROBLEMS IN SECONDARY EDUCATION SYSTEM OF TYUMEN REGION IN THE 1950-1970
Статья посвящена изучению проблем школьного образования в Тюменской области в 1950-1970-е гг. На основе архивных материалов показаны основные задачи, которые стояли перед школой: закрепление кадров в профессии, повышение квалификации педагогов, совершенствование методики построения урока, повышение успеваемости учеников. Одной из основных проблем школьного образования в изучаемый период была нехватка кадров, причиной которой являлась низкая заработная плата педагогов. Государство пыталось решить проблему распределением молодых специалистов после окончания учебного заведения на работу. В течение 3-х лет они обязаны были проработать по месту распределения. Однако многие молодые специалисты под разными предлогами не являлись к месту распределения. Но и те, что являлись, редко были заинтересованы в добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей. Это обстоятельство негативно отражалось на знаниях и успеваемости учащихся. Проводимые курсы повышения квалификации не давали желаемых результатов, т.к., во-первых, многие учителя под различными предлогами не посещали их, а во-вторых, в курсах зачастую превалировало идеологическое содержание.
The article is devoted to the study of problems of school education in the Tyumen region in the 1950-1970. On the basis of archival materials the main tasks that faced the school are shown: securing personnel in the profession, improving the skills of teachers, improving the methodology of lesson construction, improving the performance of students. One of the main problems of school education in the studied period was the shortage of personnel, the cause of which was the low wages of teachers. The state tried to solve the problem of the distribution of young professionals after graduation to work. Within 3 years they were obliged to work at the place of distribution. However, many young professionals under various pretexts were not to the place of distribution. But even those who did were rarely interested in the conscientious performance of their professional duties. This had a negative impact on students' knowledge and performance. The ongoing training courses did not give the desired results, because, firstly, many teachers under various pretexts did not attend them, and secondly, the ideological content often prevailed in the courses.
Ключевые слова: школа, образование, учитель, повышение квалификации, успеваемость, заработная плата.
Key words: school, education, teacher, advanced training, academic performance, wages.
Введение. В современном школьном образовании появляется много инноваций, суть которых состоит в том, чтобы внедрить в учебный процесс новые образовательные технологии, улучшающие качество преподавания. Однако внедрение инновационных методов образования зачастую не решает многих актуальных задач: повышения уровня квалификации педагогов, успеваемости учеников, улучшения материально-технического обеспечения учреждений образования. Таким образом, многие проблемы, существовавшие в советской школе, актуальны и в наши дни, а, значит, актуален и опыт решения этих проблем.
Цель исследования - изучить основные проблемы школьного образования в 1950-1970-е гг. в Тюменской области и попытки их решения.
Материалы и методы. Для написания статьи были использованы архивные источники, некоторые из них были введены в оборот впервые, что позволило автору на местном материале провести исследование советско-
го школьного образования, выявить его основные проблемы в указанный период. Это документы Тюменского отдела народного образования, института усовершенствования учителей, о работе совета при Тюменском Гороно. Здесь мы находим данные об образовании учителей, о количестве педагогов с высшим и средне-специальным образованием, о переподготовке и повышении квалификации завучей и директоров школ, учителей, о методике преподавания.
Основным принципом исследования является историзм. Принцип объективности нашел свое выражение в привлечении широкого круга источников и непредвзятости. Автор не старался априорно уложить собранные факты и свидетельства в какую-либо историософскую или идеологическую доктрину. Обобщить полученный материал и обеспечить ему научную организацию позволил синтетический метод исследования.
Результаты и обсуждения результатов. В послевоенное время, по понятным причинам, в Тюменской области, как и по стране в целом, остро заявила о себе проблема дефицита педагогических кадров. Ситуация менялась медленно. Например, в 1955 г. в г. Тюмени была открыта школа рабочей молодежи без учителей [1, с.15]. На начало учебного года в школе было 100 учеников, директор, завуч, но учителей не было. Педагогов пришлось набирать по ходу учебного процесса [6, Л. 24].
Проблема дефицита кадров породила снижение требований к квалификации учителей. И нередкими стали случаи, когда учителями работали недавние выпускники школ [1, С.15]. В начале 1960-х гг. в Тюменской области без соответствующего образования работали многие учителя. Так, среди учителей иностранного языка без образования работали 45%, среди учителей физики и математики -24 %, учителей биологии - 31% [1, С.15]. В середине 1960-х гг. в Тюменской области насчитывалось 5062 учителей, из них 2471 не имели специального образования [12, Л. 50]. В школах зачастую работали безграмотные учителя, они не только плохо знали свой предмет, но и допускали грубейшие речевые ошибки. Так, в 1954 году на педагогическом совете школы № 26 г. Тюмени обсуждали работу Диевой, учителя начальных классов. «Товарищ Диева, обращаясь к своему ученику, выдала такой шедевр: Ты чего не «одиешься?» [7, Л. 133-134]. Кроме нее, другие учителя данной школы могли себе позволить в своей речи произносить следующее: «че вы шоп-четесь, не вихляйся» [7, Л. 133-134].
Кроме учителей, не имея специального образования, работали многие директора и завучи школ. В этот период из 50 директоров школ в Тюменской области только 27 человек имели соответствующее образование [12, Л. 39].
Для решения проблемы нехватки кадров в конце 1950-х гг. было издано постановление о распределении молодых специалистов, окончивших педагогические учебные заведения. По распределению нужно было проработать 3 года. Даже была введена уголовная ответственность за уклонение от явки по месту распределения [13, Л.4]. Однако и под угрозой уголовного преследования многие молодые специалисты не появлялись по месту работы. Так, в 1957 г. 59 учителей, были отправлены на работу по распределению в Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, однако прибыло только 50 человек [16, Л. 6-10]. Причиной отказа работать по месту распределения, а зачастую и по специальности, была крайне низкая заработная плата педагогов. Так, в 1957 г. в школах г. Тюмени учителя получали 250-300 рублей в месяц, имея стаж от 10 лет и выше [2, Л.61]. Между тем, в целом по стране средняя заработная плата в этот период составляла 600 руб. Во второй половине 1950-х гг. килограмм говядины можно было купить за 12 рублей 50 копеек, литр молока - за 2 рубля 24 копейки, масло сливочное - за 27 рублей 80 копеек, десяток яиц - за 8 рублей 35 копеек, пару обуви - 188 рублей, костюм - 1500 рублей [18]. Как мы видим, учитель мог позволить купить себе только продукты, одежда и обувь были недоступны.
Проблемы дефицита и низкой квалификации педагогических кадров неминуемо вели к понижению уровня преподавания, а значит и снижению успеваемости учащихся. Учителя не знали, как грамотно проводить урок, не продумывали формы и методы ведения урока, проверки домашнего задания и т.д. Так, учитель школы № 1 города Тюмени Загвоздкина, работающая в 5-х классах, «в результате неглубокой по содержанию подготовки к уроку привела его к полной неудаче, потратив на опрос и проверку домашнего задания 30 минут. Изложение нового материала по трудной теме «Приведение дробей к общему наименьшему знаменателю» было только начато, как звонок прервал его. Учителю пришлось после звонка спешно подобрать другое домашнее задание, так как предусмотренное планом не могло быть выполнено» [7, Л. 92-93].
Еще в 1940-х гг. государство обратило внимание на проблему низкого качества знаний учащихся. Новым постановлением вся ответственность за знания ученика возлагалась на учителя [12, Л. 85]. Если в школе имелось большое число второгодников и двоечников, то это, прежде всего, ставилось в вину учителю [12, Л. 85]. Учителям пришлось завышать оценки ученикам. Бывали случаи, когда учителя сами исправляли ошибки учеников, исправляя их теми же чернилами, какими писали ученики [12, Л. 74] или просто завышали оценки, не замечая ошибок [5, Л. 45; 11, Л. 49-50]. Можно выделить комплекс причин такого отношения учителей к своей работе: низкая культура, отсутствие мотивации, бытовые проблемы.
Чтобы решить проблему низкой квалификации в Тюменской области в 1970-х гг. проводятся курсы повышения для педагогических кадров [9, Л. 44 об.]. Это могли быть различные семинары для учителей, завучей и директоров, но обучающиеся не спешили их посещать. Так, в 1975 г. в Березовском районе должны были пройти курсы повышения квалификации 75 завучей, явились только 54 [4, Л. 16]. Через год в Белоярской школе этого же района из 17 завучей повысили квалификацию только 9 завучей [4, Л. 16]. Причиной этому может служить заидеологизированность курсов по повышению квалификации. Учителя на подобных курсах зачастую не получали тех знаний, за которыми они пришли. Кроме того, сами лекторы не блистали эрудицией и компетентностью. Некоторые преподаватели на курсах могли перепутать события на пару веков, назвать ошибочные даты, как это сделал один из лекторов г. Тюмени, учитель истории по образованию [15, Л. 35].
В начале 1970-х гг. в школах вводились новые программы обучения и необходимо было вновь пройти повышение квалификации. В 1972 г. в Тюменском областном институте усовершенствования учителей проходили повышение квалификации 200 учителей Исетского и Голышмановского районов, 309 учителей из г. Тюмени. [9, Л. 22 об.; 10, Л. 10;14, Л. 3]. После окончанию курсов стали проводить проверки по школам области и выяснять смогли ли учителя перейти на новые программы обучения. Выяснялось, что учителя с большим стажем работы от 20 лет и более проводили уроки по новой системе и на высоком профессиональном уровне [10, Л. 14], остальные не стремились улучшить свою педагогическую деятельность, повысить уровень знаний учеников [11, Л. 1]. Кроме формальной системы повышения квалификации причиной такого положения дел можно назвать, как и в 1950-е гг., низкую заработную плату учителей. У них не было стимула для тщательной подготовки к урокам. Заработная плата учителя в 1970 г. составляла 108 руб.
[19]. В 1972 г. мясо стоило 2 руб. 30 коп. за 1 кг, масло 3 руб. 50 коп., сыр 2 руб. 82 коп., пальто 189 руб. 74 коп., сапоги 88 руб., туфли 50 руб. 41 коп.
[20].
В 1970-х гг. острой проблемой так же оставался дефицит кадров. Например, во многих школах г. Тюмени в этот период один учитель мог вести по несколько предметов без соответствующего образования, работать в две смены, быть классным руководителем нескольких классов одновременно [11, Л. 27, 138; 8, Л. 86].
Причиной снижения числа преподавателей является непопулярность профессии учитель из-за низкой заработной платы. В это время интенсивно развивается промышленность и многие выбирают профессии именно в этой отрасли.
С 1970-х гг. учителей области побуждают не только повышать квалификацию, но и получить заочно высшее образование [14, Л. 138]. С 1974 по 1976 гг. на заочное обучение поступило 44 учителя г. Ишима и Березовского района [17, С. 137]. Они обучались в Тюмени, Тобольске, Шадринске [4, Л. 17].
Но надо отметить, что были и такие учителя, которые добросовестно относились к своей работе, несмотря на низкую заработную плату, очень ответственно выполняли свои обязанности. Для них профессия учитель стала призванием. Так, «учительница 2 класса Ермилова Е.Н., работая в Ялуторовской школе умственно отсталых детей, приложила все усилия, чтобы дети-олигофрены смогли писать под диктовку простые предложения; учительница 3 класса этой же школы Гультяева Е.С. добилась от таких детей умения производить действия вычитания и сложения»; [10, Л. 10-11 об.]. «Творчески работает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Думина Т.П. У нее накоплен аналитический материал на каждого учителя: результаты контрольных работ, где указываются не только результаты, но и фамилии учеников, которые не справились с работой, название темы, которую не усвоили ученики, результаты техники чтения, указывается фамилия ученика, который не укладывается в норму. Кроме того, она завела журнал самообразования учителей, где указывается, когда учитель и по какой теме выступал с творческим отчетом» [11, Л. 26].
Выводы. Таким образом, на протяжении всего изучаемого периода основными проблемами школьного образования были нехватка педагогических кадров, низкая квалификация учителей, низкий уровень знаний учащихся. Причинами данных проблем были формальность и идеологизация системы повышения квалификации педагогов и низкая заработная плата. Отсюда проистекали незаинтересованность учителей в результатах своего труда и, как следствие, низкая успеваемость учащихся.
Литература
1. Афанасенкова М.М. Народное образование Тюменской области в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.). Тюмень, 1971. 25 с.
2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» (далее - ГБУТО ГАСПИТО) Ф. 7. Оп. 17. Д. 2.
3. ГБУТО ГАСПИТО Ф. 68. Оп. 108. Д. 23.
4. ГБУТО ГАСПИТО Ф. 68. Оп. 110. Д. 22.
5. ГБУТО ГАСПИТО Ф. 124. Оп. 54. Д. 58.
6. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (далее - ГБУТО ГАТО) Ф. 86. Оп. 1. Д. 91.
7. ГБУТО ГАТО Ф. 86, Оп. 1. Д. 96.
8. ГБУТО ГАТО Ф. 86. Оп. 1. Д. 427.
9. ГБУТО ГАТО Ф. 1740. Оп. 1. Д. 333.
10. ГБУТО ГАТО Ф. 1740. Оп. 1. Д. 433.
11. ГБУТО ГАТО Ф. 1740. Оп. 1. Д. 716.
12. ГБУТО ГАТО Ф. 1823. Оп. 1. Д. 28.
13 ГБУТО ГАТО Ф. 1823. Оп. 1. Д. 65.
14. ГБУТО ГАТО Ф. 1823. Оп. 1. Д. 1162
15 ГБУТО ГАТО Ф. 1844. Оп. 1. Д. 10.
16. ГБУТО ГАТО Ф. 1844. Оп. 1. Д. 3. 4 8
17. Яцык С.Т. О некоторых формах повышения квалификации учителей и руководителей школ // Повышение эффективности обучения в свете требований НОТ учителя. Свердловск, 1974. С. 135-143.
18. https://osssr.ru/life/tseny/tseny-i-zarplaty-v-sssr-v-1950-godah/ (дата обращения 02.11.2019).
19. https://kuban24.tv/item/try-veka-uchitelskih-zarplat-212201 (дата обращения 02.11.2019).
20. https://www.anaga.ru/sovetskie-tseny.htm (дата обращения 02.11.2019).
References
1. Afanasenkova M. M. Public education of the Tyumen region in the eighth five-year plan (1966-1970). Tyumen, 1971. 25 p.
2. State budgetary institution of the Tyumen region "State archive of socio-political history of the Tyumen region" (hereinafter - GBUTO GASPITO) F. 7. Inv. 17. Case 2.
3. GBUTO GASPITO F. 68. Inv. 108. Case 23.
4. GBUTO GASPITO F. 68. Inv. 110. Case. 22.
5. GBUTO GASPITO F. 124. Inv. 54. Case. 58.
6. State budgetary institution of the Tyumen region "State archive of the Tyumen region" (hereinafter - GBUTO GATO) F. 86. Inv. 1. Case 91.
7. GBUTO GATO F. 86. Inv. 1. Case 96.
8. GBUTO GATO F. 86. Inv. 1. Case 427.
9. GBUTO GATO F. 1740. Inv. 1. Case 333.
10. GBUTO GATO F. 1740. Inv. 1. Case 433.
11. GBUTO GATO F. 1740. Inv. 1. Case 716.
12. GBUTO GATO F. 1823. Inv. 1. Case 28.
13. GBUTO GATO F. 1823. Inv. 1. Case 65.
14. GBUTO GATO F. 1823. Inv. 1. Case 1162.
15. GBUTO GATO F. 1844. Inv. 1. Case 10.
16. GBUTO GATO F. 1844. Inv. 1. Case 843.
17. Yatsyk S. T. on some forms of professional development of teachers and school leaders / / Improving the effectiveness of training in the light of the requirements of the teacher's scientific management. Sverdlovsk, 1974, pp. 135-143.
18. https://osssr.ru/life/tseny/tseny-i-zarplaty-v-sssr-v-1950-godah/ (date of issue 02.11.2019).
19. https://kuban24.tv/item/try-veka-uchitelskih-zarplat-212201 (date of issue 02.11.2019).
20. https://www.anaga.ru/sovetskie-tseny.htm (date of issue 02.11.2019).