Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1325
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ / ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пухальская Л.Н.

Статья посвящена вопросам посвященным проблемам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание обращается на правовую основу регулирования отношений, связанных с устройством и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. На основе анализа автор предлагает внести корректировки в федеральное законодательство для более эффективного решения задач в сфере регулирующей деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 347

Л.Н. Пухальская

ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья посвящена вопросам посвященным проблемам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание обращается на правовую основу регулирования отношений, связанных с устройством и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. На основе анализа автор предлагает внести корректировки в федеральное законодательство для более эффективного решения задач в сфере регулирующей деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, правовой статус детей, опека (попечительство), приемная семья, семейное воспитание, правовое регулирование, защита прав и интересов детей.

Активная позиция государства в области защиты детей и обеспечения их прав, выражается в принятии комплекса нормативно-правовых актов в данной сфере. Проблема устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточно разработанной в науке семейного права, однако, от научно обоснованных рекомендаций зависит процесс совершенствования законодательства, регулирующего деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по устройству детей, нуждающихся в заботе и внимании со стороны государства.

Комплексное исследование правоотношений, связанных с устройством и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет выявить пробелы в праве, а также разработать предложения, направленные на совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и внести следующие предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере.

В истории законодательства Российской империи четко прослеживается принцип сословности в вопросах усыновления, а также прерогатива охраны имущественных интересов усыновленного -наследователя.

Институт опеки и попечительства в семейном праве России возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью этого института было содержание, воспитание, образование этих детей, защита их прав и интересов.

Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, практически не изменились вплоть до 1917 г. Основным недостатком института опеки оставалось по -прежнему несоответствие жизненным интересам всех сословий народа.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется следующим:

- правовой статус личности несовершеннолетнего ребенка - система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально-правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями;

- правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

Есть все основания предполагать, что при наличии определенных условий и усыновление, и отмена усыновления могут сопровождаться спором, затрагивающим интересы ребенка, передаваемого усыновителям или уже воспитываемого ими. Учет материально-правовой природы отношений, связанных с

© Пухальская Л.Н., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 12(51). Том 4.

ISSN 2223-4047

устройством ребенка в семью усыновителей, является объективной предпосылкой правильного применения гражданско-процессуальных правил, в том числе и при определении вида производства.

Законодатель не всегда обеспечивает системность и последовательность правовых норм. В ходе анализа выявлены следующие коллизионные моменты законодательства:

- так, ч. 4 ст. 31 ГК РФ предусматривает субсидиарное применение положений Закона об опеке к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. В ст. 1 Закона об опеке, напротив, закреплено, что, именно, этот Закон регулирует (не субсидиарно) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над не полностью дееспособными гражданами (несовершеннолетние дети входят именно в эту категорию). [4]

Подобное содержание ст. 1 Закона об опеке представляется сомнительным с правовой точки зрения, т.к. вместе с регулированием вопросов осуществления опеки (попечительства) фактически регламентируются, в числе прочего, имущественные права, обязанности, ответственность участников правоотношений, что в силу указанных выше положений ч. 4 ст. 31 ГК РФ является преимущественной сферой ГК РФ; [3]

- в ст. 15 Закона об опеке порядок регулирования вопросов опеки (попечительства) сформулирован законодателем следующим образом: "Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством". При сопоставлении указанных положений Закона об опеке с действующим семейным законодательством обнаруживаем несоответствие: согласно ч. 1, 7 ст. 148.1 СК РФ права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Законом об опеке и только лишь имущественные права и обязанности опекуна (попечителя) определяются гражданским законодательством (совместно с Законом об опеке);

- законодатель, в числе прочего, допускает принятие субъектами Российской Федерации законов в сфере установления, осуществления и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними по вопросам, не урегулированным Законом об опеке. При этом очевидно, что законы субъектов Российской Федерации не могут регулировать имущественные права, обязанности, ответственность опекунов и попечителей и другие вопросы из области гражданских правоотношений, поскольку ст. 71 Конституции Российской Федерации относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. [1]

Проанализировав совокупность изложенных норм, полагаем, что намерение законодателя состоит в том, чтобы на федеральном уровне регулирование имущественных отношений, а также общих вопросов установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, в том числе прав, обязанностей и ответственности опекунов и попечителей, осуществлялись ГК РФ, в остальной части - Законом об опеке, за исключением вопросов обучения, воспитания и особенностей установления, осуществления и прекращения опеки (попечительства), которые подлежат регулированию нормами СК РФ. Таким образом, соответствующие коррективы необходимо внести в ст. 1 Закона об опеке, части 1, 7 ст. 148.1 СК РФ. [3]

Действующую процедуру создания приемной семьи необходимо упростить. Полагаем, что в результате проверки личности гражданина, выразившего желание стать приемным родителем, органу опеки и попечительства достаточно дать заключение о соответствии последнего всем предъявляемым требованиям, после чего и должен быть заключен договор о приемной семье, который влечет за собой передачу ребенка в созданную приемную семью.

Срок между заключением договора о приемной семье и передачей ребенка должен быть минимальным. Во-первых, это связано с правовыми последствиями, которые должны возникнуть после заключения договора (возникновение прав и обязанностей приемного родителя; права на вознаграждение и получение средств на содержание ребенка), во-вторых, с ожиданием ребенка новой жизни в приемной семье. Заставлять ребенка ждать передачи на воспитание в семью неопределенное время психологически неверно.

На основании изложенного предлагаем внести изменения в ч. 1 п. 7 ст. 145 СК о том, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства не требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Соответственно, ч. 2 ст. 14 ФЗ "Об опеке и попечительстве" нужно изложить в следующей редакции: "Опека или попечительство о возмездном осуществлении опеки и попечительства устанавливается на основании заключенного договора о приемной семье или патро-натной семье..." (далее по тексту).

В ч. 3 п. 7 ст. 145 СК нужно внести следующее изменение: "При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства (приемную семью, патронат-ную семью) права и обязанности опекуна или попечителя, а также право на вознаграждение и получение средств на содержание ребенка возникают с момента передачи подопечного опекуну (попечителю)".

Часть 3 ст. 14 ФЗ "Об опеке и попечительстве" предлагаем закрепить в следующей редакции: "При установлении возмездной опеки или попечительства (приемной семьи, патронатной семьи) все права и обязанности опекуна или попечителя по договору, в том числе и право на получение вознаграждения, а также средств на содержание ребенка, возникают с момента передачи подопечного опекуну (попечителю)".

Анализ действующего законодательства в части такой формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что оно в полной мере отвечает интересам детей и учитывает их потребности. Соблюдение этих требований позволяет создать более комфортные материальные условия для многих детей по сравнению с домашними.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации. - M.: Юрид. лит.-2015. - 32 с.

2.Семейный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 № 223-Ф3: по сост. на 13 июля 2015. - URL : http:// www.consultant.ru;

3.Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015. - URL : http:// www.consultant.ru;

4.Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ: по сост. на 05 мая 2014. - URL : http:// www.base.garant.ru;

5.Чашин А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 N 48-ФЗ (постатейный научно-практический)/ А.Н. Чашин - М. : Дело и Сервис, 2009. - 175 с.

ПУХАЛЬСКАЯ ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.