Научная статья на тему 'Социальная поддержкаработников пассажирских автотранспортных предприятий г. Тюмени в 1975-1985 годах'

Социальная поддержкаработников пассажирских автотранспортных предприятий г. Тюмени в 1975-1985 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ОТДЫХ / TYUMEN / PUBLIC TRANSPORT / TRANSPORT COMPANIES / SOCIAL ASSISTANCE / WORK AND LIFE CONDITIONS / SANATORIUM TREATMENT / CULTURAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болдырев А.С.

В статье раскрыты направления и особенности социальной поддержки персонала пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени в период с 1975 по 1985 гг. Выявлены основные проблемы социальной поддержки кадров и описаны пути их решения на протяжении исследуемого периода. Руководство автотранспортных предприятий уделяло внимание социальной поддержке персонала как одному из ключевых направлений социального развития предприятия. Исследование подтверждает факты социальной поддержки руководством автотранспортного предприятия работников в анализируемый период, не только продекларированные на законодательном уровне, но и фактически имеющие место в работе пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени и носящие регулярный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Болдырев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержкаработников пассажирских автотранспортных предприятий г. Тюмени в 1975-1985 годах»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.030

YAK 94(571.120).084.9:656.1 3-051

ББК 63.3(2Рос-4Тюм)633-2+65.373.31-640

A.C. БОЛДЫРЕВ

A.S. BOLDYREV

СОПИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ г. ТЮМЕНИ В 1975-1985 ГОДАХ

SOCIAL ASSISTANCE OF THE STAFF OF PUBLIC TRANSPORT ORGANIZATIONS IN TYUMEN IN 1975-1985

В статье раскрыты направления и особенности социальной поддержки персонала пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени в период с 1975 по 1985 гг. Выявлены основные проблемы социальной поддержки кадров и описаны пути их решения на протяжении исследуемого периода. Руководство автотранспортных предприятий уделяло внимание социальной поддержке персонала как одному из ключевых направлений социального развития предприятия. Исследование подтверждает факты социальной поддержки руководством автотранспортного предприятия работников в анализируемый период, не только продекларированные на законодательном уровне, но и фактически имеющие место в работе пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени и носящие регулярный характер.

Directions and features of social assistance of the personnel in public transport organizations in Tyumen in 1975-1985 are disclosed in the article. Main problems of social assistance of the personnel are detected and the ways of their solving are described for all studied period. The study confirms the facts of social support by the leadership of the road transport company of workers during the period analyzed, not only declared at the legislative level, but also actually taking place in the work of passenger road transport enterprises of the city of Tyumen and of regular nature.

Ключевые слова: Тюмень, общественный транспорт, автотранспортные предприятия, социальное развитие, условия труда и быта, санаторно-курортное лечение, культурный отдых.

Key words: Tyumen, public transport, transport companies, social assistance, work and life conditions, sanatorium treatment, cultural facilities.

Становление города Тюмени как столицы нефтегазодобывающего региона сопровождалось быстрым ростом численности населения города, расширением его границ и, как следствие, появлением новых проблем, связанных, в том числе, с работой пассажирского транспорта. Управление социальными факторами явилось одним из ключевых вопросов руководства автотранспортных предприятий города с целью повышения эффективности производства и в исследуемый период осуществлялось в рамках планов социального развития предприятий.

Анализ историографии темы статьи позволяет сделать вывод о наличии серьезных исследований в области государственного социального обеспечения в России в различные исторические периоды, результаты которых представлены в научной литературе [25]. К предприятию и человеку как главной производительной силе общества исследователи обратились уже в новых экономических условиях, которые в исторической науке связаны с историей повседневности. Вместе с тем, исследование данного аспекта в контексте пассажирских автотранспортных предприятий города Тюменине проводились.

В статье раскрываются направления социальной поддержки работников пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени в период с 1975 по 1985 гг., проблемы, связанные с этой деятельностью, и пути их решения.

Социальная поддержка персонала предприятий заключалась в реализации системы мер по улучшению условий труда и быта работников, отдыха трудящихся и их семей. Исследуемый период характеризуется разработкой и внедрением на предприятиях планов социального развития трудовых коллективов, в которых в качестве самостоятельных разделов были представлены направления социальной поддержки работников предприятия. Социальное планирование было нацелено на комплексное решение производственных и социальных задач и стало одной из обязательных функций управления предприятием. Новая Конституция СССР, принятая в 1977 г., закрепила важную роль планов социального развития в управлении предприятием [24]. Этому предшествовала экономическая реформа 1963 г., значительно расширившая собственные фонды предприятия, направляемые на решение собственных социальных задач. Первый план социального развития предприятия был разработан и реализован на ленинградском машиностроительном объединении «Светлана» в середине 60-х годов [26].

До 1978 г. единственным автобусным перевозчиком Тюмени было пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) № 1. В 1978 г. образовано ПАТП-2, а к 1985 г. существовало 5 пассажирских автотранспортных предприятий. Из них ПАТП-1 и ПАТП-2 были самыми крупными, ПАТП-3 осуществляло таксомоторные перевозки, ПАТП-4 и ПАТП-5 были небольшими. Также в городе работало троллейбусное управление.

В исследуемый период в городе остро стоял вопрос, связанный с обеспечением работников пассажирских автотранспортных предприятий благоустроенным жильем. В январе 1978 г. на совместном заседании городской и районной комиссий по работе троллейбусного управления главный инженер предприятия рассказал, что увольняются в основном ремонтники и водители из-за жилья. Увольняется примерно 40%. Он же добавил, что кадры должны «расти должны за счет местного населения, мы не имеем жилья» [2, л. 29]. По результатам заседаний комиссии решением Горисполкома от 15 февраля 1979 г. «Об улучшении пассажирских перевозок в г. Тюмени» было, в частности, «обязать райисполкомы ежегодно выделять для работников ПАТП-1, 2, 4 по 1 благоустроенной квартире с каждого сданного в эксплуатацию дома. Троллейбусному управлению выделять ежегодно 10 благоустроенных квартир» [2, л. 111]. Согласно материалам прессы, в 1978 г. для работников пассажирского транспорта было готово общежитие на 656 мест, 119-квартирный дом и выделено 40 квартир на долевых началах. Несмотря на принимаемые меры, еще 290 работников нуждались в жилье [22]. Среди мероприятий на 1979-80 гг. по улучшению обслуживания населения г. Тюмени пассажирскими перевозками значилось ежегодное выделение Тюменскому транспортному управлению 50 благоустроенных квартир с последующим их распределением между пассажирскими автотранспортными предприятиями [2, л. 121]. Предприятия также сами строили дома для своих сотрудников. Известно, что ПАТП-2 в начале 1980-х гг. планировало построить за счет собственных средств 79-квартирный дом. Строительство затягивалось, о чем упоминал на профсоюзной конференции, прошедшей 22 февраля 1983 г., водитель В.Г. Стрелецкий [7, л. 282]. И только в 1984 г. администрация заложила фундамент этого дома [8, л. 195]. Также известно, что на строительстве этого дома в 1984 г. было освоено 123 тыс. руб., а в 1985 г. планировалось затратить 200 тыс. руб. [9, л. 58]. В 1985 г. освоенные средства составили 156 тыс. руб. вместо планируемых к освоению 70 тыс. руб. [13, л. 239]. ПАТП-4 в те же годы строило 71-квартирный дом по улице Тимуровцев, строительство которого наметили уже в 1980 г. и которое также затягивалось ввиду нехватки средств [11, л. 15,30], ПАТП-3 на 1983 г. взяло обязательство оказывать помощь сотрудникам при вступлении в жилищно-строительные кооперативы и строительстве индивидуальных домов [6, л. 107], ПАТП-5 обещало «до 1 апреля 1984 г. провести обследование жилищно-бытовых условий работающих, составить очередь на получение жилья согласно установленно-

го порядка по совместному решению администрации и профкома [8, л. 59]. В следующем году аналогичное мероприятие было запланировано в ПАТП-2 [9, л. 46].

Таким образом, на рубеже 1970-1980-х гг. предпринимались попытки обеспечения сотрудников пассажирских предприятий Тюмени новым благоустроенным жильем, но работа эта велась крайне медленно.

В Тюмени немалую часть жилого фонда составляли частные дома, где отсутствовало централизованное отопление, поэтому администрация брала на себя обязательство выделять транспорт для доставки дров или иного топлива. Дровами обеспечивали из расчета 6-8 кубометров на сотрудника [9, л. 46].

Особенностью рассматриваемого исторического периода являлся дефицит продовольственных товаров в магазинах города и короткий график их работы. Сложности с приобретением продуктов питания заставляли руководителей предприятий обращать внимание на вопросы садоводства и огородничества. Так, ПАТП-1 два раза в неделю за счет предприятия доставляло работников на садовые участки. Поскольку многие граждане в то время не имели личного транспорта, это было важно. ПАТП-2 в 1983 г. выделило своим работникам 5 га в совхозе «Червишевский» «для посадки личного картофеля» [8, л. 194]. В 1984 г. предприятие выполнило план по обеспечению всех желающих участками для этих целей [9, л. 58] ПАТП-3 в 1983 г. приняло решение об оказании помощи своим сотрудникам «в развитии коллективных садов и огородничества» [6, л. 107]. Оно же на 1985 г. обязалось предоставлять транспорт для коллективного выезда за грибами [10, л. 25].

Помимо развития садоводства и огородничества, предприятия организовывали продажу полуфабрикатов и принимали заказы на продукты питания. Работали передвижные кафе [21]. Это было актуально, поскольку многие сотрудники работали допоздна и не успевали купить продукты до закрытия магазинов.

Возникающие проблемы, связанные с улучшением условий труда и быта работников, решались, в том числе, с помощью обращений в редакцию газеты «Тюменская правда». В 1978 г. туда пришло письмо с двенадцатью подписями, сообщавшее о низком уровне заботы ПАТП-1 об улучшении условий труда и быта женщин-кондукторов. Секретарь областного комитета профсоюза транспортников Г. Андреева и инженер транспортного управления Я. Козин установили, что на предприятии «предложения по созданию надлежащих условий труда и быта не обобщают. Ослаблен контроль за работой передвижных кафе. Не наладили продажу полуфабрикатов, не принимают заказы на продукты». Руководству предприятия и местному комитету профсоюза было предложено устранить недостатки [21].

Важнейшим направлением работы автотранспортных предприятий Тюмени являлась социальная поддержка сотрудников, имеющих детей. В ведомстве предприятий находились пионерские лагеря, детские сады и ясли. Предприятия отвечали за надлежащее состояние подведомственных учреждений. В первую очередь туда определялись дети матерей-одиночек, работавших на предприятии. Они также прежде остальных обеспечивались путевками в дома матери и ребенка и дома отдыха. Матери-одиночки пользовались преимуществом при получении отпуска в летний период. Сотрудницы, имеющие детей, освобождались от работы в ночную смену и сверхурочных работ [6, л. 114]. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 235 от 22 января 1981 г. женщинам, имеющих более двух детей в возрасте до 12 лет, предоставлялись различные льготы. Это было упомянуто в коллективном договоре ПАТП-1 на 1985 г. Тогда же предприятие постановило улучшить работу среди детей сотрудников. В договоре обозначалось: «В каникулы организовывать походы в театр, на концерты, в цирк» [12, л. 17].

Данный вопрос занимал особое место в троллейбусном управлении, где 80% водителей были женщинами [4, л. 38].

В 1979 г. горисполком обязал райисполкомы выделять ПАТП-1, 2 и 4 ежегодно по 10 мест в дошкольные учреждения, а троллейбусному управлению - 20 [2, л. 29]. В ведомстве ПАТП-1 находился детский сад № 8 [17]. Но желающих устроить детей в сады было значительно больше. В 1978 г. ожидали очереди в дошкольные детские учреждения 124 сотрудника [22]. Там же к 1983 г. была готова проектно-сметная документация на строительство детского сада на 140 мест [7, л. 249]. Троллейбусное управление в 1984 г. также запроектировало для детей своих сотрудников детский сад [4, л. 9] ПАТП-2, ПАТП-3 и ПАТП-5 шефствовали над пионерским лагерем «Солнечный». В 1983 г. ПАТП-2 вывезло во время летней оздоровительной кампании в этот лагерь 25 детей своих сотрудников [7, л. 193], в следующем году этот показатель уменьшился до 20, а на 1985 г. предприятие решило увеличить его до прежней цифры [9, л. 47]. Фактически же в 1985 г. в лагере отдохнуло 18 детей [13, л. 239]. Вероятно, план на 1984 г. по данному показателю снизили ввиду недостаточного количества желающих. Профсоюзный комитет ПАТП-3 взял обязательство на 1985 г. направить в пионерские лагеря 70 детей [10, л. 25]. Сколько из них было направлено именно в «Солнечный», а сколько в другие (и какие именно) лагеря, указано в договоре не было. ПАТП-5 постановило на 1984 г. направить 30 детей в лагерь «Солнечный» [8, л. 60], этот же показатель в следующем году остался неизменным [12, л. 20].

Предприятия приобретали туристические путевки, а также путевки в санатории и дома отдыха за счет средств фонда социально-культурных мероприятий [6, л. 107]. Из сотрудников ПАТП-2 в 1983 г. на курортах и в санаториях отдохнули 39 человек, по турпутевкам съездили 11 человек, дома отдыха и пансионаты посетили 11 человек [7, л. 193]. В 1981 г. ПАТП-3 затратило на санаторно-курортное лечение 35 своих работников 6601 руб., на турпутевки для такого же количества людей 4224 руб., а дома отдыха посетили 58 человек, на что было израсходовано 3042 руб. [5, л. 6]. Это же предприятие запланировало на 1985 г. направить в санатории 37 человек, в дома отдыха - 14, в профилактории - 58 [10, л. 25]. Также имеются данные по ПАТП-5, которое на 1984 [8, л. 59] и на 1985 гг. решило предоставить по 20 кратковременных путевок по городам СССР своим сотрудникам [12, л. 19]. Как правило, путевки распределялись в соотношении 80% - рабочим, 20% - ИТР и служащим [7, л. 181]. Преимущество при получении бесплатных и льготных путевок предоставлялось за счет средств социального страхования инвалидам Великой Отечественной войны и труда, передовикам производства, ветеранам труда и кадровым работникам. Нарушителей трудовой и транспортной дисциплины, соответственно, права на путевки лишали [9, л. 44]. На приобретение кратковременных путевок для передовиков соцсоревнования ПАТП-2 затратило в 1984 г. 6486 руб. Количество получивших путевки указано не было, но на 1985 г. предприятие постановило выделить средства на аналогичные путевки для 10 передовиков [9, л. 46, 58]. По факту было приобретено путевок на 16 человек [13, л. 239].

Уделялось внимание, говоря современным языком, формированию корпоративной культуры для создания благоприятной атмосферы в коллективе, повышения привлекательности предприятия, в частности, через организацию культурного отдыха работников. В 1982 г. ПАТП-3 имело свой вокально-инструментальный ансамбль, активно проявивший себя в 1981 г. Он дал 12 концертов и принял участие в местном фестивале комсомольской песни, на котором солисты Виктор Девятков и Сергей Елисеев стали лауреатами. Ансамбль также принимал участие в слете передовиков производства, вечере встречи инспекторов ГАИ с водителями и участниками Великой Отечественной войны. Вместе с женской вокальной группой они приняли участие в городском и областном конкурсах художественной самодеятельности, где три солиста и женский вокальный дуэт были награждены дипломами [5, л. 7]. Клуб художественной самодеятельности ПАТП-3 поддерживал творческие связи с областной филармонией, драматическим театром и кинотеатром

«Юбилейный». Участие в художественной самодеятельности поощрялось. Артисты освобождались от работы с сохранением заработной платы. В 1983 г. для репетиций им предоставлялось дважды в неделю помещение красного уголка [6, л. 119]. На предприятии выпускались стенгазеты. В 1983 г. администрация и профсоюзный комитет ПАТП-3 обязались «организовать экскурсии по местам боевой, трудовой и революционной славы, в музеи, театры и кино». В летний период организовывались массовые выезды сотрудников за город и на экскурсии [5, л. 8]. В целях «повышения идейно-нравственного и культурного уровня трудящихся, выполнения плана социального развития коллектива» ПАТП-1 на 1985 г. обязалось проводить в своем клубе тематические вечера-встречи ветеранов Великой Отечественной войны и труда с рабочей молодежью. Также в планах администрации предприятия была организация творческих встреч с советскими композиторами, музыкантами и артистами. Как и в ПАТП-3, работали кружки художественной самодеятельности, с которых взяли обязательство дать в течение 1985 г. не менее 10 концертов и «принимать активное участие в творческих отчетах художественной самодеятельности города». Число сотрудников ПАТП-1, занятых в этих кружках, планировалось довести до 50 человек. Предприятие имело собственную библиотеку. В планах на 1985 г. был охват библиотечным обслуживанием 70% работников предприятия, оформление 30 книжных выставок, закупка литературы на 900 руб., проведение ремонта и приобретение библиотечного инвентаря. Библиотека провела разнообразные мероприятия, среди которых читательская конференция по книге тюменского писателя К.Я. Лагунова «Больно берег крут», устный журнал на тему «Люди легенд» и литературно-музыкальный вечер на тему «А песни уходят на войну» к 40-летию Победы [12, л. 17]. В некоторых случаях предложения по организации досуга вносили рядовые сотрудники. На профсоюзной конференции в ПАТП-2, прошедшей 22 февраля 1983 г., выступил водитель В.Г. Стрелецкий с предложением организовать в диспетчерской шашки и шахматы [7, л. 282].

Следует упомянуть о вовлечении работников предприятий в занятия спортом. Каждое тюменское пассажирское АТП в своем коллективном договоре отмечало необходимость развития спортивных мероприятий. В 1981 г. работники ПАТП-3 приняли участие в 20 соревнованиях. 60 сотрудников выполнили нормативы I, II и III разрядов. Предприятие шефствовало над дворовой футбольной командой, тренером которой был Б. Хайрулин [5, л. 8]. Призеры, а также наиболее активные участники соревнований награждались денежными премиями и подарками. Из всех сотрудников ПАТП-3 членами добровольно-спортивного общества «Спартак» были 300 человек. По данным за тот же год на учебно-спортивную работу было израсходовано 3979 руб. 65 коп., на приобретение инвентаря - 2953 руб. 32 коп. Аналогичных данных за 1982 г. обнаружено не было, но на 1983 г. предприятие обязалось «ассигновать из средств профсоюзного бюджета на проведение культурно-массовой и физкультурной работы» 7000 руб. В этой сумме были также учтены средства для покупки инвентаря [7, л. 238]. Для сравнения: ПАТП-2 на 1983 г. запланировало выделить на аналогичные нужды 6500 руб. [7, л. 239], а в 1984 г. -7000 руб. [8, л. 183]. Менее крупное ПАТП-5 на 1985 г. взяло обязательство ассигновать средств из профбюджета лишь 3200 руб. [12, л. 20]. В течение 1983 г. ПАТП-3 обязалось проводить спортивные мероприятия под девизами «Массовость - главная черта советского спорта» и «ГТО - залог здоровья». Как и на предыдущий год, было запланировано подготовить 30 спортсменов-разрядников и 300 человек к сдаче на значок ГТО. На 1985 г. ПАТП-3 обязалось проводить такие спортивные праздники как «День лыжника» и «День бегуна» [6, л. 118], ПАТП-1 взяло обязательство на 1985 г. провести спартакиады по летнему и зимнему многоборью ГТО среди коллективов автоколонн, ремонтной зоны, ИТР и служащих, а также принимать участие в соревновании обкома профсоюза автотранспорта и добровольного спортив-

ного общества «Спартак» [12, л. 18]. На ПАТП-4 в 1984-1985 гг. постоянно собирался совет физкультуры, руководство отмечало положительный сдвиги в спортивно-массовой работе. Предприятие в 1984 г. впервые провело соревнования по лыжам, волейболу и шахматам. Лучшими спортсменами оказались ремонтные рабочие, а водители, наоборот, участвовали в спортивных мероприятиях плохо [11, л. 16]. Скорее всего, слабое участие водителей в спортивных соревнованиях объяснялось характером их работы, требовавшей повышенной концентрации внимания, и специфическим посменным графиком.

Если некоторые вопросы на автотранспортных предприятиях решались не лучшим образом, то в плане физкультуры и спорта все шло по плану. В частности, увеличение финансирования спортивно-массовой работы на примере ПАТП-2 свидетельствует об этом.

Но такая тенденция в развитии данного вида мероприятий наблюдалась не все время, о чем свидетельствует пример ПАТП-1. Несколькими годами ранее прошел доклад отчетно-выборного комсомольского собрания, в котором подводились итоги 1978-1979 гг. В нем зафиксирована плохая работа спортивного сектора, за который отвечал А. Бейдель [1, л. 8]. Из-за отсутствия методиста по физкультуре и спорту, который появился лишь в 1979 г., в отчетный период было проведено очень мало соревнований [1, л. 9]. Отмечалась недостаточная работа по вовлечению молодых сотрудников для сдачи норм ГТО [1, л. 4].

Таким образом, в исследуемый период на государственном уровне предприятиям было дано право оставлять в своем распоряжении определенную долю получаемых доходов и формировать собственный фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, что увеличивало финансовую основу социальной поддержки работников предприятий. Руководство автотранспортных предприятий уделяло внимание социальной поддержке персонала как одному из ключевых направлений социального развития предприятия. Разрабатывались и утверждались планы социального развития. Решались проблемы обеспечения жильем, организации санаторно-курортного лечения, культурного отдыха и развития физкультурного движения. Вниманием и заботой были окружены женщины, имеющие детей. В результате данной работы изменялось отношение работников к трудовым обязанностям, росла эффективность их труда, повышалась привлекательность пассажирских автотранспортных предприятий города. Уже на 1 января 1985 года по официальным данным укомплектованность водительским составом составляла 96%. Вероятно, эта цифра несколько завышена, но, вместе с тем, позволяет говорить о действенности предпринимаемых мер по социальной поддержке работников автотранспортных предприятий.

«Больным» местом в социальном развитии коллектива оставалась жилищная проблема, которую так и не смогли полностью решить, несмотря на прилагаемые усилия.

Указанные факты подтверждают заботу о человекев анализируемый период не только продекларированную на законодательном уровне, но и фактически имеющую место в работе пассажирских автотранспортных предприятий города Тюмени и носящую регулярный характер.

Литература

1. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (далее - ГБУТО ГАСПИТО). Ф. 2041. Оп. 11. Д. 53.

2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив тюменской области (долее - ГБУТО ГАТО). Ф. 5 Оп. 1. Д. 1421.

3. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1548.

4. ГБУТО ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1625.

5. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 755.

6. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 802.

7. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 845.

8. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 846.

9. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 903.

10. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 904.

11. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 905.

12. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 906.

13. ГБУТО ГАТО. Ф. 1792. Оп. 3. Д. 969.

14. Тюменская правда. 1975. 14 март.

15. Тюменская правда. 1975. 10 апр.

16. Тюменская правда. 1975. 14 мая.

17. Тюменская правда. 1975. 30 сент.

18. Тюменская правда. 1976. 22 сент.

19. Тюменская правда. 1977. 5 март.

20. Тюменская правда. 1977. 4 мая.

21. Тюменская правда. 1978. 14 фев.

22. Тюменская правда. 1978. 19 дек.

23. Тюменская правда. 1979. 14 июн.

24. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2006. 263 с.

25. Семенова Е.В. Становление и реализация советской модели социального обеспечения в условиях юга Дальнего Востока: Октябрь 1917 -июнь 1941: дис. ... канд. ист. наук. Благовещенск, 2001. 193 с.

26. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации. Режим доступа: http://www.Пtres.ru/pages/ЫЫю_book/?art=3260465 (дата обращения: 04.04.2018).

References

1. Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie Tyumenskoj oblasti Gosudarstven-nyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti [State budgetary institution of Tyumen region State archive of socio-political history of the Tyumen region]. Fond 2041. Inv. 11. Case 53.

2. Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie Tyumenskoj oblasti Gosudarstven-nyj arhiv Tyumenskoj oblasti [The state budgetary institution of the Tyumen region the state archive of the Tyumen region] (further- GBUTO GATO). Fond 5. Inv. 1. Case 1421.

3. GBUTO GATO. Fond 5. Inv. 1. Case 1548.

4. GBUTO GATO. Fond 5. Inv. 1. Case 1625.

5. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 755.

6. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 802.

7. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 845.

8. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 846.

9. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 903.

10. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 904.

11. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 905.

12. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 906.

13. GBUTO GATO. Fond 1792. Inv. 3. Case 969.

14. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1975. 14 March.

15. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1975. 10 Apr.

16. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1975. 14 May.

17. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1975. 30 Sept.

18. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1976. 22 Sept.

19. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1977. 5 March.

20. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1977. 4 May.

21. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1978. 14 Feb.

22. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1978. 19 Dec.

23. Tyumenskaya pravda [Tyumen truth]. 1979. 14 June.

24. Zakharov N.L., Kuznetsov A.L. Upravlenie social'nym razvitiem organizacii [Management of social development of the organization]. Moscow,INFRA-M. 2006. 263 p.

25. Semenova E.V Stanovlenie i realizaciya sovetskoj modeli social'nogo obespe-cheniya v usloviyah yuga Dal'nego Vostoka: Oktyabr' 1917 - iyun' 1941 [Formation and implementation of the Soviet model of social security in the South of the Far East: October 1917 - June 1941: Thesis ... Ph.D. of History]. Blagoveshchensk, 2001. 193 p.

26. Oksinoijd K.E. Management of social development of the organization. Available at: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3260465 (accessed: 04.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.