Научная статья на тему 'Особенности установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков'

Особенности установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТ / ВЫНУЖДЕННЫЙ КОНТАКТ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕВЕНЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / CONTACT / FORCED CONTACT / COMMUNICATION / INTERACTION / DEVIANT BEHAVIOR / MINORS / JUVENILE DELINQUENCY / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

Статья представляет собой обзор теоретического материала по теме особенностей установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков. Раскрывается понятие психологического контакта, анализируется его теоретический аспект. Обосновываются значимость формирования такого контакта и его роль в вопросе правовой защиты несовершеннолетних лиц. Установление психологического контакта в рамках взаимодействия инспектора с родителями несовершеннолетних рассматривается как эффективная профилактическая мера девиантного поведения подростков. Автор определяет специфические характеристики исполнения инспектором по делам несовершеннолетних должностных обязанностей и освещает ключевые проблемы в данной области. В качестве выводов исследования приводятся рекомендации по организации психологического контакта между указанным должностным лицом органов внутренних дел и родителями несовершеннолетних как превентивной меры подростковой преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков»

УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24158/spp.2019.6.12

Сыса Наталия Владимировна

Sysa Natalia Vladimirovna

соискатель кафедры социальной и клинической психологии Российского государственного социального университета

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА МЕЖДУ ИНСПЕКТОРОМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ

External PhD student, Department of Social, General and Clinical Psychology, Russian State Social University

THE ASPECTS OF CONTACT BETWEEN JUVENILE OFFICER AND PARENTS OF ADOLESCENTS

Аннотация:

Статья представляет собой обзор теоретического материала по теме особенностей установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков. Раскрывается понятие психологического контакта, анализируется его теоретический аспект. Обосновываются значимость формирования такого контакта и его роль в вопросе правовой защиты несовершеннолетних лиц. Установление психологического контакта в рамках взаимодействия инспектора с родителями несовершеннолетних рассматривается как эффективная профилактическая мера девиантного поведения подростков. Автор определяет специфические характеристики исполнения инспектором по делам несовершеннолетних должностных обязанностей и освещает ключевые проблемы в данной области. В качестве выводов исследования приводятся рекомендации по организации психологического контакта между указанным должностным лицом органов внутренних дел и родителями несовершеннолетних как превентивной меры подростковой преступности.

Summary:

The study deals with the theoretical materials on the establishment of contact between juvenile officer and parents of adolescents. The concept of psychological contact is revealed, its theoretical aspect is analyzed. The research substantiates the importance of such a contact and its role in the legal protection of minors. The establishment of the psychological contact between juvenile officer and parents of adolescents is regarded as an effective preventive measure of adolescent deviant behavior. The author identifies the specific characteristics of duty performance by a juvenile officer and highlights the key issues in this regard. The research provides recommendations for establishing the psychological contact between the juvenile officer and the parents of adolescents as a preventive measure of juvenile delinquency.

Ключевые слова:

контакт, вынужденный контакт, общение, взаимодействие, девиантное поведение, несовершеннолетние лица, подростковая преступность, превенция подростковой преступности.

Keywords:

contact, forced contact, communication, interaction, deviant behavior, minors, juvenile delinquency, prevention of juvenile delinquency.

Человек существует в обществе благодаря взаимодействию с другими его членами. Вне рамок этого взаимодействия существование человечества не представляется возможным. В системах «человек - общество», «человек - человек» на первое место выходит поиск наиболее эффективных методов развития современного мира. Под взаимодействием здесь понимается процесс совместного действия индивидов для реализации общих целей [1]. При этом взаимодействие в социуме невозможно без обмена информацией - процесса, который носит название коммуникативного.

Термин «коммуникация» (лат. communication - 'делаю общим, связываю') появился в научной литературе в начале XX в. с возникновением интереса к процессам межличностного общения, особенностям его течения и структурным элементам. Под коммуникацией понимается сообщение какой-либо информации кому-либо, что предполагает общение в целях обмена данными [2, с. 71].

Отдельный интерес вызывает категория «общение». В зарубежных источниках определение данного слова отсутствует, поскольку весь процесс взаимообмена информацией объединен под одним термином - communication, тогда как в русском языке понятия «общение» и «коммуникация» имеют существенные различия. В частности, общение трактуется как личностный и духовный контакт партнеров [3, с. 18]. Таким образом, основным элементом общения является контакт как некая психологическая связь, возникающая между индивидами и реализуемая в рамках взаимного восприятия человека человеком [4, с. 72]. В свою очередь, согласно толковому словарю под контактом понимаются близкие отношения между людьми, согласованность в действиях, возникающая при непосредственном общении.

Исследованием проблем взаимодействия между людьми и изучением психологического контакта занимались отечественные ученые Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович,

A.А. Леонтьев, О.И. Миронова, В.Н. Мясищев, Г.Н. Тигунцева, Л.Б. Филонов и др. Среди зарубежных авторов значительный вклад в развитие данной темы внесли Р. Адлер, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д. Майерс, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Р. Стернберг, З. Фрейд, К. Ясперс и др.

В научных работах А.А. Бодалев при описании контакта делает акцент на доброжелательных отношениях между людьми. Исследователь поднимает вопросы восприятия человека человеком, раскрывает психологическое содержание главных особенностей общения. Автор пишет, что характер взаимодействия между людьми во многом определяют отношения [5, с. 19].

В исследованиях А.Б. Добровича говорится, что контакт является естественной потребностью каждого человека, который стремится к установлению дружественных, доброжелательных отношений [6].

Контакт как основу процесса общения и элемент личностно ориентированного общения видит А.А. Леонтьев. По его мнению, контакт является значимой единицей общения, но в то же время может выступать в качестве его наивысшей ступени [7, с. 43-45].

В.Н. Мясищев также упоминает о мотивах и целях человека в процессе развития межличностных контактов, среди которых можно назвать стремление человека изменить мнение собеседника в пользу свей точки зрения или чьей-либо позиции, убедить в чем-либо. Кроме того, люди могут вступать в контакты для выполнения совместной деятельности [8, с. 39].

За рубежом наибольшую популярность приобрели труды О. Харги, посвященные анализу межличностных коммуникаций. Работа ученого представляет собой обширный обзор социальных исследований, теории и практики в области коммуникации [9].

Р. Адлер с соавторами исследовал коммуникативный процесс в условиях современности. В частности, его интересовало, каким образом привычки сказываются на общении [10].

Американским ученым А.Г. Маслоу разработана теория потребностей индивида, среди которых одной из базовых выступает потребность в принадлежности социуму, ощущении единства. Исследователь в научных трудах указывал на непреодолимое природное стремление человека к установлению контакта, формированию близких отношений и организации взаимодействия [11, с. 6б].

Идея установления психологического контакта в качестве психотерапевтического метода отражена в работах К.Р. Роджерса. Ученый отмечает значимость для человека контактного взаимодействия, поэтому поддержание психологического контакта является естественным желанием индивида [12, с. 29].

Изучением психологического контакта в рамках осуществления профессиональной деятельности представителями силовых структур занимались следующие ученые: Р.С. Белкин,

B.Л. Васильев, Е.А. Воробьева, Г.А. Зорин, Б.Д. Парыгин, Н.И. Порубов, Л.Б. Филонов и др.

В работах, направленных на исследование поведения во время допроса, Е.А. Воробьева раскрывает понятие контактности как характеризующую черту взаимодействия. Автор пишет о необходимости развития коммуникативных навыков среди представителей силовых структур для осуществления эффективной профессиональной деятельности [13, с. 53].

Фундаментальный научный труд в области контактного взаимодействия принадлежит Л.Б. Филонову. Ученый видит в стремлении человека к установлению контакта способ преодоления фрустрации, связанной с нарушениями коммуникативного процесса [14].

О.И. Миронова к изучению контакта подходит с иной позиции, рассматривая его в ситуации вынужденности. Автор описывает сущностную характеристику феномена «вынужденный контакт», психологические особенности субъектов подобного взаимодействия и приводит примеры позитивного развития вынужденных отношений [15, с. 120].

Н.И. Порубов обозначает профессиональные качества, которыми должен обладать представитель правоохранительных органов. Помимо этого, исследователь отмечает, что психологический контакт между людьми возможен только при осознании сторонами необходимости взаимодействия. Кроме того, ученый определяет основные пути формирования контакта: возникновение заинтересованности в его установлении, повышение интереса в общении и мотивировании к взаимодействию. Стремление к организации контакта достигается путем обращения к положительным переживаниям, изменения отношения собеседника в положительную сторону. Психологический контакт, по мнению Н.И. Порубова, является системой взаимодействия между людьми посредством общения, базирующегося на доверии, взаимопонимании и доброжелательности. Такой контакт характеризуется желанием поддерживать общение, которое во многом зависит от профессионализма представителя государственной власти. Сущность контакта определяется спецификой психологических отношений [16, с. 252].

Таким образом, проведя тщательный теоретико-методологический анализ научной литературы, можно сделать вывод, что психологический контакт является важной составляющей при осуществлении сотрудником правоохранительных органов профессиональной деятельности. Изучению

психологического контакта в рамках ведения следствия посвящено множество работ. Однако исследование проблем установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростков до настоящего времени не проводилось. Нужно отметить, что данная тема представляет особую значимость, поскольку имеет отношение к благополучию подрастающего поколения. Деятельность инспектора в этой области связана с защитой жизни и здоровья, законных прав и интересов несовершеннолетних лиц. Оценивая степень важности подобного взаимодействия, логично обозначить необходимость владеть самыми эффективными методами в указанной сфере.

Согласно Приказу МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 в редакции от 31 декабря 2018 г. «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», инспектор по делам несовершеннолетних осуществляет профессиональную деятельность, основной направленностью которой являются принятие профилактических мер и проведение превентивной работы с несовершеннолетними, их родителями (лицами, выполняющими родительскую функцию) по предупреждению, пресечению преступлений/правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами (либо в отношении несовершеннолетних). Инспектор взаимодействует с подростками, их родителями (лицами, выполняющими родительскую функцию) и их ближайшим окружением, а также привлекает упомянутых лиц к совместному взаимодействию как к наиболее эффективному методу реализации профилактических мер.

В приказе также указывается, что обозначенное должностное лицо осуществляет защиту жизни и здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних, а также в непрерывном режиме контролирует условия, в которых пребывает подросток, его окружение и интересы. Однако подобная работа невозможна без взаимодействия инспектора с родителями (лицами, выполняющими родительскую функцию) и родственниками несовершеннолетнего. Именно по этой причине инспектору необходимо установление контакта с родителями подростка, определяющими круг его интересов и условия проживания.

Таким образом, нам удалось доказать значимость установления психологического контакта инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростков, определить роль такого контакта как профилактической меры девиантного поведения подростков, под которым здесь следует понимать устойчивое поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм. Однако необходимо прояснить специфические особенности профессиональной деятельности обозначенного должностного лица в целях выявления проблемных моментов, связанных с установлением психологического контакта.

Погрузившись в атмосферу и условия, при которых инспектор по делам несовершеннолетних осуществляет профессиональную деятельность, нам удалось провести анализ ее специфических особенностей. Выполняя должностные обязанности, инспектор сталкивается с рядом сложностей.

В первую очередь это трудности, связанные с организацией деятельности, обусловленные множественностью целей при решении служебных задач. Из-за большого объема непрерывно поступающих сообщений от граждан, каждое из которых должно быть рассмотрено и отработано в обязательном порядке, из-за строго регламентированных сроков исполнения по каждому из обращений, а также возможности наступления в любую минуту экстренных ситуаций, требующих незамедлительного реагирования, инспектор по делам несовершеннолетних может испытывать сложности с выстраиванием четкой последовательности действий, ориентируясь на предпочтения и удобство граждан.

Инспектор осуществляет защиту жизни и здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних лиц на закрепленной за ним территории. Люди, проживающие на обозначенном участке, могут иметь различия по национальности, религиозным предпочтениям, социальному положению и пр. Таким образом, сфера социальных контактов у рассматриваемого должностного лица имеет достаточно широкие рамки. Тем не менее инспектор по делам несовершеннолетних должен обладать умением устанавливать психологический контакт с совершенно разными людьми.

Другая трудность связана с отсутствием у инспектора по делам несовершеннолетних необходимого запаса психологических знаний, позволяющих совершенствовать профессиональные навыки.

Еще одна сложность обусловлена наличием психологических барьеров, препятствующих установлению контакта инспектора с родителями подростка.

Существуют три основные группы коммуникативных барьеров, затрудняющих формирование психологического контакта.

Барьеры понимания обусловлены отсутствием возможности одной из сторон воспринимать передаваемую информацию. Успешность преодоления данной преграды связана с тем, насколько участники понимают необходимость установления психологического контакта, какие цели в связи с этим они преследуют и осознают ли значимость взаимодействия.

Барьеры положения обусловлены особенностями социального или ситуативного положения, препятствующего установлению контакта. Нередки случаи, когда инспектор по делам несовершеннолетних, осознавая необходимость установления психологического контакта с окружением подростка, сталкивается с родителями, которые не испытывают стремления помогать собственному ребенку. При этом речь идет о семьях, относящихся к категории социально неблагополучных. Интересы ребенка в них часто не учитываются, такие родители всячески сопротивляются взаимодействию с инспектором.

Барьеры отношения отражают то, как человек относится к собеседнику и как воспринимает его на личностном уровне. Зачастую родители при взаимодействии с инспектором заблаговременно выступают сторонниками негативной позиции по отношению к должностному лицу, поскольку предметом их встречи, как правило, является уже совершенное подростком правонарушение/преступление, а инспектор для родителя становится тем, кто уполномочен применить меры наказания по отношению к его ребенку. Следовательно, нередки случаи, когда родители несовершеннолетнего заранее занимают оборонительную позицию, препятствуя таким образом установлению контакта с инспектором [17, с. 46], который, в свою очередь, должен обладать умением преодолеть эту стену, убедить, что он, как и родитель, стремится защитить несовершеннолетнего и действует исключительно в его интересах. Задачей инспектора является не принятие карательных мер, а защита, выражающаяся в предупреждении совершения правонарушений/преступлений, влекущих более тяжкие последствия.

Особенность всех этих барьеров заключается в том, что вне зависимости от готовности к общению родителя, воспитывающего подростка, инспектор по делам несовершеннолетних должен осознавать необходимость установления психологического контакта и обладать умением доказывать родителям значимость взаимодействия в интересах их несовершеннолетнего ребенка.

Немаловажным для осуществления этой задачи является демонстрация инспектором по делам несовершеннолетних собственных авторитета, высокого профессионализма и уверенности в верности принимаемых им решений. При этом уполномоченному необходимо использовать различные психологические приемы, позволяющие расположить человека к себе, отмечать положительные стороны личности, находить и проявлять общность намерений и взглядов, поддерживать всяческие стремления к содействию, обладать навыками убеждения и внушения.

Ссылки:

1. Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М., 2011. 599 с.

2. Гладкова З.В. Дифференциация концептуальных интерпретаций понятия «коммуникация» в современной философии // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 166. С. 71 -76.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2014. 573 с.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб., 2003. 615 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.

6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. М., 1987. 207 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». 5-е изд., стер. М., 2008. 365 с.

8. Миронова О.И. Субъектно-психологическая концепция вынужденных контактов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. 306 с.

9. Hargie O. Skilled Interpersonal Communication: Research, Theory and Practice. L., 2016. 658 p. https://doi.org/10.4324/9781315741901.

10. Adler R.B., Rodman G.R., Du Pré A. Understanding Human Communication. Oxford, 2016. 480 p.

11. Маслоу А. Мотивация и личность : пер с англ. 3-е изд. СПб., 2011. 351 с.

12. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2017. 237 с.

13. Воробьева Е.А. Профессионально-психологические особенности контактности следователей в условиях допроса : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 266 с.

14. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982. 40 с.

15. Миронова О.И. Социальная психология: межличностные контакты. Вынужденный контакт : курс лекций. Тамбов, 2011. 145 с.

16. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика : учебник для студентов учреждений высшего образования по юридическим специальностям. Минск, 2012. 318 с.

17. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Психологические барьеры в процессе общения : учебное пособие. Нальчик, 2012. 92 с.

References:

Adler, RB, Rodman, GR & Du Pré, A 2016, Understanding Human Communication, Oxford, 480 p.

Bodalev, AA (ed.) 2011, Psychology of Communication: an Encyclopedic Dictionary, Moscow, 599 p., (in Russian).

Bodalev, AA 1996, Psychology of Communication, Moscow, Voronezh, 256 p., (in Russian).

Dobrovich, AB 1987, Information on Psychology and Mental Health in the Context of Communication for Educator: a Book for Teachers and Parents, Moscow, 207 p., (in Russian).

Filonov, LB 1982, Psychological Aspects of Establishing Contacts between People. Contact Interaction Methods, Pushchino, 40 p., (in Russian).

Gladkova, ZV 2011, 'Differentiation of Conceptual Interpretations of the Term 'Communication' in Modern Philosophy', Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii, no. 166, pp. 71 -76, (in Russian).

Hargie, O 2016, Skilled Interpersonal Communication: Research, Theory and Practice, London, 658 p., https://doi.org/10.4324/9781315741901.

Ilyin, EP 2014, Psychology of Communication and Interpersonal Relationships, St. Petersburg, 573 p., (in Russian).

Kagermazova, LTs & Abakumova, IV 2012, Psychological Barriers during Communication: a Study Guide, Nalchik, 92 p., (in Russian).

Leontiev, AA 2008, Psychology of Communication: a Study Guide for Psychology Students, 5th ed., Moscow, 365 p., (in Russian).

Maslow, A 2011, Motivation and Personality, 3rd ed., St. Petersburg, 351 p., (in Russian).

Mironova, OI 2011, Social Psychology: Interpersonal Contacts. Forced Contact: a Course of Lectures, Tambov, 145 p., (in Russian).

Mironova, OI 2018, The Person-centered Psychological Concept of Forced Contact, 2nd ed., Moscow, 306 p., (in Russian).

Parygin, BD 2003, Social Psychology: a Study Guide for Psychology Students, St. Petersburg, 615 p., (in Russian).

Porubov, NI & Porubov, AN 2012, Legal Ethics: a Textbook for Law Students, Minsk, 318 p., (in Russian).

Rogers, CR 2017, On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy, Moscow, 237 p., (in Russian).

Vorobyova, EA 2003, Professional and Psychological Aspects of Contacts of Investigators during Interrogation, Moscow, 266 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.