Научная статья на тему 'Проблемы управления в государственном учреждении (на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Неклиновского района Ростовской области)'

Проблемы управления в государственном учреждении (на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Неклиновского района Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Елена Викторовна, Грунтовская Анастасия Игоревна

Статья посвящена особенностям управления государственными учреждениями на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Неклиновского района Ростовской области. Произведен анализ эффективности деятельности учреждения на основе показателей. Далее предложена новая модель управления в исследуемом учреждении с обоснованием эффекта от её внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления в государственном учреждении (на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Неклиновского района Ростовской области)»

Е.В. КОРНИЕНКО

Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

А.И. ГРУНТОВСКАЯ

Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена особенностям управления государственными учреждениями на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Нек-линовского района Ростовской области. Произведен

анализ эффективности деятельности учреждения на основе показателей. Далее предложена новая модель управления в исследуемом учреждении с обоснованием эффекта от её внедрения.

Управление государственным учреждением, Федеральная служба судебных приставов, критерии эффективности.

Тематический рубрикатор e-Library: 04.21.61

E. KORNIENKO, A. GRUNTOVSKAYA

PROBLEMS OF MANAGEMENT IN A PUBLIC INSTITUTION (FOR EXAMPLE, THE DEPARTMENT OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF THE NEKLINOVSKY DISTRICT OF THE ROSTOV REGION)

The article is devoted to the peculiarities of management of public institutions on the example of the Department of the Federal bailiff service of the Neklinovsky district of the Rostov region. The analysis

of efficiency of activity of organization on the basis of indicators is made. Further, a new model of management in the studied institution with the justification of the effect of its implementation is proposed.

Management of public institution, Federal bailiff service, efficiency criteria

Эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Система управления в учреждении построена таким образом, чтобы все протекающие в нем процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда и то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом, способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач [1].

Управление государственным учреждением обычно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время ключевые закономерности всеобщего управления, анализируемые в традиционных руководствах и учебниках, обнаруживаются в управлении государственными учреждениями. Управление в государственной службе имеет те же основные черты, что и управление в коммерческой организации. Само управление в государственной службе осуществляется через его основополагающие функции: пла-

нирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Деление управленческого труда нормативно фиксируется в организационной структуре, а повторяющиеся и обыденные действия - в управленческих процедурах.

В частности, в процессе управления государственным учреждением устанавливаются цели, формируются ценности, оформляются планы и проекты действий, фиксируются управленческие процедуры, складывается и совершенствуется организационная структура управления. Во всех учреждениях в рамках управления штатом вводятся те или другие мотива-ционные системы, отрабатываются способы приема на работу и продвижения по карьерной лестнице. В каждом учреждении фиксируются соответственные процедуры контроля. Специфика управления государственным учреждением предварительно проявляется в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Все эти особенности в совокупности определяют стратегическое управление государственным учреждением. Данный вид управления применяется для формирования границ между текущим управлением на уровне учреждения и осуществляемым на высшем уровне. Это необходимо

для своевременного реагирования на происходящие изменения и проблемы внутри учреждения.

Для оценки эффективности госуправления и деятельности органов государственной власти необходимы оценочные технологии и процедуры, которые были бы устойчивыми, объективными и позволяли своевременно корректировать деятельность органов государственной власти [2].

Рассмотрим проблемы управления государственным учреждением на примере отдела Федеральной службы судебных приставов Неклиновского района Ростовской области (далее - ФССП). Федеральная служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по учреждению способа организации деятельности судов, реализации судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, и, кроме того, выполняющий правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности [3].

Деятельность данной организации строится на определенных показателях, которые необходимо выполнять и отчитываться об этом в квартальных отчетах [4]. Такими показателями деятельности отдела ФССП по Неклиновскому району в сфере исполнительного производства считается количество возбужденных исполнительных производств. Анализируя количество возбужденных исполнительных производств с сентября 2016 по сентябрь 2018 г., можно наблюдать высокий рост количества дел: с сентября 2016 по сентябрь 2017 г. - 14240 исполнительных производств, с сентября 2017 по сентябрь 2018 г. - 17787 исполнительных производств (табл. 1). В приведенной таблице обозначена информация по количеству исполнительных производств по взысканиям с сентября 2016 по сентябрь 2018 г., где с сентября 2016 по сентябрь 2017 г. - 9125, с сентября 2017 г. по сентябрь 2018 г. - 10262. Приведенные данные свидетельствуют о значительном увеличении по всем видам исполнительных взысканий (табл. 2).

Таблица 1

Динамика возбужденных исполнительных

производств

С сентября 2016 по сентябрь 2017 г. С сентября 2017 по сентябрь 2018 г.

9 125 10 262

Разница - 1137 (11 %)

Вывод: с сентября 2016 по сентябрь 2018 г. количество исполнительных производств увеличилось на 1137 (на 11 %)

Таблица 2

Показатели количества возбужденных

Анализ второго показателя - количества фактического исполнения требований исполнительных документов показал снижение оконченных дел фактическим исполнением (табл. 3).

Таблица 3

Показатели фактического окончания дел

с сентября 2016 по _ сентябрь 2018 г.

Показатели С сентября 2016 по сентябрь 2017 г. С сентября 2017 по сентябрь 2018 г. Относительная разница Абсолютная разница

Штрафы ГИБДД 854 842 1,4 % 12

ПФР 743 608 18,1 % 135

Кредитные платежи физ. лиц 530 507 4,3% 23

ФНС 1 543 943 38,8% 600

ЗП 356 349 1,9% 7

Алименты 673 539 19,9% 134

ИТОГО 4699 3788 119,3% 911

На основании данных показателей можно заметить снижение оконченных дел фактическим исполнением. Это объясняется тем, что упала платежеспособность населения и юридических лиц, увеличились окончания возвращением исполнительного документа взыскателям по основаниям, предусмотренным ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в связи с отсутствием у должников имущества и денежных средств). Проанализируем третий показатель -степень влияния реализации имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов. В табл. 4 приведены показатели реализации арестованного имущества с сентября 2016 по сентябрь 2018 г., где наблюдается значительное снижение взысканных сумм.

Таблица 4

Показатели реализации арестованного имущества

Показатель С сентября 2016 по сентябрь 2017 г. С сентября 2017 по сентябрь 2018 г. Разница

Сумма вырученных от реализации имущества денежных средств (руб.) 251 549 204 802 46 747

Сумма, взысканная в рамках исполнительного производства (руб.) 241549 204802 36747

Итого 493 098 409 603 83 494

Если оценивать объем работы одного рядового судебного пристава-исполнителя с сентября 2016 по сентябрь 2018 г., то необходимо проследить динамику увеличения количества исполнительных документов, находящихся в производстве, на единицу работника (табл. 5).

Эти факты вызваны значительным сокращением в ФССП данного района. Например, с сентября 2016 по сентябрь 2017 г. среднее окончание исполнительных производств составило на одного пристава-исполнителя около 30-50 исполнительных производств в неделю, а с сентября 2017 по сентябрь 2018 г. эта цифра возросла до 60-75 исполнительных производств.

исполнительных производств

Название С сентября 2016 по сентябрь 2017 г. С сентября 2017 по сентябрь 2018 г.

Кредитные платежи 1530 1903

ИФНС 2795 2443

Заработная плата 442 803

Штрафы ГИБДД 2416 2983

ГУ ПФР 1942 2130

Таблица 5

Объем работы одного судебного

прист ава-исполнителя_

Показатели С сентября 2016 по сентябрь 2017г. С сентября 2017 по сентябрь 2018г.

Штрафы ГИБДД 483 745

ПФР 388 532

Кредитные 306 475

платежи

ФНС 400 400

Коммунальные 159 210

платежи

Алименты 88 200

ИТОГО 1824 2562

Разница: 738

Отметим, что в Неклиновском районе повысился уровень задолженности. Основными причинами этого являются безработица и бедность жителей района, которые приводят к неисполнению судебных и иных актов исполнительного производства. Одним из немаловажных факторов эффективности работы службы судебных приставов Неклиновского района является внедрение информационных технологий для решения поставленных задач.

Для данного учреждения основными проблемами являются текучесть кадров, которая приводит к несоответствию стандарта необходимых знаний сотрудников (низкий уровень компетентности судебных приставов в маленьких отделах), напряженность работы и снижение эффективности деятельности учреждения (невыполнение поставленных показателей), отсутствие стимулирования и мотивирования, низкий уровень дисциплины труда, а также отсутствие должного взаимодействия с другими организациями и учреждениями.

Для решения данных проблем необходимо вносить инновации в управление и деятельность отдела ФССП по Неклиновскому району, где ключевым моментом будет выступать новая модель управления. Это приведет к повышению эффективности деятельности и созданию возможностей для решения проблем.

Новая модель управления в отделе ФССП по Неклиновскому району должна включать в себя постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости, а главное - разработку стимулирования и мотивирования работников данного отдела.

Таким образом, в процессе становления новой модели управления изменится и процедура самого контроля в учреждении. К внутреннему контролю учреждения руководителями и вышестоящими органами необходимо добавить контроль со стороны, который будет осуществляться как непосредственно гражданами и организациями, обращающимися в данный отдел, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации. Это сделает контроль более жестким, однако улучшит показатели деятельности учреждения.

Введение модели управления несет в себе социальную эффективность, но сложность определения контроля и итог социального результата улучшения деятельности отдела проявится далеко не сразу и

будет зависеть от множества как внутренних (взаимоотношения в коллективе, размер заработной платы, состояние рабочего места и т.д.), так и внешних факторов (социальное положение в районе, миграция, инфляция, информатизация и т.д.).

Однако конечный социальный эффект выражается, прежде всего, в качестве жизни населения в целом, методы измерения которого пока недостаточно разработаны.

Для уточнения и анализа эффективности управления в отделе ФССП Неклиновского района было проведено исследование на основе статистических данных деятельности организации с сентября 2016 по сентябрь 2017 г.

Были рассмотрели показатели эффективности управления государственным учреждением. Для этого использовались количественные (укомплектованность подразделения, стаж работы руководителя и работников др.) и качественные критерии эффективности управления отделом ФССП Неклиновского района, а именно была произведена оценка эффективности деятельности персонала (табл. 6). Для этого была использована пятибалльная шкала оценки сотрудников (15 человек), где общая оценка от 0 до 29 считается низкой, от 30 до 49 - средней, от 50 до 55 высокой.

Таблица 6

Количественная и качественная оценка эффективности персонала за 2017 г._

Количественная Качественная

Укомплектованность подразделения - 15 человек Профессиональная квалификация - 3 балла

Стаж работы сотрудников более 3 лет - 6 человек Общий интеллектуальный и творческий уровень персонала - 4 балла

Средний стаж работы сотрудников - 2 года Способность к обучению и восприятию нововведений - 4 балла

Количество работников, уволенных за несоответствие должностному регламенту, - 0 человек Способность к адаптации в изменяющихся условиях - 4 балла

Количество работников в декретном отпуске - 3 человека Владение смежными профессиями и специальностями - 4 балла

Количество работников, уволенных по собственной инициативе, - 9 человек Степень ответственности - 5 баллов

Личностные качества - 4 балла

Имеющиеся достижения в работе - 4 балла

Инициативность - 4 балла

Удовлетворенность работой - 3 балла

Нацеленность на результат - 3 балла

Итог: 44 балла - средняя оценка

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что отдел ФССП по Неклинов-скому району имеет среднюю оценку эффективности управления. Основными проблемами выступают текучесть кадров, отсутствие определенных навыков

и умений работников, а также слабый уровень стимулирования и мотивирования труда.

Поэтому необходимо усилить систему управления по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация и контроль над усовершенствованием, специализацией и прохождением сертификационных циклов работниками, а также учет своевременности подтверждения или получения квалификационных категорий персонала;

- подготовка резерва руководящего состава;

- создание бонусной программы (премирование, добавка процента к окладу за выполнение показателей);

- проведение семинаров и лекций по внедрению информационных технологий;

- привлечение для совместного сотрудничества граждан и организации (взыскателей);

- создание журнала дисциплинарных правонарушений.

Таким образом, устранение выявленных проблем позволит привлечь молодых специалистов в данную сферу, что повысит компетентность работников и качество предоставляемых услуг, снизит текучесть кадров.

Для выполнения показателей, определенных на 2018-й и последующие годы, установленных в сфере принудительного исполнения, необходимо рекомендовать следующие мероприятия с учетом приоритетных направлений деятельности:

- основной контроль должен быть обращен на взыскания денежных средств, которые находятся у должников в кредитных организациях или банках. Необходимо отметить, что проблема возникает в момент списания денежных средств, поскольку счета должников не имеют пометки «запрет» в программе АИС ФССП. Это относится к социальным счетам граждан (пенсионеров, студентов, женщин-декретниц) и означает, что банки, взаимодействующие с ФССП России, не предоставляют полные сведения о назначении счета должника;

- необходимо разработать и усовершенствовать электронное взаимодействие с государственными и иными регистрирующими органами для выявления должников, проходящих по учетам соответствующих органов (ОПФР по Неклиновскому району, УФСИН по Неклиновскому району, ГИБДД по Неклиновскому району и т.д.);

- проведение совместных проверок с предприятиями в сфере ЖКХ, ТЭК, банками и кредитными организациями, физическими и юридическими лицами;

- усиление контроля за работой отдела ФССП Неклиновского района, активизация проверок оперативного анализа показателей по различным направлениям;

- решение кадровых задач, в том числе посредством реализации института кураторства, наставничества, что приведет к уменьшению количества полномочий;

- повышение уровня заработной платы судебных приставов для улучшения мотивации к повышению производительности труда. Кроме упомя-

нутых действий, следует принимать во внимание опыт прошедших лет и положительный опыт штатных мероприятий. Положительным опытом считается оформление рейдов на пункте регистрации автотранспорта ГИБДД. Также была организована работа по централизованному сопоставлению баз данных с целью выявления должников, проходящих по учетам государственных и регистрирующих органов:

• с ГУ ОПФР по Неклиновскому району -определение должников, получателей пенсий или снятых с учета в связи с убытием в другие регионы, в связи со смертью;

• с УФНС по Неклиновскому району - выявление организаций, находящихся в различных процедурах банкротства; организаций, подпадающих под признаки недействующих; организаций, исключенных из ЕГРЮЛ; организаций, снятых с учета по Неклиновскому району, в связи с постановкой на учет в других регионах.

Так, благодаря взаимодействию с другими организациями и учреждениями по итогам прошлого года установлено 24 должника, что свидетельствует о явной помощи по розыску (при поддержке операторов мобильной связи определен 21 должник) [5]. Установлено безвестно отсутствующих 7 должников в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов, что помогло взыскателям оформить алименты на детей. Помимо прочего данному отделу нужно заниматься совместной деятельностью с уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области, что поможет снизить количество обращений по вопросам взыскания алиментов.

Основной задачей отдела организационно-контрольной работы на ежемесячной основе должно стать ведение таблицы нарушений представления форм ведомственной статистической отчетности, на базе которой поквартально обязаны подготавливаться и посылаться для исследования обзоры о состоянии статистической дисциплины в подразделение управления. Контроль системы знания ВСО и достоверности представляемой информации необходимо проводить с помощью плановых проверок. Это упростит работу отдела и поспособствует формированию дисциплины труда.

Для достижения высоких оценок работы отдела ФССП Неклиновского района в 2018 г. необходимо предложить определенную стратегию управления внутри учреждения. Структура стратегии зависит непосредственно от поставленной цели и выбора объектов управления, на которые будут направлены предложенные программы.

Целесообразность данной стратегии заключается в изучении будущих рисков и возможностей. Основными задачами стратегии будут выступать:

1) развитие кадровых возможностей работников, что позволит избежать текучести кадров и поможет привлечь наилучших специалистов на рынке труда для успешной работы в данной области;

2) повышение производительности труда работников учреждения, что поспособствует внедрению стимулирования труда, а также премирование;

3) рост репутации на местном уровне и в области;

4) улучшение информирования граждан через сеть интернет и СМИ;

5) достижение стабильности и устойчивости развития учреждения в долгосрочной перспективе;

6) привлечение инвестиционных капиталов;

7) сохранение социальной стабильности в обществе;

8) создание благотворительных пожертвований, выделяемых учреждением для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме, а также корпоративное волонтёрство. Данная стратегия будет направлена на работников

отдела ФССП по Неклиновскому району. Срок внедрения данной модели управления займёт не меньше года, поскольку это мероприятие требует определенных денежных затрат, времени и ознакомления сотрудников с ней. Следует также отметить этапы внедрения данной системы управления: 1) необходимо проанализировать прежнюю модель управления в отделе ФССП по Неклиновскому району, проработать нормативные акты, изучить модели управления в других государственных учреждениях;

провести внутренний опрос - анкетирование сотрудников, в котором будут отражены пожелания работников и их жалобы; на основании полученных данных разработать план мероприятий по внедрению новой системы управления и предложить изменения на совеща-

2)

3)

4) просчитать затраты и определить участников при реализации мероприятий;

5) утвердить план мероприятий по реализации модели управления и назначить ответственных, согласовать его с вышестоящим руководством;

6) ознакомить сотрудников с внутренними изменениями под роспись.

Участниками данного проекта будут выступать сотрудники учреждения, руководство отдела ФССП по Неклиновскому району, а также вышестоящее руководство отдела на региональном уровне.

Таким образом, можно сформировать мероприятия по повышению эффективности управления отделом ФССП Неклиновского района и назначить ответственных (табл. 7).

Ожидаемый результат от внедрения программы выражается в снижении текучести кадров; повышении морального духа и квалификации персонала; установлении тесной взаимосвязи с органами местного самоуправления; привлечении инвестиций из местного и регионального бюджета т.д. Эффект программы по отношению к обществу может выражаться в улучшении материального благополучия граждан и адресной помощи ветеранам. Кроме того, социальная эффективность в первую очередь будет проявляться в виде удовлетворения потребностей работников на рабочем месте, а руководителям учреждения обеспечит возможность контроля в демократических условиях.

нии;

Ст

пук-тура

программ организации отдела ФССП Неклиновского района

Таблица 7

Наименование мероприятия

Элемент

Объекты

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1. Социальная поддержка граждан

Безопасность труда; стабильность заработной платы; оказание помощи работникам в критических ситуациях

Зам. главного судебного пристава

До конца 2019 года

Выполнение обязательств по социальной поддержке граждан, создание благоприятных условий для жизнедеятельности

2. Государственная программа развития здравоохранения

Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

Зам. главного судебного пристава

1 этап 20.08.2018 -

20.10.2018

2 этап 21.10.2018 -

22.12.2018

Повышение качества и доступности санаторно-курортного лечения населения. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи работникам ФССП и членам их семей

3. Программа «Юстиция»

Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы переподготовки и повышения квалификации

Отдел ФССП по Неклиновскому району

01.01.2018 12.12.2020

Повышение уровня материальных и социальных гарантий СПИ и иных должностных лиц ФССП. Привлечение квалифицированных кадров в ФССП_

4. Благотворительные

пожертвования

Спонсорство и корпоративная благотворительность

Отдел ФССП по Неклиновскому району

Постоянно

Поддержание детей из неблагополучных семей и семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию_

В результате реализации мероприятий сотрудники станут более квалифицированными и компетентными, что приведет к уменьшению количества жалоб со стороны граждан, а у сотрудников появится стимул для выполнения намеченных планов на основании мотивирования.

Данные мероприятия также позволят раскрыть возможности лояльного управления и контроля со стороны руководства, что, в свою очередь, приведёт к улучшению и совершенствованию системы управления внутри отдела.

Тем самым, работники смогут использовать следующие возможности: самообразование; культурное развитие; участие в общественной жизни; льготы; развитие коммуникации; охрана здоровья и безопасность труда.

На основании вышеизложенного и изученного можно сформулировать следующий вывод. Предложенные мероприятия - это целостная система, имеющая долгосрочные перспективы и позволяющая эффективно, минимизируя риски, решать общественные и внутрикадровые проблемы. Разработка программ и мероприятий позволит отделу ФССП по Неклиновскому району ответственно подходить к своей деятельности, рассматривать ее воздействие на кадры в перспективе, предвидя проблемы и решая их.

В заключение отметим, что система законодательства об исполнительном производстве в Российской Федерации все еще недостаточно эффективна и требует постоянного совершенствования, в первую очередь, путем пересмотра существующих и принятия дополнительных правовых норм, касающихся оплаты труда судебных приставов, вопроса обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и оперативного принятия мер по обращениям и жалобам взыскателей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» в рамках научно-исследовательского проекта № 18-01 «Повышение эффективности и результативности государственного и муниципального управления». Руководитель проекта: канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры управления Е.В. Корниенко.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонов М.В. Практические методы эффективного управления в государственном учреждении/ М.В. Антонов // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8620/

2. Баранова В.В., Фокин О.М. Оценка эффективности государственного управления/ В.В. Баранова, О.М. Фокин // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: материалы межвузовской научно-практической конференции. - Воронеж, 2016.

3. Положение о Федеральной службе судебных приставов (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - URL:http://base.garant.ru/ 12137241/#ixzz5XEUH4VSM

4. Методические рекомендации по подсчету показателей деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ред. от 26.03.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://lawru.info/dok/2012/04/17/n175106.htm

5. Отчет о деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области за первое полугодие 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://r61.fssprus.ru/otchet_o_ dejatelnosti_upravlenij

© Елена Викторовна Корниенко, 2018 © Анастасия Игоревна Грунтовская, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.