Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА У ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ'

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА У ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / ТЕОРИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ КОНТАКТОВ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

Снижение подростковой преступности является сложной социальной проблемой, решение которой требует не только создания институционально-правовых механизмов профилактики и создания благоприятных социально-экономических условий, но также применения современных психологических и социальных знаний. Важным институциональным агентом коррекции и профилактики девиантного поведения подростков являются инспекторы по делам несовершеннолетних. Поскольку одним из фундаментальных факторов подростковой преступности являются проблемы внутрисемейной социализации, их функционал включает в себя в том числе воздействие на родителей. В статье на основе обзора и теоретического анализа литературы исследуется вопрос о способности инспектора к установлению психологического контакта с родителями несовершеннолетних правонарушителей как фактора эффективной профилактической работы. Современные психологические теории обосновывают роль психологического контакта в организации социального взаимодействия и решении социальных проблем. Однако их применение к условиям взаимодействия инспектора и родителей требует учета специфического социально-психологического контекста, как правило, характеризующегося нежеланием и сопротивлением к выстраиванию партнерских отношений со стороны родителей. В статье обосновывается ценность теории «вынужденных контактов» для формирования профессиональных навыков инспекторов по делам несовершеннолетних. В частности, профессиональные компетенции инспекторов должны включать в себя коммуникативные навыки, направленные на преодоление изначальных психологических барьеров и формирование мотивации и заинтересованности родителей к контакту и взаимодействию с представителями органов власти. Сделан вывод, что выстраивание устойчивого психологического контакта между инспекторами и родителями будет способствовать принятию роли инспектора как ценного участника процесса социализации и коррекции поведения, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному воздействию на подростка и формированию благоприятных условий для семейной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL CONTACT BETWEEN JUVENILE INSPECTOR AND ADOLESCENTS’ PARENTS

Reducing juvenile delinquency is a complex social problem, requiring the creation of institutional and legal mechanisms for prevention, development of favorable socio-economic conditions, and also the use of modern psychological and social knowledge. An important institutional agent for the correction and prevention of deviant behavior in adolescents is the juvenile inspection. Since one of the fundamental factors of juvenile delinquency is the problem of intrafamily socialization, the inspection’s necessary functions include, among other things, the impact on parents. The present study uses review and theoretical analysis of the literature to examine inspector’s ability to establish psychological contact with the adolescents’ parents as a factor in effective preventive work. Major psychological theories substantiate the role of psychological contact in facilitating social interaction and addressing social problems. However, their application to the conditions of interaction between the inspector and the parents requires taking into account the specific socio-psychological context, which, as a rule, is characterized by the parents’ unwillingness and resistance to partnerships. The article substantiates the value of the theory of "forced contacts" for the formation of professional skills of inspectors. In particular, the professional competence of inspectors should include communication skills aimed at overcoming initial psychological barriers and the formation of parents' motivation and interest in contact and interaction with representatives of the juvenile inspection. It is concluded that building a stable psychological contact between inspectors and parents will contribute to the acceptance of the inspector’s valuable role in the process of socialization and behavior correction, which, in turn, can contribute to a more effective impact on the adolescent and the formation of favorable conditions for family socialization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА У ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ»

SYSA Natalia Vladimirovna

PROBLEMS OF ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" 1 ■SO'^lfi f\ /—\ 0^021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

У /JA 1 Jy-J 1DD I(ее) (jjCS) ItEisis an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0094 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА У ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6791-0889 AuthorlD: 103234 ORCID: 0000-0003-3700-880X

СЫСА Наталия Владимировна, соискатель кафедры социальной психологии Российский государственный социальный университет (129226, Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 4, e-mail: nataslip@list.ru) Аннотация. Снижение подростковой преступности является сложной социальной проблемой, решение которой требует не только создания институционально-правовых механизмов профилактики и создания благоприятных социально-экономических условий, но также применения современных психологических и социальных знаний. Важным институциональным агентом коррекции и профилактики девиантного поведения подростков являются инспекторы по делам несовершеннолетних. Поскольку одним из фундаментальных факторов подростковой преступности являются проблемы внутрисемейной социализации, их функционал включает в себя в том числе воздействие на родителей. В статье на основе обзора и теоретического анализа литературы исследуется вопрос о способности инспектора к установлению психологического контакта с родителями несовершеннолетних правонарушителей как фактора эффективной профилактической работы. Современные психологические теории обосновывают роль психологического контакта в организации социального взаимодействия и решении социальных проблем. Однако их применение к условиям взаимодействия инспектора и родителей требует учета специфического социально-психологического контекста, как правило, характеризующегося нежеланием и сопротивлением к выстраиванию партнерских отношений со стороны родителей. В статье обосновывается ценность теории «вынужденных контактов» для формирования профессиональных навыков инспекторов по делам несовершеннолетних. В частности, профессиональные компетенции инспекторов должны включать в себя коммуникативные навыки, направленные на преодоление изначальных психологических барьеров и формирование мотивации и заинтересованности родителей к контакту и взаимодействию с представителями органов власти. Сделан вывод, что выстраивание устойчивого психологического контакта между инспекторами и родителями будет способствовать принятию роли инспектора как ценного участника процесса социализации и коррекции поведения, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному воздействию на подростка и формированию благоприятных условий для семейной социализации.

Ключевые слова: общение, социальное взаимодействие, психологический контакт, теория вынужденных контактов, подростковая преступность, правонарушения несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних, профессиональные компетенции, социально-психологические интервенции, психологические барьеры.

PROBLEMS OF ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL CONTACT BETWEEN JUVENILE INSPECTOR AND ADOLESCENTS' PARENTS

© The Author(s) 2021

SYSA Natalia Vladimirovna, PhD applicant of the Department of Social Psychology

Russian State Social University (129226, Russia, Moscow, Vilgelm Pik street, 4, e-mail: nataslip@list.ru) Abstract. Reducing juvenile delinquency is a complex social problem, requiring the creation of institutional and legal mechanisms for prevention, development of favorable socio-economic conditions, and also the use of modern psychological and social knowledge. An important institutional agent for the correction and prevention of deviant behavior in adolescents is the juvenile inspection. Since one of the fundamental factors of juvenile delinquency is the problem of intrafamily socialization, the inspection's necessary functions include, among other things, the impact on parents. The present study uses review and theoretical analysis of the literature to examine inspector's ability to establish psychological contact with the adolescents' parents as a factor in effective preventive work. Major psychological theories substantiate the role of psychological contact in facilitating social interaction and addressing social problems. However, their application to the conditions of interaction between the inspector and the parents requires taking into account the specific socio-psychological context, which, as a rule, is characterized by the parents' unwillingness and resistance to partnerships. The article substantiates the value of the theory of "forced contacts" for the formation of professional skills of inspectors. In particular, the professional competence of inspectors should include communication skills aimed at overcoming initial psychological barriers and the formation of parents' motivation and interest in contact and interaction with representatives of the juvenile inspection. It is concluded that building a stable psychological contact between inspectors and parents will contribute to the acceptance of the inspector's valuable role in the process of socialization and behavior correction, which, in turn, can contribute to a more effective impact on the adolescent and the formation of favorable conditions for family socialization.

Keywords: communication, social interaction, psychological contact, the forced contacts theory, juvenile delinquency, adolescents' crime, juvenile inspector, professional competences, social psychological interventions, psychological barriers.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Успешная социализация подростков - необходимый элемент благополучия личности во взрослой жизни и общественного благополучия в целом. Однако процесс социализации не всегда проходит достаточно успешно: неблагоприятное социальное окружение, семейные проблемы, межличностные конфликты и другие факторы могут приводить к проблемам социализации, выражающимся в том числе в различных формах девиантного поведения. В таких ситуациях важная роль в коррекции поведения и нормализации социальных отношений принадлежит институци-

ональным механизмам, в частности - отделам по делам несовершеннолетних или их аналогам.

В этой связи вопрос профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних и повышения эффективности работы соответствующих государственных структур сохраняет свою актуальность и значимость. Более того, дополнительное негативное влияние на подростковую социализацию оказывают социально-технологические изменения жизни подростков. В частности, рост виртуализации социальной активности отражается на состоянии их физического и психического здоровья, приводит к неустойчивым психоэмоциональным состояниям, создает риски агрессии и аберраций поведения,

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

СЫСА Наталия Владимировна ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО...

приводящих к росту подростковой преступности [1, с.116]. Своевременный поиск эффективных механизмов компенсации негативных тенденций, приводящих к преступности несовершеннолетних, поэтому является важной научной и практической проблемой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

В настоящее время проблемы профилактики и снижения подростковой преступности рассматриваются в рамках различных дисциплин: социологии, криминологии, права, психологии и педагогики, социальной политики и др. Специалисты анализируют возможности совершенствования социальных институтов, изменения законодательства, воздействия на социально-экономические условия жизни подростков и их семей и другие подходы [25]. В том случае, если проблемы девиантного поведения подростков не могут эффективно корректироваться на уровне институтов образования и социальной защиты, ключевым агентом коррекции становятся инспекторы по делам несовершеннолетних. В современных работах рассматриваются вопросы организации эффективной работы и профессиональной подготовки инспекторов [89]. Однако вопросы выстраивания грамотного и профессионального взаимодействия инспектора с родителями девиантных подростков остаются сравнительно малоис-следованы.

Обосновывается актуальность исследования. В последние годы в Российской Федерации наблюдается снижение преступности, в том числе среди несовершеннолетних, что может выступать косвенным свидетельством успешной работы органов по работе с несовершеннолетними. Однако такой вывод может быть преждевременным: эксперты МВД РФ указывают, что положительная динамика в большей мере отражает демографические процессы и, в частности, старение населения, приводящее к уменьшению доли несовершеннолетних в общей структуре населения [6, с.24]. Действительно, последние годы наблюдается устойчивое снижение рождаемости и одновременно - рост смертности [7]. Эта тенденция только усилилась в ходе пандемии СОУГО-19, однако сформировалась задолго до нее. В свою очередь, ухудшение социально-экономических условий создает дополнительные предпосылки для негативного воздействия на возможности социализации подростков, в том числе внутрисемейной. Поэтому поиск эффективных механизмов установления психологического контакта инспектора с родителями подростков становится одной из актуальных задач в профилактике преступности несовершеннолетних.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Эффективная работа инспектора по делам несовершеннолетних возможна только в том случае, если он сможет установить надежный психологический контакт с родителями подростка. Однако такой контакт может быть затруднен в силу целого ряда социально-психологических причин. Для преодоления возможных коммуникационных и психологических барьеров необходимо опираться на передовые достижения социальной психологии и других дисциплин. Цель настоящей статьи поэтому заключается в определении научно-обоснованных способов установления психологического контакта инспектора по делам несовершеннолетних с родителями несовершеннолетних правонарушителей.

Конкретные задачи, решаемые в данной статье:

- определить ключевые теоретические идеи, объясняющие успешность установления психологического контакта;

- выявить условия эффективности психологического контакта инспектора по делам несовершеннолетних и родителей подростков-правонарушителей.

Используемые в исследовании методы, методики и ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

технологии. Исследование проведено методом теоретического обзора, анализа и обобщения современных социально-психологических работ, посвященных проблемам установления психологических контактов и организации эффективного общения. Полученные результаты интерпретированы в свете проблемы установления психологического контакта инспектора с родителями подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общение является основополагающим процессом, лежащим в основе всей общественной жизни и определяющим возможности решения социальных проблем. Эффективный коммуникативный процесс, сопровождающийся формированием устойчивых отношений между индивидами и согласованностью действий, принято называть психологическим контактом [10, с.291]. Ключевыми характеристиками эффективной социальной коммуникации, приводящей к установлению психологического контакта, являются:

- наличие у взаимодействующих сторон определенных целей, позволяющих поддерживать общение;

- присутствие положительного эмоционального подкрепления, вызывающего желание взаимодействовать с определенным человеком.

Проблемы определения условий эффективного общения и установления психологических контактов так или иначе затрагиваются во множестве теоретических и эмпирических работ. Следует, в частности, отметить работы Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева, посвященные роли общения в формировании личности [11; 12]. Они указали на три компонента общения: познание людьми друг друга; эмоциональный отклик, проявляющийся в отношении, и обращение человека с человеком. Аналогичным образом, А.А.Бодалев выделяет познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты общения [13]. Вступая в психологический контакт, индивид способен оказывать воздействие на психологические состояния, установки и поведение других людей. Это достигается в том числе посредством невербальной коммуникации, внешнего вида и действий, совершаемых в социальной ситуации. Владение определенными коммуникативными навыками позволяет подготовленному человеку устанавливать психологический контакт даже в сложных и проблематичных социальных интеракциях. Такого рода навыки являются важными профессиональными компетенциями для отдельных категорий специалистов, к числу которых А.А.Бодалев относит, в частности, педагогических работников. Нарушение психологического контакта, в свою очередь, приводит к проблемам социального взаимодействия и поведения [13, с.115].

Большой вклад в развитие теории общения и психологического контакта внес А.Н.Леонтьев. Еще в 1970-х гг. он представил модель общения как речевой деятельности [14; 15]. Одним из следствий применения дея-тельностного подхода стал тезис о важности общения как фактора педагогической и воспитательной деятельности. В работах Б.Д.Парыгина представлено детальное описание социально-психологических барьеров, возникающих в общении, а также возможные способы их преодоления и установления надежного и устойчивого психологического контакта [16]. Теория потребностей А.Маслоу обосновывает важность общения с точки зрения удовлетворения социальных потребностей индивида [17]. Установление психологического контакта в этом смысле необходимо рассматривать как способ удовлетворения этой потребности. Аналогичный тезис выдвигает К.Р.Роджерс, который указывает на естественность стремления индивида к контактному взаимодействию и поддержанию психологической связи [18].

В ряде работ общая проблема установления психологического контакта конкретизируется применительно к специфическим ситуациям профессионального взаимодействия в правоохранительной сфере. Например,

SYSA Natalia Vladimirovna

PROBLEMS OF ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL...

Н.И.Порубов относит способность к установлению психологического контакта одной из профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов [19]. При этом обосновывается, что фактором эффективности коммуникации является признание участниками своей заинтересованности и потребности во взаимодействии. В контексте взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростка, это означает, что его профессиональные навыки должны включать способность формирования у родителей мотивации и интереса к взаимодействию. Необходимость активной роли инспектора в формировании такой потребности согласуется с концепцией «вынужденного» контакта, разрабатываемой Л.Б.Филоновым и О.И.Мироновой [20]. Эта концепция рассматривает ситуации, когда один из участников взаимодействия изначально не испытывает потребности и интереса к общению. Демонстрация объективной необходимости и неизбежности общения способна преодолеть этот исходный психологический барьер и вынудить человекам к установлению контакта.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Следует отметить, что в контексте изучения способности к установлению психологических контактов со стороны сотрудников правоохранительных органов внимание специалистов сосредоточено прежде всего на следователях и некоторых других категориях работников. Специальных исследований, которые применяли бы теорию вынужденных контактов или другие актуальные социально-психологические модели к ситуации взаимодействия инспекторов с родителями несовершеннолетних правонарушителей, пока не проводилось. Тем не менее, используя основные выводы теоретических изысканий и эмпирических исследований в смежных областях, могут быть обозначены следующие основные направления установления психологического контакта при взаимодействии инспектора с родителями подростка:

1. Установление доверительных отношений не только с самим несовершеннолетним, но также с его родителями или опекунами.

2. Обеспечение устойчивого психологического контакта с родителями с целью получения необходимых сведений о подростке, необходимых для понимания его мотивов, установок, поведенческих факторов, а также разработки рациональных способов профилактики правонарушений.

3. Индуцирование у родителей признания и принятия инспектора как значимого субъекта социального взаимодействия, выполняющего важную социальную роль в нормализации социальных отношений и коррекции поведения подростка.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Установление надежного психологического контакта инспектора по делам несовершеннолетних с родителями «трудных» подростков, склонных к девиантному поведению и правонарушениям, является важным и пока недооцененным элементом профилактики подростковой преступности. Использование современных социально-психологических теорий и подходов, в частности, теории вынужденного контакта, способно повысить эффективность института инспекторов по делам несовершеннолетних и не только снизить число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, но и повысить качество социальных отношений внутри семьи и создать более благоприятные условия для внутрисемейной социализации.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Несмотря на перспективность работы по развитию навыков установления психологического контакта у инспекторов по делам несовершеннолетних, на сегодняшний день существует значительный дефицит информации о том, какие условия и факторы влияют на

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

эффективность социального взаимодействия инспекторов и родителей, и какие методики обучения сотрудников являются наиболее перспективными. Дальнейшие исследования в этом направлении представляются необходимыми для повышения качества и эффективности работы инспекторов по делам несовершеннолетних. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гостев А.А. Глобальная психоманипуляция: психологические и духовно-нравственные аспекты. М: Ин-т психологии РАН, 2017. 466 с.

2. Анимоков И.К. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними как средство предупреждения подростковой преступности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. №4. С.351-354.

3. Свечников Н.И., Князькина А.Ю. Преступность несовершеннолетних: личность преступника, причины, профилактика // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. №3. С.85-95.

4. Валишина Ю.В., Закирова А.Б. Формы работы с девиантными подростками //Молодежный научный вестник. 2018. №1. С.66-70.

5. Баркалова Е.В. Актуальные вопросы профилактики подростковой преступности и осуществления прокурорского надзора в данной сфере//Российская юстиция. 2017. №2. С.72-75.

6. Антонян Ю.М., Бражников Д.А., Гончарова М.В. и др. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 86 с.

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 05.06.2019 г.).

8. Ищенко Е.В. Квалификационные требования и особенности подготовки выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, по узкой специализации «Инспектор по делам несовершеннолетних» // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. №1. С.93-99.

9. Елизарова А.Д., Фасхутдинова А.В. Деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Colloquium-journal. 2020. №6-6. С.49-51.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под редакцией Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2018. 1375 с.

11. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.

12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.

13. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии. СПб.: Речь, 2010. 341 с.

14. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М.: Смысл: Academia, 2008. 365 с.

15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.; Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. 93 с.

16. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: СПбГУП, 2003. 615 с.

17. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

18. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ИОИ, 2017. 237 с.

19. Порубов Н.И. Юридическая этика: учебник для студентов учреждений высшего образования по юридическим специальностям. Минск.: Вышэйшая школа, 2012. 318 с.

20. Миронова О.И. Субъектно-психологическая концепция вынужденных контактов. М.: Белый ветер, 2018. 306 с.

Статья поступила в редакцию 26.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.